Решение Архангельского областного суда
от 10 июля 2009 г. N 3-49
См. также Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2009 г. N 1-Г09-31
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего Гудушина Н.Б.
при секретаре Богиной О.Е.
с участием прокурора Мамоновой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 10 июля 2009 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПМК-9" о признании противоречащим закону и недействующим Постановления администрации Архангельской области от 29 декабря 2008 года N 284-па/50 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" в части подпунктов 104 и 180 раздела "Плесецкий муниципальный район" средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных кадастровых кварталов 29:15:120402, 29:15:161501 по 9-му и 13-му видам разрешенного использования,
установил:
Постановлением администрации Архангельской области от 29 декабря 2008 года N 284-па/50 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 1 января 2007 года.
Согласно подпунктам 104 и 180 раздела "Плесецкий муниципальный район" средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного кадастрового квартала за номером 29:15:120402 по 9-му виду разрешенного использования составляют 1306,11 руб./кв.м., по 13-му виду разрешенного использования составляют 755,35 руб./кв.м., для кадастрового квартала за номером 29:15:161501 по 9-му виду разрешенного использования составляют 824,11 руб./кв.м.
ООО "ПМК-9" обратилось в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим вышеуказанных положений. Требования обоснованы тем, что заявитель является собственником земельных участков, расположенных в п. Плесецк и с. Конево Плесецкого района Архангельской области, с кадастровыми номерами: 29:15:120402:0255, 29:15:120402:0245, 29:15:161501:0004 и плательщиком земельного налога. По оспариваемому постановлению кадастровая стоимость земель многократно увеличилась, значительно превышает рыночную стоимость земельных участков, находящихся в собственности заявителя, что не соответствует требованиям статьи 66 Земельного кодекса РФ. Также оспариваемое постановление не соответствует пункту 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39).
Директор ООО "ПМК-9" Ш. и представитель ООО "ПМК-9" Г. в судебном заседании требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации Архангельской области Б. с заявлением не согласилась, поскольку оспариваемым постановлением права заявителем не нарушаются, оспариваемый акт не противоречит закону.
Участвующий в деле прокурор Мамонова Е.И. полагала, что достаточных доказательств соответствия оспариваемых положений требованиям закона не представлено.
Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, эксперта, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом установлено, что в 2007-2008 годах на территории Архангельской области проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2007 года. В целях выполнения вышеуказанных работ принято распоряжение главы администрации Архангельской области от 2 августа 2006 года N 665р "О государственной кадастровой оценке земель".
Постановление администрации Архангельской области от 29 декабря 2008 года N 284-па/50 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" принято на основании отчета ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ. Указанное предприятие являлось исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 26 апреля 2004 года N 2007.021О-21/2, государственного контракта на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в 2007 году. Соисполнителем работ являлось ООО "Архземкадастр".
По указанному отчету Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) проводилась проверка, согласно письму от 28 октября 2008 года N @ВК/4682 нарушений не выявлено (т. 3 л.д. 280-282).
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспариваемые средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных кадастровых кварталов по соответствующим видам разрешенного использования учитываются при определении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ООО "ПМК-9", влияют на размер уплачиваемого земельного налога, то есть затрагивают права заявителя.
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным лицом - главой администрации Архангельской области в пределах компетенции, предоставленной ему пунктом "б" части 1 статьи 29 Устава Архангельской области, обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, официально опубликован и вступил в законную силу.
На момент рассмотрения дела данный нормативный правовой акт в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования земли.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Из содержания указанных положений вытекает, что кадастровая стоимость земельного участка для целей, указанных в пункте 5 статьи 65 ЗК РФ, может быть установлена на основании проведенной государственной кадастровой оценки земель или в процентах от рыночной стоимости земельного участка в случаях, если такая рыночная стоимость земельного участка определена.
Следовательно, представленные ООО "ПМК-9" отчеты об оценке рыночной стоимости принадлежащих обществу земельных участков, договоры купли-продажи земельных участков, содержащие сведения о выкупной цене земельных участков, не могут свидетельствовать о несоответствии оспариваемых нормативно-правовых положений статье 66 ЗК РФ.
Вопрос о том, как должна определяться кадастровая стоимость принадлежащих ООО "ПМК-9" земельных участков, в том числе для целей налогообложения, при наличии определенной рыночной стоимости участков, не может быть разрешен по настоящему делу о признании недействующим нормативного акта в части (глава 24 ГПК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 206) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Судом установлено, что оспариваемые средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области утверждены по состоянию на 1 января 2007 года.
Ранее результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Архангельской области утверждались Постановлением и.о. Главы администрации Архангельской области от 12 июля 2005 года N 112 на 1 января 2004 года, то есть в период действия вышеназванных Правил в редакции, не устанавливавшей периодичность проведения государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения не могут противоречить пункту 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316.
Пунктом 11 этих же Правил установлено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Заявитель утверждает, что при проведении государственной кадастровой оценки земель был нарушен раздел II названных Методических указаний, устанавливающий порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. При этом заявитель не указывает, какие конкретно были допущены нарушения и в чем они выражались.
В то же время судом установлено, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2007 года выполнена на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 N 39) и Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152).
Заявителем оспариваются средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного кадастрового квартала за номером 29:15:120402, составляющие по 9-му виду разрешенного использования 1306,11 руб./кв.м., по 13-му виду разрешенного использования - 755,35 руб./кв.м., для кадастрового квартала за номером 29:15:161501 по 9-му виду разрешенного использования - 824,11 руб./кв.м.
Формулы расчета указанных показателей с применением положений пункта 2.6. Методических указаний приведены в заключении, представленном Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Архангельской области, также представлена использованная при расчетах рыночная информация по продажам объектов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах Архангельской области (т. 1 л.д. 112-150).
Из заключения от 29 июня 2009 года (т. 2 л.д. 1-4), представленного ООО "Архземкадастр", выступавшего в качестве соисполнителя работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, следует, результаты государственной кадастровой оценки земель оформлены в соответствии с Типовой структурой отчета (утверждена приказом Роснедвижимости от 29 сентября 2007 года N П/0240). Согласно Методическим указаниям определен состав факторов (утвержден протоколом заседания комиссии по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов от 14 августа 2007 года (т. 3 л.д. 112-125)) стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (численность население от 20 до 50 тысяч жителей для городов Новодвинск, Няндома, Вельск, Онега) 1-10 видов разрешенного использования. В соответствии с Методическими указаниями осуществлен сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков, сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости. Рыночная стоимость является достоверной, объем выборки превышает значение, определяемое по формуле, в которое включено количество факторов стоимости, отобранных для построения моделей расчета.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "от 29 сентября 2007 года N П/0240" следует читать: "от 18 сентября 2007 года N П/0240"
Письмом Роснедвижимости от 28 октября 2008 года N @ВК/4682 сообщается, что отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов соответствует Методическим указаниям (утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 N 39), нарушения Методических указаний - не выявлено.
В судебном заседании заслушанный в качестве эксперта заместитель директора ООО "Архземкадастр", начальник отдела оценки К. подтвердила соответствие отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов требованиям действующих методических указаний и технических рекомендаций, утверждала, что собранной информации было достаточно для построения моделей расчета.
Оценивая данное заключение эксперта, суд отмечает, что оно дано работником ООО "Архземкадастр", выступавшего соисполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, то есть организации заинтересованной в подтверждении надлежащего качества проделанной работы. Экспертом дана только информация, содержащаяся в документах, относящихся к отчету ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ.
Однако достаточных оснований не согласиться с заключением данного эксперта, у суда не имеется. Судом не установлено, что пояснения эксперта противоречат какому-либо документу, представленному в дело и исследованному в судебном заседании.
Данное заключение в соответствии со статьей 67 ГПК РФ судом оценивается как одно из доказательств по делу и только той мере, в которой оно подтверждает сам факт проведение ООО "Архземкадастр" работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, использованных методик и рекомендаций.
Суд не считает необходимым назначить проведение экспертизы, по ходатайствам ООО "ПМК-9", заявленным в судебном заседании 10 июля 2009 года, в связи с чем были вынесены соответствующие определения.
В обоснование ходатайств заявитель указывает, что оформленное письмом заключение ООО "Архземкадастр" не считается доказательством по делу, так как дано заинтересованным лицом, не содержит конкретных ответов, подписано лицом, не подтвердившим полномочий.
Предлагаемые для постановки перед экспертом вопросы сводятся к проверке в целом соблюдения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39), самостоятельному расчету экспертом спорных удельных показателей, то есть предполагают возложение на эксперта обязанности провести весь комплекс работ по государственной кадастровой оценки# земель населенных пунктов на территории Архангельской области, дать ответы правового характера, что не соответствует целям назначения экспертизы (статья 79 ГПК РФ).
Таким образом, совокупностью представленных доказательств подтверждено соответствие проведенной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области в части оспариваемых значений Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Постановление администрации Архангельской области от 29 декабря 2008 года N 284-па/50 в части подпунктов 104 и 180 раздела "Плесецкий муниципальный район" об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельного кадастрового квартала за номером 29:15:120402 по 9-му виду разрешенного использования - 1306,11 руб./кв.м., по 13-му виду разрешенного использования - 755,35 руб./кв.м., для кадастрового квартала за номером 29:15:161501 по 9-му виду разрешенного использования - 824,11 руб./кв.м. не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем заявление ООО "ПМК-9" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ПМК-9" о признании противоречащим закону и недействующим Постановления администрации Архангельской области от 29 декабря 2008 года N 284-па/50 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" в части подпунктов 104 и 180 раздела "Плесецкий муниципальный район" средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных кадастровых кварталов 29:15:120402, 29:15:161501 по 9-му и 13-му видам разрешенного использования - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 10 июля 2009 г. N 3-49
Текст решения официально опубликован не был