Решение Архангельского областного суда
от 16 января 2002 г. N 3-2
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кузнецова Ю.И. при секретаре Калухиной А.Н. с участием прокурора Быстрова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 16 января 2002 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 2 ст. 8 Закона Архангельской области "О порядке образования средств областного дорожного фонда" от 27 ноября 2001 года N 74-10-ОЗ.
Судебная коллегия установила:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 2 ст. 8 Закона Архангельской области "О порядке образования средств областного дорожного фонда" от 27 ноября 2001 года N 74-10-ОЗ.
В обоснование заявления указано, что оспариваемой нормой Областного закона предусмотрено применение положений настоящего Закона к налоговым обязанностям, возникшим у налогоплательщиков с 1 января 2001 года.
Этим Законом установлены такие элементы налогообложения, как налоговый период (ст. 4) и срок уплаты налога (ст. 6), которые до его принятия не были в 2001 году установлены федеральным и областным законодательством и поэтому у налогоплательщиков отсутствовала обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог.
Оспариваемое положение Областного закона противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ и положения данного Закона могут применяться с момента вступления его в законную силу с 1 января 2002 года.
Представители заинтересованных лиц: областного Собрания депутатов С., администрации Архангельской области К., Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу К., Ш. с заявлением не согласны, поскольку оспариваемое положение Областного закона, не противоречит федеральному законодательству, не ухудшает положение налогоплательщиков.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области Г. заявление заместителя прокурора области поддержала, поскольку оспариваемое положение Областного закона противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ, так как на налогоплательщиков возложена обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, которая в 2001 году отсутствовала.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя областной прокуратуры Быстрова О.В., представителей областного Собрания депутатов С., администрации Архангельской области К., Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области Г., Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу К., Ш., заключение прокурора Быстрова О.В., полагавшего заявление удовлетворить, судебная коллегия считает заявление заместителя прокурора области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункта "и" части 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
На основании подпункта 9 п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт: иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Пунктом 2 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Пунктом 1 ст. 1 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 18 октября 1991 года N 1759-1 (в редакции ФЗ от 24 марта 2001 года) предусмотрено, что на территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно-территориальных образований), концентрируемых (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1997 года Федеральным законом от 26 мая 1997 года N 82-ФЗ):
в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации;
в дорожных фондах субъектов Российской Федерации (далее - территориальные дорожные фонды) (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1997 года Федеральным законом от 26 мая 1997 года N 82-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1-2 указанного Закона порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 29 мая 1997 года Федеральным законом от 26 мая 1997 года N 82-ФЗ).
Порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 29 мая 1997 года Федеральным законом от 26 мая 1997 года N 82-ФЗ).
На основании ст. 5 этого Закона налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Абзац исключен с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ).
2. Ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:
1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
1 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.
Если иное не предусмотрено настоящим Законом, сумма налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ)).
27 ноября 2001 года Архангельским областным Собранием депутатов был принят и подписан Главой администрации области Закон Архангельской области "О порядке образования средств областного дорожного фонда" N 74-10-ОЗ, который был опубликован в газете "Волна" за 30 ноября 2001 года.
Пунктом 1 статьи 8 этого Областного закона установлено, что он вступает в силу с 1 января 2002 года, а в п. 2 данной статьи предусмотрено, что положения настоящего Областного закона в соответствии со ст. 5 НК РФ применяются к налоговым обязанностям, возникшим у налогоплательщиков с 1 января 2001 года.
В соответствии с п. 5 ст. 27 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции ФЗ от 8 февраля 2001 года N 3-ФЗ) законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" от 27 апреля 1993 года N 5 (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 года N 19) правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, других законов, указов, распоряжений Президента Российской Федерации, решений представительных органов власти краев, областей и т.д.).
Судебная коллегия полагает, что оспариваемое положение п. 2 ст. 8 данного Областного закона противоречит федеральному законодательству (п. 2 ст. 5 НК РФ), поскольку придание ему обратной силы ухудшает положение налогоплательщиков, возлагает на них обязанность по уплате данного налога, которая в 2001 году отсутствовала.
Так в соответствии с положениями, изложенными в подпунктах 2-3 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 258-О "По жалобе акционерного общества "Энергомаш" и открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" налог следует считать законно установленным, если он установлен законодательным органом, в форме закона,, если в нем зафиксированы существенные элементы налогового обязательства.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (абзац в редакции, введенной в действие с 18 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию):
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (пункт в редакции, введенной в действие с 18 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пункт в редакции, введенной в действие с 18 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" не установлены в 2001 году такие элементы налогообложения по налогу с пользователей автомобильных дорог, как налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, поскольку согласно п. 6 Приложения 38 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" "Перечень законодательных актов РФ, действие которых приостанавливается на 2001 год, в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию" приостановлено действие постановления Верховного Совета РФ от 23 января 1992 года N 2235-1 "Об утверждении Порядка образования и использования Федерального дорожного РФ", которым регулировались порядок и сроки уплаты этого налога.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ Федеральный дорожный фонд с 1 января 2001 года упразднен, а п. 3 ст. 69 этого Федерального закона установлено, что средства, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также суммы штрафов и пени за несвоевременную уплату указанного налога в полном объеме зачисляются в доходы территориальных дорожных фондов субъектов РФ.
Анализируя указанное федеральное законодательство, судебная коллегия приходит к выводу, что элементы налогообложения на налог с пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в 2001 году в территориальный дорожный фонд Архангельской области, должны были быть установлены областным законом.
Ставки налога на пользователей автомобильных дорог и других налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд Архангельской области были установлены областным законом от 25 февраля 1998 года N 58-14-ОЗ "О ставке налога на пользователей автомобильных дорог и других налогах, зачисляемых в территориальный дорожный фонд".
В момент принятия оспариваемого Областного закона вышеуказанный Областной закон не содержал в себе всех элементов налогообложения, поскольку ст. 1, устанавливающая ставку налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд и ст. 2, устанавливающая возможность увеличения ставки налога утратили силу на основании закона Архангельской области от 25 января 2001 года N 13-2-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями".
Законом Архангельской области от 27 ноября 2001 года N 74-10-ОЗ "О порядке образования средств областного дорожного фонда" установлены объект налогообложения (ст. 2), налоговая база (ст. 3), налоговый период (ст. 4), порядок исчисления и уплаты налога (ст.ст. 5-6), то есть важнейшие элементы налогообложения, без которых налог считается не установленным.
Эти элементы налогообложения до принятия оспариваемого Закона областным законом установлены не были.
Поэтому областной суд считает, что оспариваемое положение Областного закона, о применении положений этого закона к налоговым обязанностям, возникшим у налогоплательщиков с 1 января 2001 года противоречит ст. 57 Конституции РФ и п. 2 ст. 5 НК РФ.
Доводы представителей областного Собрания депутатов, администрации области, Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о том, что федеральным законодательством (Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 4 апреля 2000 года N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", принятой в соответствии с п. 3 постановлением Верховного Совета РФ от 18 октября 1991 года "О введении в действие Закона РФ "О дорожных фондах в РФ") установлены все элементы налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог являются необоснованными, поскольку элементы налогообложения должны устанавливаться законом, а не подзаконным актом органа исполнительной власти, что следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 года N 3-П "По делу о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции".
Необоснованными являются и доводы представителей областного Собрания депутатов, администрации области, Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о том, что положения оспариваемого Областного закона не ухудшают положение налогоплательщиков, а наоборот улучшают, поскольку на них возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги, а при отсутствии элементов налогообложения, указанных в ст. 17 НК РФ, налог считается не установленным.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что п. 1 и п. 2 ст. 8 оспариваемого Областного закона противоречат друг другу, поскольку в соответствии с п. 1 закон вступает в силу с 1 января 2002 года, а согласно п. 2 положения настоящего закона применяются к налоговым обязанностям, возникшим у налогоплательщиков с 1 января 2001 года.
На основании ст. 55 Закона РФ "О средствах массовой информации" судебная коллегия считает необходимым обязать редакцию газеты "Волна" опубликовать по вступлению решения в законную силу официальное сообщение о принятом решении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 72 ч. 1 подпунктом "и", 76 п. 5, 57 Конституции РФ, Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", НК РФ, ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 2 ст. 8 Закона Архангельской области "О порядке образования средств областного дорожного фонда" от 27 ноября 2001 года N 74-10-ОЗ удовлетворить.
Признать п. 2 ст. 8 Закона Архангельской области "О порядке образования средств областного дорожного фонда" от 27 ноября 2001 года N 74-10-ОЗ противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления данного решения в законную силу.
Обязать редакцию газеты "Волна" по вступлению решения в законную силу опубликовать официальное сообщение о принятом решении.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы или протеста через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Ю.И. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 16 января 2002 г. N 3-2
Текст решения официально опубликован не был