Решение Архангельского областного суда
от 8 июня 2005 г. N 3-53
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд (судебная коллегия по гражданским делам) в составе: председательствующего - судьи Юдина В.Н., при секретаре судебного заседания Голенищевой И.В., с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Песковой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 8 июня 2005 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Правил рыболовства в водоемах Архангельской области, утвержденных решением Архангельского областного Совета народных депутатов 12 апреля 1991 года (в ред. от 3 марта 2005 года),
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Правил рыболовства в водоемах Архангельской области, утвержденных решением Архангельского областного Совета народных депутатов 12 апреля 1991 года (в ред. от 3 марта 2005 года).
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Решением Архангельского областного Совета народных депутатов от 12 апреля 1991 года утверждены Правила рыболовства в водоемах Архангельской области. Данные Правила официально опубликованы в областной газете "Волна" от 25.04.1991 N 17. Постановления Архангельского областного Собрания депутатов, создающие оспариваемую редакцию Правил, опубликованы в газете "Волна" от 01.08.2003 N 31 и от 18.03.2005 N 10-11.
Правила рыболовства в водоемах Архангельской области (в редакции от 03.03.2005) противоречат пунктам 2 и 3 ст. 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ, поскольку приняты и утверждены органом, которому такие полномочия не предоставлены.
Оспариваемым нормативным правовым актом Архангельской области нарушается право Российской Федерации принимать федеральные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые обязательны для исполнения субъектами Российской Федерации.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Архангельской областной прокуратуры Пескова Г.И. на удовлетворении заявления по изложенным в нем доводам настаивает, просит признать Правила рыболовства в водоемах Архангельской области (в редакции от 03.03.2005) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов - К. с заявленными заместителем прокурора требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что действие на территории Архангельской области оспариваемых Правил до принятия федеральным органом исполнительной власти Типовых правил рыболовства и правил рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, соответствует положениям ст. 42 Федерального закона "О животном мире", является фактом опережающего правового регулирования в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, и они находятся в пределах действия федерального правового поля.
Изучив материалы дела, экспертное заключение Отдела международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Архангельской области Главного управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав в совокупности материалы дела и представленные по нему доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Решением Архангельского областного Совета народных депутатов от 12 апреля 1991 года "О правилах рыболовства в водоемах Архангельской области" утверждены Правила рыболовства в водоемах Архангельской области (опубликовано в "Сборнике Решений Архангельского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва принятых на пятой сессии" и областной газете "Волна" от 25.04.1991 N 17).
Впоследствии в Правила рыболовства в водоемах Архангельской области вносились изменения: - Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 15 июля 2003 года N 581 "О внесении изменений в Правила рыболовства в водоемах Архангельской области", утвержденные решением Архангельского областного Совета народных депутатов от 12 апреля 1991 года" (опубликовано в газете "Волна" от 1 августа 2003 года N 31); Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 3 марта 2005 года N 88 "О внесении изменений в Правила рыболовства в водоемах Архангельской области", утвержденные решением Архангельского областного Совета народных депутатов от 12 апреля 1991 года" (опубликовано в газете "Волна" от 18 марта 2005 года N 10-11).
В настоящее время Правила рыболовства в водоемах Архангельской области, утвержденные решением Архангельского областного Совета народных депутатов от 12 апреля 1991 года, действуют в редакции от 3 марта 2005 года.
Предметом правового регулирования Правил рыболовства в водоемах Архангельской области являются общественные отношения в сфере владения, пользования и распоряжения водными объектами и водными биологическими ресурсами на территории Архангельской области, в том числе регулируют вопросы, связанные с охраной, воспроизводством, рациональным использованием водных биологических ресурсов и экологическим состоянием водных объектов, являющихся рыбохозяйственными водоемами. Их действия распространяются на организации всех форм собственности, а также на физических лиц, которые по роду своей деятельности занимаются использованием водных биологических ресурсов, включая их добычу, (вылов), обработку и реализацию.
В соответствии с пунктами "в", "д" и "к" части 1 статьи 72, частями первой, второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды; водное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне правовое регулирование названных общественных отношений осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Водным кодексом Российской федерации; Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире"; изданным позднее названного - Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"; изданным в целях реализации названного последнего Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 390 "Об утверждении Положения об определении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов" (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2005 N 209, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 20.05.2005 N 316); Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 315.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 и ч. 5 ст. 3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" законодательство о водных биоресурсах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, отведенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации принимает Правительство Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации, нормативно правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах своих полномочий могут издавать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 10 настоящего Закона, водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением водных биоресурсов, обитающих в обособленных водных объектах, которые могут находиться не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.
Указанные нормы названного Закона допускают регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, непосредственно вопрос о принятии правил рыболовства разрешен Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Согласно части 2 и части 3 статьи 16 этого Федерального закона рыболовство осуществляется в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов (правила рыболовства). Типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Из положений данной нормы следует, что федеральные органы исполнительной власти утверждают не только типовые правила рыболовства, но и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 315, в частности, его пункт 5.2.1 относит к полномочиям Министерства сельского хозяйства РФ самостоятельное принятие такого нормативного правового акта, как правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства.
Полномочие утверждать типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предоставлено в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов".
Наряду с этим, статья 65 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов относит разработку и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением, установление порядка использования водных объектов. Статьи 66 и 67 настоящего Кодекса, ранее устанавливавшие аналогичные полномочия субъекта Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, в соответствии с пунктом 22 статьи 59 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 1 января 2005 года утратили силу.
Часть 2 статьи 140 Водного кодекса Российской Федерации, в действовавшей ранее редакции, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере общественных отношений относила определение перечня водных объектов, предназначенных для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов. Однако пунктом 67 статьи 59 названного Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ данные полномочия исполнительной власти субъекта Российской Федерации из части 2 статьи 140 Водного кодекса РФ исключены. В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 140 Водного кодекса РФ, перечень водных объектов, предназначенных для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона "О животном мире" правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного жира, разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специальными уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Установление Подобных правил не относится к компетенции законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, которым является Архангельское областное Собрание депутатов.
Положения статьи 6 Федерального закона "О животном мире", действующей с 1 января 2005 года в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ в области охраны и использования животного мира не предусматривают для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таких полномочий, как: принятие законов и иных нормативных правовых актов, субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использование животного мира; установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области использования объектов животного мира в пределах своей компетенции, которые имелись в ранее действовавшей редакции статьи этого Закона.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" порядок сроки определения и утверждения общих допустимых уловов водных биоресурсов, а также порядок внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 и п. 6 Положения об определении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 390 в редакции Постановления Правительства РФ от 12.04.2005 N 209, общие допустимые уловы для всех видов водных биологических ресурсов по водоемам (за исключением внутренних пресноводных водоемов) промысловым районам, зонам и подзонам во внутренних морских водах, территориальном море, определяются Федеральным агентством по рыболовству. А во внутренних пресноводных водоемах - Федеральным агентством по рыболовству с учетом заключения государственной экологической экспертизы и утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Между тем, в нарушение названных норм, данные вопросы урегулированы представительным органом субъекта Российской Федерации (статья 7 Правил рыболовства в водоемах Архангельской области).
По заключению Отдела международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Архангельской области Главного управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу Правила рыболовства в водоемах Архангельской области (в редакции от 03.03.2005) противоречат законодательству Российской Федерации.
Таким образом, анализ норм названного Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", изданных в целях его реализации нормативных актов, других указанных норм регулирующих общественные отношения в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов на федеральном уровне и норм оспариваемых Правил рыболовства в водоемах Архангельской области, указывает на то, что с момента вступления Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" указанные оспариваемые Правила стали противоречить данному Федеральному закону.
Довод представителя Архангельского областного Собрания депутатов, со ссылкой на положения статьи 42 Федерального закона "О животном мире" о том, что до принятия типовых правил и правил рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна действие на территории области Правил рыболовства в водоемах Архангельской области следует рассматривать как опережающее правовое регулирование, а потому данный нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству является необоснованным, поскольку компетенция соответствующего федерального органа исполнительной власти по принятию указанных правил непосредственно определена федеральным законодательством. Субъекты Российской федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов лишь в пределах предоставленных полномочий на основании и во исполнение Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.
Оспариваемым нормативным правовым актом Архангельской области нарушается право Российской Федерации принимать федеральные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые обязательны для исполнения субъектами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд находит заявление заместителя прокурора области по существу подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку суд нашел установленным, что оспариваемый нормативно правовой акт противоречит действующему федеральному законодательству, то заявленное требование о признании их недействующими подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления в силу Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", т.е. с 3 января 2005 года (статья 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ) может повлечь за собой неблагоприятные последствия в части поворота исполнения предусмотренных им норм, и его новая (оспариваемая) редакция была принята после вступления названного Федерального закона в силу, суд считает, будет правильным признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Правил рыболовства в водоемах Архангельской области, утвержденные решением Архангельского областного Совета народных депутатов 12 апреля 1991 года (в ред. от 3 марта 2005 года), вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату их силы, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Решение суда о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Правил рыболовства в водоемах Архангельской области, утвержденных решением Архангельского областного Совета народных депутатов 12 апреля 1991 года (в ред. от 3 марта 2005 года), не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На основании части 3 статьи 253 ГПК РФ и статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакцию газеты "Волна" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила рыболовства в водоемах Архангельской области, утвержденные решением Архангельского областного Совета народных депутатов 12 апреля 1991 года (в ред. от 3 марта 2005 года).
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакцию областной газеты "Волна" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
В.Н. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 8 июня 2005 г. N 3-53
Текст решения официально опубликован не был