Решение Архангельского областного суда
от 24 апреля 2009 г. N 3-43
См. также Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 июля 2009 г. N 1-Г09-23
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего Гудушина Н.Б.
при секретаре Янсон С.Ю.
с участием прокурора Загвоздиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 24 апреля 2009 года дело по заявлению Б-Б., Б-Б., Б-Б. о признании противоречащими федеральному законодательству подпунктов 1, 7 пункта 2 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан",
установил:
постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 10 ноября 2004 года N 893 принят областной закон N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" (далее - Областной закон).
Областным законом N 209-12-ОЗ от 27 сентября 2006 года "О внесении изменения и дополнений в отдельные областные законы в сфере социальной защиты населения" внесены изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 3 оспариваемого областного закона. Областным законом N 531-28-ОЗ от 26 июня 2008 года "О внесении дополнения в статью 3 областного закона "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" внесены изменения в подпункт 7 пункта 2 статьи 3 областного закона.
Б-Б., Б-Б., Б-Б. обратились в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству подпунктов 1, 2, 7 пункта 2 статьи 3 Областного закона.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 Областного закона предусмотрено предоставление лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, а также лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, по месту жительства мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 3 Областного закона предусматривает в качестве меры социальной поддержки для указанных лиц оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 3 Областного закона указанным лицам предоставляется оплата в размере 50 процентов стоимости изготовления и ремонта зубных протезов, но не более 3500 рублей один раз в пять лет.
В обоснование требований заявители указали, что указанные положения Областного закона противоречат Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку не предусматривают предоставление мер социальной поддержки членам семьи лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, и ограничивают право реабилитированных лиц на оплату стоимости изготовления и ремонта зубных протезов конкретной денежной суммой.
В судебном заседании Б-Б. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Заявители Б-Б., Б-Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания извещены, просили рассмотреть заявление в их отсутствие.
Представители заинтересованных лиц: от администрации Архангельской области - Е., от Архангельского областного Собрания депутатов - Т. полагали, что оснований для удовлетворения требований заявителей не имеется. Действующее федеральное законодательство не содержит положений, которым бы противоречили оспариваемые положения. Финансирование мер социальной поддержки лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ежегодно увеличивается.
Заслушав заявителя, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом установлено, что Б-Б. имеет статус реабилитированного лица, что подтверждается справкой, выданной 28 ноября 2007 года заместителем руководителя ГУ "Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску".
28 ноября 2007 года ГУ "Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску" Б-Б. выдано свидетельство о том, что она имеет права на льготы, установленные статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д. 17). Таким образом, оспариваемые заявителем нормы областного закона затрагивают права Б-Б.
Б-Б. и Б-Б. зарегистрированы по одному адресу места жительства с Б-Б.
В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Областной закон направлен на установление мер социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан, принят уполномоченным органом - Архангельским областным Собранием депутатов, по предмету совместного ведения РФ и субъекта РФ, в пределах компетенции, предоставленной ему статьей 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и пунктом "б" части 1 статьи 23 Устава Архангельской области, обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газете "Волна" 26 ноября 2004 года в N 45 и вступил в законную силу.
Областной закон от 27 сентября 2006 года N 209-12-ОЗ "О внесении изменения и дополнений в отдельные областные законы в сфере социальной защиты населения" и областной закон от 26 июня 2008 года N 531-28-ОЗ "О внесении дополнения в статью 3 областного закона "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", которыми внесены изменения в подпункты 1, 7 пункта 2 статьи 3 оспариваемого областного закона приняты Архангельским областным Собранием депутатов, официально опубликованы в газете "Волна" от 19 октября 2006 года N 4 и газете "Волна" от 15 июля 2008 года N 27 соответственно, и вступили в законную силу.
На момент рассмотрения дела областной закон в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Определением Архангельского областного суда от 24 апреля 2009 года производство по делу в части заявления Б-Б., Б-Б., Б-Б. о признании противоречащим федеральному законодательству подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" прекращено по основаниям, указным в статье 248 ГПК РФ, в соответствии с которой судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.
Доводы заявителей о том, что подпункт 1 пункта 2 статьи 3 Областного закона нарушает их права в части значительного снижения льготы, ранее предусмотренной статьей 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в частности, не предусматривает льготу для членов семьи, проживающих совместно с реабилитированным лицом, а потому противоречит федеральному законодательству, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Действительно, первоначально статья 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции от 23 октября 2003 года предусматривала такую меру социальной поддержки, как снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Таким образом, указанной нормой закона льгота распространялась как на реабилитированных лиц, так и на совместно проживающих членов их семей.
Однако после внесения изменений в указанный Закон Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004 года) статья 16 изложена в новой редакции, согласно которой, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, т.е. с 1 января 2005 года федеральным законодательством не предусматриваются конкретные меры социальной поддержки для жертв политических репрессий, поскольку это отнесено к компетенции субъектов РФ.
Также статья 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ определяет, что органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Следовательно, подпункт 1 пункт 2 статьи 3 Областного закона соответствует статье 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Суд не может согласиться с доводами заявителей о противоречии подпункта 7 пункта 2 статьи 3 Областного закона Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, ранее действовавшему Положению "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03 мая 1994 года N 419 (далее - Положение) по следующим основаниям.
Положение, на которое ссылаются заявители, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04 августа 2005 года N 489, в настоящее время не действует.
Поэтому нормы Положения, которыми ранее предусматривались конкретные меры социальной поддержки для жертв политических репрессий, в частности, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, не свидетельствуют, что в условиях нового правового регулирования в законодательстве субъекта Российской Федерации должен быть сохранен прежний порядок предоставления мер социальной поддержки при изготовлении и ремонте зубных протезов.
В связи с тем, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, норма Областного закона о предоставлении меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости изготовления и ремонта зубных протезов, но не более 3500 рублей один раз в пять лет, принятая в пределах компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации, не может быть признана несоответствующей федеральному законодательству и нарушающей права заявителей.
Поскольку подпункты 1, 7 пункта 2 статьи 3 Областного закона от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", Федеральному Закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, иному федеральному законодательству не противоречат, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Б-Б., Б-Б., Б-Б. о признании противоречащими федеральному законодательству подпунктов 1, 7 пункта 2 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 24 апреля 2009 г. N 3-43
Текст решения официально опубликован не был