Решение Архангельского областного суда
от 9 марта 2005 г. N 3-21
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд
судебная коллегия по гражданским делам в составе
председательствующего Пушкарева Н.А.
при секретаре судебного заседания Голенищевой И.В.
с участием прокурора Пугачевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 09 марта 2005 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими п. 3 ст. 41 в части, пунктов 2-10 ст. 58 областного закона "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов" от 03 июня 2003 года N 170-22-ОЗ (в редакции от 30 июня 2004 года),
Заслушав объяснения представителей прокуратуры Архангельской области Пугачевой С.В., Архангельского областного Собрания депутатов А. и представителя администрации Архангельской области Г., исследовав материалы дела, областной суд,
установил:
03 июня 2003 года Архангельским областным Собранием депутатов принят Закон Архангельской области N 170-22-03 "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов".
Законом Архангельской области от 30 июня 2004 года N 244-31-03 "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов", подписанным главой администрации Архангельской области и опубликованным 16 июля 2004 года в газете "Волна", в него были внесены изменения и дополнения.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия, то есть с 30 июня 2004 года п. 3 ст. 41 в части слов "одна вторая" и с 03 июня 2003 года пунктов 2-10 ст. 58 данного областного закона.
В обоснование требований прокурор сослался на то, что п. 3 ст. 41 указанного выше областного закона в части слов "одна вторая" противоречит п. 4 ст. 51 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как по областному закону предусмотрено предоставление бесплатного эфирного времени организациям телерадиовещания для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных мероприятий зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавших списки кандидатов, в объеме одной второй бесплатного эфирного времени, в то время как по Федеральному закону предоставление бесплатного эфирного времени предусмотрено в объеме не менее половины объема бесплатного эфирного времени.
Таким образом, Федеральный закон определил для проведения совместных агитационных мероприятий лишь минимальный объем бесплатного эфирного времени, в то время как областной закон такого минимума не предусмотрел, а ввел ограничения по его предоставлению в размере указанного в нем норматива.
Пункты 2-10 ст. 58 областного закона, допускающего проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях и тому подобное) находятся в противоречии с п. 5 ст. 19 и п. 10 ст. 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как им предусмотрено проведение досрочного голосования не отдельных групп избирателей, а на отдельных избирательных участках в труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях.
По сравнению с Федеральным законом областной закон в этой части также оставляет открытым перечень местностей, в которых может быть проведено досрочное голосование.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Пугачева С.В., поддержала заявление по тем же основаниям, указав о необходимости признания противоречащими Федеральному закону и не действующими оспариваемых положений областного закона при положительном решении вопроса с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители от Архангельского областного Собрания депутатов А. и от администрации Архангельской области Г. с заявлением не согласились, полагая, что оспариваемые нормы областного закона приняты в рамках законодательных полномочий субъекта Российской Федерации и федеральному законодательству не противоречат.
При этом обратили внимание на то, что областным законом объем эфирного времени, предоставляемого для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", совместных мероприятий зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавших списки кандидатов, по сравнению с федеральным законом не уменьшен, а сформулирован более четко с соблюдением установленной нормы эфирного времени, что не приводит к нарушению прав зарегистрированных кандидатов.
Перечня местностей, где может быть проведено досрочное голосование, областной закон не расширил. Проведение досрочного голосования, исходя из требований п. 5 ст. 19 и п. 2 ст. 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан", возможно либо в целом по избирательному участку либо среди отдельных групп избирателей (на части избирательного участка), что свидетельствует о соответствии п. 2 ст. 58 областного закона "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов" требованиям федерального законодательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, областной суд находит заявление заместителя прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статье 251 ГПК РФ прокурору или его заместителю предоставлено право принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд или арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, с требованием о признании правового акта недействующим.
Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт либо его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющего большую юридическую силу, суд признает такой нормативный правовой акт недействующим.
Прокурором оспаривается ряд положений законодательства Архангельской области, как субъекта Российской Федерации, в области избрания депутатов областного Собрания депутатов.
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод гражданина, обеспечение законности, правопорядка находится в совместном ведении Российской Федерации субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закреплены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в п. 6 ст. 1 которого также закреплено положение о том, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция, (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречит настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Прокурором оспариваются положения п. 3 ст. 41 в части слов "одна вторая" и пункты 2-10 ст. 58 областного закона N 170-22-03 в редакции от 30 июня 2004 года N 244-31-03 "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов".
В п. 3 ст. 41 оспариваемого областного закона, устанавливающим условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио, предусмотрено предоставление бесплатного эфирного времени для проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам, зарегистрировавших списки кандидатов, в размере одной второй общего объема бесплатного эфирного времени.
Вопросы предоставления общероссийскими и региональными государственными организациями телерадиовещания бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации урегулированы ст. 51 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 ст. 51 указанного Федерального Закона общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время для проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам, зарегистрировавших списки кандидатов, в размере не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени.
Из приведенной нормы Федерального Закона следует, что ей установлен предельный минимум предоставления зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам, зарегистрировавших списки кандидатов, общего объема бесплатного эфирного времени, который может его превышать. То есть организации телерадиовещания вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам, зарегистрировавших списки кандидатов, для проведения агитационных мероприятий иной превышающий установленный Федеральным Законом минимальный объем бесплатного эфирного времени.
Возможность предоставления бесплатного эфирного времени в размере, превышающем одну вторую объема бесплатного эфирного времени, при этом не является препятствием для его распределения на условиях равенства всех кандидатов по различным избирательным округам и согласуется с п. 1 ст. 39 этого же Федерального Закона, закрепившей равенство всех прав и обязанностей кандидатов, за исключением случаев установленных Федеральным Законом.
Ни данный Федеральный Закон, ни иные Федеральные Законы не предоставляют права субъектам Российской Федерации устанавливать какие- либо дополнительные ограничения для организаций телерадиовещания по предоставлению бесплатного эфирного времени.
Пункт 3 ст. 41 областного закона находится в противоречии с указанной нормой Федерального Закона, так как определяет жесткий норматив, исключающий возможность установления зарегистрированным кандидатам для проведения совместных агитационных мероприятий на каналах телерадиовещания иного, кроме как в размере одной второй от общего объема бесплатного эфирного времени.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального Закона "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данный Федеральный Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Вследствие этого, толкование представителей Архангельского областного Собрания депутатов, администрации Архангельской области о том, что Федеральный Закон N 67-ФЗ в части предоставления объема бесплатного эфирного времени является рамочным для выборов в различные органы государственной власти местного самоуправления является ошибочным.
Федеральные Законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации", на которые они ссылаются, вопросов проведения выборов в законодательные органы субъекты Российской Федерации не регулируют.
В силу подпункта "в" п. 10 ст. 24 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению соблюдения единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями и блоками для проведения предвыборной агитации.
На избирательную комиссию в силу п. 10 ст. 41 областного закона "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов" возложена обязанность проведения жеребьевки о дате и времени выхода в эфир на бесплатной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, а не о предоставлении объема бесплатного эфирного времени, что не позволяет согласиться с приведенными доводами представителей областного Собрания депутатов и администрации области о регулировании вопроса предоставления объема бесплатного эфирного времени избирательной комиссией.
Поскольку оспариваемая норма областного закона нарушает гарантированное п. 4 ст. 51 Федерального Закона "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" право на предоставление зарегистрированным кандидатам для совместных агитационных мероприятий более одной второй объема бесплатного эфирного времени, то областной суд находит ее противоречащей федеральному законодательству, а доводы представителей областного Собрания депутатов и областной администрации о необоснованности предъявленных требований несостоятельными, так как они сводятся к иному толкованию норм закона.
Из оспариваемого прокурором п. 2 ст. 58 областного закона следует, что если отдельные группы избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях и тому подобное) и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом в соответствии с п. 1 настоящей статьи, территориальная избирательная комиссия по согласованию с избирательной комиссией области вправе разрешить голосование этих групп избирателей досрочно, но не ранее чем за 20 дней до голосования, в течение нескольких дней в порядке, установленном пунктами 3-9 настоящей статьи.
Указанная норма областного закона противоречит действующему федеральному законодательству в силу следующих обстоятельств.
Согласно п. 5 ст. 19 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные участки, участки референдумов могут образовываться в срок, установленный п. 2 настоящий статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией не позднее чем за пять дней до голосования в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок отнесения участков, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании, к избирательным округам, округам референдума. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.
В соответствии с п. 10 ст. 65 этого же Федерального Закона в случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе по согласованию с вышестоящей комиссией принять решение о проведении досрочного голосования (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, на одном и более избирательных участках, участках референдума.
Исходя их указанных норм Федерального Закона следует, что досрочное голосование может быть проведено только в целом на отдельных избирательных участках, участках референдума, образованных в указанных Федеральным Законом местах.
При этом ни указанный Федеральный Закон, ни иные Федеральные Законы не допускают возможности проведения досрочного голосования для отдельных групп избирателей в не помещения для голосования в иных не предусмотренных законом местах.
Данные нормы Федерального Закона свидетельствуют, что, устанавливая гарантии права на досрочное голосование, дополняющие гарантии, установленные названным Федеральным Законом, субъект Российской Федерации не вправе нарушать условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию указанного права, предусмотренные Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Поскольку п. 2 ст. 58 областного закона неправомерно допускает проведение досрочного голосования отдельных избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, и расширяет установленный Федеральным Законом перечень мест, где может быть проведено такое голосование, то в силу пунктов 2, 6 ст. 1, п. 11 ст. 2 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" он подлежит признанию недействительным.
Вследствие этого, как вытекающие из положения п. 2 ст. 58 областного закона, подлежат признанию недействительными и пункты 3-10 указанной статьи закона, предусматривающие процедуру и порядок проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей.
Оспариваемая норма областного закона не может рассматриваться как установление дополнительных гарантий прав граждан на участие в выборах законодательных органов субъекта Российской Федерации вследствие того, что Федеральный Закон позволяет провести в установленном законом порядке досрочное голосование на отдельных избирательных участках вне помещения для избирателей без какого-либо ограничения прав избирателей (п. 10 ст. 65, п. 2 ст. 66 Федерального Закона).
Ссылки представителей областного Собрания депутатов и областной администрации на Федеральный Закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный Закон "О выборах Президента Российской Федерации", предусматривающими досрочное голосование отдельных групп избирателей на указанных выборах, суд считает несостоятельными, так как указанные Законы не регулируют проведение выборов субъекта Российской Федерации.
Указанные положения областного закона подлежат признанию недействительными с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 3 ст. 41 в части слов "одна вторая", пунктов 2-10 ст. 58 областного закона от 03 июня 2003 года N 170-22-03 "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов" в редакции областного закона N 234-31-03 от 30 июня 2004 года не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
В соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении суда подлежит обязательному опубликованию в печатном издании, в котором оспариваемый прокурором областной закон был официально опубликован, то есть в газете "Волна".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, областной суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 3 ст. 41 в части слов "одна вторая", пункты 2-10 ст. 58 Закона Архангельской области от 03 июня 2003 года N 170-22-03 "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов" в редакции областного закона N 234-31-03 от 30 июня 2004 года.
Обязать редакцию газеты "Волна" опубликовать сообщение о принятом судом решении после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.А. Пушкарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 9 марта 2005 г. N 3-21
Текст решения официально опубликован не был