Решение Архангельского областного суда
от 27 мая 2003 г. N 3-30
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего по делу судьи Чистяковой Н.Г.
при секретаре судебного заседания Янсон С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 27 мая 200З года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 2 статьи 1 в части, пункты 12 и 13 статьи 57, пункт 2 статьи 2 в части, пункт 5 статьи 2 в части, пункт 4 статьи 4 в части, пункт 5 статьи 4 в части, пункт 5 статьи 8 в части, пункт 6 статьи 8 в части, пункт 8 статьи 8 в части, пункт 4 статьи 9 в части, пункт 3 статьи 13 в части, пункт 3 статьи 15 в части, пункт 8 статьи 15 в части, пункт 5 статьи 16 в части, пункт 6 статьи 16 в части, пункт 10 статьи 16 в части, пункт 1 статьи 17 в части, пункт 5 статьи 17 в части, пункт 1 статьи 21 в части, пункт 1 статьи 22 в части, пункт 2 статьи 22 в части, пункт 1 статьи 25 в части, пункт 1 статьи 24 в части, пункт 7 статьи 25 в части, пункт 18 статьи 25 в части, пункт 4 статьи 28, пункт 1 статьи в части, пункт 2 статьи 33 в части, пункт 5 статьи 36 в части, пункт 2 статьи 44 в части, подпункт "а" пункта 10 статьи 56 в части областного закона "О выборах в органы местного самоуправления" от 24.02.2000 г. N 179-27-ОЗ ред. от 27.11.2001 г.),
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и действующими пункт 2 статьи 1 в части, пункты 12 и 13 статьи 57, пункт 2 статьи 2 в части, пункт 5 статьи 2 в части, пункт 4 статьи 4 в части, пункт 5 статьи 4 в части, пункт 5 статьи 8 в части, пункт 6 статьи 8 в части, пункт 8 статьи 8 в части, пункт 4 статьи 9 в части, пункт 3 статьи 13 в части, пункт 3 статьи 15 в части, пункт 8 статьи 15 в части, пункт 5 статьи 16 в части, пункт 6 статьи 16 в части, пункт 10 статьи 16 в части, пункт 1 статьи 17 в части, пункт 5 статьи 17 в части, пункт 1 статьи 21 в части, пункт 1 статьи 22 в части, пункт 2 статьи 22 в части, пункт 1 статьи 25 в части, пункт 1 статьи 24 в части, пункт 7 статьи 25 в части, пункт 18 статьи 25 в части, пункт 4 статьи 28, пункт 1 статьи в части, пункт 2 статьи 33 в части, пункт 5 статьи 36 в части, пункт 2 статьи 44 в части, подпункт "а" пункта 10 статьи 56 в части областного закона выборах в органы местного самоуправления" от 24.02.2000 г. N 179-27-ОЗ ред. от 27.11.2001 г.).
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что оспариваемыми положениями областного закона нарушается гарантированное Институцией Российской Федерации (статьей 32) право неопределенного круга - граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, поскольку указанными нормами не соблюдены установленные федеральным законом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию этого права. Кроме того, оспариваемыми нормами Областного закона (в части положений пункта 5 статьи 36) нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации (статьей право неопределенного круга лиц - населения муниципальных образований самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления в части необходимости наличия должности главы муниципальных образований.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Архангельской областной прокуратуры Ананьева В.М. на удовлетворении заявления по изложенным в нем доводам настаивал, просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. пункт 2 статьи 1 в части слов "...наличие резервных депутатов...", пункты 12 и 13 статьи 57, пункт 2 статьи 2 в части слов "...180 дней...", пункт 5 статьи 2 в части слов "...180 дней...", пункт 4 статьи 4 в части слов "...5 дней...", пункт 5 статьи 4 в части слов "...5 дней...", пункт 5 статьи 8 в части слов "...представительным органом местного самоуправления...", пункт 6 статьи 8 в части слов "...представительным органом местного самоуправления...", пункт 8 статьи 8 в части слов "...представительный орган местного самоуправления..." и "...не менее одной трети...", пункт 4 статьи 9 в части слов "...может быть...", пункт 3 статьи 13 в части слов "...представительный орган местного самоуправления...", пункт 3 статьи 15 в части слова "...председатель...", пункт 8 статьи 15 в части слова "...председателя...", пункт 5 статьи 16 в части слов "...70 дней до дня голосования...", пункт 6 статьи 16 в части слов "...избирательной комиссией Архангельской области...", пункт 10 статьи 16 в части слов "...избирательной комиссией Архангельской области...", пункт 1 статьи 17 в части слов "...территориальная избирательная комиссия..." и "...30 дней...", пункт 5 статьи 17 в части слов "...25 дней...", пункт 1 статьи 21 в части слов "...избирателем (группой избирателей) соответствующего избирательного округа...", пункт 1 статьи 22 в части слов "...по инициативе избирателя, группы избирателей соответствующего избирательного округа...", последнее предложение пункта 2 статьи 22, пункт 1 статьи 25 в части слов "...непосредственно избирателем, избирателями...", и "...избиратель, группа избирателей...", пункт 1 статьи 24 в части слов "...со дня уведомления..." и "...отдельным избирателем, уполномоченным представителем группы избирателей...", пункт 7 статьи 25 в части слова "...вправе...", пункт 18 статьи 25 в части слов "...не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе отменить регистрацию данного кандидата...", пункт 4 статьи 28, пункт 1 статьи 32 в части слов "...не менее чем на 15 процентов...", первое предложение пункта 2 статьи 32, пункт 2 статьи 33 в части слов "...одной трети...", второе предложение пункта 2 статьи 44, подпункт "а" пункта 10 статьи 56 в части слов "...менее 25 процентов..." и подпункт "а" пункта 7 статьи 57 в части слов "...менее 25 процентов..." Областного закона "О выборах в органы местного самоуправления" от 24.02.2000 г. N 179-27-03 (в ред. от 27.11.2001 г.), признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия пункт 5 статьи 36 указанного областного закона в части слов "Глава муниципального образования...".
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов К. полагала, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку ряд нормативных положений действующей редакции Областного закона "О выборах в органы местного самоуправления" противоречат Федеральному закону Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Администрация Архангельской области извещена о времени и месте судебного заседания, представила отзыв, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя Архангельского областного Собрания, исследовав в совокупности материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что решением 27 сессии 2 созыва Архангельского областного Собрания депутатов за N 781 от 24 февраля 2000 года был принят областной закон Архангельской области "О выборах в органы местного самоуправления", который был в установленном порядке подписан главой администрации области и опубликован в газете "Волна", N 11 от 14.03.2000 г. и "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва", N 27, 2000 г. В дальнейшем были приняты Областные законы, создающие его оспариваемую редакцию, которые опубликованы в газете "Волна", N 6, 13.02.2001 г., "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва", N 2, 2001 г., "Волна", N 10, 13.03.2001 г., "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва" N 3, 2001 г., "Волна" N 49, 18.12.2001 г., "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва", N 10, 2001 г. На момент рассмотрения дела данный закон в установленном порядке не отменен и не утратил силу.
Данный областной закон является нормативным правовым актом Архангельской области, поскольку издан в установленном порядке управомоченным на то представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Принятие Архангельским областным Собранием депутатов отнесенных к его ведению областных законов предусмотрено Уставом "Архангельской области".
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 27 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правовые акты законодательного (представительного) органа государственно власти субъектов Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
В соответствии о статьями 22 и 23 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурору или его заместителю предоставлено право принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо обращения в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, с требованием о признании правовых актов недействительными.
Следовательно, заместитель прокурора области, в соответствии со статьями 45 и 251 ГПК РФ, вправе был обратиться в суд с требованиями о признании положений областного закона противоречащими федеральному законодательству, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пп. "б" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (часть 2).
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ "Об основных гарантиях..." настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
При этом, как следует из п. 11 ст. 2 указанного Федерального закона Российской Федерации, под гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме понимаются установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Суд считает, что отдельные положения областного закона "О выборах в органы местного самоуправления" (далее областной закон) противоречат действующему федеральному законодательству.
Так, пунктом 2 статьи 1 областного закона в частности предусмотрено, что наличие резервных депутатов определяется уставом муниципального образования. Пунктом 12 статьи 57 областного закона установлено, что оставшиеся (неизбранными) кандидаты как в одномандатном, так и в многомандатном избирательном округе, если число голосов за каждого из этих кандидатов превышает число голосов поданных против всех кандидатов, решением окружной избирательной комиссии в соответствии с уставом муниципального образования признаются в качестве резервных депутатов по данному избирательному округу. Пунктом 13 статьи 57 областного закона определено, что при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного в данном одномандатном или многомандатном избирательном округе, решением представительного органа местного самоуправления его полномочия передаются резервному депутату, набравшему наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими резервными депутатами.
Данные положения, предусматривающие институт резервных депутатов и передачу им депутатских полномочий, противоречат действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 8 ст. 71 Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также ФЗ "Об основных гарантиях...") в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в избирательном округе назначаются дополнительные выборы. Голосование на дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.
В соответствии с п. 9 ст. 71 указанного Федерального закона Российской Федерации в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.
Пунктом 13 ст. 71 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." определено, что законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов.
Из изложенного следует, что неизбранные кандидаты не могут признаваться в качестве резервных депутатов и указанным лицам, в случае досрочного прекращения полномочий депутатов, не могут быть переданы эти полномочия.
Таким образом, пункт 2 статьи 1 в указанной части, а также пункты 12 и 13 статьи 57 областного закона противоречат названным положениям федерального законодательства.
Пунктом 2 статьи 2 областного закона в частности предусмотрено, что голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Данная норма в части предельного срока, в течение которого со дня принятия решения о назначении выборов должно быть проведено голосование, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 10 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Из изложенного следует, что областным законом превышен максимальный период в течение которого, со дня принятия решения о назначении выборов в органы местного самоуправления, может быть проведено голосование.
Таким образом, пункт 2 статьи 2 областного закона в указанной части противоречит приведенным положениям федерального законодательства.
Пунктом 5 статьи 2 областного закона в частности установлено, что в случае, если уполномоченный на то орган местного самоуправления не назначит выборы в сроки, установленные в настоящем законе, выборы назначаются и проводятся территориальной избирательной комиссией, проводившей выборы в соответствующие органы местного самоуправления или выборных должностных лиц не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения их полномочий.
Данное положение в части предельного срока, в течение которого со дня досрочного прекращения полномочий органов или должностных лиц местного самоуправления должны быть назначены и проведены выборы, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии пп. "б" п. 4 ст. 10 ФЗ РФ "Об основных гарантиях...", если уполномоченный орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа или должностного лица выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа.
Указанная норма свидетельствует, что областным законом превышен максимальный период, в течение которого, со дня досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления или выборного должностного лица, должны быть назначены и проведены выборы.
Таким образом, пункт 5 статьи 2 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 4 статьи 4 областного закона в частности определено, что государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным и муниципальным участием, а также их должностные лица обязаны давать ответы на обращения избирательных комиссий за 5 дней до выборов - незамедлительно. Пунктом 5 статьи 4 областного закона предусмотрено, что общественные объединения, предприятия, учреждения, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, а также их должностные лица обязаны давать ответы на обращения избирательных комиссий за 5 дней до выборов - незамедлительно.
Данные положения в части периода, когда ответы на обращения избирательных комиссий даются немедленно, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 19 ст. 20 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны давать ответы на обращения комиссий в день предшествующий дню голосования и в день голосования - немедленно.
Изложенное свидетельствует, что областным законом увеличен установленный федеральным законом максимальный период времени, в течение которого указанные органы, организации и их должностные лица обязаны незамедлительно давать ответы на обращения избирательных комиссий.
Таким образом, пункты 4 и 5 статьи 4 областного закона в указанной части противоречат приведенным положениям федерального законодательства.
Пунктом 5 статьи 8 областного закона в частности предусмотрено, что формирование территориальных (окружных) избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления. Пунктом 6 статьи 8 областного закона в частности определено, что формирование участковых избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления. Пунктом 8 статьи 8 областного закона в частности установлено, что представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной (окружной), участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, Федерального Собрания РФ, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Архангельском областном Собрании депутатов и представительном органе местного самоуправления.
Данные нормы в части, устанавливающей полномочия представительных органов местного самоуправления по формированию комиссий и минимальное количество членов комиссий от их общего числа, которое должно быть назначено на основе предложений поступивших от избирательных объединений и блоков, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ст. 26 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта РФ. В соответствии с п. 7 ст. 26 указанного Федерального закона избирательная комиссия субъекта РФ обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ; в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.
Согласно п. 6 ст. 25 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией. Пунктом 7 ст. 25 указанного Федерального закона установлено, что вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления на основе поступивших предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ; в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.
Пунктом 4 ст. 27 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." определено, что формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией. В соответствии с п. 5 ст. 27 названного Федерального закона вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ; в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.
Изложенное свидетельствует, что областным законом установлен отличный от предусмотренного федеральным законодательством порядок формирования территориальных (окружных) и участковых избирательных комиссий.
Таким образом, пункты 5, 6 и 8 статьи 8 областного закона в указанной части противоречат вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 4 статьи 9 областного закона установлено, что уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе.
Данное положение в части, допускающей деятельность территориальной избирательной комиссии не на постоянной основе, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 26 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." территориальные комиссии действуют на постоянной основе.
Изложенное свидетельствует, что норма областного закона в нарушение федерального законодательства допускает деятельность территориальных комиссий не на постоянной основе.
Таким образом, пункт 4 статьи 9 областного закона в указанной части противоречит приведенным положениям федерального законодательства.
Пунктом 3 статьи 13 областного закона предусмотрено, что представительный орган местного самоуправления обязан сформировать соответствующую (территориальную (окружную, участковую) избирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии.
Данные нормы в части, обязывающей представительный орган местного самоуправления формировать избирательные комиссии, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 ст. 31 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." в случае принятия судом решения о расформировании иных, кроме указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи (избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального образования) комиссий, данные комиссии формируются в новом составе вышестоящими комиссиями в период избирательной кампании с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а по окончании избирательной кампании - с соблюдением требований, установленных статьями 22, 25, 26 настоящего Федерального закона.
Приведенные нормы свидетельствуют, что областным законом обязанности по формированию территориальных (окружных), участковых избирательных комиссий, в случае расформирования их решением суда, возложены на представительный орган местного самоуправления в нарушение федерального законодательства.
Таким образом, пункт 3 статьи 13 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 3 статьи 15 областного закона в частности установлено, что председатель избирательной комиссии избирается из числа членов избирательной комиссии тайным голосованием на ее первом заседании. Пунктом 8 статьи 15 областного закона предусмотрено, что решение избирательной комиссии об избрании председателя комиссии принимается на заседании соответствующей комиссии большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Данные положения, предусматривающие избрание председателя комиссии на заседании соответствующей комиссии, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 7 областного закона для подготовки и проведения выборов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления образуются территориальные (городские, районные и иные), окружные (по избирательным округам) и участковые избирательные комиссии.
Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.
Из указанных положений федерального закона следует что председатели окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий не могут избираться непосредственно на заседаниях этих комиссий.
Таким образом, пункты 3 и 8 статьи 15 областного закона в указанной части противоречат вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 5 статьи 16 областного закона в частности установлено, что территориальная избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов. Представительный орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Пунктом 6 статьи 16 областного закона в частности предусмотрено, что в случае, если ранее выборы по округам не проводились, а представительный орган местного самоуправления отсутствует, схема избирательных округов утверждается избирательной комиссией Архангельской области. Пунктом 10 статьи 16 областного закона в частности установлено, что в случае утверждения схемы избирательных округов избирательной комиссией Архангельской области публикация схемы осуществляется ею не позднее пяти дней после ее утверждения.
Данные положения в части сроков определения и утверждения схемы избирательных округов и полномочий избирательной комиссии области по утверждению схемы избирательных округов противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." решение о назначении выборов органов или депутатов органов местного самоуправления должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты. В соответствии с п. 2 ст. 10 названого Федерального закона голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Пунктом 2 ст. 18 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." определено, что соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.
Соответствующий представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.
Пунктом 3 ст. 18 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." установлено, что если на территории, на которой проводятся выборы представительные органы местного самоуправления отсутствуют или новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в п. 2 настоящей статьи, избирательная комиссия, организующая выборы принимает одно из следующих решений: а) о проведении выборов по прежней схеме округов; б) о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Исходя из п. 1 ст. 24 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." избирательной комиссией, организующей в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования выборы в органы местного самоуправления является избирательная комиссия муниципального образования.
Названные нормы свидетельствуют, что областным законом сокращен установленный федеральным законом, применительно к дню проведения голосования, срок определения и утверждения схемы образования избирательных округов. Кроме того полномочия по утверждению схемы избирательных округов неправомерно возложены на избирательную комиссию, не являющуюся комиссией, организующей выборы в органы местного самоуправления.
Таким образом, пункты 5, 6 и 10 статьи 16 областного закона в указанной части противоречат вышеприведенным положениям федерального законодательства.
Пунктом 1 статьи 17 областного закона в частности предусмотрено, что избирательные участки в случае отсутствия должности главы муниципального образования образует территориальная избирательная комиссия не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Пунктом 5 статьи 17 областного закона в частности установлено, что глава муниципального образования публикует списки избирательных участков не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.
Данные нормы в части полномочий территориальной избирательной комиссии, а также сроков образования и опубликования списков избирательных участков противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления). Избирательные участки образуются не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.
В соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." списки избирательных участков должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем, за 40 дней до дня голосования.
Из изложенного следует, что областным законом неправомерно на территориальную избирательную комиссию возложены полномочия по образованию избирательных участков, а также сокращены установленные федеральным законом сроки образования избирательных участков и публикации списков этих участков.
Таким образом, пункты 1 и 5 статьи 17 областного закона в указанной части противоречат вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 1 статьи 21 областного закона в частности установлено, что кандидат может быть выдвинут избирателем (группой избирателей) соответствующего избирательного округа. Пунктом 1 статьи 22 областного закона в частности предусмотрено, что выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится, в том числе по инициативе избирателя, группы избирателей соответствующего избирательного округа. Пунктом 2 статьи 22 областного закона в частности определено, что при выдвижении кандидата группой избирателей в уведомлении также указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта каждого инициатора выдвижения. Пунктом 1 статьи 25 областного закона в частности установлено, что для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, избиратель, группа избирателей представляют в соответствующую избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Данные положения в части, предусматривающей выдвижение кандидата избирателем, группой избирателей, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 32 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с п. 2 ст. 32 данного Федерального закона непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Пунктом 3 ст. 32 ФЗ "Об основных гарантиях..." определено, что выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком.
Указанные положения федерального закона свидетельствуют, что областным законодателем неправомерно расширен круг субъектов, которым предоставлено право выдвижения кандидатов.
Таким образом, пункт 1 статьи 21, пункты 1 и 2 статьи 22, пункт 1 статьи 25 областного закона в указанной части противоречат названным положениям федерального законодательства.
Пунктом 1 статьи 24 областного закона в частности предусмотрено, что сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается со дня уведомления соответствующей избирательной комиссии кандидатом, отдельным избирателем, уполномоченным представителем группы избирателей представителем избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата и представления документов в порядке, предусмотренном настоящим законом.
Данные нормы в части, предусматривающей участие в выдвижении кандидатов избирателей, групп избирателей, а также периода времени с которого начинается сбор подписей в поддержку кандидатов, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 37 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. В соответствии с п. 5 ст. 37 данного Федерального закона подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.
Из изложенного следует, что областным законом установлен иной по сравнению с предусмотренным федеральным законодательством срок, с которого может начинаться сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов.
Таким образом, пункт 1 статьи 24 областного закона в части, устанавливающей срок начала сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов противоречит названным положениям федерального законодательства.
Согласно п. 1 ст. 32 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с п. 2 ст. 32 данного Федерального закона непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Пунктом 3 ст. 32 ФЗ "Об основных гарантиях..." определено, что выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком.
Таким образом, пункт 1 статьи 24 областного закона в части, предусматривающей уведомление избирательной комиссии о выдвижении кандидата отдельным избирателем, представителем группы избирателей противоречит вышеуказанным положениям федерального законодательства.
Пунктом 7 статьи 25 областного закона установлено, что избирательная комиссия, производящая регистрацию кандидата, вправе при содействии соответствующих государственных и муниципальных органов организовать проверку данных о кандидате, содержащихся в его заявлении о согласии баллотироваться на выборах, представленных сведениях о доходах и имуществе.
Данное положение в части, допускающей возможность не проверять достоверность сведений, представленных кандидатом, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 33 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, предоставляемом в соответствующую избирательную комиссию, в частности, указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с п. 3 ст. 33 указанного Федерального закона в соответствующую избирательную комиссию также должны быть представлены, в частности, сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
При этом п. 6 ст. 33 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." определено, что избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Соответствующие органы обязаны по представлению избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии.
Указанные положения федерального закона свидетельствуют, что избирательной комиссии, производящей регистрацию кандидата, областным законом неправомерно предоставлено право по своему усмотрению разрешать вопрос о необходимости проверки представленных им сведений.
Таким образом пункт 7 статьи 25 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 18 статьи 25 областного закона в частности предусмотрено, что в случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии пунктом 2 статьи 21, пунктом 4 статьи 25 настоящего закона, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе отменить регистрацию данного кандидата.
Данные положения в части, наделяющей комиссию полномочиями отменить в указанных случаях регистрацию кандидата, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 21 областного закона предусмотрено, что выдвижение кандидата возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы (род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и основания его приобретения), и дачи обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы муниципального образования или иного выборного должностного лица местного самоуправления, депутатской деятельностью.
Пунктом 4 ст. 25 областного закона определено, что регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, и письменного заявления кандидата о его согласии баллотироваться на выборах, оформленного в соответствии с требованиями статьи 21 настоящего закона. Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования или иного выборного должностного лица обязан представить в территориальную (окружную) избирательную комиссию также декларацию о доходах за год, предшествующий году выборов (с отметкой налоговых органов), или справку о совокупной величине его доходов за указанный год из организации по месту получения доходов и сведения об имуществе по форме, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Основания для аннулирования регистрации кандидата решением комиссии, зарегистрировавшей кандидата, установлены федеральным законодательством.
Согласно п. 2 ст. 76 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения, избирательного блока об отзыве кандидата, списка кандидатов, представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 27 или 28 статьи 38 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. З ст. 76 указанного Федерального закона регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.
Изложенное свидетельствует, что областным законом избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, предоставляется право отменять регистрацию кандидата в случаях, не предусмотренных федеральным законодательством.
Таким образом, пункт 18 статьи 25 областного закона противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Данные доводы подтверждаются постановлением Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 N 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда, согласно которому в случаях, когда отмена регистрации осуществляется не в связи с реализацией кандидатом права снять свою кандидатуру или с утратой им пассивного избирательного права, а является мерой ответственности (санкцией) за нарушения избирательного законодательства по основаниям, предусмотренным федеральным законом, соответствующее решение - как требующее исследования обстоятельств и доказывания фактов, которые должны быть положены в его основу, - может быть, по смыслу статей 3, 32 и 46 Конституции Российской Федерации, принято лишь судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие и компетентным разрешить такой спор по существу (п. 4.2 описательной части, п. 1 постановляющей части).
Пунктом 4 статьи 28 областного закона установлено, что нарушение зарегистрированным кандидатом положений настоящей статьи является основанием для отмены избирательной комиссией, проводившей регистрацию кандидата, своего решения о регистрации кандидата.
Данные нормы противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Как следует из статьи 28 областного закона зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А", выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Данное правило не действует при использовании зарегистрированными кандидатами бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний (п. 1) Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не позднее 3 дней со дня регистрации представляют в избирательную комиссию, проводившую регистрацию кандидатов, заверенную копию соответствующего приказа (п. 2). Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных, муниципальных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются зарегистрированными кандидатами либо доверенными лицами зарегистрированных кандидатов (п. 3).
Согласно п. 2 ст. 76 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения, избирательного блока об отзыве кандидата, списка кандидатов, представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 27 или 28 статьи 38 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. З ст. 76 указанного Федерального закона регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.
Приведенные нормы свидетельствуют, что областным законом установлены не предусмотренные федеральным законодательством основания для отмены регистрации кандидата избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата.
Таким образом, пункт 4 статьи 28 областного закона противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Данные доводы подтверждаются постановлением Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 N 10-П (п. 4.2 описательной части, п. 1 постановляющей части).
Пунктом 1 статьи 32 областного закона в частности предусмотрено, что организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание и редакции периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов в течение года до назначения выборов из федерального, областного или местного бюджета, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
Данная норма в части, предусматривающей обязанность по обеспечению кандидатам равных возможностей для проведения предвыборной агитации организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, периодическими печатными изданиями, которые финансировались не менее чем на 15 процентов за счет средств федерального, областного или местного бюджетов противоречит, федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 47 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." в данном Федеральном законе под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, дню официального опубликования решения о назначении референдума, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, референдума имеется государственная доля.
В соответствии с п. З. ст. 47 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." в указанном Федеральном законе под муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются муниципальные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, дню официального опубликования решения о назначении референдума, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее (функционирование за счет средств местного бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, референдума имеется муниципальная доля.
Согласно п.п. 1, 10 ст. 50 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, а инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума - равные условия проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещании и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). Расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эсрирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
Из изложенного следует, что областным законом ограничен перечень организаций обязанных обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности для поведения предвыборной агитации, поскольку такая обязанность возлагается на организации, получавшие средства из федерального, областного и местного бюджетов независимо от размера такого финансирования.
Таким образом, пункт 1 статьи 32 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 2 статьи 32 областного закона в частности предусмотрено, что средства массовой информации, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время или печатную площадь зарегистрированным кандидатам.
Данные положения в части перечня средств массовой информации, имеющих право предоставлять кандидатам эфирное время и печатную площадь, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 32 областного закона организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов в течение года до назначения выборов из федерального, областного или местного бюджета, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
В соответствии с п. 4 ст. 50 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, которые учреждены не менее чем за один год до начала избирательной кампании, кампании референдума, а также негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании избирательными объединениями, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.
Указанные положения федерального закона свидетельствуют, что право предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время и печатную площадь в целях предвыборной агитации могут только те негосударственные сообществами, как это гарантировано Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 3 описательной части).
Кроме того, согласно п. 7 ст. 54 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума.
Из указанной нормы Федерального закона "Об основных гарантиях..." следует, что данный Федеральный закон также не обязывает непосредственно главу местного самоуправления выделять специальные места для размещения печатных агитационных материалов.
Не содержал подобного требования и ранее действовавший Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19.09.1997 N 124-ФЗ (с изм. от 11.06.2002).
Таким образом, пункт 5 статьи 36 областного закона противоречит вышеуказанным положениям федерального законодательства.
Пунктом 2 статьи 44 областного закона в частности установлено, что в случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных мероприятий по проведению избирательной кампании использовал, помимо средств собственного избирательного фонда и иные денежные средства, избирательная комиссия, проводившая регистрацию кандидата, вправе отменить свое решение о регистрации кандидата.
Данные положения в части полномочий комиссии, проводившей регистрацию кандидата, отменить регистрацию кандидата противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 76 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения, избирательного блока об отзыве кандидата, списка кандидатов, представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 27 или 28 статьи 38 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. З ст. 76 указанного Федерального закона регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.
Кроме того, п. 5 ст. 76 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." определено, что регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях, в частности: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным пунктом 23 статьи 38 настоящего Федерального закона; б) использования кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Изложенное свидетельствует, что областным законом избирательной комиссии, проводившей регистрацию кандидата, предоставлено право отменять регистрацию кандидата в случаях, не предусмотренных федеральным законодательством. При этом в подобных случаях регистрация кандидата может быть отменена только судом.
Таким образом, пункт 2 статьи 44 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Данные доводы подтверждаются постановлением Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 N 10-П (п. 4.2 описательной части, п. 1 постановляющей части).
Подпунктом "а" пункта 10 статьи 56 областного закона предусмотрено, что выборы признаются территориальной избирательной комиссией несостоявшимися если в них приняло участие менее 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей. Подпунктом "а" пункта 7 статьи 57 областного закона установлено, что выборы признаются окружной избирательной комиссией несостоявшимися если в них приняло участие менее 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей.
Данные нормы в части минимального процента числа избирателей, необходимого для признания выборов состоявшимися противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пп. "а" п. 2 ст. 70 ФЗ РФ "Об основных гарантиях..." выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися если в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. Законом указанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состоявшимися не устанавливается. В соответствии с п. З ст. 70 указанного Федерального закона подпункт "а" пункта 2 настоящей статьи не применяется при проведении повторного голосования по кандидатурам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Из приведенных положений федерального закона следует, что областным законодателем превышен предусмотренный федеральным законодательством минимальный процент от числа избирателей для признания выборов состоявшимися.
Таким образом, подпункт "а" пункта 10 статьи 56 и подпункт "а" пункта 7 статьи 57 областного закона в указанной части противоречат вышеназванным положениям федерального законодательства.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования, заявленные прокурором Архангельской области, подлежат удовлетворению.
Согласно статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативно правой акт недействующим полностью или в части.
На основании статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ пункт 2 статьи 1 в части слов "...наличие резервных депутатов...", пункты 12 и 13 статьи 57, пункт 2 статьи 2 в части слов "...180 дней...", пункт 5 статьи 2 в части слов "...180 дней...", пункт 4 статьи 4 в части слов "...5 дней", пункт 5 статьи 4 в части слов "...5 дней...", пункт 5 статьи 8 в части слов "...представительным органом местного самоуправления...", пункт 6 статьи 8 в части слов "...представительным органом местного самоуправления...", пункт 8 статьи 8 в части слов "...представительный орган местного самоуправления..." и "...не менее одной трети...", пункт 4 статьи 9 в части слов "...может быть...", пункт 3 статьи 13 в части слов "...представительный орган местного самоуправления...", пункт 3 статьи 15 в части слова "...председатель...", пункт 8 статьи 15 в части слова "...председателя...", пункт 5 статьи 16 в части слов "...70 дней до дня голосования...", пункт 6 статьи 16 в части слов "...избирательной комиссией Архангельской области...", пункт 10 статьи 16 в части слов "...избирательной комиссией Архангельской области...", пункт 1 статьи 17 в части слов "...территориальная избирательная комиссия..." и "...30 дней...", пункт 5 статьи 17 в части слов "...25 дней...", пункт 1 статьи 21 в части слов "...избирателем (группой избирателей) соответствующего избирательного округа...", пункт 1 статьи 22 в части слов "...по инициативе избирателя, группы избирателей соответствующего избирательного округа...", последнее предложение пункта 2 статьи 22, пункт 1 статьи 25 в части слов "...непосредственно избирателем, избирателями...", и "...избиратель, группа избирателей...", пункт 1 статьи 24 в части слов "...со дня уведомления..." и "...отдельным избирателем, уполномоченным представителем группы избирателей...", пункт 7 статьи 25 в части слова "...вправе...", пункт 18 статьи 25 в части слов "не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе отменить регистрацию данного кандидата...", пункт 4 статьи 28, пункт 1 статьи 32 в части слов "...не менее чем на 15 процентов...", первое предложение пункта 2 статьи 32, пункт 2 статьи 33 в части слов "...одной трети...", второе предложение пункта 2 статьи 44, подпункт "а" пункта 10 статьи 56 в части слов "...не менее 25 процентов..." и подпункта "а" пункта 7 статьи 57 в части слов "...менее 25 процентов..." областного закона "О выборах в органы местного самоуправления".
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия пункт 5 статьи 36 указанного областного закона в части слов "глава муниципального образования...".
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
На решение сторонами, участвующими в деле может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле может, может быть принесено кассационное представление в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации, путем подачи кассационных жалоб, кассационного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.Г. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 27 мая 2003 г. N 3-30
Текст решения официально опубликован не был