Решение Архангельского областного суда
от 28 июня 2006 г. N 3-71
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего по делу судьи Айхоршта А.А.,
при секретаре судебного заседания Воробьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 28 июня 2006 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим в части Приложения N 1 к Закону Архангельской области от 26 апреля 2006 года N 165-Ю-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы"
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с заявлением об оспаривании Приложения N 1 к Закону Архангельской области от 26 апреля 2006 года N 165-Ю-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы" в части установления размера должностных окладов первого заместителя главы администрации Архангельской области, заместителя главы администрации области, заместителя главы администрации области - руководителя исполнительного органа государственной власти и Приложения N 4 к этому же закону в части установления размеров ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Архангельской области.
В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Поликарпов Д.А., заявленные требования поддержал, просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению со дня вынесения судом решения Приложение N 1 в части слов "6500" и "5500" и Приложение N 4 в части установления денежного поощрения от 1,5 до 5,5.
В обоснование требований прокурор ссылался на то, что Архангельская область является получателем финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, в том числе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Согласно абз. 2 п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ в субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений. Между тем оспариваемыми положениями Областного закона установлены должностные оклады для первого заместителя главы администрации Архангельской области, заместителя главы администрации области, заместителя главы администрации области - руководителя исполнительного органа государственной власти, которые превышают размеры должностных окладов, установленных для государственных служащих федеральных учреждений разделом 1 Приложения N 1 к Указу Президента РФ от 06.03.1998 г. N 265, а размер ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Архангельской области превышает размер ежемесячного денежного поощрения для государственных служащих территориальных органов власти, установленный Указом Президента РФ N 589 от 26.06.2005 года. По мнению прокурора, оспариваемыми правовыми нормами нарушается право Российской Федерации принимать по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральные законы, обязательные для исполнения субъектами Российской Федерации.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов С. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась. Полагала, что согласно действующему законодательству сравнение размеров оплаты труда в виде установления денежного содержания для лиц, замещающих должности, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, основано на отнесении должности к соответствующей категории, предусмотренной Реестром должностей государственной гражданской службы и не дает прокурору оснований для сравнения должностных окладов руководителей межрегионального территориального органа, замещающих главную должность, с должностными окладами первого заместителя главы администрации Архангельской области, заместителя главы администрации области, заместителя главы администрации области - руководителя исполнительного органа государственной власти, замещающих высшую должность категории руководители, поэтому размер окладов для данных должностей должен определяться в пределах денежного вознаграждения для лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, установленного в соответствии с указом Президента РФ от 09 апреля 1997 года N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих". Что касается Приложения N 4, то по мнению данного представителя оно не может быть оспорено в суде, так как не вступило в силу.
Представители главы администрации Архангельской области О. и Ч. тоже полагали, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется. Ссылались, что используемое прокурором сопоставление оплаты труда не основано на законе, поскольку полномочия исполнительных органов государственной власти области существенно отличаются от полномочий территориальных органов исполнительной власти. Полагали, что в части оспаривания прокурором размеров ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих дело подлежит прекращению, так как Приложение N 4 не вступило в силу, поэтому не действует и, следовательно, не нарушает прав Российской Федерации принимать федеральные законы, обязательные для исполнения на всей ее территории.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя Архангельского областного Собрания депутатов и представителей администрации Архангельской области, исследовав в совокупности материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает, что заявленные прокурором требования в части оспаривания размеров должностных окладов первого заместителя главы администрации Архангельской области, заместителя главы администрации области, заместителя главы администрации области - руководителя исполнительного органа государственной власти оспаривания размеров подлежат удовлетворению в силу следующего.
Определением суда производство по делу в части оспаривания прокурором Приложения N 4 к Закону Архангельской области от 26 апреля 2006 года N 165-10-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы" прекращено.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции в интересах Российской Федерации и неопределенного числа граждан, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Материалами дела подтверждается, что постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 26 апреля 2006 года N 608, был принят Закон Архангельской области "О внесении изменений в отдельные областные законы" N 165-10-03 от 26 апреля 2006 года, который был в установленном порядке подписан главой администрации области и опубликован в официальных изданиях - в газете "Волна", N 18 за 16 мая 2006 года и "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва", N 10 за 2006 год.
В соответствии со ст. 3 данного областного закона, он вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением Приложения N 4, которое вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
На момент рассмотрения дела данный закон в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде с момента его официального опубликования вступил в действие и действует на территории Архангельской области областной закон "О внесении изменений в отдельные областные законы" N 165-10-03 от 26 апреля 2006 года, за исключением Приложения N 4 к данному закону.
Данный областной закон является нормативным правовым актом Архангельской области, поскольку издан в установленном порядке, уполномоченным на то представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации, и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Согласно пункту 1 статьи 8, пункту 1 статьи 20 Устава Архангельской области областное Собрание депутатов является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области.
В соответствие с пунктом 1 статьи 22, подпунктом "б" пункта 1 статьи 23 Устава областное Собрание осуществляет свои полномочия посредством принятия областных законов, нормативных и иных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок принятия, опубликования и вступление в законную силу областного закона соответствовали требованиям федерального законодательства и Устава Архангельской области.
В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация в ведении субъекта Российской Федерации.
Таким образом, государственная служба в субъектах Российской Федерации входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и должна регулироваться как федеральными актами, так и актами субъектов Российской Федерации.
На это указывает и статья 76 Конституции Российской Федерации, в силу которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06 октября 1999 года законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Финансирование государственной гражданской службы базируется на правиле установления размеров расходов на денежное содержание государственных гражданских служащих, соответственно "уровню" государственной гражданской службы федеральным бюджетом или бюджетами субъектов Российской Федерации. При определенных обстоятельствах, с учетом региональных различий, допустимо установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации более высокого уровня прав и гарантий гражданским служащим по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подобные установления, приводящие к увеличению бюджетных расходов, должны обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако субъектам Российской Федерации, получателям финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, необходимо соблюдать требование абз. 2 п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому в субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Архангельская область является субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Как следует из Приложения N 14 к Федеральному закону от 26.12.2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" Архангельской области на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации выделена дотация в размере 2 591 722, 8 (тыс. рублей).
Следовательно, в Архангельской области, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
В соответствие с пунктом 3 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 ст. 71 Федерального закона Положения статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.
В судебном заседании установлено, что Президентом Российской Федерации не принят указ о размерах должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих.
Поэтому в настоящее время действует Указ Президента РФ от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации".
Согласно Приложению N 1 к Закону Архангельской области от 26 апреля 2006 года N 165-10-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы" установлен размер должностного оклада - 6500 рублей в месяц, а первого заместителя главы администрации Архангельской области, заместителя главы администрации области, заместителя главы администрации области - руководителя исполнительного органа государственной власти - 5500 рублей в месяц.
Сравнительный анализ указанных положений Областного закона и положений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации N 265 от 06 марта 1998 года "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации", позволяет установить, что, указанные в оспариваемых прокурором положениях Областного закона, государственные служащие, финансируемые из областного бюджета, по оплате труда, в части установленных им размеров должностного оклада, поставлены в лучшие условия по сравнению с федеральными государственными служащими.
Отсутствие Указа Президента РФ о размерах должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих, а также различия в организационной структуре, компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации действительно позволяет произвести лишь условное сопоставление размеров денежного содержания государственных служащих этих органов.
Однако суд не может принять во внимание довод представителя областного Собрания депутатов и представителей администрации области о необоснованности примененного прокурором сравнения должностных окладов, так как сопоставление размеров должностных окладов федеральных государственных служащих территориальных органов, установленных Указом Президента РФ N 265 от 06 марта 1998 года, и государственных служащих Архангельской области, установленных оспариваемыми прокурором положениями Областного закона, имеет под собой логическое обоснование, поскольку обе категории государственных служащих проживают и работают в одном регионе, находятся в одинаковых условиях, выступают представителями интересов публичной власти государства и общества, выполняют функции государственного управления.
Остальные доводы представителей областного Собрания и администрации области также не могут быть приняты во внимание, как не основанные на законе и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, суд считает, что обстоятельства, положенные в обоснование заявленных прокурором требований, нашли свое подтверждение. Оспариваемые прокурором положения Приложения N 1 к Закону Архангельской области от 26 апреля 2006 года N 165-10-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы" в части установления размера должностного оклада первого заместителя главы администрации Архангельской области - 6500 рублей, а заместителя главы администрации области, заместителя главы администрации области - руководителя исполнительного органа государственной власти - 5500 рублей, принятые по вопросу, относящемуся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречат абзацу 2 пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в этой части ставят государственных служащих Архангельской области по оплате труда в лучшие условия по сравнению с федеральными государственными служащими, и поэтому нарушают право Российской Федерации принимать по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные законы, обязательные для исполнения субъектами Российской Федерации, кроме того эти положения, противоречащие федеральному законодательству, затрагивают интересы неопределенного числа граждан - жителей Архангельской области, поскольку согласно Бюджетного кодекса исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации финансируется обеспечение функционирования органов власти области, а также обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций области и другие расходы, от чего зависит благополучие населения области.
С учетом изложенного, суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативно правой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В рассматриваемом случае суд считает возможным признать оспариваемые нормы недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу.
На основании статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области об оспаривании Приложения N 1 к Закону Архангельской области от 26 апреля 2006 года N 165-10-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы" в части установления размера должностного оклада первого заместителя главы администрации Архангельской области - 6500 рублей, а заместителя главы администрации области, заместителя главы администрации области - руководителя исполнительного органа государственной власти - 5500 рублей удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения Приложение N 1 к Закону Архангельской области от 26 апреля 2006 года N 165-10-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы" в части слов "6500" и "5500" (столбец 2, строка 1 и 2 таблицы).
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
На решение сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, кассационное представление, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, в Верховный Суд Российской Федерации, путем подачи кассационных жалоб, кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
А.А. Айхоршт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 28 июня 2006 г. N 3-71
Текст решения официально опубликован не был