Решение Архангельского областного суда
от 29 мая 2002 г. N 3-34
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
Председательствующего Кожина Н.А.
секретаря судебного заседания Калухиной А.Н.
с участием прокурора Быстрова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 29 мая 2002 года дело по заявлению прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 2 пункта 2 статьи 8 в части и пункта 6 статьи 8 областного закона "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" от 29.11.95 г. N 22-18-ОЗ (в ред. от 19.02.02 г. N 90-12-ОЗ),
установил:
Абзацем 2 пункта 2 статьи 8 областного закона "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" от 29.11.95 г. N 22-18-ОЗ (в ред. от 19.02.02 г. N 90-12-ОЗ) (в дальнейшем - областной закон) предусмотрено, что организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления в Архангельской области, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления в Архангельской области, обязаны на бесплатной основе предоставить депутату областного Собрания возможность выступления с отчетом о проделанной работе не реже одного раза в квартал.
Пункт 6 статьи 8 областного закона устанавливает, что депутату областного Собрания (его помощникам) в его избирательном округе органами местного самоуправления предоставляются соответствующие условия для работы с избирателями, в том числе: транспорт, отдельное помещение для проведения приема избирателей, средства связи, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями округа. Затраты по обеспечению деятельности депутата областного Собрания и его помощников в избирательном округе учитываются при формировании межбюджетных отношений в Архангельской области.
Прокурор Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 2 пункта 2 статьи 8 в части слов "...органы местного самоуправления...", "...органами местного самоуправления..." и пункта 6 статьи 8 областного закона.
Прокурор считает, что указанные абзацы и пункты статей областного закона противоречат федеральному законодательству: ст. 49 ГК РФ, ст.ст. 18, 22, 35 Закона РФ "О средствах массовой информации", п. 6 ст. 5 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 1 ст. 1, ст. 6 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" и ст.ст. 86, 130, 142 БК РФ.
Своё заявление прокурор обосновывает тем, что федеральным законодательством не предоставлено право субъектам РФ регулировать деятельность средств массовой информации, учредителями которых являются органы местного самоуправления. Не предусмотрена федеральным законодательством и обязанность средств массовой информации, финансируемых частично за счет средств органов местного самоуправления, на бесплатной основе предоставлять депутату областного Собрания возможность выступления с отчетом о проделанной работе. Пункт 6 статьи 8 областного закона носит общий характер и распространяется на все органы местного самоуправления, в том числе и ЗАТО Мирного. Возложение на органы местного самоуправления ЗАТО Мирного выполнения государственных полномочий без предоставления материальных и финансовых средств является незаконным.
В судебном заседании прокурор областной прокуратуры Быстров О.В. заявление прокурора области поддержал и просил признать противоречащими федеральному законодательству абзац 2 пункта 2 статьи 8 в части слов "...органы местного самоуправления...", "...органами местного самоуправления..." и пункта 6 статьи 8 областного закона.
Представитель областного Собрания депутатов С. с заявлением прокурора не согласилась. Считает, что обжалуемые пункты областного закона приняты в пределах полномочий и не противоречат федеральному законодательству. Никакой передачи государственных полномочий не было. Ст. 8 областного закона предусмотрено возмещение расходов органам местного самоуправления. Порядок возмещения определён и областным законом "Об областном бюджете на 2002 г.", Приложениями N 2, 5. Между ЗАТО и субъектом РФ возможны межбюджетные отношения.
Представитель Главы администрации области В. с заявлением прокурора не согласилась. Считает, что обжалуемые пункты областного закона приняты в пределах полномочий и не противоречат федеральному законодательству.
Изучив материалы дела, экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области, обсудив доводы прокурора, представителей областного Собрания депутатов и администрации области, суд считает, что заявление прокурора Архангельской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
1. В судебном заседании установлено, что постановлением сессии Архангельского областного Собрания депутатов от 19 февраля 2002 года N 2336 был принят областной закон, которым внесены в областной закон от 29 ноября 1995 года N 22-18-ОЗ "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" N 9, 1995; N 4, 1996; N 21, N 22, 1999) изменения и дополнения и он изложен в новой редакции.
В соответствии с п.п. 5, 8 ст. 33 Устава Архангельской области, областной закон подписан Главой администрации Архангельской области и опубликован в "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва", N 12, 2002 г. и газете "Волна" N 9 от 5 марта 2002 г.
Таким образом, областной закон вступил в силу со дня его официального опубликования.
Как следует из преамбулы, областной закон определяет условия и формы осуществления депутатом Архангельского областного Собрания депутатов депутатской деятельности, права, обязанности и ответственность депутата Архангельского областного Собрания депутатов, а также предусматривает обеспечение прав и социальных гарантий при осуществлении им депутатской деятельности.
Оспариваемые прокурором абзац 2 пункта 2 статьи 8 в части и пункт 6 статьи 8 областного закона регулирует отношения между областным Собранием депутатов, органами местного самоуправления и средствами массовой информации, а также межбюджетные отношения по обеспечение деятельности депутата областного Собрания.
В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Как следует из ст. 2 БК РФ, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 20 Устава Архангельской области, областное Собрание депутатов является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области.
В соответствии с п. 1 ст. 22, п/п "б" п. 1 ст. 23 Устава Архангельской области, областное Собрание осуществляет свои полномочия посредством принятия областных законов, нормативных и иных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 7 Устава Архангельской области, по предметам ведения Российской Федерации, изложенным в Конституции Российской Федерации, принимаемые федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на территории Архангельской области; по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, изложенным в Конституции Российской Федерации, на основе принимаемых федеральных законов принимаются областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области.
Исходя из изложенного, суд считает, что областное Собрание депутатов вправе регулировать отношения между областным Собранием депутатов, органами местного самоуправления и средствами массовой информации, а также межбюджетные отношения по обеспечение деятельности депутата областного Собрания, но в соответствии с федеральным законодательством.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п. 2 ст. 22 Устава Архангельской области, областные законы и иные нормативные правовые акты областного Собрания, принимаемые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия областных законов и иных нормативных правовых актов областного Собрания федеральным законам действует федеральный закон.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
Следовательно, при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации может осуществить собственное правовое регулирование. Вместе с тем субъект Российской Федерации не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования, предъявляемые к установлению общих принципов организации органов государственной власти и местного самоуправления.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 8 областного закона установлено, что организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления в Архангельской области, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления в Архангельской области, обязаны на бесплатной основе предоставить депутату областного Собрания возможность выступления с отчетом о проделанной работе не реже одного раза в квартал.
Следовательно, абзацем 2 п. 2 ст. 8 областного закона установлена обязанность средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы местного самоуправления, и организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления на бесплатной основе предоставить депутату областного Собрания возможность выступления с отчетом о проделанной работе не реже одного раза в квартал.
Однако порядок предоставления и публикации средствами массовой информации сообщения органов государственной власти установлен федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "О средствах массовой информации", издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе данного Закона, Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации", редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:
вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;
поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона РФ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательство о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации является частью законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
При этом Федеральный закон РФ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (ст. 3) определяет, что под органами государственной власти субъектов Российской Федерации понимаются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; а под государственным региональным средством массовой информации - средство массовой информации, учредителями которого выступают федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо только органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по освещению деятельности органов государственной власти только на государственные средства массовой информации. Однако, не обязывает средства массовой информации предоставлять депутатам органов государственной власти субъектов РФ возможность выступления с отчетом о проделанной работе.
Вместе с тем, абзацем 2 п. 2 ст. 8 областного закона установлена обязанность средств массовой информации, на бесплатной основе предоставить депутату областного Собрания возможность выступления с отчетом о проделанной работе.
Как следует из ст.ст. 18, 22 Закона РФ "О средствах массовой информации", учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией СМИ. В договоре определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними.
Согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, возможность выступления депутата областного Собрания с отчетом о проделанной работе может быть предусмотрена только договором в соответствии с требованиями ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органы местного самоуправления могут быть наделены законом полномочиями субъектов РФ только с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий.
Кроме того, порядок проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации органов местного самоуправления был установлен федеральным законом.
Так, п. 1 ст. 39 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации.
Поэтому информация о деятельности депутата областного Собрания может быть возложена на средства массовой информации, находящихся в ведении местного самоуправления и (или) финансируемые из местного бюджета, в соответствии с договором. При этом затраты средств массовой информации должны компенсироваться за счёт средств областного бюджета.
Однако, абзацем 2 п. 2 ст. 8 областного закона фактически предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечить условия деятельности депутатов областного Собрания без передачи материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий.
Абзацем 3 п. 2 ст. 8 областного закона предусмотрено, что расходы данных организаций, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и печатных площадей, покрываются за счет их текущего бюджетного финансирования.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 85 БК РФ, совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются расходы по обеспечению деятельности средств массовой информации. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, указанных в настоящей статье, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 86 БК РФ, исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ.
Пунктом 1 ст. 87 БК РФ предусмотрено, что исключительно из местных бюджетов финансируются организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций средств массовой информации, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Кроме того, порядок финансирования средств массовой информации установлен областным законом "О государственной региональной поддержке средств массовой информации".
Согласно ст. 2 областного закона от 30 ноября 1995 года N 23-18-ОЗ "О государственной региональной поддержке средств массовой информации" (в ред. областного закона от 18.09.2001 N 58-8-ОЗ), средства массовой информации, учредителями которых являются органы представительной и исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления, финансируются из областного бюджета.
Финансирование областной газеты, учредителями которой являются областная администрация и областное Собрание депутатов, выделяется отдельной строкой в бюджете.
Иные, в том числе негосударственные средства массовой информации, могут финансироваться из областного бюджета или внебюджетных фондов при условии заключения договоров на информационное обслуживание с областными органами представительной и исполнительной государственной власти.
Следовательно, на средства массовой информации, находящиеся в ведении местного самоуправления и (или) финансируемые из местного бюджета, не может быть возложена обязанность по предоставлению депутату областного Собрания на бесплатной основе выступать с отчётом о проделанной работе за счёт средств из их текущего бюджетного финансирования.
В соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждаются самим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта Российской Федерации.
Однако, областным законом от 17 декабря 2000 г. (в редакции от 19 февраля 2002 г.) "Об областном бюджете на 2002 год" отдельной строкой финансирование затрат органов местного самоуправления по обеспечению деятельности депутатов областного Собрания (его помощников) в избирательном округе не предусмотрено.
Суд считает необоснованными доводы представителя областного Собрания о том, что возмещение расходов производится в соответствии с Приложениями NN 2, 5 к областному закону "Об областном бюджете на 2002 год".
Как следует из Приложения N 2, в разделе "Средства массовой информации" предусмотрен целевой вид расходов, целевые субсидии и субвенции. Данный раздел областного бюджета носит общий характер и целевые субсидии и субвенции предусмотрены всем средствам массовой информации в соответствии со ст. 2 областного закона "О государственной региональной поддержке средств массовой информации".
Приложением N 5 установлена методика расчёта нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, формирования консолидированного бюджета области и оказания бюджетам муниципальных образований финансовой помощи в 2002 году. Из указанной методики следует, что расходы минимального бюджета муниципального образования рассчитываются департаментом финансов по единому для всех муниципальных образований перечню и включают в себя прочие расходы по предметам ведения, которые определяются федеральным законодательством и законодательством области_
Однако, установленные абзацем 2 п. 2 ст. 8 оспариваемого областного закона расходы носят целевой характер.
Суд считает, что заинтересованные лица, ссылаясь на вышеуказанные Приложения, не доказали, что расходы, указанные в абзаце 2 п. 2 ст. 8 областного закона, погашаются из областного бюджета.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что абзац 2 пункта 2 статьи 8 в части слов "...органы местного самоуправления...", "...органами местного самоуправления..." противоречит федеральному законодательству: ст. 49 ГК РФ, п. 1 ст. 86, п. 1 ст. 87 БК РФ, п. 6 ст. 5 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст.ст. 18, 22, 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".
3. Пункт 6 ст. 8 областного закона предусматривает, что депутату областного Собрания (его помощникам) в его избирательном округе органами местного самоуправления предоставляются соответствующие условия для работы с избирателями, в том числе: транспорт, отдельное помещение для проведения приема избирателей, средства связи, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями округа. Затраты по обеспечению деятельности депутата областного Собрания и его помощников в избирательном округе учитываются при формировании межбюджетных отношений в Архангельской области.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органы местного самоуправления могут быть наделены законом полномочиями субъектов РФ только с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждаются самим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 86 БК РФ, исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 38 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Однако, в областном законе не определён размер компенсации дополнительных расходов.
Как следует из пункта 6 ст. 8 областного закона, затраты по обеспечению деятельности депутата областного Собрания и его помощников в избирательном округе учитываются при формировании межбюджетных отношений в Архангельской области.
Согласно п. 1 ст. 129 БК РФ, межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Пунктом 2 ст. 130 БК РФ установлено, что отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 1 статьи 86 настоящего Кодекса, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам только путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в настоящий Кодекс.
При этом п. 4 ст. 130 БК РФ предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта Российской Федерации, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.
Однако, областным законом от 17 декабря 2000 г. (в редакции от 19 февраля 2002 г.) "Об областном бюджете на 2002 год" отдельной строкой финансирование затрат органов местного самоуправления по обеспечению деятельности депутатов областного Собрания (его помощников) в избирательном округе не предусмотрено.
Кроме того, пункт 6 статьи 8 областного закона, обязывающий все органы местного самоуправления области обеспечивать деятельность и условия работы депутатов областного Собрания (его помощников) по соответствующему избирательному округу с возмещением затрат при формировании межбюджетных отношений, носит общий характер и распространяется на все органы местного самоуправления.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 4 Устава Архангельской области, в состав Архангельской области входит муниципальное образование "Мирный".
Между тем, муниципальное образование "Мирный" является закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО).
Пунктом 3 ст. 4 Устава Архангельской области предусмотрено, что специальный статус отдельных территорий регулируется законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", дефицит бюджета закрытого административно-территориального образования покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями.
Статьей 142 БК РФ также определено, что при недостаточности собственных и регулируемых доходов бюджету ЗАТО выделяются дотации из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с функционированием органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 50 Устава муниципального образования "Мирный", бюджетный дефицит покрывается дотациями или иными способами финансирования в соответствии с законодательством из средств федерального бюджета либо за счёт привлечённых средств.
Таким образом, межбюджетных отношений между субъектом РФ и ЗАТО не предусмотрено федеральным законодательством.
Доводы представителя областного Собрания депутатов о наличии межбюджетных отношений в оспариваемом пункт 6 статьи 8 областного закона являются необоснованными.
Следовательно, возложение на органы местного самоуправления ЗАТО Мирного выполнения государственных полномочий без предоставления материальных и финансовых средств является незаконным.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что пункт 6 статьи 8 областного закона противоречит федеральному законодательству: п. 1 ст. 86, п.п. 2, 4 ст.ст. 130, 142 БК РФ, п. 6 ст. 5, п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 38 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".
Признание судом указанных абзацев и пунктов областного закона, противоречащими федеральному законодательству и, следовательно, недействующими, не подлежащими применению, влечёт необходимость их приведения в соответствие с федеральным законодательством законодательным (представительным) органом Архангельской области - областным Собранием депутатов.
На основании ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 191, 197 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 2 пункта 2 статьи 8 в части и пункта 6 статьи 8 областного закона "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" от 29 ноября 1995 г. N 22-18-ОЗ (в редакции от 19 февраля 2002 г. N 90-12-ОЗ) удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступлению решения суда в законную силу абзац 2 пункта 2 статьи 8 в части слов "...органы местного самоуправления...", "...органами местного самоуправления..." и пункт 6 статьи 8 областного закона "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" от 29 ноября 1995 г. N 22-18-ОЗ (в редакции от 19 февраля 2002 г. N 90-12-ОЗ).
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его провозглашения с подачей жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.А. Кожин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 29 мая 2002 г. N 3-34
Текст решения официально опубликован не был