Решение Архангельского областного суда
от 20 мая 2003 г. N 3-27
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего по делу судьи Айхоршта А.А.
при секретаре судебного заседания Янсон С.Ю.
с участием прокурора Быстрова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 20 мая 2003 года дело по заявлению прокурора Архангельской области об оспаривании закона Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ
установил:
Прокурор Архангельской области в защиту прав неопределенного круга лиц и муниципальных образований Архангельской области обратился в суд с заявлением об оспаривании закона Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ В обоснование заявления прокурор ссылался, что оспариваемый областной закон противоречит действующему федеральному законодательству, ущемляет права неопределенного числа граждан Архангельской области - плательщиков налога на имущество физических лиц, уплачивать законно установленные налоги, а также ограничивает право муниципальных образований области самостоятельно устанавливать ставку налога на имуществу физических лиц.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Архангельской областной прокуратуры Быстрое О.В. на удовлетворении заявления по изложенным в нем доводам настаивал, просил признать положения оспариваемого областного закона недействующими со дня его принятия за исключением статьи 1 закона, которую просил признать недействующей с 17 июля 1999 года - с момента внесения изменений в статью 3 Федерального закона "О налогах на имущество физических лиц", касающихся передачи полномочий по установлению ставки налога на имущество физических лиц от органов государственной власти субъектов Российской Федерации представительным органам местного самоуправления.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов К., полагала, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, так как оспариваемый им областной закон вошел в противоречие с действующим федеральным законодательством.
Представитель администрации Архангельской области К., полагал, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению, поскольку на момент принятия оспариваемый прокурором закон соответствовал федеральному законодательству. Со вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 17 июля 1999 года N 168-ФЗ налоговые органы не применяют ставки, установленные законом Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ, а при исчислении налога на имущество физических лиц применяют ставки, установленные органами местного самоуправления. Поэтому, по его мнению, права плательщиков налога на имущество физических лиц не нарушаются, как не ограничиваются и права представительных органов местного самоуправления устанавливать ставки этого налога. Кроме того он полагал что в случае признания закона недействующим, срок его действия может быть продлен судом до 01 января 2004 года, при этом ссылался на то, что данный налог является одним из источников финансирования областного бюджета.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя Архангельского областного Собрания депутатов и представителя администрации Архангельской области, исследовав в совокупности материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что решением 10 сессии 2 созыва Архангельского областного Собрания депутатов за N 214 от 15 июля 1997 года был принят областной закон "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ, который был в установленном порядке подписан главой администрации области и опубликован в газете "Волна", N 30 от 12 августа 1997 года и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва", N 10, 1997.
На момент рассмотрения дела данный закон в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
Таким образом, в настоящее время с момента его официального опубликования вступил в действие и действует на территории Архангельской области областной закон "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-Ю-ОЗ.
Данный областной закон является нормативным правовым актом Архангельской области, поскольку издан в установленном порядке управомоченным на то представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Принятие Архангельским областным Собранием депутатов отнесенных к его ведению областных законов предусмотрено Уставом "Архангельской области".
Закон Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-Ю-ОЗ устанавливает ставку налога на имущество физических лиц и среднюю стоимость подлежащих налогообложению данным налогом объектов недвижимости, инвентаризация которых не проведена.
Таким образом, предметом регулирования обжалуемого прокурором областного закона являются отношения, находящиеся согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Статьей 1 областного закона "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-Ю-ОЗ установлена ставка налога на имущество физических лиц в размере 0,1% от инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, а в случае, если таковая не определялась - от стоимости этих строений, определяемой по страхованию.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 21 закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, указанные в подпунктах "а"-"в" пункта 1 статьи 21 данного закона, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
При этом необходимо также иметь в виду, что согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного Федерального закона (в том числе статья 21 закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с данным кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Согласно статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Таким образом, ставка налога на имущество физических лиц и налоговая база (как существенные элементы налогообложения) должны быть установлены нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, устанавливающим налог на имущество физических лиц на территории соответствующего муниципального образования.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены действующим федеральным законодательством правом регулировать отношения, связанные с установлением существенных элементов налога на имущество физических лиц.
Установив оспариваемым законом ставку налога на имущество физических лиц, субъект Российской Федерации превысил свои полномочия, так как ставка должна устанавливаться представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, сам размер ставки определенный оспариваемым областным законом, не соответствует размерам ставки, предусмотренным статьей 3 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", из содержания которой следует, что ставки устанавливаются в пределах от 0.1% и менее до 2% в зависимости от стоимости имущества.
Противоречит федеральному законодательству и положение статьи 1 областного закона об установлении налоговой базы по стоимости строений, определяемой по страхованию, так как налоговая база по указанному местному налогу устанавливается федеральным законодательством (пункт 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", налог на строение, помещение и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии с пунктом 3 главы 1 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 года N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Изложенное выше указывает на то, что положения, содержащиеся в статье 1 областного закона "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ противоречат федеральному законодательству и следовательно ущемляют права граждан - плательщиков налога на имущество, уплачивать законно установленные налоги, и право представительных органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать ставку этого налога.
Статьей 2 этого областного закона установлено, что налог на строения и сооружения, инвентаризация которых не проведена, уплачивается ежегодно, исходя из следующей средней стоимости объектов, определенных на основании "Сборников укрупненных показателей":
- металлические гаражи, киоски сборной конструкции до 50 м3 - 5 млн. руб.
- металлические контейнеры до 70 м - 8 млн. руб.
- железобетонные гаражи до 100 м3 - 12 млн. руб.
- кирпичные одноэтажные гаражи - 15 млн. руб.
- кирпичные двухэтажные гаражи - 22 млн. руб.
- одноэтажные строения из щитов до 100 м3 - 12 млн. руб.
- двухэтажные строения из щитов - 18 млн. руб.
- одноэтажные строения из бруса, круглого леса - 27 млн. руб.
- двухэтажные строения из бруса, круглого леса - 35 млн. руб.
- одноэтажные кирпичные дома - 60 млн. руб.
- двухэтажные кирпичные дома -100 млн. руб.
Как уже было указано выше, пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", предусматривает, что налог на строение, помещение и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Согласно пункту 3 "Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества", утвержденного совместным приказом Госстроя России и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.02.2001 года N 36/БГ-3-08/67, в случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
В случае, если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
Из изложенного следует, что налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является исключительно инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Таким образом, статья 2 областного закона "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ также противоречит федеральному законодательству и ущемляет права плательщиков налога на имущество физических лиц.
Статья 3 обжалуемого прокурором закона устанавливает, что статья 2 этого закона действует до оценки инвентаризационной стоимости в установленном порядке, предусмотренном частью 2 статьи 5 Закона РФ от 09.12.91 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Таким образом она определяет срок действия незаконных положений статьи 2 закона Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ и поэтому также противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со статьями 45 и 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования, заявленные прокурором Архангельской области, подлежат удовлетворению, так закон Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает права неопределенного круга лиц и муниципальных образований Архангельской области.
Доводы представителя администрации Архангельской области об отсутствии нарушений прав граждан и муниципальных образований не могут быть приняты судом во внимание как противоречащие фактическим обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела.
Согласно статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативно правой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что статья 1 оспариваемого прокурором областного закона стала противоречить федеральному законодательству не с момента принятия закона, а с момента вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 17 июля 1999 года N 168-ФЗ, который вступил в законную силу 19 июля 1999 года, суд считает возможным признать указанную статью областного закона недействующей с указанной даты.
Доводы представителя администрации Архангельской области о необходимости признания указанного положения областного закона недействующим с 01 января 2004 года судом не могут быть приняты во внимание, как не основанные на законе.
На основании статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Архангельской области об оспаривании закона Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ удовлетворить.
Признать статью 1 закона Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ недействующей с 19 июля 1999 года.
Признать статьи 2 и 3 закона Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ недействующими со дня его принятия т.е. 15 июля 1997 года.
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
После вступления в законную силу настоящее решение влечет за собой утрату силы закона Архангельской области "О ставке налога на имущество физических лиц" от 15 июля 1997 года N 37-10-ОЗ, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативно правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Данное решение не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На решение сторонами и другими лицами, участвующими в деле может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле может, может быть принесено кассационное представление в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации, путем подачи кассационных жалоб, кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
А.А. Айхоршт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 20 мая 2003 г. N 3-27
Текст решения официально опубликован не был