Решение Архангельского областного суда
от 4 октября 2013 г. N 3-57
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре Баевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Архангельской области от 03 июля 2013 года N 287-пп "Об утверждении порядка осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области",
установил:
03 июля 2013 года Правительством Архангельской области принято постановление N 287-пп, которым утвержден Порядок осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 01 октября 2013 года N 457-пп внесены изменения в Порядок осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области.
В действующей редакции вышеназванный Порядок содержит следующие положения:
"1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии со статьей 18 областного закона от 27 июня 2007 года N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений", регулирует отношения, возникающие между покупателями лесных насаждений, заготавливающими древесину в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области (далее - покупатели лесных насаждений), и территориальными органами министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - лесничества или лесопарк), в целях установления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области.
2. В целях осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области, покупатели лесных насаждений обязаны представить в лесничество или лесопарк не позднее 30 дней со дня окончания срока действия договора купли-продажи лесных насаждений письменную информацию о целевом использовании древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области (далее - информация о целевом использовании древесины), по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
3. В случае непредставления информации о целевом использовании древесины или в случае использования покупателем лесных насаждений древесины, заготовленной по заключенному договору купли-продажи лесных насаждений, на цели, не соответствующие условиям ее получения, определенным договором купли-продажи лесных насаждений, покупатель лесных насаждений несет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
4. Информация о нарушениях, установленных в ходе мероприятий по контролю за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области, направляется в правоохранительные органы".
В приложении к Порядку приведена форма предоставляемой информации о целевом использовании древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области.
Данный нормативный правовой акт в первоначальной редакции опубликован в печатном издании "Волна" N 27, 16 июля 2013 года, постановление, создающее действующую редакцию, обнародовано 1 октября 2013 года посредством размещения на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими названных положений, ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству - пункту 1 статьи 1, пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 49 Лесного кодекса Российской Федерации. Указал, что оспариваемый правовой акт нарушает права покупателей лесных насаждений, поскольку вторгается в сферу гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении покупателями полномочий собственника приобретенной по договорам купли-продажи древесины, возлагает на них не предусмотренную законом обязанность по представлению информации о целевом использовании древесины.
В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С. заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Архангельской области Иванов А.М. не согласился с заявлением прокурора, сославшись на то, что вопросы контроля целевого использования древесины, заготовленной в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, находятся в области лесных отношений (административно-публичных), а не гражданско-правовых. По данным вопросам субъект Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование.
Выслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к данным полномочиям относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений определяется в соответствии со статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации.
В статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации дано понятие отношений, регулируемых лесным законодательством. Лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Заготовка древесины, как указано в части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
По общему правилу, установленному частью 8 названной статьи, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, что предусмотрено частью 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
В части 1 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом (часть 3 статьи 75 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины, то есть законодательно закреплены существенные, обязательные условия договоров данного вида.
Из анализа приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что регулирование лесных отношений применительно к заготовке древесины включает в себя контроль за деятельностью, связанной с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Эти вопросы на федеральном уровне урегулированы, частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает Правила заготовки древесины.
Оспариваемый прокурором нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие между покупателями лесных насаждений и территориальными органами министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в целях установления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области.
Однако ни вышеприведенные нормы Лесного кодекса Российской Федерации, ни Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337, не содержат положений, устанавливающих как формы, так и саму возможность контроля за целевым использованием заготовленной древесины, в том числе в случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Субъект Российской Федерации, как это следует из подпункта 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации, не наделен полномочиями по регулированию контроля за целевым использованием древесины, заготовленной на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Применительно к лесным отношениям пределы полномочий собственников лесных участков - субъектов Российской Федерации ограничены лесным законодательством.
Оборот уже заготовленной древесины регулируется гражданским законодательством, обязательства перед собственниками лесных участков (не исключая публично-правовые образования), как указано в пункте 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут возникать из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в названном Кодексе.
В числе обязательств, возникающих из договора купли-продажи (глава 30 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации), не указана обязанность покупателя представлять продавцу отчеты о целевом использовании приобретенной вещи (товара).
Представляется, что вопросы целевого использования заготовленной древесины должны разрешаться законами субъектов Российской Федерации при определении ограниченных случаев, признаваемых исключительными, в которых допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Следует согласиться с прокурором, что оспариваемыми положениями на покупателей лесных насаждений возлагается не предусмотренная законом обязанность по предоставлению информации о целевом использовании заготовленной древесины под угрозой привлечения к административной ответственности, направления информации в правоохранительные органы.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку очевидно, что оспариваемые положения применялись территориальными органами министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, их следует признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу постановление Правительства Архангельской области от 03 июля 2013 года N 287-пп "Об утверждении порядка осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области" (в редакции от 01 октября 2013 года).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 4 октября 2013 г. N 3-57
Текст решения официально опубликован не был