Решение Архангельского областного суда
от 28 мая 2003 г. N 3-29
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дивина Н.В.
при секретаре Янсон С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 28 мая 2003 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений пункта 2 статьи 1, пункта 6 статьи 1 в части, пункта 8 статьи 1 в части, пункта 1 статьи в части, пункта 5 статьи 4, пункта 2 статьи 5 в части, пункта 5 статьи 5 в части, пункта 7 статьи 9 в части, пункта 8 статьи 9 в части, пункта 3 статьи 10 в части, пунктов 5 и 6 статьи 10, пунктов 8, 9, 10, 11 статьи 10, пункта 1 статьи 18 в части, пункта 1 статьи 19 в части, пункта 9 статьи 22 в части, пункта 16 статьи 22 в части, пункта 9 статьи 26 в части, пункта 1 статьи 27 в части, пункта 2 статьи 27, пункта 7 статьи 28 в части, пункта 1 статьи 35 в части, пункта 7 статьи 35 в части, пункт 6 статьи 39 и статьи 40, пункта 4 статьи 41, пункта 1 статьи 50 в части, областного закона от 24 февраля 2000 года (в редакции от 06.11.2001 N 72-9-ОЗ) "О выборах в областное Собрание депутатов",
установил:
Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 24 февраля 2000 года N 772 был принят областной закон от 24.02.2002 N 176-27-ОЗ "О выборах в областное Собрание депутатов", который был подписан главой администрации области и опубликован в областной газете "Волна" от 14.03.2000 года N 11 и журнале "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва" N 27, 2000 года. Впоследствии в данный областной закон областными законами от 23.05.2000 N 195-29-ОЗ, от 24.01.2001 N 9-2-ОЗ, от 25.07.2001 N 53-внеоч.-ОЗ, от 06.11.2001 N 72-9-ОЗ были внесены изменения.
Заместитель прокурора Архангельской области в защиту избирательных прав неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положения пункта 2 статьи 1, пункта 6 статьи 1 в части, пункта 8 статьи 1 в части, пункта 1 статьи в части, пункта 5 статьи 4, пункта 2 статьи 5 в части, пункта 5 статьи 5 в части, пункта 7 статьи 9 в части, пункта 8 статьи 9 в части, пункта 3 статьи 10 в части, пунктов 5 и 6 статьи 10, пунктов 8, 9, 10, 11 статьи 10, пункта 1 статьи 18 в части, пункта 1 статьи 19 в части, пункта 9 статьи 22 в части, пункта 16 статьи 22 в части, пункта 9 статьи 26 в части, пункта 1 статьи 27 в части, пункта 2 статьи 27, пункта 7 статьи 28 в части, пункта 1 статьи 35 в части, пункта 7 статьи 35 в части, пункт 6 статьи 39 и статьи 40, пункта 4 статьи 41, пункта 1 статьи 50 в части, областного закона от 24 февраля 2000 года (в редакции от 06.11.2001 N 72-9-ОЗ) "О выборах в областное Собрание депутатов", ссылаясь на то, что положения оспариваемых пунктов областного закона противоречат действующему законодательству, а именно положениям Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В судебном заседании прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов Архангельской областной прокуратуры Быстров О.В поддержал заявленные требования по тем же основаниям.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов К. согласилась с требованиями прокурора в полном объеме, полагая, что оспариваемые положения областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" противоречат федеральному законодательству.
Представитель администрации Архангельской области О. на основании выданной ему Главой администрации области доверенности также согласился с заявленными требованиями прокурора и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации области.
Выслушав представителя областной прокуратуры Быстрова О.В. и представителя Архангельского областного Собрания депутатов К., исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции (уставу) и законам субъектов Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурору или его заместителю предоставлено право принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, с требованием о признании правовых актов недействительными.
Пунктом 1 статьи 251 ГПК РФ предусмотрено право прокурору обращаться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если он считает, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются права и свободы граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Следовательно, заместитель прокурора Архангельской области был вправе обратиться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с требованиями о признании положений областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" в части противоречащими федеральному законодательству.
Основанием для настоящего обращения заместителя прокурора в суд послужило нарушение оспариваемыми им нормами областного закона прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции от 27.09.2002 г., с изменениями от 24.12.2002 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту "Об основных гарантиях _"). Нарушение заключается в том, что условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию данных прав установлены названным федеральным законом. При этом, иные нормативные правовые акты ему противоречить не могут с тем, чтобы было обеспечено единство таких правил, условий и процедур на всей территории Российской Федерации (пункт 6 статьи 1, пункт 11 статьи 2 ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 упомянутого Федерального закона РФ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона РФ "Об основных гарантиях _".
Между тем, указанные требования упомянутого Федерального закона при принятии областного закона от 24 февраля 2000 года N 176-27-ОЗ (в редакции от 06.11.2001 N 72-9-ОЗ) "О выборах в областное Собрание депутатов" соблюдены не были.
Так, пунктом 2 статьи 1 названного областного закона предусмотрено, что депутаты областного Собрания избираются сроком на четыре года, выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам.
Данное положение не соответствует действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 16 статьи 35 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_" не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Однако, в нарушение данной нормы, пунктом 2 статьи 1 областного закона предусматриваются выборы депутатов областного Собрания депутатов исключительно по одномандатным избирательным округам.
Таким образом, названное положение областного закона противоречит указанной статье Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_".
Пунктом 6 статьи 1 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" предусмотрено, что голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов или вступления в силу решения главы администрации области или решения областного суда о досрочном прекращении полномочий областного Собрания депутатов.
Пунктом 8 статьи 1 этого же областного закона закреплено положение о том, что в случае, если областное Собрание депутатов или глава администрации области не назначит выборы в сроки, установленные настоящим законом, выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией Архангельской области (далее - избирательная комиссия области) в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения срока полномочий областного Собрания депутатов, или не позднее чем через 180 дней со дня самороспуска областного Собрания депутатов или вступления в силу решения главы администрации области или решения областного суда о досрочном прекращении полномочий областного Собрания депутатов.
Положения вышеперечисленных норм в части определения соответствующих сроков противоречат действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_" установлено, что голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Из подпункта "б" пункта 4 статьи 10 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_" следует, что если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа или должностного лица выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией, не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа.
Из изложенного следует, что сроки, предусмотренные названными нормами областного закона, не соответствуют срокам, установленным вышеназванными положениями Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_".
Пунктом 1 статьи 4 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" определено, что для проведения выборов депутатов областного Собрания на основании данных о численности избирателей в области, предоставляемых ежегодно к 1 января и к 1 июля главами муниципальных образований, командирами воинских частей, избирательной комиссией области не позднее чем за 70 дней до дня истечения срока полномочий областного Собрания депутатов определяется схема избирательных округов, в которой обозначаются их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе.
Данные положения по срокам определения схемы избирательных округов противоречат действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях_" определено, что соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.
Таким образом, норма областного закона в части срока определения схемы избирательных округов противоречит названному положению федерального закона.
Пунктом 5 статьи 4 указанного областного закона допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий в случаях, когда отдельные населенные пункты отделены от основной территории избирательного округа факторами географического характера или сложившейся схемой административного деления, закрепленной областным законом.
Данное положение противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 18 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_", избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Таким образом, норма областного закона, предусматривающая образование избирательных округов из не граничащих между собой территорий, противоречит названному положению федерального закона.
Пунктом 2 статьи 5 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" установлено, что избирательные участки образуются главой муниципального образования, а в случае отсутствия такой должности - территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня голосования из расчета не более 3000 избирателей на каждый избирательный участок.
Данное положение в части наделения территориальной комиссии полномочием по образованию избирательных участков противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_", избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с комиссиями главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления).
Из изложенного следует, что в случае отсутствия должности глав муниципального образования избирательные участки образуются лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления.
Таким образом, указанный пункт областного закона противоречит названному положению федерального закона.
Пунктом 5 статьи 5 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов", предусмотрено, что списки избирательных участков с указанием их границ, номеров телефонов и адресов расположения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования публикуются главой муниципального образования в местной печати не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Данное положение в части определения срока опубликования указанных сведений противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 статьи 19 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_", списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Таким образом, норма областного закона в части срока опубликования списков избирательных участков противоречит названному положению федерального закона.
Пунктом 7 статьи 9 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование.
Данное положение в части возложения обязанности по материально-техническому обеспечению деятельности избирательных комиссий на организации и предприятия с государственным участием противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 17 статьи 20 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_", организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
Из изложенного следует, что обязанность оказывать избирательным комиссиям содействие в материально-техническом обеспечении их деятельности, возлагается не на все организации с государственным участием, а только на такие, в которых доля государстве в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов.
Таким образом, норма областного закона в указанной части противоречит названному положению федерального закона.
Пунктами 8 статьи 9 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" определено, что организации телерадиовещания, учредителями которых являются государственные органы, организации, учреждения либо которые финансировались не менее чем на 15 процентов своего бюджета за счет средств федерального, областного бюджетов в течение года, предшествующего дню опубликования решения о назначении выборов, в период избирательной кампании по выборам депутатов областного Собрания должны предоставлять избирательной комиссии области, территориальным, окружным избирательным комиссиям на безвозмездной основе (за счет текущего бюджетного финансирования) не менее 5 минут эфирного времени еженедельно на своих каналах для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления соответствующих избирательных действий, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей.
Периодические печатные издания, учредителями которых являются государственные органы, организации, учреждения либо которые финансировались не менее чем на 15 процентов своего бюджета за счет средств федерального, областного бюджетов в течение года, предшествующего дню опубликования решения о назначении выборов, в сроки и целях, определенных в пункте 8 данной статьи, предоставляют избирательной комиссии области, территориальным, окружным избирательным комиссиям на безвозмездной основе необходимые печатные площади, но не менее 1/4 газетной полосы в неделю.
Данные положения в части возложения обязанности по предоставлению эфирного времени и печатных площадей на организации телерадиовещания, периодические печатные издания, которые финансировались не менее чем на 15 процентов за счет средств областного и федерального бюджетов, противоречат действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", в указанном законе под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, дню официального опубликования решения о назначении референдума, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, референдума имеется государственная доля. При этом, в соответствии с пунктом 18 статьи 20 указанного федерального закона, государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации.
Из изложенного следует, что возложение обязанности по предоставлению эфирного времени и печатных площадей на организации, которые финансировались из федерального и областного бюджетов не менее чем на 15 процентов своего бюджета в течение года, предшествующего дню опубликования решения о назначении выборов, не соответствует федеральному законодательству, так как такая обязанность возлагается на организации получателей средств федерального и областного бюджетов независимо от объема такого финансирования.
Таким образом, норма областного закона в указанной части противоречит названным положениям федерального закона.
Пунктом 3 статьи 10 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" установлено, что формирование окружных избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, окружных избирательных комиссий предыдущего состава. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в областном Собрании депутатов и в представительном органе местного самоуправления. При этом не может быть назначено более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Данное положение в части наделения представительного органа местного самоуправления полномочием по формированию окружных избирательных комиссий противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_", формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 данного федерального закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, окружной избирательной комиссии предыдущего состава.
Из изложенного следует, что полномочием по формированию окружных избирательных комиссий наделена избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма областного закона противоречит названному положению федерального законодательства.
По этим же основаниям являются противоречащими федеральному законодательству пункты 5 и 6 статьи 10 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов", предусматривающие, что в случае, если представительный орган местного самоуправления отсутствует или не назначил состав либо часть состава окружной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, формирование состава либо части состава окружной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области не позднее чем за 50 дней до дня голосования в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, а также в случае, если на территории избирательного округа находятся два и более представительных органа местного самоуправления, формирование окружной избирательной комиссии осуществляется всеми представительными органами местного самоуправления, каждый из которых назначает членов окружной избирательной комиссии в количестве, получаемом путем деления общего числа членов комиссии на число представительных органов местного самоуправления. Местом нахождения окружной избирательной комиссии в таких случаях является центр округа, определенный областным законом при утверждении схемы округов.
Пункты 8, 9, 10, 11 статьи 10 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" устанавливают, что территориальные избирательные комиссии формируются соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава. Порядок назначения членов территориальных комиссий соответствует указанному в пунктах 3-5 настоящей статьи.
В случае, если представительный орган местного самоуправления отсутствует или не назначил состав либо часть состава территориальной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи, формирование состава либо части состава территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области не позднее чем за 50 дней до дня голосования в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы не позднее трех дней после образования избирательных участков в составе 3-15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Порядок назначения членов комиссии соответствует указанному в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
В случае, если представительный орган местного самоуправления отсутствует или не назначил состав либо часть состава участковой избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 10 настоящей статьи, формирование состава либо части состава участковой избирательной комиссии производится территориальной избирательной комиссией не позднее 7 дней после образования участков в порядке, установленном пунктами 3-5 настоящей статьи.
Положения вышеперечисленных пунктов статьи 10 указанного областного закона в части наделения представительного органа местного самоуправления полномочием по формированию территориальных и участковых избирательных комиссий противоречат действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях_", формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 данного Федерального закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
Согласно пункту 4 статьи 27 этого же закона, формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 названного федерального закона, а также предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Из изложенного следует, что полномочием по формированию территориальных избирательных комиссий наделена избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а участковых комиссий вышестоящая по отношению к ней избирательная комиссия.
Таким образом, указанные нормы областного закона противоречат названным положениям федерального закона.
Пунктом 1 статьи 18 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" предусмотрено, что кандидат может быть выдвинут избирателем (группой избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.
Данное положение в части выдвижения кандидата группой избирателей противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.
Из изложенного следует, что федеральным законодательством не предусматривается возможность выдвижения кандидата группой избирателей.
Таким образом, норма областного закона противоречит названному положению федерального закона.
Пунктом 1 статьи 19 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" предусмотрено, что выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей соответствующего избирательного округа с письменным уведомлением об этом окружной избирательной комиссии и последующим сбором подписей в поддержку кандидата.
Данное положение в части выдвижения кандидата группой избирателей также противоречит действующему законодательству по вышеизложенным основаниям.
Пунктом 9 статьи 22 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" установлено, что проверке подлежат все представленные подписи избирателей, собранные в поддержку кандидата в количестве, определенном пунктом 2 статьи 21 и пунктом 6 статьи 22 названного закона. В случае, если суммарное количество выявленных недостоверных и недействительных подписей избирателей составит более 20 процентов, регистрация кандидата не производится.
Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
Положения данного пункта в части установления суммарного количества выявленных недостоверных и недействительных подписей избирателей в размере 20 процентов противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 статьи 38 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", при обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов, в проведении референдума.
Из изложенного следует, что федеральным законом установлен более высокий процент недостоверных и недействительных подписей избирателей (25 процентов), при котором кандидату может быть отказано в регистрации, чем это предусмотрено областным законом.
Таким образом, данная норма областного закона в этой части противоречит названному положению федерального закона.
Пунктом 16 статьи 22 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" установлено, что в случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 18, пунктом 4 статьи 22 названного закона, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе отменить регистрацию данного кандидата, а за 15-1 день до дня голосования - обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.
Данное положение в части полномочия окружной избирательной комиссии по отмене регистрации кандидата противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации.
Из изложенного следует, что правом отменить регистрацию кандидата при наличии обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, обладает только суд.
Таким образом, данная норма областного закона в указанной части противоречит названным положениям федерального закона.
Пунктом 9 статьи 26 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" предусмотрено, что в течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами.
Данное положение в части определения срока в течение которого не допускается опубликование в средствах массовой информации опросов общественного мнения противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет").
Таким образом, норма областного закона в части определения названного срока (3 дня) противоречит положениям федерального закона, которым данный срок определен в 5 дней.
Пунктом 1 статьи 27 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" установлено, что организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов в течение года до назначения выборов из федерального, областного бюджета, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации. Перечень указанных средств массовой информации по представлению администрации Архангельской области публикуется избирательной комиссией области не позднее чем за 50 дней до дня голосования.
Данное положение в части возложения обязанности по предоставлению эфирного времени и печатных площадей на организации телерадиовещания, периодические печатные издания, которые финансировались не менее чем на 15 процентов за счет средств областного и федерального бюджетов, противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", в указанном законе под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, дню официального опубликования решения о назначении референдума, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, референдума имеется государственная доля. При этом, в соответствии с пунктом 18 статьи 20 указанного федерального закона, государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации.
Из изложенного следует, что возложение обязанности по предоставлению эфирного времени и печатных площадей на организации, которые финансировались из федерального и областного бюджетов не менее чем на 15 процентов своего бюджета, в течение года, предшествующего дню опубликования решения о назначении выборов, не соответствует федеральному законодательству, так как такая обязанность возлагается на организации получателей средств федерального и областного бюджетов независимо от объема такого финансирования.
Таким образом, данная норма областного закона в указанной части противоречит названным положениям федерального закона.
Пунктом 2 статьи 27 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" предусмотрено, что телерадиокомпании и периодические печатные издания, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, а именно организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов в течение года до назначения выборов из федерального, областного бюджета, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Оплата кандидатами эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться на равных условиях исключительно через избирательные фонды кандидатов.
Данное положение не соответствует действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав_", негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, которые учреждены не менее чем за один год до начала избирательной кампании, кампании референдума, а также негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании избирательными объединениями, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.
Из изложенного следует, что правом на участие в предвыборной агитации обладают не все негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических изданий, а только те из них, которые учреждены не менее чем за один год до начала избирательной кампании или менее чем один год, в случае, если они учреждены избирательными объединениями.
Таким образом, нормой областного закона необоснованно, в нарушение названного положения федерального закона, расширен перечень негосударственных средств массовой информации, имеющих право на участие в предвыборной агитации.
Пунктом 7 статьи 28 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" предусмотрено, что платное эфирное время должно предоставляться соответствующему зарегистрированному кандидату на условиях договора. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов и опубликован организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание не позднее 10 дней со дня опубликования даты выборов.
Данное положение в части срока опубликовании сведений о размере оплаты противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 50 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", при проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и в этот же срок представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, либо нижестоящую избирательную комиссию, указанную в законе, вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации.
Таким образом, срок опубликования сведений о размере указанной оплаты в областном законе (10 дней) не соответствует сроку, установленному федеральным законом (30 дней).
Пунктом 1 статьи 35 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" установлено, что кандидат обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании с открытием специального счета в банке не позднее дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации.
Данное положение в части срока создания избирательного фонда противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией.
Из изложенного следует, что федеральным законом установлен более длительный срок для создания избирательного фонда в сравнении с областным законом, так как регистрация кандидата производится в течение 5 дней с момента представления необходимых документов для регистрации.
Таким образом, норма областного закона в указанной части противоречит названным положениям федерального закона.
Пунктом 7 статьи 35 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" предусмотрено, что кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий, помимо средств собственного избирательного фонда, использовал и иные денежные средства, окружная избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата.
Данное положение в части полномочия избирательной комиссии по отмене регистрации кандидата противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Из изложенного следует, что правом отмены регистрации кандидата по упомянутым основаниям обладает только суд.
Таким образом, норма областного закона в указанной части противоречит названному положению федерального закона.
Пункт 6 статьи 39 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов", предусматривающий, что в случае проведения досрочного голосования на избирательном участке в целом участковая избирательная комиссия получает избирательные бюллетени не позднее чем за 5 дней до дня проведения досрочного голосования, а также статья 40 названного областного закона, устанавливающая, что по решению избирательной комиссии области досрочное голосование может проводиться на одном и более избирательных участках или в отдельных населенных пунктах, отнесенных областным законом к отдаленным и труднодоступным местностям, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, но не ранее чем за 20 дней до дня выборов, противоречат действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", досрочное голосование на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации не проводится.
Таким образом, норма областного закона, предусматривающая возможность проведения досрочного голосования, противоречит названному положению федерального закона.
По этим же основаниям противоречит действующему федеральному законодательству пункт 4 статьи 41 областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов", предусматривающий порядок подсчета голосов избирателей проголосовавших досрочно.
Пунктом 1 статьи 50 упомянутого областного закона установлено, что регистрация кандидата может быть отменена окружной избирательной комиссией либо избирательной комиссией области не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в случае:
- нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов;
- нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;
- использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения в целях избрания;
- установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов;
- по иным основаниям, установленным федеральными законами и настоящим законом.
Данное положение в части полномочия избирательной комиссии по отмене регистрации кандидата противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных_", регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным пунктом 23 статьи 38 названного федерального закона;
б) использования кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) использования кандидатами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков преимуществ должностного или служебного положения;
г) установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей;
д) нарушения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства (установление факта в отношении кандидата из списка кандидатов может служить только основанием для исключения данного кандидата из списка кандидатов).
Из изложенного следует, что правом по отмене регистрации кандидата, по указанным основаниям, обладает только суд.
Таким образом, норма областного закона в указанной части противоречит названному положению федерального закона.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании недействующими и не подлежащими применению вышеуказанных положений областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" в оспариваемой части подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые заместителем прокурора области положения упомянутого областного закона противоречат федеральному законодательству, а именно Федеральному закону Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", тем самым нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законом избирательные права граждан, проживающих на территории Архангельской области.
Оспариваемые нормы областного закона подлежат признанию недействительными с момента вступления в силу (25 июня 2002 года) Федерального закона РФ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку областной закон "О выборах в областное Собрание депутатов" принят 24 февраля 2000 года, с последующими изменениями от 23.05.2000 г. N 195-29-ОЗ, от 24.01.2001 г. N 9-2-ОЗ, от 25.07.2001 г. N 53-внеоч.-ОЗ, от 06.11.2001 г. N 72-9-ОЗ, а оспариваемые нормы этого областного закона признаны недействительными, как противоречащие указанному Федеральному закону, вступившему в силу с 25 июня 2002 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 253 ГПК РФ сообщение о данном решении суда с момента его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатных изданиях, в которых областной закон "О выборах в областное Собрание депутатов" был официально опубликован, а именно в газете "Волна" и журнале "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов".
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 253 ГПК РФ, областной суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области - удовлетворить.
Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу Федерального закона РФ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то есть с 25 июня 2002 года пункт 2 статьи 1, пункт 6 статьи 1 в части слов "_180 дней_70 дней", пункт 8 статьи 1 в части слов "_180 дней_", пункт 1 статьи 4 в части слов "_70 дней_", пункт 5 статьи 4, пункт 2 статьи 5 в части слов "_30 дней_", пункт 5 статьи 5 в части слов "_25 дней_", пункт 7 статьи 9 в части слов "_организации, предприятия с государственным участием_", пункт 8 статьи 9 в части слов "_не менее чем на 15 процентов своего бюджета_", пункт 3 статьи 10 в части слов "_представительным органом местного самоуправления_", пункты 5 и 6 статьи 10, пункты 8, 9, 10, 11 статьи 10, пункт 1 статьи 18 в части слов "_группой избирателей_", пункт 1 статьи 19 в части слов "_а также по инициативе избирателя, группы избирателей соответствующего избирательного округа_", пункт 9 статьи 22 в части слов "_более 20 процентов_", пункт 16 статьи 22 в части слов "_соответствующая избирательная комиссия_", пункт 9 статьи 26 в части слов "_3 дней_", пункт 1 статьи 27 в части слов "_не менее чем 15 процентов_", пункт 2 статьи 27, пункт 7 статьи 28 в части слов "_10 дней_", пункт 1 статьи 35 в части слов "_не позднее дня предоставления в окружную избирательную комиссию для регистрации_", пункт 7 статьи 35 в части слов "_окружная избирательная комиссия_", пункт 6 статьи 39 и статья 40, пункт 4 статьи 41, пункт 1 статьи 50 в части слов "_окружной избирательной комиссией либо избирательной комиссией области_" областного закона "О выборах в областное Собрание депутатов" от 24 февраля 2000 года N 176-27-ОЗ, в редакции областных законов от 23.05.2000 N 195-29-ОЗ, от 24.01.2001 N 9-2-ОЗ, от 25.07.2001 N 53-внеоч.-ОЗ, от 06.11.2001 N 72-9-ОЗ.
Обязать редакции газеты "Волна" и журнала "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о данном решении после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы или принесения кассационного представления прокурором через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.В. Дивин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 28 мая 2003 г. N 3-29
Текст решения официально опубликован не был