Решение Архангельского областного суда
от 27 мая 2003 г. N 3-31
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пантелеева В.В.
при секретаре судебного заседания Варвинской Ж.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 27 мая 2003 заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ пункт 1 статьи 2 в части слов "...70 дней...", пункт 2 статьи 2 в части слов "...70 дней...", пункт 2 статьи 13 в части слов "...представительным органом местного самоуправления..." и "Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети...", пункт 1 статьи 15 в части слов "...представительным органом местного самоуправления...", пункт 2 статьи 15 в части слов "Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети...", пункт 2 статьи 14 в части слов "...может действовать...", пункт 3 статьи 20 в части слова "...председатель...", пункт 7 статьи 20 в части слова "...председателя...", пункт 1 статьи 21 в части слов "...учреждения, организации, предприятия с государственным участием..." и "...5 дней...", пункт 4 статьи 21 в части слов "...5 дней...", пункт 2 статьи 23 в части слов "...30 дней...", пункт 5 статьи 23 в части слов "...25 дней...", пункт 1 статьи 27 в части слов "...непосредственно избирателю (избирателям)...", пункт 1 статьи 28 в части слов "...избирателями..." и "...по инициативе избирателя, группы избирателей постоянно или преимущественно проживающих в Архангельской области...", первое предложение пункта 2 статьи 28, пункт 3 статьи 28, пункт 1 статьи 30 в части слов "...со дня выдачи..." и "...уполномоченному представителю группы избирателей...", пункт 3 статьи 31 в части слова "...вправе...", пункт 5 статьи 31 в части слов "...15 процентов...", пункт 7 статьи 31 в части слов "...15 процентов...", пункта 4 статьи 34, пункта 1 статьи 38 в части слов "...не менее чем на 15 процентов...", первое предложение пункта 2 статьи 38, пункт 2 статьи 39 в части слов "...одной трети...", пункта 5 статьи 43 в части слов "...указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего закона...", первое предложение пункта 1 статьи 57, пункт 1 статьи 57 в части слова "Территориальные...", пункты 2, 4, 5 статьи 57, пункт 3 статьи 57 в части слова "...территориальной...", пункт 6 статьи 57 в части слов "...поступления запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями из территориальной избирательной комиссии..." Закона Архангельской области "О выборах главы администрации Архангельской области" от 15.03.2000 N 193-28-ОЗ,
установил:
15 марта 2000 года решением Архангельского областного Собрания депутатов принят, а Главой администрации Архангельской области подписан, Закон Архангельской области N 193-28-ОЗ "О выборах главы администрации Архангельской области". Закон официально опубликован в областной газете "Волна" от 14 апреля 2000 года N 14.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ пункт 1 статьи 2 в части слов "...70 дней...", пункт 2 статьи 2 в части слов "...70 дней...", пункт 2 статьи 13 в части слов "...представительным органом местного самоуправления..." и "Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети...", пункт 1 статьи 15 в части слов "...представительным органом местного самоуправления...", пункт 2 статьи 15 в части слов "Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети...", пункт 2 статьи 14 в части слов "...может действовать...", пункт 3 статьи 20 в части слова "...председатель...", пункт 7 статьи 20 в части слова "...председателя...", пункт 1 статьи 21 в части слов "...учреждения, организации, предприятия с государственным участием..." и "...5 дней...", пункт 4 статьи 21 в части слов "...5 дней...", пункт 2 статьи 23 в части слов "...30 дней...", пункт 5 статьи 23 в части слов "...25 дней...", пункт 1 статьи 27 в части слов "...непосредственно избирателю (избирателям)...", пункт 1 статьи 28 в части слов "...избирателями..." и "...по инициативе избирателя, группы избирателей постоянно или преимущественно проживающих в Архангельской области...", первое предложение пункта 2 статьи 28, пункт 3 статьи 28, пункт 1 статьи 30 в части слов "...со дня выдачи..." и "...уполномоченному представителю группы избирателей...", пункт 3 статьи 31 в части слова "...вправе...", пункт 5 статьи 31 в части слов "...15 процентов...", пункт 7 статьи 31 в части слов "...15 процентов...", пункт 4 статьи 34, пункта 1 статьи 38 в части слов "...не менее чем на 15 процентов...", первое предложение пункта 2 статьи 38, пункт 2 статьи 39 в части слов "...одной трети...", пункта 5 статьи 43 в части слов "...указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего закона...", первое предложение пункта 1 статьи 57, пункт 1 статьи 57 в части слова "Территориальные...", пункты 2, 4, 5 статьи 57, пункт 3 статьи 57 в части слова "...территориальной...", пункт 6 статьи 57 в части слов "...поступления запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями из территориальной избирательной комиссии..." Закона Архангельской области N 193-28-ОЗ "О выборах главы администрации Архангельской области" (далее по тексту областной закон).
Участвующий в деле прокурор Архангельской областной прокуратуры Ананьев В.М. заявление заместителя прокурора Архангельской области поддержал в полном объеме.
Архангельское областное Собрание депутатов в лице представителя К. с заявлением заместителя прокурора Архангельской области в основной части требований согласно, считает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Не согласно с заявлением прокурора в части признания противоречащим федеральному законодательству пункта 1 статьи 21 в части слов "...учреждения, организации, предприятия с государственным участием..." Закона Архангельской области N 193-28-03 "О выборах главы администрации Архангельской области". Полагает, что оспариваемое прокурором указанное положение областного закона в полной мере соответствует действующему федеральному законодательству.
Администрация Архангельской области своевременно и надлежащим образом извещалось о поданном заявлении, времени и месте рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило.
В представленном в суд отзыве указывает, что с заявлением заместителя прокурора Архангельской области согласно, считает его законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Дело просит рассмотреть в отсутствие представителя администрация Архангельской области.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, поступившего отзыва и собранных по делу доказательств, областной суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрация Архангельской области.
Рассмотрев материалы дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, областной суд находит заявление заместителя прокурора Архангельской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1-2 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
Статьями 22-23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурору или его заместителю предоставлено право принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, с требованием о признании правовых актов недействительными.
Заместитель прокурора Архангельской области оспаривает нормативный правовой акт, регулирующий отношения, которые в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданном в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" другие федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Областной закон принят согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункту "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункту "д" части 2 статьи 23 Устава Архангельской области в пределах компетенции Архангельского областного Собрания депутатов.
Однако, после принятия Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, отдельные положения закона Архангельской области от 15 марта 2000 года N 193-28-ОЗ "О выборах главы администрации Архангельской области" вошли в противоречие с названным Федеральным законом.
Пунктами 1-2 статьи 2 областного закона установлено, что в соответствии с Уставом Архангельской области выборы главы администрации области сроком на 4 года назначаются Архангельским областным Собранием депутатов. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 180 дней и не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является первое или второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах главы администрации области. Назначение голосования на праздничный день не допускается.
В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации области по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, Уставом Архангельской области, областное Собрание депутатов назначает выборы главы администрации области не позднее чем через 14 дней со дня прекращения его полномочий.
Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов, в случае сокращения срока полномочий главы администрации области в соответствии с областным законом голосование проводится в указанные выше сроки.
Приведенные положения областного закона в части установления минимального предельного срока, в течение которого до дня голосования должно быть принято решение о назначении выборов, а также проведено голосование, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Из изложенного следует, что областным законом сокращен минимальный период, в течение которого со дня принятия решения о назначении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации может быть проведено голосование.
Таким образом, пункт 1 и 2 статьи 2 областного закона в указанной части противоречит приведенным положениям федерального законодательства.
Согласно п. 2 ст. 13 областного закона формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в областном Собрании депутатов и в представительном органе местного самоуправления. При этом не может быть назначено более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 областного закона формирование участковых избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, службы, работы, учебы не позднее трех дней после образования избирательного участка в составе 3-15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания, в областном Собрании депутатов и в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением случаев, когда участковая избирательная комиссия формируется в воинских частях, и членами ее назначаются военнослужащие.
Приведенные положения областного закона в части устанавливающей полномочия представительных органов местного самоуправления по формированию комиссий и минимальное количество членов комиссий от их общего числа, которое должно быть назначено на основе предложений поступивших от избирательных объединений и блоков, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Из пункта 1 статьи 10 областного закона следует, что подготовку и проведение выборов главы администрации области, защиту избирательных прав граждан осуществляют: избирательная комиссия области; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Согласно п. 6 ст. 26 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 26 указанного Федерального закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.
Пунктом 4 ст. 27 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией.
В соответствии с п. 5 ст. 27 названного Федерального закона вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ; в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.
Таким образом, пункт 2 статьи 13 и пункты 1 и 2 статьи 15 областного закона в указанной части противоречат вышеназванным положениям федерального законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 14 областного закона срок полномочий территориальной избирательной комиссии заканчивается с момента образования территориальных избирательных комиссий нового состава по выборам главы администрации области. На основание областного закона, устава муниципального образования территориальная избирательная комиссия может действовать на постоянной основе.
Приведенное положение в части, допускающей деятельность территориальной избирательной комиссии не на постоянной основе, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 26 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальные комиссии действуют на постоянной основе.
Изложенное свидетельствует, что норма областного закона в нарушение федерального законодательства допускает деятельность территориальных комиссий не на постоянной основе.
Таким образом, пункт 2 статьи 14 областного закона в указанной части противоречит приведенным положениям федерального законодательства.
В соответствии с п.п. 3, 7 ст. 20 областного закона председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии.
Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии в порядке, предусмотренном настоящим законом, принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Приведенные положения Областного закона, предусматривающие избрание председателя комиссии на заседании соответствующей комиссии, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 10 областного закона, подготовку и проведение выборов главы администрации области, защиту избирательных прав граждан осуществляют, в том числе, территориальные (районные, городские и другие) и участковые избирательные комиссии.
Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.
Из приведенного положения федерального закона следует, что председатели территориальных и участковых избирательных комиссий не могут избираться непосредственно на заседаниях этих комиссий. Следовательно, пункты 3 и 7 статьи 20 областного закона в указанной части противоречат вышеприведенному положению федерального законодательства.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 21 областного закона государственные органы, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день голосования - незамедлительно.
Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также средства массовой информации, не указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего закона, их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день выборов - незамедлительно.
Приведенные положения областного закона в части обязанностей всех учреждений, организаций, предприятий с государственным участием и их должностных лиц оказывать избирательным комиссиям содействие, в частности предоставлять помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, а также периода, когда ответы на обращения избирательных комиссий даются немедленно, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Из приведенных норм областного закона следует, что данные нормы возлагают обязанность оказывать избирательной комиссии содействие в указанных формах, а именно предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи и техническое оборудование на все без исключения учреждения и их должностных лиц, то есть независимо от того, кто является собственником учреждений - государство, органы местного самоуправления, юридические или физические лица.
Кроме того, аналогичная обязанность возлагается на все организации и предприятия с государственным и муниципальным участием, а также их должностных лиц независимо от доли такого участия.
При этом содержание указанных норм свидетельствует, что для учреждений, а также названных организаций и предприятий они не допускают возможности по своему усмотрению решать вопрос об оказании содействия избирательной комиссии, в частности вообще отказаться от такого содействия и, таким образом, носят императивный характер.
Вместе с тем, согласно п.п. 1, 3 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Изложенное свидетельствует, что областным законом установлен отличный от предусмотренного федеральным законодательством порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий.
Из данных положений Гражданского кодекса РФ следует, что учреждения могут быть созданы на основе любой формы собственности и, соответственно, принадлежать государству, органам местного самоуправления, частным лицам. При этом особенности правового положения учреждений регулируется федеральным законодательством.
Возложение обязанностей на учреждения, организации, предприятия с государственным участием по оказанию содействия избирательным комиссиям представляет собой ни что иное, как ограничение прав указанных учреждений, организаций и предприятий.
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства. Пунктом 2 статьи 49 Гражданского кодекса РФ определено, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.
Согласно п. 16 ст. 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Пунктом 17 статьи 20 указанного Федерального закона предусмотрено, что организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
При этом ни указанный Федеральный закон, ни иные акты федерального законодательства не допускают возложение обязанностей по содействию избирательным комиссиям, комиссиям референдума в названных формах на учреждения, не являющиеся государственными либо муниципальными, а также на организации, которые имеют государственную или муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, составляющую 30 или менее процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (референдума).
Изложенное свидетельствует, что оказывать комиссиям содействие, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения обязаны исключительно государственные и муниципальные учреждения, а также только те организации, которые имеют государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, референдума и их должностные лица.
Таким образом, пункт 1 статьи 21 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Доводы областного Собрания депутатов и его представителя К., что в пункте 1 статьи 21 областного закона объединены положения, изложенные в п. 16 и п. 17 ст. 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и областной законодатель указал лишь формы собственности юридических лиц, которые должны оказывать содействие избирательным комиссиям, а потому областной закон в указанной части соответствует федеральному законодательству, являются ошибочными.
Из пункта 1 статьи 21 областного закона следует, что данная норма в нарушение п. 16 и п. 17 ст. 20 названного Федерального закона расширяет перечень учреждений и организаций, которые обязаны оказывать избирательным комиссиям области содействие в реализации их полномочий.
При этом, согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если указанные правовые акты противоречат нестоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Пунктом 19 ст. 20 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно.
Изложенное свидетельствует, что областным законом увеличен установленный федеральным законом максимальный период времени, в течение которого указанные органы, организации и их должностные лица обязаны незамедлительно давать ответы на обращения избирательных комиссий.
Таким образом, пункт 4 статьи 21 областного закона в указанной части противоречат приведенным положениям федерального законодательства.
В соответствии с п.п. 2, 5 ст. 23 областного закона избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с территориальной избирательной комиссией из расчета не более чем 3000 избирателей на каждый избирательный участок и не позднее, чем за 30 дней до дня выборов.
Списки избирательных участков с указанием их границ, номеров и адресов расположения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования публикуются главой муниципального образования в местной печати не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.
Приведенные положения областного закона в части сроков образования и опубликования списков избирательных участков противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
В соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" списки избирательных участков должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.
Из изложенного следует, что областным законом неправомерно сокращены установленные федеральным законом сроки образования избирательных участков и публикации списков этих участков.
Таким образом, пункты 2 и 5 статьи 23 областного закона в указанной части противоречат вышеназванным положениям федерального законодательства.
Согласно п. 1 ст. 27 областного закона право выдвижения кандидатов на должность главы администрации области принадлежит непосредственно избирателю (избирателям) и в порядке самовыдвижения, а также избирательным объединениям, избирательным блокам.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 28 областного закона установлено, что выдвижение кандидатов на должность главы администрации области проводится непосредственно избирателями, в порядке самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, постоянно или преимущественно проживающих в Архангельской области, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении кандидата уведомляется избирательная комиссия области.
Избиратель, группа избирателей обращаются в избирательную комиссию области с письменным уведомлением о выдвижении кандидата на должность главы администрации области. К уведомлению должно быть приложено заявление кандидата в соответствии с пунктом 2 статьи 27 настоящего закона.
В уведомлении группы избирателей указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата на должность главы администрации области; фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (документов, их заменяющих) всех членов инициативной группы.
Данные положения в части, предусматривающей выдвижение кандидата избирателем, группой избирателей, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 32 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с п. 2 ст. 32 данного Федерального закона непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.
Указанные положения федерального закона свидетельствуют, что областным законом неправомерно расширен круг субъектов, которым предоставлено право выдвижения кандидатов на должность главы администрации области
Таким образом, пункт 1 статьи 27, пункты 1, 2 и 3 статьи 28 областного закона в указанной части противоречат названным положениям федерального законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 30 областного закона сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого на должность главы администрации области, начинается со дня выдачи избирательной комиссией области кандидату, уполномоченному представителю группы избирателей, избирательному объединению, блоку письменного подтверждения о приеме документов.
Положение областного закона в части, предусматривающей участие в выдвижении кандидатов избирателей, групп избирателей, а также периода времени, с которого начинается сбор подписей в поддержку кандидата, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 32 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с п. 2 ст. 32 данного Федерального закона непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.
Таким образом, пункт 1 статьи 30 областного закона в части, предусматривающей выдачу избирательной комиссией уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждения о приеме документов противоречит вышеуказанным положениям федерального законодательства.
Пунктом 4 ст. 27 Областного закона предусмотрено, что избирательная комиссия области не позднее чем через три дня после получения уведомления о выдвижении кандидата выдает кандидату, избирателю или уполномоченному представителю группы избирателей, избирательного объединения, блока письменное подтверждение о принятии документов.
Согласно п. 1 ст. 37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. В соответствии с п. 5 ст. 37 данного Федерального закона подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.
Из изложенного следует, что в отличии от федерального закона, областным законом установлен иной срок, с которого может начинаться сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов.
Таким образом, пункт 1 статьи 30 областного закона в части, устанавливающей срок начала сбора подписей избирателей в поддержку кандидата противоречит названным положениям федерального законодательства.
Согласно п. 3 ст. 31 областного закона избирательная комиссия области вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 27 настоящего закона и пунктом 1 настоящей статьи.
Данное положение в части, допускающей возможность не проверять достоверность сведений, представленных кандидатом, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, предоставляемом в соответствующую избирательную комиссию, в частности, указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с п. 3 ст. 33 указанного Федерального закона в соответствующую избирательную комиссию также должны быть представлены, в частности, сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
При этом в п. 6 ст. 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Соответствующие органы обязаны по представлению избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии.
Указанные положения федерального закона свидетельствуют, что избирательной комиссии, производящей регистрацию кандидата, областным законом неправомерно предоставлено право по своему усмотрению разрешать вопрос о необходимости проверки представленных им сведений.
Таким образом, пункт 3 статьи 31 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 5 статьи 31 областного закона установлено, что представленное в комиссию количество подписей избирателей не должно превышать установленное настоящим законом число более чем на 15 процентов.
Данное положение в части доли превышения количества представленных в комиссию подписей избирателей противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума подписей избирателей, участников референдума, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов. Законом не может быть установлено иное предельное количество подписей избирателей, участников референдума, представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума.
Из изложенного следует, что областным законом уменьшена установленная федеральным законодательством предельная доля превышения количества подписей избирателей, представляемых в комиссию для регистрации кандидата.
Таким образом, пункт 5 статьи 31 областного закона в указанной части противоречит приведенному положению федерального законодательства.
Пунктом 7 статьи 31 областного закона предусмотрено, что для регистрации кандидата требуется, чтобы в результате проверки количество обнаруженных недостоверных подписей не превышало 15 процентов от числа проверенных, а количество достоверных подписей было не менее количества, необходимого для регистрации кандидата, установленного настоящим законом.
Данная норма в части предельной доли недостоверных подписей из числа проверенных, при которой осуществляется регистрация кандидата, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Как следует из пункта 13 статьи 31 (дефис 4) областного закона основаниями отказа в регистрации кандидата может служить превышение установленной настоящим законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке.
Пунктом 6 статьи 31 областного закона установлено, что недостоверными подписями считаются: недействительные подписи, то есть подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, в этом случае подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел; подписи избирателей без указания всех перечисленных в пункте 4 статьи 30 настоящего закона данных; подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные, не просил об этом лицо, собирающее подписи, и не расписывался в соответствующем подписном листе.
Согласно п. 8 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов, в проведении референдума.
Приведенные положения федерального законодательства свидетельствуют, что областным законом снижена предельная доля недостоверных подписей среди проверяемых, при обнаружении которых комиссия вправе оказать в регистрации кандидата.
Таким образом, пункт 7 статьи 31 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 4 статьи 34 областного закона установлено, что нарушение зарегистрированным кандидатом положений, установленных настоящей статьей, является основанием для отмены избирательной комиссией области ее решения о регистрации кандидата.
Данная норма противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Как следует из статьи 34 областного закона зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно федеральному и областному законам о государственной службе государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от работы время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные часы и дни отдыха). Данное правило не действует при использовании зарегистрированным кандидатом бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего закона п. 1). Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в избирательную комиссию области заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня их регистрации и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (п. 2). Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются зарегистрированными кандидатами либо доверенными лицами зарегистрированных кандидатов (п. 3).
Согласно п. 2 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения, избирательного блока об отзыве кандидата, списка кандидатов, представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 27 или 28 статьи 38 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного Федерального закона регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.
Приведенные нормы свидетельствуют, что областным законом установлены не предусмотренные федеральным законодательством основания для отмены регистрации кандидата избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата. Следовательно, пункт 4 статьи 34 областного закона противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Данные доводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлении от 11.06.2002 N 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда, согласно которой в случаях, когда отмена регистрации осуществляется не в связи с реализацией кандидатом права снять свою кандидатуру или с утратой им пассивного избирательного права, а является мерой ответственности (санкцией) за нарушения избирательного законодательства по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Соответствующее решение - как требующее исследования обстоятельств и доказывания фактов, которые должны быть положены в его основу, - может быть, по смыслу статей 3, 32 и 46 Конституции Российской Федерации, принято лишь судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие и компетентным разрешить такой спор по существу (п. 4.2 описательной части, п. 1 постановляющей части).
Пунктом 1 статьи 38 областного закона предусмотрено, что организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15% из бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, равные возможности проведения предвыборной агитации.
Данная норма в части, предусматривающей обязанность по обеспечению кандидатам равных возможностей для проведения предвыборной агитации организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, периодическими печатными изданиями, которые финансировались не менее чем на 15 процентов за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области, противоречит, федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 50 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, а инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума - равные условия проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
В пункте 2 статьи 47 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, дню официального опубликования решения о назначении референдума, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, референдума имеется государственная доля.
Из приведенных положений Федерального закона следует, что областным законом ограничен перечень организаций, обязанных обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности для поведения предвыборной агитации, поскольку такая обязанность возлагается на организации, получавшие средства из федерального и областного бюджетов независимо от размера такого финансирования.
Таким образом, пункт 1 статьи 38 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Пунктом 2 статьи 38 областного закона предусмотрено, что телерадиокомпании и периодические печатные издания, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время или печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов.
Данные положения в части перечня средств массовой информации, имеющих право предоставлять кандидатам эфирное время и печатную площадь, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В пункте 1 статьи 38 областного закона указаны организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15% из бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области.
Согласно п. 4 ст. 50 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, которые учреждены не менее чем за один год до начала избирательной кампании, кампании референдума, а также негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании избирательными объединениями, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.
Указанные положения федерального закона свидетельствуют, что право предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время и печатную площадь в целях предвыборной агитации могут только те негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, которые учреждены не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также те из них, которые учреждены менее чем за один год до начала избирательной кампании избирательными объединениями.
Таким образом, пункт 2 статьи 38 областного закона в указанной части противоречит вышеназванным нормам федерального законодательства.
Пунктом 2 статьи 39 областного закона установлено, что не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий.
Данное положение в части доли времени, отводимого для совместных мероприятий кандидатов, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 51 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам исключительно для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий.
Из изложенного следует, что областным законом неправомерно сокращен установленный федеральным законом минимальный объем эфирного времени, предоставляемый зарегистрированным кандидатам для совместных агитационных мероприятий.
Таким образом, п. 2 ст. 39 областного закона в указанной части противоречит вышеприведенным положениям федерального закона.
Пунктом 5 статьи 43 областного закона установлено, что средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего закона, в период проведения предвыборной агитации не вправе распространять информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти средства массовой информации не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность опубликовать опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации до окончания срока предвыборной агитации.
Данное положение в части, перечня средств массовой информации, на которых распространяется указанный запрет, противоречит федеральному закону по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 38 областного закона предусмотрено, что организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15% из бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, равные возможности проведения предвыборной агитации.
Согласно п. 6 ст. 56 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны отказаться от обнародования (опубликования) агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода. При предоставлении кандидату возможности бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут, а при предоставлении печатной площади опровержение или разъяснение должно быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в объеме, который должен быть не меньше, чем объем первоначального компрометирующего текста. Не предоставление кандидату такой возможности до окончания агитационного периода является основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Установленные настоящим пунктом правила не распространяются на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
Из изложенного следует, что указанные ограничения распространяются не только на государственные, но и на негосударственные средства массовой информации, за исключением тех, которые учреждены кандидатами и избирательными блоками.
Таким образом, пункт 5 статьи 43 областного закона противоречит вышеназванным положениям федерального закона.
Статьей 57 областного закона предусмотрено проведение досрочного голосования. В частности избиратель, который в день выборов по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, вправе по заявлению с указанием причины досрочного голосования проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении территориальной избирательной комиссии (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) соответствующей территории, на которой проживает такой избиратель. Территориальные и участковые избирательные комиссии при досрочном голосовании обязаны обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голосов избирателей, проголосовавших досрочно, при установлении итогов голосования (пункт 1).
Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью комиссии. Территориальная избирательная комиссия составляет список проголосовавших досрочно избирателей, а участковая избирательная комиссия при досрочном голосовании продолжает составление списка избирателей, проголосовавших досрочно в территориальной избирательной комиссии (пункт 2).
Получение избирателем бюллетеня должно быть удостоверено подписью избирателя в списке проголосовавших досрочно избирателей. Избиратель помещает заполненный избирательный бюллетень в конверт, который затем заклеивается и передается члену территориальной или участковой избирательной комиссии. Два члена комиссии ставят свои подписи на месте склейки на конверте, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно (пункт 3). Запечатанный конверт с избирательными бюллетенями хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии в помещении территориальной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию (пункт 4).
Территориальные избирательные комиссии передают список избирателей, проголосовавших досрочно, и конверты с заполненными избирательными бюллетенями соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 3 дня до дня выборов. Участковая избирательная комиссия обязана проверить список избирателей, проголосовавших досрочно, и число запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями, переданными и полученными участковой избирательной комиссией, после чего председатель и секретарь территориальной и участковой избирательной комиссии подписывают акт по форме, установленной избирательной комиссией области (пункт 5). После поступления запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями из территориальной избирательной комиссии и завершения досрочного голосования в помещении участковой избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии делает отметку "досрочное голосование" в соответствующей строке списка избирателей и расписывается напротив каждого избирателя, проголосовавшего досрочно (пункт 6).
Данные положения, предусматривающие условия и порядок проведения досрочного голосования в территориальной и участковой избирательных комиссиях противоречат федеральному закону по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 65 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" досрочное голосование на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации в порядке, установленном в пунктах 2-9 настоящей статьи, не проводится.
Пунктами 2-9 ст. 65 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен порядок проведения досрочного голосования при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в помещении, в частности территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее, чем за три дня до дня голосования).
В соответствии с п. 10 ст. 65 указанного Федерального закона в случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе по согласованию с вышестоящей комиссией принять решение о проведении досрочного голосования (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, на одном и более избирательных участках, участках референдума.
Указанные нормы федерального законодательства свидетельствуют, что областным законом неправомерно установлены условия и порядок проведения досрочного голосования в территориальных и участковых избирательных комиссиях.
Таким образом, пункты 1, 2, 3, 4, 5 и 6 статьи 57 областного закона в указанной части противоречат названным положениям федерального законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 32 и пп. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданном в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
При этом, как следует из п. 11 ст. 2 указанного Федерального закона, под гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме понимаются установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Оспариваемыми нормами областного закона нарушается гарантированное статьей 32 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти, поскольку указанными нормами не соблюдены установленные федеральным законом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию этого права.
Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку областной суд нашел установленным, что оспариваемые прокурором положения областного закона противоречат действующему федеральному законодательству, областной суд удовлетворяет поданное прокурором заявление.
Оспариваемые прокурором положения областного закона суд признает недействующими со дня вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а именно, с 26 июня 2002 года.
На основании ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вступлению решения суда в законную силу обязать редакцию газеты "Волна" и журнала "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать официальное сообщение о принятом областным судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, областной суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а именно, с 26 июня 2002 года, пункт 1 статьи 2 в части слов "_70 дней_", пункт 2 статьи 2 в части слов "_70 дней_", пункт 2 статьи 13 в части слов "_представительным органом местного самоуправления_" и "Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети_", пункт 1 статьи 15 в части слов "_представительным органом местного самоуправления_", пункт 2 статьи 15 в части слов "Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети_", пункт 2 статьи 14 в части слов "_может действовать_", пункт 3 статьи 20 в части слова "_председатель_", пункт 7 статьи 20 в части слова "_председателя_", пункт 1 статьи 21 в части слов "_учреждения, организации, предприятия с государственным участием_" и "_5 дней_", пункт 4 статьи 21 в части слов "_5 дней_", пункт 2 статьи 23 в части слов "_30 дней_", пункт 5 статьи 23 в части слов "_25 дней_", пункт 1 статьи 27 в части слов "_непосредственно избирателю (избирателям)_", пункт 1 статьи 28 в части слов "_избирателями_" и "_по инициативе избирателя, группы избирателей постоянно или преимущественно проживающих в Архангельской области_", первое предложение пункта 2 статьи 28, пункт 3 статьи 28, пункт 1 статьи 30 в части слов "_со дня выдачи_" и "_уполномоченному представителю группы избирателей_", пункт 3 статьи 31 в части слова "_вправе_", пункт 5 статьи 31 в части слов "_15 процентов_", пункт 7 статьи 31 в части слов "_15 процентов_", пункта 4 статьи 34, пункта 1 статьи 38 в части слов "_не менее чем на 15 процентов_", первое предложение пункта 2 статьи 38, пункт 2 статьи 39 в части слов "_одной трети_", пункта 5 статьи 43 в части слов "_указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего закона_", первое предложение пункта 1 статьи 57, пункт 1 статьи 57 в части слова "Территориальные_", пункты 2, 4, 5 статьи 57, пункт 3 статьи 57 в части слова "_территориальной_", пункт 6 статьи 57 в части слов "_поступления запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями из территориальной избирательной комиссии_" Закона Архангельской области "О выборах главы администрации Архангельской области" от 15.03.2000 N 193-28-ОЗ.
Обязать редакцию газеты "Волна" и журнала "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о решении областного суда после вступления его в законную силу.
Разъяснить, что решение областного суда о признании части нормативного правового акта недействующим после вступления его в законную силу влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта в указанной в решении суда части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим в указанной части нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На решение областного суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
В.В. Пантелеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 27 мая 2003 г. N 3-31
Текст решения официально опубликован не был