Решение Архангельского областного суда
от 4 октября 2006 г. N 3-108
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дивина Н.В.
при секретаре Воробьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 04 октября 2006 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству дефисы второй, четвертый раздела "Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)" статьи 1 областного закона N 112-16-ОЗ от 01 октября 2002 года "О транспортном налоге" (в редакции областного закона от 29.11.2005 N 120-7-ОЗ) в части слов "36",
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению дефисы второй, четвертый раздела "Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)" статьи 1 областного закона N 112-16-ОЗ от 01 октября 2002 года "О транспортном налоге" (в редакции от 29.11.2005 N 120-7-ОЗ) в части слов "36", ссылаясь на то, что оспариваемыми положениями областного закона для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 20 л.с. (лошадиных сил) до 36 л.с. включительно, а также свыше 36 л.с. установлен иной объект налогообложения, отличный от предусмотренного пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым объектом налогообложения по транспортному налогу являются мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно и свыше 35 л.с., а поскольку ни Налоговым кодексом, ни иными федеральными законами не предоставлено право субъектам РФ определять или изменять объект налогообложения, то оспариваемые положения областного закона в части слов "36" противоречат вышеназванным положениям Налогового кодекса РФ, нарушают право Российской Федерации принимать федеральные законы, исполнение которых обязательно на всей ее территории.
В судебном заседании прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Архангельской области Поликарпов Д.А. поддержал заявление по тем же основаниям.
Представители заинтересованных лиц: Архангельского областного Собрания депутатов И. и администрации Архангельской области Д. не согласились с заявленными требованиями, полагая, что оспариваемые положения правового акта в части слов "36" не противоречат федеральному законодательству, так как законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя и их более подробная детализация в пределах, установленных Налоговым кодексом, что не может рассматриваться, как нарушение права Российской Федерации принимать федеральные законы, и не изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом.
Выслушав представителя областной прокуратуры Поликарпова Д.А., представителей Архангельского областного Собрания депутатов И. и администрации Архангельской области Д., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления заместителя прокурора области исходя из следующего.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт 1).
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 4).
В силу пункта 3 статьи 12 Налогового кодекса региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 14 Налогового кодекса транспортный налог отнесен к региональным налогам.
Согласно статье 356 Налогового кодекса транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, законодательный орган субъекта Российской Федерации - Архангельское областное Собрание депутатов вправе принять областной закон "О транспортном налоге", в котором определить в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения с учетом норм Налогового кодекса, в том числе налоговые ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Судом установлено, что областной закон от 01.10.2002 N 112-16-ОЗ "О транспортном налоге" (в редакции от 29 ноября 2005 года N 120-7-ОЗ) принят 01 октября 2002 года на 16-й сессии Архангельского областного Собрания депутатов, подписан главой администрации Архангельской области и опубликован в газете "Волна" N 41 от 25 октября 2002 года.
Областным законом от 08 апреля 2003 года N 161-21-ОЗ "О внесении изменения и дополнений в областной закон "О транспортном налоге" и областным законом от 10 ноября 2004 года N 264-33-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы, а также о признании утратившими силу отдельных законов" были внесены изменения в оспариваемую прокурором редакцию статьи 1 областного закона, которые также подписаны главой администрации Архангельской области и опубликованы в газете "Волна" соответственно N 16 от 18 апреля 2003 года и N 45 от 26 ноября 2004 года.
В настоящее время областной закон "О транспортном налоге" действует в редакции от 29 ноября 2005 года N 120-7-ОЗ.
Статьей 1 указанного областного закона предусмотрено: установить ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности или килограмм силы тяги двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: (применительно к заявленному спору):
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно - свыше 20 л.с. до 36 л.с. (свыше 14,7 кВт до 26,47 кВт) включительно - Исключен. - Областной закон от 10.11.2004 N 264-33-ОЗ - свыше 36 л.с. |
2,7 5,4
45,0 |
Прокурор оспаривает дефисы второй, четвертый указанной нормы областного закона в части слов "36", полагая, что законодатель субъекта РФ установил иной объект налогообложения, что противоречит пункту 1 статьи 358, пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ.
Суд находит доводы прокурора несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 361 Налогового кодекса (Налоговые ставки)
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: (применительно к заявленному спору):
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) |
2 4 10 |
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Из анализа указанных норм Налогового кодекса следует, что объект налогообложения установлен пунктом 1 статьи 358 настоящего Кодекса, и применительно к заявленному спору, объектом налогообложения являются мотоциклы, мотороллеры. В пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса раздела "Мотоциклы и мотороллеры" лишь разграничены мотоциклы и мотороллеры по абзацам в зависимости от их мощности двигателя (до 20 л.с. включительно; свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно; свыше 35 л.с.) для более дифференцированного установления налоговой ставки в зависимости от мощности двигателя мотоцикла и мотороллера, что не может свидетельствовать об установлении иного объекта налогообложения. Иное противоречило бы пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса.
Между тем, в соответствии с пунктами 2 и 3 этой же статьи 361 Налогового кодекса законодатель субъекта Российской Федерации может увеличить (уменьшить), но не более чем в пять раз, налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств.
Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса предоставляет право законодательному органу субъекта Российской Федерации устанавливать налоговые ставки также в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Следовательно, Архангельское областное Собрание депутатов вправе дифференцировано установить налоговую ставку в зависимости от мощности двигателя мотоциклов и мотороллеров, но в пределах налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса, увеличив или уменьшив ее, но не более чем в пять раз.
Материалами дела установлено, что данные требования закона субъектом Российской Федерации соблюдены.
Так, для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно налоговая ставка могла быть установлена в пределах от 0,8 руб. до 20 руб., а свыше 35 л.с. - в пределах от 2 руб. до 50 руб.
Дефисами вторым, четвертым областного закона налоговая ставка установлена для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 20 л.с. до 36 л.с. в размере 5,4 руб., а свыше 36 л.с. - в размере 45,0 руб., т.е. в пределах налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса.
Разграничение законодательным органом Архангельской области мотоциклов и мотороллеров по мощности двигателя свыше 20 л.с. до 36 л.с. включительно и свыше 36 л.с. лишь свидетельствует о дополнительном дифференцированном подходе к установлению налоговой ставки в размере 5,4 руб. для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 35 л.с. до 36 л.с. включительно, то есть в таком же размере как для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно, что превышает 2 руб., но меньше 20 руб., поэтому не противоречит пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, а также иным нормам настоящего Кодекса и улучшает положение налогоплательщиков-владельцев мотоциклов или мотороллеров с мощностью двигателя 36 л.с.
Указанный собственный дифференцированный подход субъектом РФ в установлении налоговой ставки для категории мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя 36 л.с. с соблюдением предельно допустимых федеральным законодательством размеров ставок также не изменяет определенное Налоговым кодексом РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом, не нарушает право Российской Федерации принимать федеральные законы, исполнение которых обязательно на всей ее территории.
Не может быть принята судом во внимание и ссылка прокурора на пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса, поскольку обязанность по уплате транспортного налога у владельцев мотоциклов и мотороллеров возникает независимо от мощности двигателя транспортного средства. Мощность двигателя лишь влияет на ставку транспортного налога, соответственно на его размер. Как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса непосредственным объектом налогообложения по транспортному налогу являются мотоциклы, мотороллеры, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 года N 59 /зарегистрирован в Минюсте РФ 07.03.2003 N 4251/ (в редакции от 26.03.2005 N 208), подлежат регистрации в органах ГИБДД автомототранспортные средства с рабочим двигателем внутреннего сгорания более 50 куб см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, а не в зависимости от мощности двигателя мотоцикла, мотороллера от количества лошадиных сил.
Пунктом 1.1 указанных Правил непосредственно предусмотрено, что регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях, в том числе - исполнения налогового законодательства.
Таким образом, суд считает, что оспариваемые заместителем прокурора области дефисы второй, четвертый раздела "Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)" статьи 1 областного закона "О транспортном налоге" в части слов "36" не противоречат положениям федерального законодательства, поскольку законодательный орган субъекта РФ вправе проводить собственную дифференциацию ставок транспортных средств в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя, с соблюдением предельно допустимых пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса размеров ставок. Поэтому в силу части 1 статьи 253 ГПК РФ такое заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, областной суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению дефисы второй, четвертый раздела "Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)" статьи 1 областного закона N 112-16-ОЗ от 01 октября 2002 года "О транспортном налоге" (в редакции от 29.11.2005 N 120-7-ОЗ) в части слов "36" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления прокурором через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.В. Дивин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 4 октября 2006 г. N 3-108
Текст решения официально опубликован не был