Решение Архангельского областного суда
от 22 января 2009 г. N 3-8
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.
при секретаре Янсон С.Ю.
с участием прокурора Пугачевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 22 января 2009 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных пунктов Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 24 декабря 2007 года N 266-па (в редакции от 02 сентября 2008 года),
установил:
постановлением администрации Архангельской области от 24 декабря 2007 года N 266-па утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - Порядок). Указанное постановление опубликовано в газете "Волна" 27 декабря 2007 года в выпуске N 101.
В данный Порядок постановлением администрации Архангельской области от 2 сентября 2008 года N 197-па/28 были внесены изменения и дополнения. Названное постановление официально опубликовано в газете "Волна" 9 сентября 2008 года в выпуске N 35.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу отдельных пунктов Порядка (в редакции от 2 сентября 2008 года).
Прокурором оспариваются:
пункт 4 Порядка, которым установлено, что граждане, заинтересованные в получении древесины для собственных нужд, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области по месту жительства заявление, в котором указываются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность заявителя;
наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;
цель заготовки, необходимый объем древесины и ее качественные показатели;
указанный пункт оспаривается в части слов "уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области";
пункт 5 Порядка, которым предусмотрено, что при заготовке древесины для индивидуального жилищного строительства и строительства хозяйственных построек к заявлению прилагается копия решения о предоставлении земельного участка;
пункт 6 Порядка, согласно которому при заготовке древесины для целей капитального ремонта жилых помещений и хозяйственных построек к заявлению прилагаются:
копии документов, подтверждающих право владения (пользования) жилым помещением;
копия разрешения на строительство, выданного в установленном порядке, - в случае если при проведении капитального ремонта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального ремонта;
пункт 7 Порядка, предусматривающий, что при заготовке древесины для целей текущего ремонта жилых помещений и хозяйственных построек к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих право владения (пользования) жилым помещением;
пункт 8 Порядка, согласно которому при заготовке древесины для отопления жилых помещений к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих право владения (пользования) жилым помещением;
пункт 9 Порядка, которым установлено, что в случаях, указанных в пунктах 6-8 настоящего Порядка, при условии отсутствия правоустанавливающих документов и до момента оформления прав на жилое помещение гражданин представляет выписку из похозяйственной книги;
пункт 10 Порядка, предусматривающий, что уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области дают заключение по заявке гражданина о включении его в список граждан, имеющих потребность в заготовке древесины для собственных нужд, и передают сводный список граждан, имеющих потребность в заготовке древесины для собственных нужд, в территориальные органы департамента лесного комплекса Архангельской области - лесничества и лесопарк (далее - лесничества и лесопарк) либо дают мотивированный отказ гражданину;
пункт 11 Порядка, в котором указано, что уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области вносят предложения в лесничества или лесопарк о предоставлении древесины гражданину для собственных нужд либо об отказе в предоставлении древесины в следующих случаях:
при отсутствии в указанных заявителем лесничествах (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями;
при наличии установленных в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации ограничений использования лесов;
при несоответствии заявленного использования лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка);
пункт 12 Порядка, устанавливающий, что при получении сводного списка граждан, имеющих потребность в заготовке древесины для собственных нужд, лесничества или лесопарк рассматривают представленные заключения в течение 10 дней со дня получения заключения и принимают решение о предоставлении гражданину в соответствии с лесным законодательством древесины для собственных нужд или мотивированное решение об отказе в предоставлении древесины;
пункт 13 Порядка, согласно которому лесничества или лесопарк в соответствии с предложениями уполномоченных органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области принимают решение о предоставлении гражданину древесины для собственных нужд либо об отказе в предоставлении гражданину древесины.
Решение о предоставлении гражданину древесины для собственных нужд либо об отказе в предоставлении древесины направляется гражданину не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;
абзац первый пункта 13 Порядка оспаривается в части слов "в соответствии с предложениями уполномоченных органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области";
абзац второй пункта 13 Порядка оспаривается в полном объеме;
пункт 15 Порядка, в соответствии с которым в целях соблюдения гражданами сроков, предусмотренных нормативами заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленных законодательством Архангельской области, уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области осуществляют учет граждан, в отношении которых было принято решение о предоставлении в соответствии с лесным законодательством древесины для собственных нужд;
указанный пункт оспаривается в части слов "уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с частью 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года N 406 утверждены Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспариваемые положения правового акта не соответствуют пунктам 3, 13, 14 и 15 названных Правил.
В судебном заседании прокурор Пугачева С.В. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации Архангельской области Т. не согласился с заявлением прокурора. Пояснил, что согласно утвержденному Порядку уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области не решают вопрос о предоставлении древесины гражданину, а лишь дают заключение по заявке гражданина о включении его в список граждан, имеющих потребность в заготовке древесины для собственных нужд, и передают сводный список в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, что не противоречит федеральному законодательству. Положения абзаца второго пункта 13 Порядка способствуют скорейшему информированию граждан о принятом решении, поэтому указанный пункт не может быть признан недействующим. Пункты 5-9 Порядка, предусматривающие расширение перечня документов, предоставляемых гражданами, не противоречат утвержденным Правительством РФ Правилам, поскольку отсутствие указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении гражданину древесины для собственных нужд.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов И. полагал, что требования прокурора подлежат удовлетворению в той части, в которой по оспариваемому акту предусмотрено участие органов местного самоуправления при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, находящихся в собственности Архангельской области, а также срока, в который решение о предоставлении древесины для собственных нужд либо об отказе в предоставлении древесины направляется гражданину.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт издан уполномоченным лицом - администрацией Архангельской области, в пределах компетенции, предоставленной ей частью 2 статьи 31 Устава Архангельской области, обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, официально опубликован и вступил в законную силу.
На момент рассмотрения дела данный нормативный правовой акт в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт признается недействующим в случае противоречия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Частью 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ установлено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 31 части 1 статьи 81 Лесного кодекса РФ установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ осуществление указанных полномочий в области лесных отношений передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года N 406 утверждены Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила).
Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать порядок заключения договоров купли-продажи, но в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года N 406 во исполнение требований Лесного кодекса РФ.
Так, в соответствии с пунктом 3 вышеназванных Правил подготовку договора на основании обращений юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, или по своей инициативе, а также заключение договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора или без проведения такого аукциона осуществляют:
а) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесных насаждений, расположенных:
на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) органы местного самоуправления - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований;
в) Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
г) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых территорий федерального значения;
д) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, безопасности, - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Пунктами 13, 14 и 15 названных Правил предусмотрено, что гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в органы, указанные в пункте 3 Правил, заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность; наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; требуемый объем древесины и ее качественные показатели.
Заявление рассматривается этими органами в течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину по основаниям превышения заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк), и отсутствия в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.
О принятом решении о подготовке проекта договора органы, указанные в пункте 3 Правил, информируют гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения.
Из содержания пунктов 3, 13, 14 и 15 приведенных Правил следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по подготовке договора купли-продажи лесных насаждений, принятию соответствующего заявления, информированию о принятом решении, но только в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Следовательно, передача органам местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области полномочий по приему от граждан заявлений и необходимых документов, даче заключений, внесении предложений в территориальные органы департамента лесного комплекса Архангельской области, ведению учета граждан, в отношении которых было принято решение о предоставлении древесины для собственных нужд, без разрешения вопроса о том, в собственности какого публично-правового образования находится земельный участок, осуществлена в нарушение требований федерального законодательства - нормативного правового акта Правительства РФ, имеющего большую юридическую силу.
Содержание оспариваемых прокурором положений не позволяет однозначно определить, наделяются ли органы местного самоуправления вышеприведенными полномочиями только в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, либо им предписано осуществлять полномочия органов, перечисленных в подпунктах "а", "в", "г", "д" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года N 406.
Таким образом, оспариваемые положения в силу своего содержания не отвечают критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивают их единообразного понимания и толкования правоприменителями, что приводит к нарушению установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 25 Постановления N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Ссылка заинтересованного лица на то, что уполномоченные органы местного самоуправления не решают вопрос о предоставлении древесины, а лишь дают заключение по заявке гражданина о включении его в список граждан, имеющих потребность в заготовке древесины для собственных нужд, не может быть принята во внимание, поскольку ни Лесной кодекс РФ, ни постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 года N 406 не предусматривают контроля органов местного самоуправления за целевым использованием гражданами древесины и полномочий таких органов по даче соответствующих заключений.
Кроме того, Правилами не предусмотрена обязанность граждан по представлению иных документов (кроме заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд), в частности указанных в пунктах 5-9 оспариваемого Порядка копий документов.
Из анализа вышеприведенных положений федерального законодательства также следует, что по заявлению гражданина о намерении заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд соответствующим органом в течение 15 дней должно быть принято решение, о чем гражданину должно быть сообщено в тот же срок со дня принятия решения.
Установленный пунктом 13 оспариваемого Порядка пятидневный срок информирования граждан о принятом решении противоречит соответствующим положениям Правил, утвержденных Правительством РФ. При таких обстоятельствах доводы заинтересованного лица о том, что установленный оспариваемым Порядком срок информирования граждан о принятом решении не нарушает права граждан, а способствует скорейшему их информированию уполномоченным органом, несостоятельны.
Таким образом, судом установлено, что пункт 4 в части слов "уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области", пункты 5-12, абзац первый пункта 13 в части слов "в соответствии с предложениями уполномоченных органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области", абзац второй пункта 13, пункт 15 в части слов "уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области" Порядка противоречат Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года N 406 во исполнений требований Лесного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или много указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся, что лица, участвующие в деле не оспаривали, суд считает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Федерального закона "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в газете "Волна".
В силу статьи 103 ГПК РФ взысканию с администрации Архангельской области в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 4 в части слов "уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области", пункты 5-12, абзац первый пункта 13 в части слов "в соответствии с предложениями уполномоченных органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области", абзац второй пункта 13, пункт 15 в части слов "уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области" Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 24 декабря 2007 года N 266-па (в ред. постановления администрации Архангельской области от 02 сентября 2008 года N 197-па/28) с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Архангельской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 22 января 2009 г. N 3-8
Текст решения официально опубликован не был