Решение Архангельского областного суда
от 26 декабря 2003 г. N 3-120
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего по делу судьи Чистяковой Н.Г.
при секретаре судебного заседания Охиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 26 декабря 2003 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим пункта 5 статьи 1 областного закона от 07.10.2003 года N 187-24-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год",
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области в защиту прав Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 5 статьи 1 областного закона от 07.10.2003 года N 187-24-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год".
В обоснование заявленных требований, прокурор сослался на то, что оспариваемым положением областного закона нарушаются права Российской Федерации. Российская Федерация по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вправе устанавливать нормы обязательные для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, издавая собственные правовые акты, должны их соблюдать. В нарушение принципа общего (совокупного) покрытия расходов, доходы областного бюджета, поступления от ЗАО "АЛРОСА" увязаны с определенными расходами областного бюджета, перечисленными в оспариваемой статье областного закона.
В судебное заседание заместителем прокурора Архангельской области Орехановым С.Н. представлено заявление об уточнении заявленных требований, в котором он просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 5 статьи 1, в части слов, "...разрешить администрации области направить средства в сумме 225 000 тыс. рублей, поступившие безвозмездно от акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) в соответствии с соглашением о социально-экономическом сотрудничестве администрации области и акционерной компанией "АЛРОСА" (ЗАО)..." областного закона от 07.10.2003 года N 187-24-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год".
Участвующий в деле прокурор Архангельской областной прокуратуры Быстров О.В. на удовлетворении заявления по изложенным в нем доводам настаивал, просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункт 5 статьи 1, в части слов,
"...разрешить администрации области направить средства в сумме 225 000 тыс. рублей, поступившие безвозмездно от акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) в соответствии с соглашением о социально-экономическом сотрудничестве администрации области и акционерной компанией "АЛРОСА" (ЗАО)..." областного закона от 07.10.2003 года N 187-24-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год".
Архангельское областное Собрание депутатов извещено о времени и месте судебного заседания, представило отзыв, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя областного Собрания депутатов, полагает, что на момент рассмотрения спора отсутствуют основания, по которым прокурор обратился в суд, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Администрация Архангельской области, в лице его представителя К., иск не признала, полагает, что происхождение денежных средств - соглашение о социально-экономическом сотрудничестве администрации области и акционерной компании ЗАО "АРЛОСА", не образует установления зависимости в покрытии какого-либо направления расходов от получения конкретного вида доходов поскольку безвозмездные поступления от акционерной компании "АЛРОСА" не являются самостоятельным видом доходов областного бюджета.
Изучив материалы дела, экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области, выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя Администрации Архангельской области, исследовав в совокупности материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что постановлением Архангельского областного Собрания депутатов N 427 от 15 декабря 2002 г. был принят областной закон N 139-19-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год", который был в установленном порядке подписан главой администрации Архангельской области и опубликован в газете "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 2002, N 19, газете "Волна", N 50, 20.12.2002, N 52, 27.12.2002 г.
Постановлением 24 сессии третьего созыва Архангельского областного Собрания депутатов за N 597 от 7 октября 2003 года был принят областной закон N 187-24-ОЗ "О внесении изменений дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год", который был в установленном порядке подписан главой администрации области и опубликован в газете "Волна", N 43 от 24.10.2003 г. 1996 и "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва", N 24, 2003.
Постановлением 27 сессии Архангельского областного собрания депутатов N 692 от 18 декабря 2003 г. был принят областной закон "О внесении изменения в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год", которым в абзаце 1 статьи 54 областного закона от 15 декабря 2002 года N 139-19-ОЗ"Об областном бюджете на 2003 год" исключены слова "...поступившие безвозмездно от акционерной компании "АЛРОСА (ЗАО) в соответствии с соглашением о социально-экономическом сотрудничестве области и акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО)..."
Областной закон от 7.10.2003 года N 187-24-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете" является нормативным правовым актом Архангельской области, поскольку издан в установленном порядке управомоченным на то представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Принятие Архангельским областным Собранием депутатов отнесенных к его ведению областных законов предусмотрено Уставом "Архангельской области".
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 27 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурору или его заместителю предоставлено право принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо обращения в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, с требованием о признании правовых актов недействительными.
Следовательно, заместитель прокурора области, в соответствии со статьями 45 и 251 ГПК РФ, вправе был обратиться в суд с требованиями о признании положений областного закона противоречащими федеральному законодательству, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации в области регулирования бюджетных отношений к ведению Российской Федерации относится установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации к перечню принципов бюджетной системы Российской Федерации относится принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.
Понятие принципа общего (совокупного) покрытия расходов закреплено в статье 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации и означает, что все расходы бюджета должны покрываться суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Между тем, пунктом 5 статьи 1 областного закона от 07.10.2003 г. N 187-24-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год" предусмотрено разрешить администрации области направить средства в сумме 225 000 тыс. рублей, поступившие безвозмездно от акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) в соответствии с соглашением о социально-экономическом сотрудничестве администрации области и акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО), на следующие цели:
а) бюджетные ссуды бюджетам муниципальных образований на финансирование областной целевой программы "Повышение эффективности функционирования объектов теплоснабжения коммунальной энергетики в Архангельской области на 2003 - 2005 годы" - 70 000 тыс. рублей, в том числе:
МО "Вельский район" 1650 тыс. рублей
МО "Верхнетоемский район" 2500 тыс. рублей
МО "Вилегодский район" 5130 тыс. рублей
МО "Виноградовский район" 2000 тыс. рублей
МО "Каргопольский район" 3000 тыс. рублей
МО "Коношский район" 7050 тыс. рублей
МО "Котласский район" 7000 тыс. рублей
МО "Красноборский район" 4000 тыс. рублей
МО "Ленский район" 1880 тыс. рублей
МО "Лешуконский район" 1090 тыс. рублей
МО "Няндомский район" 4000 тыс. рублей
МО "Мезенский район" 1500 тыс. рублей
МО "Пинежский район" 3000 тыс. рублей
МО "Плесецкий район" 3000 тыс. рублей
МО "Приморский район" 4930 тыс. рублей
МО "Устьянский район" 4970 тыс. рублей
МО "Холмогорский район" 6000 тыс. рублей
МО "Шенкурский район" 1000 тыс. рублей
МО "Город Архангельск" 2000 тыс. рублей
МО "Котлас" 1500 тыс. рублей
МО "Город Онега и Онежский район" 2800 тыс. рублей
б) погашение задолженности по государственным пособиям гражданам, имеющим детей, - 30 000 тыс. рублей;
в) ремонт фасада здания Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова - 1000 тыс. рублей;
г) капитальный ремонт помещений стадиона "Труд" - 4700 тыс. рублей;
д) возврат целевого кредита, предоставленного администрации области ЗАО "Вэб-инвест Банк" на строительство зданий Архангельской областной клинической больницы, кардиологического корпуса первой городской клинической больницы г. Архангельска и Каргопольской центральной больницы, - 25 000 тыс. рублей;
е) финансирование объектов капитального строительства - 75 300 тыс. рублей, в том числе:
школа в г. Онеге - 4 000 тыс. рублей;
больница в с. И.-Подомском - 6 000 тыс. рублей;
кардиологический корпус первой городской больницы г. Архангельска - 20 000 тыс. рублей;
поликлиника в г. Каргополе - 10 000 тыс. рублей;
Архангельская областная клиническая больница - 10 000 тыс. рублей;
хирургический корпус на 60 коек в п. Коноше - 17 000 тыс. рублей;
дом культуры в с. Лешуконском - 3 000 тыс. рублей;
реконструкция здания спецучреждения милиции (на Белой Горе) - 3 686 тыс. рублей;
школа в п. Березник -1 614 тыс. рублей;
ж) финансирование подпрограммы "Проектирование, разведка и эксплуатация месторождения пресных подземных вод "Архангельское" с целью питьевого водоснабжения Архангельска" областной целевой программы "Обеспечение населения Архангельской области питьевой водой" - 19 000 тыс. рублей."
Из изложенного следует, что средства, безвозмездно поступившие в областной бюджет от ЗАО "АЛРОСА", являются доходами областного бюджета.
Данный вывод суда подтверждается Федеральным законом Российской Федерации "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ, согласно которому безвозмездные перечисления отнесены к доходам бюджетов всех уровней, по классификации доходов бюджетов.
При этом, статьей 1 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" установлено, что бюджетная классификация Российской Федерации, в частности, в отношении классификации доходов бюджетов Российской Федерации, государственных внешних активов Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
В нарушение принципа общего (совокупного) покрытия расходов, доходы областного бюджета, перечисления от ЗАО "АЛРОСА", увязаны с определенными расходами областного бюджета, перечисленными в названной статье областного закона.
Исходя из изложенного, суд считает, что пункт 5 статьи 1, в части слов, "...разрешить администрации области направить средства в сумме 225000 тыс. рублей, поступившие безвозмездно от акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) в соответствии с соглашением о социально-экономическом сотрудничестве администрации области и акционерной компанией "АЛРОСА" (ЗАО)..." областного закона "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год" со дня его приятия противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
При этом суд критически относится к доводам Архангельского областного Собрания депутатов и администрации Архангельской области об отсутствии основания, по которым прокурор обратился в суд, на день рассмотрения дела. Учитывает, что со дня принятия вышеназванного закона и до принятия областного закона N 215-27-ОЗ от 18 декабря 2003 г. "О внесении изменения в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год" оспариваемая норма закона влекла правовые последствия и регламентировала отношения.
Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку суд нашел установленным, что оспариваемые прокурором положения областного закона противоречат действующему федеральному законодательству, то заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению.
Решение суда о признании недействующими пункта 5 статьи 1, в части слов, областного закона вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы пункта 5 статьи 1, в части слов, областного закона, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
На основании ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вступлению решения в законную силу обязать редакцию газеты "Волна" и журнала "Ведомости Архангельского областного Собрании депутатов" опубликовать официальное сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия пункт 5 статьи 1, в части слов, "...разрешить администрации области направить средства в сумме 225 000 тыс. рублей, поступившие безвозмездно от акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) в соответствии с соглашением о социально-экономическом сотрудничестве администрации области и акционерной компанией "АЛРОСА" (ЗАО)..." областного закона от 07.10.2003 года N 187-24-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год".
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
На решение сторонами, участвующими в деле может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле может, может быть принесено кассационное представление в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации, путем подачи кассационных жалоб, кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.Г. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 26 декабря 2003 г. N 3-120
Текст решения официально опубликован не был