Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Споры, связанные с наследованием
2.1. В состав наследства входит только не связанное с личностью наследодателя имущество, которое принадлежало наследодателю на день открытия наследства, то есть наследодатель должен обладать соответствующими правами и обязанностями на него при жизни.
Б. обратилась в суд с иском к администрации МО о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, указав, что приходилась дочерью К., умершей 03 мая 1995 года. После смерти матери открылось наследство, в том числе спорный жилой дом, которое согласно завещанию от 18 августа 1994 года перешло ей. Наследство она приняла, обратившись в установленный законом срок к нотариусу. Право собственности на объект недвижимости до настоящего времени не зарегистрировано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов. Поскольку указанные обстоятельства препятствуют регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, просила признать за ней право собственности по праву наследования на жилой дом.
Решением районного суда исковые требования о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом удовлетворены.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец Б. являлась наследником по завещанию имущества К., принявшим наследство в установленный законом срок; спорный жилой дом входил в состав наследственной массы.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда с данным выводом суда первой инстанции не согласилась.
Как следовало из материалов дела, указанный жилой дом был выделен наследодателю вместо сгоревшего дома, расположенного в этом же поселке. Из пояснения сторон и свидетелей усматривалось, что К. проживала и пользовалась домом длительное время.
Право собственности на земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, истцам не принадлежит.
Как следует из содержания статей 218, 1110, 1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства входит только то, не связанное с личностью наследодателя, имущество, которое принадлежало наследодателю на день открытия наследства, т.е. наследодатель должен обладать соответствующими имущественными правами и обязанностями при жизни.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм законодательства в состав наследства не может входить имущество, не принадлежащее наследодателю на день смерти.
Вместе с тем суду не были представлены документы, подтверждающие принадлежность жилого дома наследодателю К. на праве собственности, также в материалах дела отсутствуют сведения о том, что наследодатель К. при жизни оформила в установленном законом порядке свои права как в отношении спорного домовладения, так и в отношении земельного участка под ним.
Указанное обстоятельство при рассмотрении дела судом первой инстанции учтено не было, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения в указанной части.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам от 05.12.2013 по делу N 33-6640/2013.
2.2. Правовым основанием получения наследниками застрахованного лица страховой суммы является не наследование, а договор личного страхования.
Общественная организация в интересах А. обратилась с иском к страховой компании о взыскании неустойки за просрочку выплаты страхового возмещения, убытков, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
В обоснование заявленных требований указала, что 24 июня 2012 года между Р. и страховой компанией был заключен договор личного и имущественного страхования, по которому выгодоприобретателем является ОАО. 30 июня 2012 года наступил страховой случай: Р. скончалась. Наследником Р. является ее дочь - истец по делу. На основании мирового соглашения, утвержденного определением суда от 26 июня 2013 года, страховая компания выплатила истцу страховую выплату в размере 294 566 рублей.
Решением районного суда г. Архангельска исковые требования удовлетворены частично. С ОАО в пользу А. взыскана неустойка, убытки, компенсация морального вреда и штраф.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требования истца Р. о взыскании с ответчика убытков в виде выплаченных процентов по кредитному договору. При этом суд исходил из того, что убытки причинены истцу несвоевременным исполнением страховщиком обязанностей по договору страхования, учитывая, что при надлежащем и своевременном исполнении страховщиком обязанностей по договору страхования перешедшие к наследнику обязательства по кредитному договору были бы прекращены.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования о взыскании неустойки за нарушение сроков выплаты страхового возмещения, компенсации морального вреда, а также штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В данной части судебная коллегия решение отменила, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с положениями статьи 934 Гражданского кодекса РФ по договору личного страхования право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
Иных случаев, когда права требования по договору личного страхования и по последствиям нарушения его условий переходят к наследникам застрахованного лица, законом не предусмотрено.
При этом в силу абзаца 1 пункта 2 статьи 934 Гражданского кодекса РФ правовым основанием получения наследниками застрахованного лица страховой суммы является не наследование, а договор личного страхования.
Из материалов дела следует, что выгодоприобретателем по договору страхования жизни и здоровья является ОАО.
Истец стороной по договору страхования либо лицом, в пользу которого заключен договор, не является, то есть не является потребителем услуг личного страхования, не стала она таковым и в порядке наследования.
Таким образом, на сложившиеся между сторонами по делу правоотношения положения Закона РФ "О защите прав потребителей" не распространяются. Наследники в данном случае имеют право только на возмещение указанных выше убытков.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам от 31.10.2013 по делу N 33-6273/2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.