Решение Архангельского областного суда
от 7 июня 2006 г. N 3-62
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего Мерзиковой Н.П.
с участием секретаря судебного заседания Воробьевой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Архангельске 07 июня 2006 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 1 статьи 1 в части слов "...является его структурным подразделением и...", абзаца 1 статьи 4 в части слов "...один из депутатов областного Собрания", абзаца 2 статьи 6, статьи 10 Областного закона "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов" от 19 декабря 1996 г. N 31-5-ОЗ (в редакции от 21 января 1999 г.) и
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 1 статьи 1 в части слов "...является его структурным подразделением и...", абзаца 1 статьи 4 в части слов "...один из депутатов областного Собрания", абзаца 2 статьи 6, статьи 10 Областного закона "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов" от 19 декабря 1996 г. N 31-5-ОЗ (в редакции от 21 января 1999 г.).
В обоснование заявленных требований сослался на то, что абзацем 1 статьи 1 указанного закона, который официально опубликован, предусмотрено, что контрольно-счетная палата является структурным подразделением Архангельского областного Собрания депутатов. Данное положение не соответствует статьям 153, 157 БК РФ, согласно которым контрольно-счетная палата является самостоятельным органом государственного финансового контроля, следовательно, должна быть юридическим лицом. Абзацем 1 статьи 4 закона предусмотрено, что председателем контрольно-счетной палаты может быть назначен один из депутатов областного Собрания, что противоречит ст. 17 п. 1 п.п. 2 Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе в РФ", согласно которой гражданский служащий не сожжет замещать должность гражданской службы после избрания или назначения на государственную должность. Согласно абзацу 2 статьи 6 контрольно-счетная палата осуществляет проведение оперативного контроля за исполнением областного бюджета в отчетном году. Статьей 10 предусмотрено, что контрольно-счетная палата в процессе исполнения областного бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Данные положения противоречат ст. 157 п. 1 БК РФ, согласно которого, органы финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами субъектов РФ, осуществляют контроль за исполнением бюджетов. Статьей 265 п. 1 БК РФ установлены формы осуществления финансового контроля законодательными (представительными) органами: предварительный, текущий и последующий. Бюджетный Кодекс РФ не предусматривает осуществление законодательными (представительными) органами местного самоуправления осуществления контроля в форме оперативного. Текущий контроль при исполнении бюджета осуществляется только со стороны исполнительных органов власти органами казначейства, финансовыми органами (ст. 267, 270 БК РФ). Осуществляя контроль в форме оперативного, контрольно - счетная палата вмешивается в исполнение бюджета субъекта РФ, что отнесено к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии со ст. 153 п. 2, 215.1, 219 БК РФ, а также ст. 4 п. 9 ч. 2; ст. 21 п. 2 п.п. "в"; 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Архангельской области Митянина Т.А. поддержала заявление по тем же основаниям.
Представители Архангельского областного Собрания депутатов С. и администрации Архангельской области Ст. не согласились с заявленными требованиями, в части противоречащими федеральному законодательству абзаца 1 статьи 1, абзаца 2 статьи 6 и статьи 10 Областного закона, полагая, что формирование и определение правового статуса контрольных органов законодательных (представительных) органов субъектов РФ, включая определение организационных основ, является правом законодательных (представительных) органов; осуществляется ими в силу ст. 153 БК РФ и соотносится с п. 3 ст. 157 БК РФ, согласно которой полномочия органов государственного финансового контроля определяются настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о контрольных органах. Неверно увязывая право контрольно-счетной палаты на проведение оперативного контроля над исполнением областного бюджета в отчетном году с формой текущего финансового контроля, осуществляемого законодательным (представительным) органом, прокурором не учтено, что реализация задач контрольно-счетной палаты по организации и осуществлению контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей областного бюджета по объеме, структуре и целевому назначению производна от форм контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами субъекта РФ. Нормативное содержание статьи 10 о том, что контрольно-счетная палата в процессе исполнения бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями областного бюджета, выявление и нарушение отклонений, не свидетельствует о выполнении законодательным органом несвойственных ему функций по исполнению бюджета на этапах исполнения по расходам, распоряжению средствами бюджета Полномочия контрольно-счетной палаты, предусмотренные абз. 2 ст. 6 и ст. 10 областного закона полностью охватываются полномочиями, предусмотренными ст. 157 и 270 БК РФ. Статьей 4 п. 9 ч. 2 Федерального закона N 184-ФЗ и ст. 153 ч. 2 БК РФ полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по осуществлению контроля над исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются.
Выслушав представителя областной прокуратуры, представителей Архангельского областного Собрания депутатов и администрации Архангельской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что оспариваемый областной закон "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов" от 19 декабря 1996 г. N 31-5-03 (в редакции от 21 января 1999 г.), принят решением Архангельского областного Собрания депутатов от 19.12.1996 г. N 91, подписан главой администрации области и официально опубликован в областной газете "Волна" от 21.01.1997 г. " 3, "Ведомостях Архангельского областного собрания депутатов второго созыва" N 5 за 1996 г.
Согласно статье 1 абзацу 1 названного областного закона контрольно-счетная палата Архангельского областного Собрания депутатов образуется решением Архангельского областного Собрания депутатов, является его структурным подразделением и ему подотчетна, является постоянным органом государственного финансового контроля.
В соответствии с абзацем 2 статьи 6 областного закона в процессе реализации задач, изложенных в статье 2 настоящего закона, контрольно-счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую, контрольную, ревизионную, информационную и иную деятельность, обеспечивает контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов (смет) областных внебюджетных фондов и целевых фондов, что предусматривает:
- проведение оперативного контроля за исполнением областного бюджета в отчетном году.
Согласно статье 10 (оперативный контроль за исполнением областного бюджета) контрольно-счетная палата в процессе исполнения областного бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями областного бюджета, выявляет отклонения и нарушения, производит их анализ, вносит предложения по их устранению.
Счетная палата ежеквартально по установленной форме предоставляет областному Собранию оперативный отчет о ходе исполнения областного бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными законом Архангельской области об областном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.
Конкретные сроки отчетности и документов, а также сроки их представления в контрольно-счетную палату утверждаются областным собранием.
Суд приходит к выводу, что положения абзаца 1 статьи 1 в части слов "...является его структурным подразделением и..." не противоречат ст. 153, п. 1 ст. 157 БК РФ; а положения абзаца 2 статьи 6 и статьи 10 не противоречат п. 1 ст. 157, п. 1 ст. 265, 267, 270 БК РФ; п. 3 ст. 26.13 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 215.1 БК РФ (пп. "в" п. 2 ст. 21 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"); ст. 219 БК РФ; п. 9 ч. 2 ст. 4 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"; п. 2 ст. 153 БК РФ.
В соответствии со ст. 153 БК РФ законодательные (представительные органы), представительные органы местного самоуправления формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).
Согласно статье 157 п. 1 БК РФ органы государственного муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными(представительными) органами РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.
Согласно ст. 265 Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных (представительных органов), представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных органов), представительных органов местного самоуправления на:
- получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
- создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 26.13 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта РФ и контроль за его исполнением осуществляется органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным Законом и Бюджетным кодексом РФ, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ.
В соответствии со ст. 215.1 БК РФ (введенной ФЗ от 20.08.2004 г.) исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Согласно п.п. "в" п. 2 ст. 21 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанное бюджета и отчеты о выполнении программ социально - экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.
Согласно 219 БК РФ устанавливает основные этапы исполнения бюджетов по расходам.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 4 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ, не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и (или) депутатов. При этом полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются.
абзац 1 статьи 1 в части слов "...является его структурным подразделением и..."
В соответствии со ст. 151 п. 6 БК РФ субъекты Российской Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Данное положение соотносится с положениями статьи 153 ч. 1 БК РФ, согласно которого законодательные (представительные) органы в сфере бюджетных отношений наделены полномочием формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Правовой статус - установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.
Таким образом, наделение правами и обязанностями контрольно- счетную палату является прерогативой областного Собрания депутатов, которое и реализовало свое законное право.
Статьей 2 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (далее ФЗ N 184-ФЗ) не предусмотрено запретов на правомочие субъектов Российской Федерации по созданию органов субъекта Российской федерации без наделения их правами юридического лица.
Право законодательных органов создавать собственные контрольные органы для проведения внешнего аудита предусмотрено в главе 26 раздела 9, п. 2 ст. 265 БК РФ.
Следовательно, к полномочиям законодательных органов власти относится определение статуса органа финансового контроля.
В соответствии с п. З ст. 157 БК РФ полномочия органов государственного контроля определяются, в том числе, и законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах.
Областным законом от 19 декабря 1996 г. на контрольно счетную палату возложено полномочие государственного органа власти - Собрания депутатов по осуществлению контроля за исполнением областного бюджета, которое вместе с тем не перестает оставаться полномочием областного Собрания депутатов.
Ссылка заявителя на ст. 157 БК РФ необоснованна, поскольку в ней не установлен перечень субъектов финансового контроля, а содержатся нормы, определяющие компетенцию органов государственного и муниципального контроля.
Кроме этого, согласно ст. 5 п. 4 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в пределах и в формах, установленный Конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъектов РФ.
Уставом Архангельской области (принят Архангельским областным Собранием депутатов 23.05.1995 г.; в ред. от 21.06.2005 г.) предусмотрена возможность областного Собрания создавать свои органы. Это исключительное полномочие областного Собрания.
В соответствии со ст. 23 ч. 3 п. "б" Устава областное Собрание депутатов осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Архангельской области через создаваемый им орган - контрольно счетную палату.
Указанное положение Устава никем не оспорено.
Законодательство предусматривает два способа формирования органов, служащих для осуществления контроля за исполнением бюджетов, при этом формирование соответствующих структур при региональном парламенте законом не запрещено.
Отсутствие организационной независимости контрольно- счетной палаты, сформированной при региональном парламенте, не свидетельствует о том, что она не самостоятельно, а под влиянием парламента, осуществляет контрольные полномочия
Фактически контрольные полномочия, установленные ст. 157, 270 БК РФ осуществляются контрольно-счетной палатой самостоятельно, исходя из принципов государственного финансового контроля: законность, объективность, независимость и гласность, хотя самостоятельность не вытекает из положений ст. 151-153, 157 БК РФ.
Таким образом, доводы прокурора о том, что контрольно-счетная палата должна быть обязательно выделена из структуры областного собрания, несостоятельны.
абзац 2 статьи 6 и статья 10 областного закона
Контрольно-счетная палата, созданная Архангельским областным Собранием депутатов, является органом государственного финансового контроля и осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Архангельской области.
Следовательно, этот контрольный орган обладает финансовыми полномочиями, имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ней полномочий, установленных ст. 157 БК и законом Архангельской области о контрольном органе Областного закона - "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов" от 19 декабря 1996 г. N 31-5-03 (в редакции от 21 января 1999 г.).
В соответствии со ст. 2 областного закона "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов" одними из основных задач контрольно-счетной палаты является организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей областного бюджета и бюджетам областных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
В соответствии со ст. 6 ч. 1 областного закона контрольно-счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую информационную и иную деятельность, обеспечивает контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов (смет) областных внебюджетных и целевых фондов.
Реализация задач контрольно-счетной палаты по организации и осуществлению контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей областного бюджета и бюджетам областных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению производна от предварительного, текущего и последующего финансового контроля, осуществляемого самим Архангельским областным Собранием депутатов.
В процессе исполнения областного бюджета контрольно-счетная палата Архангельского областного Собрания депутатов контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями областного бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.
В соответствии со ст. 270 БК РФ контрольные органы субъектов РФ имеют право осуществлять финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетных средств, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств
Бюджетный кодекс не устанавливает формы, в которых осуществляет контроль контрольно счетная палата. В данном случае контроль осуществляется в соответствии со ст. 157, 270 БК РФ.
Следовательно, полномочия, предусмотренные ст. 6 абз. 2 и ст. 10 областного закона полностью охватываются полномочиями, установленными ст. 157 и 270 БК РФ.
Связывание полномочий контрольно-счетной палаты с формами государственного контроля, предусмотренными ст. 265 БК Р, недопустимо
По смыслу указанных норм законодатель обладает достаточной свободой при установлении конкретных полномочий, порядка и форм деятельности контрольно-счетной палаты, в том числе и по вопросам оперативного контроля над ходом исполнения областного бюджета и бюджетов (смет) областных внебюджетных и целевых фондов.
Контрольно-счетная палата представляет собой орган финансового контроля, образуемый для осуществления контроля за исполнением областного бюджета и бюджетов областных внебюджетных и целевых фондов, притом, что согласно с ст. 215.1 БК РФ (введенной ФЗ от 20.08.2004 г.) и п.п. "в" п. 2 ст. 21 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и ст. 219 БК РФ исполнение бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ поэтапно.
Государственный финансовый контроль подчинен принципам финансовой контрольной деятельности, таким как законность, объективность, независимость и гласность (статья 2-1 Областного закона "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов").
Данные принципы и являются критерием достаточной свободы усмотрения законодателя при установлении конкретных полномочий, порядка и форм деятельности контрольно-счетной палаты, а также обеспечивают необходимость законодательного обеспечения реальных возможностей для осуществления контрольно-счетной палатой постоянного и непрерывного контроля над исполнением областного бюджета и бюджетов областных внебюджетных и целевых фондов в целях эффективного решения возложенных на нее задач.
Поэтому областной законодатель в целях непосредственного проведения финансового контроля должен гарантировать возможность осуществления контрольно-счетной палатой оперативного контроля.
Кроме этого, Счетная палата Российской Федерации в соответствии со ст. 14 ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению, осуществляет посредством оперативного контроля.
Выполнение этих полномочий в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом определено как оперативный контроль.
Контрольно-счетные палаты субъектов РФ решают задачи и выполняют функции аналогичные со Счетной палатой РФ.
Исходя из изложенного доводы прокурора о том, что финансовый контроль контрольно-счетной палатой не может осуществляться в форме оперативного, не являются обоснованными.
Действительно, текущий контроль при исполнении бюджета осуществляются органами казначейства, финансовыми органами, что никем не оспаривается.
Законодательный орган субъекта действительно не имеет права заниматься исполнением регионального бюджета, то есть управлением и распоряжением бюджетными средствами, что относится к исключительной компетенции органа исполнительной власти.
Однако статья 6 п. 2 и статья 10 Областного закона "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов" и не содержит положений, по которому региональный парламент занимается исполнением бюджета. При этом региональный парламент вправе осуществлять контроль над деятельностью исполнительных органов при реализации ими своих полномочий по исполнению бюджета. В целях осуществления контрольных полномочий парламент субъекта РФ создало вспомогательный орган - контрольно-счетную палату, которая является органом государственного финансового контроля и осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области бюджетов областных внебюджетных и целевых фондов.
Запрет на выполнение отдельных функций по исполнению бюджета, установленный ст. 153 ч. 2 БК РФ, направлен на соблюдение принципа разделения властей в бюджетной сфере, в соответствии с которым законодательные (представительные) органы принимают законы (решения) о бюджете на очередной финансовый год, органы исполнительной власти осуществляют функции по его исполнению, поэтому положения абзаца 2 статьи 6 и статьи 10 областного закона, касающиеся оперативного контроля со стороны, не противоречат указанной норме, и не содержат запрета на выполнение контрольных функций, которыми в силу закона наделена контрольно-счетная палата.
Не являются обоснованными и доводы заявителя, касающиеся запрета осуществлять оперативный контроль в процессе исполнения областного бюджета, что, по мнению заявителя, предусмотрено статьей 4 п. 9 ч. 2 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Данная норма содержит запрет на управление и распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ. Вместе с тем, в соответствии с этой же нормой, полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются.
Таким образом, нормы, касающиеся оперативного контроля, не свидетельствуют о том, что контрольно-счетная палата Архангельского областного Собрания депутатов выполняет несвойственные ей функции по исполнению бюджета.
Абзац 1 статьи 4 в части слов "...один из депутатов областного Собрания"
Абзацем 1 статьи 4 областного закона предусмотрено, что председателем контрольно-счетной палаты может быть назначен (решением областного собрания) один из депутатов областного Собрания.
В соответствии с п.п. 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий не может замещать должность гражданской службы после избрания или назначения на государственную должность.
Должность председателя контрольно-счетной палаты является должностью государственной гражданской службы, а занимающее ее лицо, проходит государственную службу.
Следовательно, депутат, как лицо, занимающее государственную должность, не может замещать должность государственной гражданской службы - председателя контрольно-счетной палаты.
Таким образом, абзац 1 статьи 4 областного закона в части слов "...один из депутатов областного Собрания." противоречит п.п. 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с чем, в указанной части заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 253 п. 2 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает такой нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку суд нашел установленным оспариваемый заместителем прокурора области абзац 1 статьи 4 областного закона в части слов "...один из депутатов областного Собрания." противоречащим действующему федеральному законодательству, то он утрачивает свое действие с момента вступления решения в законную силу.
Решение суда о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац 1 статьи 4 в части слов "...один из депутатов областного Собрания." Областного закона "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов" от 19 декабря 1996 г. N 31-5-03 (в редакции от 21 января 1999 г.) не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На основании ч. З ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судебном решении в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 1 статьи 4 в части слов "...один из депутатов областного Собрания" Областного закона "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов" от 19 декабря 1996 г. N 31-5-03 (в редакции от 21 января 1999 г.).
По вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судебном решении в данной части.
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области, в части признания противоречащими федеральному законодательству абзаца 1 статьи 1 в части слов "..., является его структурным подразделением и...", абзаца 2 статьи 6 и статьи 10 Областного закона "О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов" от 19 декабря 1996 г. N 31-5-03 (в редакции от 21 января 1999 г.), отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.П. Мерзикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 7 июня 2006 г. N 3-62
Текст решения официально опубликован не был