Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Архангельской области
от 28 июля 2010 г. N 222-пп
Концепция
развития туризма в Архангельской области
Концепция развития туризма в Архангельской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение правовой, организационной и экономической среды для формирования конкурентоспособного кластера внутреннего и въездного туризма в Архангельской области и определяет основные ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и туристских организаций в Архангельской области.
Концепция разработана в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренной распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48.
Правовой основой разработки Концепции являются:
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 06 мая 2008 года N 51;
областной закон от 07 июля 1999 года N 149-23-ОЗ "О туризме в Архангельской области";
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренная распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48.
I. Характеристика современной туристской индустрии Архангельской области
1. Въездной туристский поток
Туристская отрасль Архангельской области характеризуется положительной динамикой въездного туристского потока (в 2007 году - 246,7 тыс. человек, в 2008 году - 266,4 тыс. человек).
Доля иностранных туристов, прибывших в регион в 2007 и 2008 годах, составила соответственно 9,8 процента и 5,1 процента. Среди стран, лидирующих по прибытиям своих граждан в Архангельскую область, - Германия, Италия, Великобритания и страны Баренцева/Евроарктического региона (Норвегия, Финляндия и Швеция).
По целям пребывания в Архангельской области структура въездного туристского потока представлена следующим образом:
с деловой целью - 53 процента;
с целью досуга, рекреации и отдыха - 13,7 процента;
с целью лечения и профилактики - 8,1 процента;
с прочими целями - 25,2 процента.
По продолжительности пребывания в Архангельской области 69 процентов туристов находятся в регионе от 1 до 3 дней, 5,3 процента - от 8 до 14 дней.
2. Информационное сопровождение туристской отрасли
В целях продвижения туристско-рекреационного потенциала Архангельской области создан официальный туристский интернет-портал, действуют туристские информационные центры в городе Архангельске, Котласском, Устьянском и Пинежском районах.
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и организации туристской индустрии Архангельской области регулярно участвуют в крупнейших межрегиональных и международных туристских выставках и ярмарках в России и за рубежом.
3. Характеристика туристического потенциала Архангельской области
Природно-географические ресурсы
Архангельская область входит в состав крупной рекреационной зоны - Север России с относительно благоприятными природными ресурсами, богатым культурным наследием и стабильной политической обстановкой. Каждый из районов Архангельской области - это природно-географическая, историко-культурная самобытность.
Архангельская область расположена в трех климатических поясах (арктическом, субарктическом, умеренном) и четырех природных зонах (арктических пустынь, тундры, лесотундры и тайги), 47 процентов ее площади - это арктические пустыни, тундра и лесотундра с суровыми природными условиями, длительной полярной ночью, безлесьем, ледниками, 53 процента территории области расположено в тайге.
Покровные ледники, айсберги, фьорды, белые медведи, птичьи базары Арктики, бескрайние тундра и лесотундра привлекают любителей экстремального туризма. Разнообразие рельефа от приморских заболоченных и приречных низин до возвышенностей Ветреного Пояса и Тиманского кряжа создает пересеченный характер местности, благоприятный для различных видов спортивного туризма. На участках, сложенных известняками, встречаются карстовые формы рельефа, открывающие неограниченные возможности для спелеотуризма.
Продолжительная зима и устойчивый снежный покров создают благоприятные условия для всех видов зимнего спортивного туризма на лыжах, собачьих и оленьих упряжках, снегоходах.
Территория Архангельской области значительно обводнена. На севере на протяжении 3 тыс. км она омывается водами Белого, Баренцева и Карского морей. В ее пределах протекает около 72 тыс. рек и ручьев, 95 процентов из которых имеют протяженность менее 10 км. В Архангельской области около 190 тыс. озер с площадью зеркала более 1 гектара. Любители водного туризма на плотах, лодках, байдарках, яхтах, теплоходах могут совершать походы по маршрутам любой категории сложности. Прямой выход Архангельской области в Белое море и далее в открытый океан обеспечивает перспективное развитие въездного круизного туризма.
Минеральные воды и лечебные грязи в сочетании с чистым лесным воздухом, богатым фитонцидами, способствуют организации лечебно-оздоровительного туризма.
Богат и разнообразен растительный и животный мир Архангельской области, что создает все условия для промыслового туризма. В разрешенные сроки путешествия по бескрайним северным лесам можно сочетать с охотой и рыбалкой, сбором грибов, ягод, лекарственных растений.
На территории Архангельской области имеются все необходимые ресурсы для развития экологического туризма - одного из наиболее приоритетных направлений туристического бизнеса как в России, так и за рубежом. Только особо охраняемые природные территории в Архангельской области занимают около 7 процентов ее площади.
Культурно-исторические ресурсы
Территория Архангельской области обладает уникальными культурными, историческими, археологическими и архитектурными объектами, которые открывают широкие возможности для развития культурно-познавательного туризма. Выявлено около 10 тыс. памятников, охраняемых государством, в том числе 1421 памятник федерального значения. Далеко за пределами Архангельской области известны средневековые городища, фортификационные сооружения Новодвинской крепости и Соловецкого кремля, каменные и деревянные памятники северной архитектуры. Монументальные соборы Каргополя и Сольвычегодска, церкви и часовни Кенозерского национального парка, избы, мельницы и амбары музея Малые Корелы свидетельствуют об умении местных мастеров сочетать рациональную планировку с большой художественной выразительностью природы.
Интересны для туристов и места, откуда уходили в неизвестные края русские землепроходцы - Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Поярков (Сольвычегодская земля), где жили и творили хранители и продолжатели русского народного творчества - Мария Кривополенова (Пинежье), Степан Писахов и Борис Шергин (Архангельск), Александр Борисов (Красноборск), Николай Рубцов (Емецк, Архангельск), Федор Абрамов (Веркола).
Русский Север сохранил многие православные святыни (Соловецкий, Крестный, Антониево-Сийский, Веркольский, Сурский, Ошевенский монастыри). Они привлекают внимание верующих и туристов и способствуют развитию паломнического туризма.
Архангельская область знаменита своими народными промыслами - холмогорской резьбой по кости, каргопольской игрушкой, резьбой по дереву, плетением из бересты, вязанием и вышиванием.
Наличие северных деревень, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения, способствует развитию сельского туризма и росту жизненного уровня местного населения.
Далеко за пределами Архангельской области известны "Дни джаза" в Архангельске и на Соловецких островах, Европейская весна и международный фестиваль уличных театров в Архангельске, праздник народных мастеров России и фестиваль колокольного искусства "Хрустальные звоны" в Каргополе, фестиваль "Медовый спас" и ярмарка "Устьянская ссыпчина" в Устьянском районе, фестиваль Козьмы Пруткова в Котласском районе, международные кинофестивали и спортивные чемпионаты. Это способствует развитию событийного туризма.
В силу своего географического расположения Архангельская область является активным участником международного партнерства по линии Баренцева/Евроарктического региона и Европейского Союза. Внешнеэкономические связи региона, а также потенциал проектного сотрудничества создает предпосылки для расширения делового туризма.
Активная деятельность юношества и подростков, реализуемая в рамках межрегионального и международного сотрудничества, открывает возможности для расширения молодежного туризма.
Структура туристского рынка
Количество коллективных средств размещения (гостиницы, общежития для приезжих, специализированные средства размещения) на территории Архангельской области составляет 120 единиц, из них гостиничного типа - 98 единиц, специализированные (санаторно-курортные организации, организации отдыха) - 22 единицы.
Число коллективных средств размещения гостиничного типа по городам и районам: в пяти городах Архангельской области - 22 единицы, в двадцати муниципальных образованиях - 12 единиц.
На туристском рынке региона туроператорскую и турагентскую деятельность осуществляют более 80 компаний, включая 14 туроператоров. На прием и обслуживание туристов на Русском Севере ориентированы 27 туркомпаний.
На 01 октября 2009 года в регионе действовало 330 предприятий общественного питания.
Транспорт
Железнодорожный транспорт. Архангельск имеет регулярное железнодорожное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманском. Внутреннее сообщение обеспечивается ежедневными поездами в административные центры Котласского, Пинежского, Вельского, Плесецкого, Онежского, Устьянского, Няндомского, Коношского районов. Общая протяженность железнодорожных путей внутри Архангельской области составляет 1771 км. Вокзалы не в полной мере отвечают современным требованиям по приему туристов.
Авиасообщение. Из Архангельского аэропорта осуществляются пассажирские перевозки в Москву, Санкт-Петербург, Мурманск, Нарьян-Мар, Тромсё (Норвегия, через Мурманск). В туристский сезон организуются чартерные международные рейсы в Египет, Турцию, Финляндию, Испанию, Грецию. Региональное авиасообщение обеспечивается рейсами ЗАО "Нордавиа - региональные авиалинии" и ОАО "2-ой объединенный авиаотряд". Основные маршруты: Архангельск - Соловки, Архангельск - Котлас, авиасообщение между населенными пунктами Приморского района.
Морской и речной транспорт. В летний сезон осуществляются речные круизы по основной речной артерии Архангельской области - реке Северной Двине. Общая протяженность внутренних водных путей составляет 3396 км.
Архангельск является городом захода круизных судов в летний период. Порт Архангельска при условии реконструкции и проведения дноуглубительных работ может принимать большие круизные суда. Отсутствует регулярное морское сообщение с Соловецкими островами. Основной туристский поток на Соловецкие острова обеспечивается морскими пассажирскими перевозками из Кеми (Республика Карелия).
Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт обслуживает внутригородские перевозки и перевозки между городами и населенными пунктами Архангельской области. Протяженность автомобильных дорог в Архангельской области составляет 17110 км, включая 10574 км дорог с твердым покрытием.
Трудовые ресурсы: наличие профессиональных кадров и их подготовка
Среднесписочная численность работников организаций в сфере туризма в 2008 году составила 7850 человек, включая работников туроператоров, турагентов и предприятий сферы гостиничного и ресторанного обслуживания.
Подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства осуществляют 5 учебных заведений:
а) высшее образование:
институт менеджмента государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный государственный медицинский университет" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (специальность "Социально-культурный сервис и туризм", квалификация "Специалист по сервису и туризму");
негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Международный институт управления (специальность "Социально-культурный сервис и туризм", квалификация "Менеджмент в туризме");
б) среднее профессиональное образование:
Архангельское педагогическое училище "Педагогический колледж" (специальность "Туризм", квалификация "Специалист по туристским услугам");
социально-экономический колледж Института управления и регионологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (специальность: "Гостиничный сервис", квалификация "Менеджер");
Архангельский торгово-экономический техникум (специальность "Гостиничный сервис", квалификация "Менеджер");
институт менеджмента государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный государственный медицинский университет (специальность: "Туризм", квалификация "Специалист по туристическим услугам").
По данным агентства по труду и занятости населения Архангельской области, прогнозная потребность в кадрах в сфере туризма и гостеприимства на 2015 год составляет около 260 человек со средним профессиональным и начальным профессиональным образованием.
Роль и место туризма в экономике Архангельской области
Средняя стоимость турпакета по Архангельской области составляет около 19 тыс. рублей за неделю отдыха.
Оборот туристского продукта в 2008 году составил 1046,7 млн. рублей.
Уровень инвестиций в сферу туризма в 2008 году составил около 186 млн. рублей.
Доля туризма в валовом региональном продукте Архангельской области в 2008 году составила менее 1 процента.
Объем реализованных услуг в сфере туризма в 2008 году составил более 1817,6 млн. рублей.
Производительность труда в сфере туризма в 2008 году составила 0,23 млн. рублей.
II. Факторы, сдерживающие развитие туризма в Архангельской области
1. Отсутствие системных научных исследований туристско-рекреационных зон, определения зон туристской привлекательности, допустимых экологических нагрузок и рисков для развития туризма. Необходимо обеспечение научного сопровождения развития туристской деятельности.
2. Инфраструктурные ограничения. Уровень развития инфраструктуры в значительной степени определяет рост экономики и инвестиционную привлекательность региона. Важными и проблемными для развития туризма в Архангельской области являются транспортно-логистическая и энергетическая инфраструктуры.
3. Низкая плотность и недостаточное развитие автомобильных и железных дорог.
4. Отсутствие круглогодичного автомобильного сообщения в сезонный период для ряда районов.
5. Дефицит генерирующих и передающих мощностей в районах потенциального развития туризма.
6. Недостаточный уровень деловой активности и развития предпринимательства.
7. Сложности с получением земельных участков под строительство и обеспеченностью земельных участков необходимой инфраструктурой.
8. Неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта.
9. Недостаточный уровень подготовки трудовых ресурсов для туристской отрасли. Действующая система подготовки кадров не позволяет готовить специалистов, в полной мере отвечающих требованиям современных туристских предприятий. Качество образовательных программ требует существенного пересмотра и улучшения. Происходит отток квалифицированных кадров в другие субъекты Российской Федерации ввиду отсутствия в Архангельской области достаточного количества рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда.
10. Отсутствие практики создания администрациями муниципальных образований Архангельской области благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру.
11. Практическое отсутствие государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей Архангельской области за рубежом.
III. Цели и задачи туристской индустрии в Архангельской области
Целью туристской индустрии является увеличение внутреннего и въездного туристских потоков в Архангельскую область и обеспечение повышения вклада туризма в социально-экономическое развитие региона при эффективном использовании и сохранении туристско-рекреационных ресурсов.
Задачи:
1) разработка Стратегии развития туризма в Архангельской области до 2030 года и областной программы по развитию туризма в Архангельской области с целью позиционирования региона как одного из туристических центров в Северо-Западном федеральном округе в рамках формирования современной маркетинговой и рекламно-информационной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международных рынках;
2) разработка целевых программ развития туризма в муниципальных образованиях Архангельской области;
3) развитие на территории Архангельской области приоритетных межмуниципальных туристско-рекреационных центров (территорий) с учетом разработки и реализации комплексных инфраструктурных и маркетинговых проектов на основе государственно-частного партнерства;
4) совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере развития туризма, в частности формирование механизма создания и функционирования особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа, развития государственно-частного партнерства в сфере туризма и гостеприимства;
5) создание "зон инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного типа" для малого и среднего бизнеса по развитию сферы туризма, гостеприимства, смежных отраслей;
6) развитие на базе государственно-частного партнерства системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в части обеспечения кредитной доступности, предоставления государственных гарантий, субсидирования кредитных ставок;
7) развитие межведомственной координации исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере развития туризма через обеспечение деятельности созданного при министерстве по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области общественного совета по туризму;
8) вовлечение органов территориального общественного самоуправления муниципальных районов Архангельской области в развитие туризма;
9) организация системных научных исследований туристско-рекреационных зон, определения зон туристской привлекательности, допустимых экологических нагрузок и рисков для развития туризма, обеспечение научного сопровождения развития туристической деятельности;
10) подготовка профессиональных кадров для работы туристской индустрии;
11) обеспечение безопасности пребывания туристов в Архангельской области.
Настоящая Концепция должна стать основой для общегосударственного понимания и решения основных задач развития туризма, стоящих перед органами государственной и муниципальной власти Архангельской области по расширению потенциала туристической индустрии в экономике районов и регионе в целом.
Анализ ситуации свидетельствует о необходимости государственного комплексного подхода к решению накопившихся проблем в сфере внутреннего и въездного туризма в рамках специальной программы с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям туризма.
В развитии перспективных территорий туристской индустрии Архангельской области следует учитывать следующие критерии: привлекательность, доступность, комфортность, безопасность, окупаемость, доходность, социально- экономическая и бюджетная эффективность.
IV. Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти
Архангельской области, органов местного самоуправления Архангельской области
и туристских организаций по реализации Концепции
1. Разработка и реализация единой политики по развитию внутреннего и въездного туризма в рамках Стратегии развития туризма в Архангельской области до 2030 года, разработка и реализация областной и муниципальных программ развития туризма как приоритетного сектора экономики.
2. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения доступа к туристско-рекреационным ресурсам Архангельской области.
3. Обеспечение доступа туристских организаций к недвижимости и земельным участкам, концентрация усилий и ресурсов исполнительных органов государственной и муниципальной власти с целью обеспечения инвесторов необходимыми и оборудованными соответствующей инфраструктурой участками земли, а также строительства коммерческой недвижимости в требуемых для развития туризма объемах с использованием государственно-частного партнерства.
4. Прогнозирование роста потенциальных потребностей и соответствующее развитие энергетической инфраструктуры, преимущественное развитие сетевой инфраструктуры, модернизация генерирующих мощностей, направленная на снижение стоимости и доступности электрической и тепловой энергии.
5. Обеспечение доступа туристских организаций к финансированию, развитие системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере туризма в части обеспечения кредитной доступности, предоставления целевых грантов, государственных гарантий, субсидирования кредитных ставок, обеспечение участия Правительства Архангельской области и туристских организаций в федеральных целевых программах в сфере развития туризма, расширение международных связей с партнерами из стран Баренцева региона в сфере туризма и содействие в получении международных грантов на реализацию туристических проектов.
6. Обеспечение доступа туристских организаций к квалифицированным кадрам, адаптация образовательного процесса к существующим и перспективным потребностям сферы туризма, включая увеличение доли подготовки квалифицированных специалистов, а также квалифицированных менеджеров, обладающих всем необходимым комплексом знаний и навыков в соответствии с современными требованиями.
7. Повышение конкурентоспособности и модернизация существующих предприятий через продвижение туристского продукта на российских и международных рынках, оказание содействия в привлечении партнеров и инвесторов, стимулирование создания и развития малого и среднего бизнеса на территории Архангельской области, решение проблем с дефицитом трудовых ресурсов и доступом к земельным участкам и недвижимости.
8. Создание условий для обеспечения безопасного пребывания туристов в Архангельской области и обеспечение оперативного информирования туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в месте временного пребывания.
9. Создание и обеспечение деятельности институтов развития туризма.
V. Механизм и инструменты реализации Концепции
Развитие туризма в Архангельской области строится на принципе эффективного освоения территории с использованием механизмов пространственного планирования посредством создания туристских рекреационных центров (территорий).
Концепция предполагает выделение семи перспективных туристско-рекреационных центров (территорий) Архангельской области.
1. Туристско-рекреационная территория Онежского и Приморского муниципальных районов и Соловецкого архипелага.
Главные объекты туристского внимания:
архитектурный ансамбль Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника;
неолитические сооружения;
система рукотворных каналов, объединившая около 50 озер Большого Соловецкого острова;
уникальная природа Соловецкого архипелага;
скалистые берега и уникальный историко-культурный комплекс Кий-острова;
песчаные пляжи Онежского побережья Белого моря;
горнолыжные спуски вблизи г. Онеги;
Онежский историко-мемориальный музей;
дом-музей известного полярного исследователя имени А.С. Кучина.
Проект по развитию территории Онежского и Приморского муниципальных районов и Соловецкого архипелага предусматривает перенаправление туристского потока из Республики Карелия на Соловецкие острова через Архангельскую область и привлечение новых туристов за счет обеспечения транспортной доступности Соловецкого архипелага.
С этой целью предусматриваются строительство автомобильной дороги Архангельск - Летняя Золотица, расширение комплекса туристской инфраструктуры на побережье Приморского и Онежского районов, приобретение пассажирского судна для осуществления перевозок населения из дер. Летняя Золотица на Соловецкий архипелаг, строительство необходимой причальной инфраструктуры.
SWOT-анализ территории
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Преимущественные туристско-рекреационные особенности территории по сравнению с существующим маршрутом через Республику Карелию (Кемь и Беломорск). 2. Наличие базовой туристской инфраструктуры на Соловецких островах, Онежском и Приморском районах (г. Онега, дер. Летняя Золотица). 3. Наличие заинтересованности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Архангельской области, туристских организаций в развитии территории и участии в проекте. 4. Создание новых рабочих мест в сфере туризма. 5. Ресурсы для развития различных видов туризма: культурно-познавательный, экологический, паломнический, спортивный, событийный, водный. |
1. Отсутствие транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения прямого доступа туристов на территорию. 2. Недостаточное развитие туристской инфраструктуры (объекты размещения, сфера услуг, транспортные услуги). 3. Недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма. 4. Низкое качество сервиса туристской инфраструктуры. 5. Неготовность населения к работе с туристами (в частности, на побережье Приморского и Онежского районов). 6. Слабая предпринимательская активность, в частности, в прибрежной зоне территории. |
Возможности |
Угрозы |
1. Переориентация туристского потока на Соловецкие острова из Республики Карелия в Архангельскую область. 2. Увеличение внутреннего и въездного туристского потока в область. 3. Создание и продвижение нового конкурентоспособного туристского бренда. 4. Создание новых рабочих мест в Онежском и Приморском районах. 5. Развитие самозанятости в сфере гостеприимства, туризма и услуг. 6. Уход от сезонности, развитие зимних видов туризма на территории. 7. Позиционирование территории как одного из уникальных туристских центров Северо-Запада России, сочетающего комбинированные виды туризма. |
1. Несоответствие инфраструктурных возможностей территории туристскому спросу. 2. Конкуренция со стороны Республики Карелия. 3. Снижение инвестиционной привлекательности сферы туризма в Архангельской области. |
2. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Устьянского и Вельского районов.
Главные объекты туристского внимания:
спортивно-туристская база и горнолыжный комплекс "Малиновка";
Устьянский центр культуры, традиции пивоварения, производства меда и продукции пчеловодства;
фестиваль фольклора и декоративно-прикладного творчества "Устьянская ссыпчина";
Устьяны - столица северного меда и центр Европейской тайги;
возможности охоты и рыбалки в Вельском и Устьянском районах;
Вельский краеведческий музей;
центр традиционной народной культуры "Берендей";
государственная заводская конюшня "Архангельская";
международный фестиваль "Кириллов день";
пилотные бренд-проекты "Снежный отель" и "Соломенный отель" в Устьянском районе.
Проект по развитию межмуниципальной туристско-рекреационной территории Устьянского и Вельского районов предусматривает разработку комплексного конкурентоспособного туристского продукта для продвижения на внутренний и международный рынок, создание необходимой туристской инфраструктуры.
SWOT-анализ территории
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Широкие возможности и ресурсы для развития культурно-познавательного, спортивного, событийного, экологического, сельского туризма. 2. Наличие туристской инфраструктуры на территориях Вельского и Устьянского районов. 3. Развитая сеть автомобильных дорог, железнодорожная магистраль, обеспечивающая транспортную доступность из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Коми, Карелии. 4. Наличие заинтересованности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Архангельской области, туристских организаций в развитии территории и участии в проекте. 5. Готовность местного населения к участию в развитии территории. 6. Создание новых рабочих мест в сфере туризма. 7. Географическая близость к Вологодской области и центральным регионам Российской Федерации, перспективы выхода на внутренний туристский рынок России. |
1. Недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма. 2. Разрозненная, слабая маркетинговая и рекламно-информационная стратегия. |
Возможности |
Угрозы |
1. Создание и продвижение нового конкурентоспособного туристского бренда. 2. Создание новых рабочих мест в сфере туризма. 3. Развитие самозанятости в сфере гостеприимства, туризма и услуг. 4. Уход от сезонности, развитие зимних видов туризма на территории. 5. Позиционирование территории как одного из ключевых объектов спортивного туризма на Северо-Западе России. 6. Увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Архангельскую область. |
1. Снижение инвестиционной привлекательности сферы туризма в Архангельской области. |
3. Туристско-рекреационная территория Каргопольского муниципального района с учетом секторальной территории Национального парка "Кенозерский" в Каргопольском и Плесецком муниципальных районах.
Главные объекты туристского внимания:
город Каргополь - древнейший русский город, сохранивший памятники архитектуры, город мастеров, родина каргопольской глиняной игрушки;
Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей;
международный фестиваль колокольного искусства "Хрустальные звоны";
праздник народных мастеров России;
Национальный парк "Кенозерский".
Проект по развитию межмуниципальной туристско-рекреационной территории Каргопольского и Плесецкого районов предусматривает разработку комплексного конкурентоспособного туристского продукта для продвижения на внутренний и международный рынок, создание необходимой туристской инфраструктуры.
SWOT-анализ территории
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Широкие возможности и ресурсы для развития культурно-познавательного, спортивного, событийного, экологического, сельского, паломнического, молодежного туризма. 2. Наличие базовой туристской инфраструктуры в г. Каргополе и национальном парке "Кенозерский". 3. Транспортная доступность территории как из г. Архангельска, так и Вологодской области, Республики Карелия, Москвы и Санкт-Петербурга. 4. Готовность местного населения к участию в развитии территории. 5. Создание новых рабочих мест в сфере туризма. 6. Географическая близость к Вологодской области и центральным регионам Российской Федерации, перспективы выхода на внутренний туристский рынок России. |
1. Разрозненная, слабая маркетинговая и рекламно-информационная стратегия. 2. Отсутствие единой политики развития туризма (в частности, на территории Каргопольского района и Каргопольского сектора национального парка "Кенозерский"). 3. Недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры. 4. Сезонность туристского продукта. 5. Необходимость учета статуса особо охраняемой природной территории национального парка "Кенозерский". 6. Недостаточный уровень сервиса туристских услуг. |
Возможности |
Угрозы |
1. Создание и продвижение нового конкурентоспособного туристского бренда. 2. Создание новых рабочих мест в сфере туризма. 3. Развитие самозанятости в сфере гостеприимства, туризма и услуг. 4. Позиционирование территории как центра традиционной русской культуры, культурно-познавательного и экологического туризма на Северо-Западе России. 5. Увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Архангельскую область. |
1. Снижение инвестиционной привлекательности сферы туризма в Архангельской области. 2. Нарушение экосистемы территории национального парка "Кенозерский". |
4. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория городов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, острова Кего.
Главные объекты туристского внимания:
Архангельск - административный центр Архангельской области, первый морской порт России, ворота в Арктику, самый крупный город на российской территории Баренцева региона, для многих российских и зарубежных туристов первое посещаемое место на территории региона, место проведения крупных международных и межрегиональных форумов, конференций, фестивалей и других культурных мероприятий;
музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы";
промышленные объекты г. Северодвинска;
туристическая база "Мечка";
музей авиации на о. Кего;
конюшня;
насыщенная деловая и культурная жизнь г. Архангельска.
Проект по развитию межмуниципальной туристско-рекреационной территории городов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, острова Кего предусматривает разработку комбинированного конкурентоспособного туристского продукта в сфере делового, событийного и круизного туризма для продвижения на внутренний и международный рынок, создание необходимой туристской инфраструктуры.
SWOT-анализ территории
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Широкие возможности и ресурсы для развития спортивного, событийного, делового, круизного туризма. 2. Организация выставок, ярмарок, форумов, конференций российского и международного масштаба. 3. Познавательная (знакомство с достопримечательностями, культурная программа) и рекреационная (отдых и развлечения) составляющие. 4. Развитая транспортная инфраструктура. 5. Наличие портовой инфраструктуры для организации приема круизных судов. 6. Наличие комфортабельных средств размещения. 7. Удобное транспортное сообщение территории с центральными регионами, субъектами Северо-Запада России, городами иностранных государств (Тромсё, Рига, Ереван). 8. Активное взаимодействие со странами Баренцева/Евроарктического региона. |
1. Отсутствие парка современных экскурсионных автобусов. 2. Отсутствие малых средств размещения. 3. Отсутствие бизнес- и выставочных центров. 4. Отсутствие опыта в развитии делового туризма. 5. Отсутствие комфортабельных пассажирских судов для организации морских туристских маршрутов. 6. Отсутствие схемы приема туристов иностранных круизных судов в г. Архангельске и оборудованного пассажирского портопункта. 7. Высокие ставки портовых сборов на заход пассажирских судов в порт г. Архангельска. |
Возможности |
Угрозы |
1. Создание и продвижение нового конкурентоспособного туристского бренда. 2. Создание новых рабочих мест в сфере туризма. 3. Развитие сети гостевых домов на территории. 4. Позиционирование территории как центра делового, событийного и круизного туризма на Северо-Западе России. 5. Увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Архангельскую область. |
1. Снижение инвестиционной привлекательности сферы туризма в Архангельской области. 2. Нестабильная социально-экономическая и политическая ситуация в Архангельской области. |
5. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Котласского и Красноборского районов.
Главные объекты туристского внимания:
Сольвычегодск - город-музей, образованный на месте поселения солеваров, вотчина влиятельного рода северных купцов и промышленников Строгановых, центр народных промыслов, в начале XX века - место ссылки политических деятелей;
Сольвычегодский историко-художественный музей;
бальнеогрязевой курорт (санаторий "Сольвычегодск");
фестиваль юмора Козьмы Пруткова;
три центра художественной народной росписи (Пермогорская, Ракульская, Уфтюжская);
Красноборье - родина "художника вечных льдов" А. Борисова;
родина белого гриба;
курорт "Солониха".
Проект по развитию межмуниципальной туристско-рекреационной территории Котласского и Красноборского районов предусматривает разработку конкурентоспособного туристского продукта для продвижения на внутренний и международный рынок, создание необходимой туристской инфраструктуры.
SWOT-анализ территории
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Широкие возможности и ресурсы для развития культурно-познавательного, спортивного, событийного, экологического, сельского, паломнического туризма. 2. Развитая транспортная и базовая туристская инфраструктура. 3. Транспортная доступность территории как из Архангельска, так и Вологодской области, Республики Карелия, Москвы и Санкт-Петербурга. 4. Готовность местного населения к участию в развитии территории. 5. Географическая близость к Вологодской области, Республике Коми и центральным регионам Российской Федерации, перспективы выхода на внутренний туристский рынок России. 6. Наличие в Котласском районе муниципального учреждения культуры "Центр развития туризма и народной культуры", который осуществляет маркетинговые и рекламно-информационные мероприятия в сфере туризма. |
1. Сильные различия между Котласским и Красноборским районами в сфере развития туризма. 2. Сезонность туристского продукта. 3. Транспортные ограничения посещения г. Сольвычегодска (паромная переправа). 4. Дефицит объектов размещения и общественного питания в Красноборском районе. 5. Отсутствие современных гостиниц туристского класса, ориентированных на прием иностранных туристов, в Котласском районе. 6. Слабая готовность жителей к интеграции в туристский рынок в Красноборском районе. 7. Отсутствие парка экскурсионного транспорта. 8. Нехватка квалифицированных гостиничных кадров. 9. Недостаточный уровень сервиса туристских услуг. |
Возможности |
Угрозы |
1. Создание и продвижение нового конкурентоспособного туристского бренда. 2. Создание новых рабочих мест в сфере туризма. 3. Развитие сети малых средств размещения (небольших гостиниц, гостевых домов). 4. Развитие самозанятости в сфере гостеприимства, туризма и услуг. 5. Вовлечение ресурсов граничащей территории Республики Коми в проект. 6. Позиционирование территории как центра культурно-исторического туризма на Северо-Западе России. 7. Увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Архангельскую область. |
1. Снижение инвестиционной привлекательности сферы туризма в Архангельской области. |
6. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Пинежского, Мезенского и Лешуконского районов.
Главные объекты туристского внимания:
Мезенский историко-краеведческий музей;
историко-архитектурный комплексы деревень Погорелец и Кимжа;
Соянский биологический заказник;
Пинежский государственный заповедник;
уникальные природные ландшафты и карстовые образования;
Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь;
литературно-мемориальный музей имени Ф. Абрамова;
северные деревни, сохранившие первозданный вид, уклад и традиции;
Пинежский краеведческий музей.
Проект по развитию межмуниципальной туристско-рекреационной территории Пинежского, Мезенского и Лешуконского районов предусматривает разработку конкурентоспособного туристского продукта для продвижения на внутренний и международный рынок, создание необходимой туристской инфраструктуры.
SWOT-анализ территории
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Широкие возможности и ресурсы для развития культурно-познавательного, спортивного, экологического, сельского, паломнического, детского туризма. 2. Готовность местного населения к участию в развитии территории. 3. Наличие туристского информационного офиса в Пинежском районе, который осуществляет маркетинговые и рекламно-информационные мероприятия в сфере туризма. 4. Наличие сети гостевых домов в Пинежском районе. |
1. Сильные географические, социально-экономические различия между районами. 2. Слабая предпринимательская активность населения Мезенского и Лешуконского районов. 3. Транспортные ограничения посещения Мезенского и Лешуконского районов. 4. Нехватка квалифицированных кадров для работы в сфере туризма и гостеприимства. 5. Ннедостаточный# уровень сервиса туристских услуг. 6. Слабое продвижение турпродукта на туристском рынке. |
Возможности |
Угрозы |
1. Создание и продвижение нового конкурентоспособного туристского бренда. 2. Создание новых рабочих мест в сфере туризма. 3. Развитие сети малых средств размещения (небольших гостиниц, гостевых домов) в Мезенском и Лешуконском районах. 4. Развитие самозанятости в сфере гостеприимства, туризма и услуг. 5. Вовлечение ресурсов граничащей территории Ненецкого автономного округа в проект. 6. Позиционирование территории как центра этнографического туризма на Северо-Западе России. 7. Увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Архангельскую область. |
1. Рост цен на туристские услуги в связи с высокой транспортной составляющей в себестоимости туристского продукта. 2. Снижение инвестиционной привлекательности сферы туризма в Архангельской области. 3. Конкуренция со стороны регионов, обладающих высоким культурным потенциалом. |
7. Туристская рекреационная территория Холмогорского района.
Главные объекты туристского внимания:
родина великого российского ученого М.В. Ломоносова, скульптора Ф. Шубина, поэта Н. Рубцова;
историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова;
центр художественного промысла - холмогорской резной кости;
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь;
ежегодно проводимые Ломоносовские чтения и литературные чтения имени Н. Рубцова;
удивительные по своей красоте Сийские озера;
карстовые образования.
Проект по развитию туристско-рекреационной территории Холмогорского района предусматривает разработку конкурентоспособного туристского продукта для продвижения на внутренний и международный рынок, создание необходимой туристской инфраструктуры.
SWOT-анализ территории
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Широкие возможности и ресурсы для развития культурно-познавательного, событийного, экологического, сельского, паломнического туризма. 2. Готовность местного населения к участию в развитии территории. 3. Близость к административному центру области, транспортная доступность, возможность комбинирования туристских маршрутов территории с программами по г. Архангельску. |
1. Слабая предпринимательская активность населения. 2. Транспортные ограничения посещения села Ломоносово. 3. Отсутствие базовой туристской инфраструктуры (гостиницы, гостевые дома, объекты общественного питания, транспортные услуги). 4. Нехватка квалифицированных кадров для работы в сфере туризма и гостеприимства. 5. Слабое продвижение турпродукта на туристском рынке. |
Возможности |
Угрозы |
1. Создание и продвижение нового конкурентоспособного туристского бренда. 2. Популяризация и продвижение имени М.В. Ломоносова в России и за рубежом. 3. Создание новых рабочих мест в сфере туризма. 4. Развитие сети малых средств размещения (небольших гостиниц, гостевых домов). 5. Развитие самозанятости в сфере гостеприимства, туризма и услуг. 6. Позиционирование территории как центра культурно-познавательного и научного туризма на Северо-Западе России. 7. Переориентация проведения части научных мероприятий на территории района (при условии создания базовой инфраструктуры приема и обслуживания туристов). 8. Увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Архангельскую область. |
1. Снижение инвестиционной привлекательности сферы туризма в Архангельской области. 2. Конкуренция со стороны регионов, обладающих высоким культурным потенциалом. |
Важной составляющей предлагаемых туристских рекреационных зон является использование ресурсов событийного туризма каждой территории для обеспечения комплексного подхода к продвижению системы традиционных фестивалей (праздников) Архангельской области и привлечению туристов в регион.
Основными инструментами реализации Концепции являются:
программно-целевой метод через реализацию областных целевых программ, муниципальных программ развития туризма, участие в федеральных целевых программах, а также в международных программах грантового финансирования;
нормативно-правовое регулирование развития туризма;
система мониторинга туристской деятельности, предусматривающая комплексную количественную и качественную оценку происходящих процессов в сфере туризма на основе определенной системы показателей с целью эффективного управления ими и возможности прогнозирования их динамики.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране и Архангельской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Архангельской области от 28 июля 2010 г. N 222-пп "Об утверждении Концепции развития туризма... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.