Решение Архангельского областного суда
от 14 мая 2009 г. N 3-48
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 1-Г09-24 настоящее решение отменено
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего Гудушина Н.Б.
при секретаре Баженовой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 14 мая 2009 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта "б" пункта 6 в части слов "территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области" Положения о комиссии по вопросам использования залогового фонда Архангельской области при администрации Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 13 февраля 2009 года N 30,
установил:
постановлением главы администрации Архангельской области от 13 февраля 2009 года N 30 утверждено Положение о комиссии по вопросам использования залогового фонда Архангельской области при администрации Архангельской области (далее - Положение). Указанное постановление опубликовано в газете "Волна" 24 февраля 2009 года в выпуске N 7.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункта "б" пункта 6 Положения, которым предусмотрено, что в целях осуществления своих основных полномочий комиссия имеет право заслушивать на своих заседаниях представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области, исполнительных органов государственной власти Архангельской области, структурных подразделений аппарата администрации Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и организаций по вопросам, относящимся к основным полномочиям комиссии.
Указанный подпункт оспаривается в части наделения комиссии правом заслушивать на своих заседаниях представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии со статьями 71, 76 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" деятельность федеральных государственных органов регулируется федеральным законодательством, поэтому установление каких-либо обязанностей для должностных лиц этих органов нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации недопустимо. Комиссия создана для решения вопросов, относящихся к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации, поэтому на ее заседаниях не может быть предусмотрено обязательное участие представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области. В противоречие с федеральным законодательством оспариваемый пункт Положения фактически возлагает обязанность на представителей федеральных органов исполнительной власти являться на заседания комиссии по вопросам использования залогового фонда Архангельской области при администрации Архангельской области и выступать на них с соответствующей информацией.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Архангельской области Пугачева С.В. требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель главы администрации Архангельской области, администрации Архангельской области С. не согласился с заявлением прокурора. Пояснил, что согласно Указу Президента РФ от 02 июля 2005 года N 773 глава администрации Архангельской области вправе организовывать взаимодействие и координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ и территориальных органов федеральных органов, в частности, по вопросам обеспечения конституционных прав граждан, социально-экономического развития субъектов РФ, реализации федеральных программ, планов и мероприятий. В целях организации такого взаимодействия глава администрации Архангельской области вправе проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и координационные органы с целью обмена информацией, в том числе, с территориальными органами. Подпунктом "б" пункта 6 Положения предусмотрено право комиссии заслушивать на своих заседаниях представителей указанных органов лишь по вопросам, относящимся к основным полномочиям комиссии, не касающихся полномочий и координации деятельности федеральных органов в государственно-властной сфере. Согласно оспариваемому пункту Положения участие представителей территориальных органов на заседаниях комиссии не носит обязательного характера, планируется по согласованию, что не противоречит федеральному законодательству.
Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт издан уполномоченным лицом - главой администрации Архангельской области в пределах компетенции, предоставленной ему пунктом "б" части 1 статьи 29 Устава Архангельской области, обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, официально опубликован и вступил в законную силу.
На момент рассмотрения дела данный нормативный правовой акт в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно постановлению главы администрации Архангельской области от 13 февраля 2009 года N 30 Положение о комиссии по вопросам использования залогового фонда Архангельской области при администрации Архангельской области утверждено в соответствии с пунктом 3 статьи 8 областного закона от 29 октября 2008 года N 582-30-ОЗ "О залоговом фонде Архангельской области" и разделом V Регламента администрации Архангельской области.
Указанный областной закон регулирует отношения в сфере формирования залогового фонда Архангельской области, а также устанавливает порядок и условия его использования. В соответствии со статьей 3 областного закона залоговый фонд предназначен для обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих сельскохозяйственную, инновационную деятельность на территории Архангельской области и не располагающих предметами залога, стоимость которых позволяет обеспечить обязательства в полном объеме.
В соответствии с подпунктом "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Взаимодействие органов субъектов Российской Федерации и территориальных органов может иметь место в соответствии с Указом Президента РФ от 02 июля 2005 года N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 года N 725 Положением о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут проводить не только совещания, но и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов.
Несмотря на то, что в указанных нормативных правовых актах прямо не предусмотрена возможность участия представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на заседаниях создаваемой на уровне субъекта Российской Федерации комиссии, в силу подпункта "г" пункта 4 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти могут иметь место и иные формы взаимодействия территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 оспариваемого Положения, в целях осуществления своих основных полномочий комиссия имеет право заслушивать на своих заседаниях представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области по вопросам, относящимся к основным полномочиям комиссии.
Из содержания оспариваемого прокурором Положения не следует, что на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти возлагается обязанность направлять представителей на заседания комиссии для выступления с какой-либо информацией, то есть оспариваемое Положение не содержит каких-либо норм, определяющих правовой статус и обязанности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Поэтому оно не может противоречить статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предмет правового регулирования оспариваемого Положения имеет иную целевую направленность, касается организации и функционирования деятельности комиссии, образованной на представительной основе при администрации Архангельской области для своевременного и объективного рассмотрения заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на предоставление в залог объектов залогового фонда Архангельской области для обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами.
Таким образом, из оспариваемых прокурором положений следует, что участие представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на заседаниях комиссии носит не обязательный характер, организуется по согласованию с указанными органами, что согласуется с подпунктом "г" пункта 4 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что подпункт "б" пункта 6 в части слов "территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области" оспариваемого прокурором Положения не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта "б" пункта 6 в части слов "территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области" Положения о комиссии по вопросам использования залогового фонда Архангельской области при администрации Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 13 февраля 2009 года N 30 - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 14 мая 2009 г. N 3-48
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 1-Г09-24 настоящее решение отменено