Решение Архангельского областного суда
от 14 апреля 2008 г. N 3-69
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре Воробьевой М.В.,
с участием прокурора областной прокуратуры Поликарпова Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 14 апреля 2008 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 10 пункта 8 Положения о комитете по делам женщин, семьи и молодежи Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации области от 9 июля 2007 года N 125-па,
установил:
Постановлением главы администрации Архангельской области от 9 июля 2007 года N 125-па утверждено Положение о комитете по делам женщин, семьи и молодежи Архангельской области (далее Положение).
Подпунктом 10 пункта 8 названного Положения предусмотрено, что комитет по делам женщин, семьи и молодежи осуществляет информационно-аналитическое, правовое и организационное обеспечение деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 10 пункта 8 Положения. В обоснование заявленных требований указал, что данный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в соответствии с которым, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются самостоятельными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" создание, организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Областным законом "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" руководство деятельностью областной комиссии возложено на заместителя главы администрации области. Таким образом, вопросы создания, организации и обеспечения деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних являются исключительной компетенцией администрации области, а не комитета по делам женщин, семьи и молодежи, который такой функцией федеральным законодателем не наделен.
В судебном заседании прокурор областной прокуратуры Поликарпов Д.А. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представители администрации Архангельской области Р. и Б. требования прокурора не признали. Пояснили, что оспариваемые прокурором нормы не противоречат федеральному законодательству. Под информационно-аналитическим, правовым и организационным обеспечением деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав понимается обеспечение комиссии необходимыми документами, доступом к электронным информационным ресурсам, канцелярскими принадлежностями и оргтехникой, помещениями для проведения заседаний и т.д. Эти полномочия в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 10 закона Архангельской области "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Архангельской области" возложены на специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которым является комитет по делам женщин, семьи и молодежи Архангельской области. Указанные полномочия комитета носят обеспечительный характер и не могут повлиять на самостоятельность областной комиссии по делам несовершеннолетних. Статья 17 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" содержит перечень основных направлений деятельности органов по делам молодежи, и этот перечень не является исчерпывающим.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы администрации Архангельской области от 9 июля 2007 г. N 125-па утверждено Положение о комитете по делам женщин, семьи и молодежи Архангельской области.
Указанное постановление официально опубликовано в областной газете "Волна" 13 июля 2007 г. N 53.
Таким образом, постановление вступило в законную силу, и является действующим нормативным правовым актом.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 3 статьи 7 Устава Архангельской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, изложенным в Конституции Российской Федерации, на основе принимаемых федеральных законов принимаются областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Согласно статье 11 указанного выше Федерального закона комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают: осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, суд приходит к выводу, что комиссии по делам несовершеннолетних являются самостоятельным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, призванным обеспечить единый подход к решению проблем безнадзорности и преступности несовершеннолетних, координировать деятельность всех органов и учреждений, входящих в систему профилактики.
В соответствие с подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" создание, организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защита их прав относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 2 марта 2005 г. N 4-2-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и на момент рассмотрения дела) предусмотрено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими коллегиальными органами, входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и реализуют на территории Архангельской области государственную политику в интересах детей. Согласно статье 2 этого Закона руководство деятельностью областной комиссии по делам несовершеннолетних осуществляет председатель комиссии - заместитель главы администрации области. Организация текущей работы, материально-техническое обеспечение деятельности и контроль за исполнением решений областной комиссии осуществляется структурным подразделением аппарата администрации Архангельской области.
Следовательно, вопросы создания, организации и обеспечения деятельности областной КДН являются исключительной компетенцией администрации Архангельской области, а не Комитета по делам женщин, семьи и молодежи,
Кроме того, как следует из ст. 17 Федерального закона N 120-ФЗ от 24.06.1999 г. органы по делам молодежи такой функцией как обеспечение деятельности других органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не наделены. Содержащийся в данной норме федерального закона перечень полномочий в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, судом установлено, что подпункт 10 пункта 8 Положения о комитете по делам женщин, семьи и молодежи Архангельской области противоречит Федеральному закону N 120-ФЗ от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд считает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", ст. 35 ФЗ "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в газете "Волна".
В силу ст. 103 ГПК РФ взысканию с администрации Архангельской области в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 10 пункта 8 Положения о комитете по делам женщин, семьи и молодежи Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации области от 9 июля 2007 года N 125-па, с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Архангельской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в 10-дневный срок путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.П. Рассошенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 14 апреля 2008 г. N 3-69
Текст решения официально опубликован не был