Решение Архангельского областного суда
от 9 апреля 2003 г. N 3-14
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего по делу судьи Айхоршта А.А.
при секретаре судебного заседания Варвинской Ж.М.
с участием прокурора Быстрова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 09 апреля 2003 ело по заявлению прокурора Архангельской области об оспаривании п. 2 ст. 3 и ст. 4 закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" от 07 июля 1999 года N 151-23-ОЗ
установил:
Прокурор Архангельской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 2 ст. 3 и ст. 4 закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" от 07 июля 1999 года N 151-23-ОЗ. В обоснование заявления прокурор ссылался, что оспариваемые положения областного закона противоречат действующему федеральному законодательству, ущемляют законное право населения муниципальных образований Архангельской области определить орган или должностное лицо, в полномочия которого будет входить решение вопросов, связанных с исчислением стажа муниципальной службы.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Архангельской областной прокуратуры Быстров О.В. на удовлетворении заявления по изложенным в нем доводам настаивал, просил признать недействующими со дня принятия п. 2 ст. 3 в части слов "...решением главы муниципального образования..." и ст. 4 в части слов "...главе муниципального образования.." закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области".
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов Д., полагала, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку использование законодателем субъекта РФ в тексте закона прямого указания на должность "глава муниципального образования" является некорректным и может быть расценено, как не соответствующее принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Кроме того, представитель пояснила, что в настоящее время подготовлен проект закона "О внесении изменений в областной закон "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области", в котором предусмотрено исключение из данного нормативного правового акта оспариваемых прокурором положений.
Представитель администрации Архангельской области В., так же полагала, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующего в деле про<урора, представителя Архангельского областного Собрания депутатов и представителя администрации Архангельской области, исследовав в совокупности материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что решением 23 сессии 2 созыва Ар) ангельского областного Собрания депутатов за N 664 от 07 июля 1999 года был принят областной закон "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области", который был в установленном порядке подписан главой администрации области и опубликован в газете "Волна", N 28 от 03 08 1999 и "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва", N 23, 1999.
На момент рассмотрения дела данный закон в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
Таким образом, в настоящее время с момента его официального опубликования вступил в действие и действует на территории Архангельской области областной закон от 07 июля 1999 года N 151-23-ОЗ (в редакции областного закона от 23.12.99 N 172-26-ОЗ).
Данный областной закон является нормативным правовым актом Архангельской области, поскольку издан в установленном порядке управомоченным на то представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Принятие Архангельским областным Собранием депутатов отнесенных к его ведению областных законов предусмотрено Уставом "Архангельской области".
Прокурором оспариваются положения, закрепленные в п. 2 ст. 3 закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области", в соответствии с которым состав комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих муниципальных образований и порядок ее деятельности определяются решением главы муниципального образования с учетом предложений представительного органа местного самоуправления, и в статье 4, согласно которого главе муниципального образования предоставлено право в отдельных случаях по предложению комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих включать в стаж муниципальной службы муниципальных служащих на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет периоды службы (работы), не вошедшие в статью 2 областного закона.
Указанные положения областного закона оспариваются прокурором в части слов "...решением главы муниципального образования..." и "...главе муниципального образования..." соответственно.
Предметом правового регулирования оспариваемых прокурором правовых норм являются вопросы исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих муниципальных образований Архангельской области.
Согласно пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации эти вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов
Статьей 76 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Областной закон, отдельные положения которого оспариваются прокурором в рассматриваемом судом заявлении, принят Архангельским областным Собранием депутатов в пределах компетенции, установленной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28 августа 1995 года, статья 5 которого устанавливает, что законодательство о муниципальной службе относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, и в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" N 8-ФЗ от 08 января 1998 года, включение в стаж работы муниципальной службы муниципального служащего иных, чем установлено настоящим Законом, периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в пункте 2 статьи 3 и статье 4 закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" используется понятие "глава муниципального образования".
Статья 12 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, и устанавливает принципы местного самоуправления: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
В статьях 6 и 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования, который разрабатывается и принимается муниципальным образованием самостоятельно.
Статья 16 данного Федерального закона устанавливает, что должность главы муниципального образования может быть предусмотрена уставом муниципального образования. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что должность главы муниципального образования может быть предусмотрена только уставом соответствующего муниципального образования, которым также определяется и компетенция главы муниципального образования.
Установив пунктом 2 статьи 3 и статьей 4 закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" соответствующие полномочия главы муниципального образования, представительный орган власти субъекта федерации предопределил наличие в муниципальных образованиях Архангельской области должности главы муниципального образования и превысил свои полномочия в решении вопросов местного значения, решение которых в соответствии с федеральным законодательством отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - населения муниципальных образований Архангельской области, чье право самостоятельно определять структуру и компетенцию органов местного самоуправления нарушено оспариваемыми положениями областного закона.
В соответствии со статьями 45 и 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного суд приходит к выводу, что требовании, заявленные прокурором Архангельской области, подлежат удовлетворению, как п. 2 ст. 3 в части слов "...решением главы муниципального образования., ст. 4 в части слов ".. главе муниципального образования.." закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" от 07 июля 1999 года N 151-23 противоречат действующему федеральному законодательству и нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый норматив правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо друг нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативно правой акт недействующим полностью или в части.
На основании статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Архангельской области об оспаривании п. 2 ст. ст. 4 закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" от 07 июля 1 года N 151-23-ОЗ удовлетворить.
Признать п. 2 ст. 3 в части слов "...решением главы муниципального образования..." и ст. 4 в части слов "...главе муниципального образования закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" от 07 июля 1 года N 151-23-ОЗ недействующим со дня его принятия.
После вступления в законную силу настоящее решение влечет за со утрату силы п. 2 ст. 3 в части слов "...решением главы муниципального образования..." и ст. 4 в части слов "...главе муниципального образования закона Архангельской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" от 07 июля 1 года N 151-23-ОЗ, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанной недействующей части данного нормативно правового акта воспроизводящих его содержание в этой части, данное решение не может б преодолено повторным принятием такого же акта.
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
На решение сторонами и другими лицами, участвующими в деле может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле может быть принесено кассационное представление в течении 10 дней со принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации, путем подачи кассационных жалоб, кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
А.А. Айхоршт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 9 апреля 2003 г. N 3-14
Текст решения официально опубликован не был