Решение Архангельского областного суда
от 19 июля 2006 г. N 3-75
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам
Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.
при секретаре Сидоренко Ю.В.
с участием прокурора Поликарпова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 19 июля 2006 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзаца 2 п. 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", п. 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, в отношении ветеранов, в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", утвержденных постановлением главы администрации области от 30 декабря 2005 года N 236 "Об утверждении порядков назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации области по вопросам предоставления мер социальной поддержки" (в редакции от 6 марта 2006 года). Судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзаца 2 п. 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", п. 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", утвержденных постановлением главы администрации области от 30 декабря 2005 года N 236 "Об утверждении порядков назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и признании утратившими силу некоторых постановлений Главы администрации области по вопросам предоставления мер социальной поддержки" (в редакции от 6 марта 2006 года), поскольку оспариваемые нормы постановления приняты администрацией области в нарушение федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал заявление заместителя прокурора области и уточнил заявленные требования о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", в отношении ветеранов.
Представители администрации Архангельской области В. и В. с заявлением заместителя прокурора области не согласны и считают, что оспариваемые нормы постановления главы администрации области не противоречат федеральному законодательству.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей: прокуратуры области Поликарпова Д.А., администрации Архангельской области В. и В., заключение прокурора, участвующего в деле, Поликарпова Д.А.., просившего об удовлетворении заявления заместителя прокурора области, судебная коллегия считает заявление заместителя прокурора области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Судебной коллегией установлено, что 30 декабря 2005 года было принято постановление главы администрации Архангельской области за N 236 "Об утверждении порядков назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации области по вопросам предоставления мер социальной поддержки", в которое постановлением администрации Архангельской области от 6 марта 2006 года N 46 были внесены изменения и дополнения.
Данным Постановлением были утверждены:
Порядок назначения, финансирования и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России";
Порядок назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов;
Порядок назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан;
Порядок назначения, финансирования и выплаты социальных пособий гражданам, имеющим детей;
Порядок назначения, финансирования и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам, имеющим особые заслуги перед Архангельской областью;
Порядок назначения, финансирования и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам, имеющим особые заслуги в развитии социальной сферы Архангельской области;
Порядок назначения и выплаты социального пособия на погребение или возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;
Порядок назначения, финансирования и выплаты государственной социальной помощи на территории Архангельской области;
Порядок назначения, финансирования и выплаты материальной помощи и (или) доплат к пенсии инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) военнослужащих;
Порядок назначения пособий, компенсаций и финансирования расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
В абзаце 2 п. 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов закреплено, что гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, получившим право на меры социальной поддержки после 1 января 2006 года, меры социальной поддержки предоставляются с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление.
В пункте 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан закреплено, что граждане, не состоящие на 1 января 2006 года в областном регистре лиц, но имеющие право на социальную поддержку, обращаются в государственные учреждения с личным заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, которые предоставляются с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление.
Судебная коллегия считает, что оспариваемое положение абзаца 2 п. 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление" противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
В пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона указаны категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Пунктом 3 ч. 1, ч.ч. 2, 3, 6 ст. 14 этого Закона закреплено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Из данных положений Закона РФ следует, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки в виде субвенций и полномочия по установлению форм предоставления указанных мер социальной поддержки.
Полномочий по установлению порядка предоставления указанных мер социальной поддержки и определения времени, с которого они предоставляются, Российская Федерация не передавала органам государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку данный вопрос разрешен в ч. 4 ст. 15 указанного Закона, в соответствии с которой гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 14 ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), ч. 1 ст. 5 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 года N 2-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
В статье 1 ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) перечисляются категории граждан, на которых распространено действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью 1 ст. 14 этого Федерального закона предусмотрено, что гражданам, указанным в ст. 1 настоящего Федерального закона в порядке, определяемом Правительством РФ, выдаются удостоверения единого образца, которые с момента их предъявления гарантируют меры социальной поддержки.
На основании п. 17 ч. 1 ст. 2 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 года N 2-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и в виде 50% оплаты квартплаты и коммунальных услуг.
Частью 1 ст. 5 данного Федерального закона закреплено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.
Поэтому положения абзаца 2 п. 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление" противоречат федеральному законодательству.
По изложенным основаниям доводы представителей администрации области о соответствии абзаца 2 п. 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", федеральному законодательству, являются необоснованными.
Необоснованными являются их ссылка на постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку оно регулирует порядок предоставления федеральных мер социальной поддержки, за исключением 50% оплаты жилья и коммунальных услуг.
Пункт 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, в отношении ветеранов, в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", также противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Статьей 7 ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица:
имеющие удостоверение "Ветеран труда";
награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, лица начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Статьей 22 настоящего Федерального закона предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
10 ноября 2004 года в Архангельской области принят Областной закон "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий и иных категорий граждан" N 262-33-ОЗ, в который вносились изменения и дополнения 3 марта 2005 года N 20-2-ОЗ, 27 апреля 2005 года N 41-3-ОЗ, 10 ноября 2005 года N 113-6-ОЗ.
Данным Областным законом предусмотрено, что действие настоящего закона распространяется на следующие категории граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Архангельской области и включенных в областной регистр лиц, имеющих право на получение социальной поддержки:
1) лиц, являющихся ветеранами труда и имеющих право на пенсию в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также ветеранов военной службы при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
(в ред. областного закона от 27.04.2005 N 41-3-ОЗ)
2) лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда Архангельской области", имеющих право на пенсию в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
3) лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных;
4) лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
5) лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Определяя время предоставления мер социальной поддержки ветеранам с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление, глава администрации области превысил свои полномочия, поскольку этот вопрос урегулирован ст. 28 ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии, с которой реализация мер социальной поддержки осуществляется по предъявлению ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Доводы представителей администрации области о том, что данная норма Федерального закона лишь свидетельствует о заявительном характере предоставления мер социальной защиты, а не о времени, с которого они предоставляются, являются необоснованными, поскольку для ветеранов реализацией мер социальной поддержки является их получение с момента предъявления ими удостоверений.
Необоснованными являются и их доводы о том, что данная, оспариваемая норма, издана в соответствии со ст. 4 Областного закона "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий и иных категорий граждан" N 262-33-ОЗ от 10 ноября 2004 года (с последующими изменениями и дополнениями), поскольку данной нормой предусмотрено, что порядок назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий и иным категориям граждан устанавливается постановлением главы администрации области, так как этой нормой Областного закона главе администрации области предоставлено право определять порядок назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки, а время, с которого предоставляются меры социальной поддержки ветеранам, закреплено в ст. 28 ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Необоснованными являются и доводы представителей администрации о том, что при таком порядке предоставлении мер социальной поддержки, ветераны, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ "О ветеранах" не смогут получить меры социальной поддержки, поскольку не имеют удостоверений "Ветеран труда", так как они вправе вместо удостоверения предъявить соответствующий документ о награждении орденами или медалями, присвоении почетного звания, ведомственного знака отличия в труде, о стаже работе, которые являются для них в настоящее время основанием для предоставления мер социальной поддержки.
Судебная коллегия считает необходимым обязать редакцию газеты "Волна", в которой было опубликовано оспариваемое Постановление, по вступлению решения в законную силу опубликовать официальное сообщение о принятом решении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 п. 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", п. 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, в отношении ветеранов, в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", утвержденного постановлением Главы администрации области от 30 декабря 2005 года N 236 "Об утверждении порядков назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и признании утратившими силу некоторых постановлений Главы администрации области по вопросам предоставления мер социальной поддержки" (в редакции от 6 марта 2006 года) удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 2 п. 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", п. 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, в отношении ветеранов, в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", утвержденных постановлением главы администрации области от 30 декабря 2005 года N 236 "Об утверждении порядков назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации области по вопросам предоставления мер социальной поддержки" (в редакции от 6 марта 2006 года).
Обязать редакцию газеты "Волна" по вступлению решения в законную силу опубликовать официальное сообщение о принятом решении.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвовавшем в деле, подано представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Ю.И. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 19 июля 2006 г. N 3-75
Текст решения официально опубликован не был