Решение Архангельского областного суда
от 28 мая 2002 г. N 3-35
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
Председательствующего Кожина Н.А.
секретаря судебного заседания Калухиной А.Н.
с участием прокурора Быстрова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 28 мая 2002 года дело по заявлению прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 6 пункта 1 статьи 3, пункта 3 статьи 5 областного закона "О государственном долге Архангельской области" от 06.07.99 г. N 135-23-ОЗ,
установил:
Абзацем 6 пункта 1 статьи 3 областного закона "О государственном долге Архангельской области" от 06.07.99 N 135-23-ОЗ (в дальнейшем - областной закон) предусмотрено, что долговые обязательства, входящие в состав государственного долга области, возникают в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственные долговые обязательства Архангельской области на основе принятых законов области.
Пунктом 3 статьи 5 областного закона установлено, что предельный годовой объем средств, направленных на обслуживание государственного долга, не должен превышать 15% доходной части областного бюджета.
Прокурор Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 6 пункта 1 статьи 3, пункта 3 статьи 5 областного закона.
Своё заявление прокурор обосновывает тем, что определение основ осуществления государственных заимствований, а также основ управления государственным долгом отнесено ст. 7 БК РФ к компетенции РФ.
Перечень форм осуществления долговых обязательств субъекта РФ закреплены п. 3 ст. 99 БК РФ. Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах. Поэтому, предусмотренная в областном законе норма о переоформлении долговых обязательств третьих лиц в государственные долговые обязательства Архангельской области на основе принятых законов области, противоречит БК РФ.
Согласно ст. 111 БК РФ предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ, утвержденный законом о бюджете субъекта РФ, не должен превышать 15% объема расходов бюджета субъекта РФ. Однако, п. 3 ст. 5 областного закона предусмотрено, что указанный предельный годовой объем средств не должен превышать 15% доходной части областного бюджета.
В судебном заседании прокурор областной прокуратуры Быстров О.В. заявление прокурора области поддержал.
Представитель областного Собрания депутатов Д. с заявлением прокурора согласилась. На момент принятия областной закон соответствовал требованиям БК РФ. В связи с изменением и дополнением БК РФ Федеральным законом РФ от 5 августа 2000 г., указанные абзацы и пункты статей областного закона противоречат п. 3 ст. 99 и ст. 111 БК РФ.
Представитель Главы администрации области в судебное заседание не явился. В письменных объяснениях и. о. Главы администрации с заявлением прокурор согласился. Считает, что абзац 6 п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 5 областного закона противоречат п. 3 ст. 99 и ст. 111 БК РФ. Дело просил рассмотреть в отсутствии представителя.
Изучив материалы дела, экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области, обсудив доводы прокурора, представителей областного Собрания депутатов и администрации области, суд считает, что заявление прокурора Архангельской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
1. В судебном заседании установлено, что решением 23 сессии Архангельского областного Собрания депутатов от 6 июля 1999 года N 635 был принят областной закон "О государственном долге Архангельской области" и направлен Главе администрации области на подписание.
В соответствии с п.п. 5, 8 ст. 33 Устава Архангельской области, областной закон подписан Главой администрации Архангельской области и опубликован в Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов, N 23 от 6-7 июля 1999 года, в газете "Волна" от 27 июля 1999 года N 27 (641). Таким образом, закон вступил в силу со дня его официального опубликования.
Как следует из преамбулы, областной закон определяет понятие, формы, состав государственного долга Архангельской области, принципы и порядок управления долгом Архангельской области, устанавливает порядок обслуживания, определяет соответствующие полномочия органов государственной власти области.
Следовательно, областным законом установлены нормы, регулирующие отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Согласно п. 1 ст. 1 БК РФ, к бюджетным правоотношениям относятся осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц (ст. 6 БК РФ).
Как следует из ст. 2 БК РФ, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 3 БК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В соответствии со ст. 7 БК РФ, в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации; определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом; установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 8 БК РФ, в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных правоотношений относятся: определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Российской Федерации; осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 20 Устава Архангельской области, областное Собрание депутатов является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области.
В соответствии с п. 1 ст. 22, п/п "б" п. 1 ст. 23 Устава Архангельской области, областное Собрание осуществляет свои полномочия посредством принятия областных законов, нормативных и иных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 7 Устава Архангельской области, по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, изложенным в Конституции Российской Федерации, на основе принимаемых федеральных законов принимаются областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области.
Исходя из изложенного, суд считает, что областное Собрание депутатов вправе регулировать принципы и порядок управления долгом Архангельской области, но в соответствии с федеральным законодательством.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п. 2 ст. 22 Устава Архангельской области, областные законы и иные нормативные правовые акты областного Собрания, принимаемые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия областных законов и иных нормативных правовых актов областного Собрания федеральным законам действует федеральный закон.
Согласно ст. 2 БК РФ, законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные правоотношения входят в структуру бюджетного законодательства РФ. Нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, применяется настоящий Кодекс.
Абзацем 6 пункта 1 статьи 3 областного закона предусмотрено, что долговые обязательства, входящие в состав государственного долга области, возникают в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственные долговые обязательства Архангельской области на основе принятых законов области.
Пунктом 3 статьи 5 областного закона установлено, что предельный годовой объем средств, направленных на обслуживание государственного долга, не должен превышать 15% доходной части областного бюджета.
В судебном заседании установлено, что на момент принятия оспариваемые пункты областного закона соответствовали Бюджетному Кодексу РФ в редакции от 31.12.99 г.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 99 БК РФ, долговые обязательства субъекта Российской Федерации могли существовать в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта Российской Федерации на основе принятых законов субъекта Российской Федерации_
Согласно ст. 111 БК РФ, эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих значений: _расходов на обслуживание соответствующего государственного долга и муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга в текущем финансовом году не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Однако, Федеральным законом РФ N 16-ФЗ от 5 августа 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс РФ" указанные ст.ст. 99 и 111 БК РФ изложены в новой редакции.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 99 БК РФ, долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров;
государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственные долговые обязательства Архангельской области на основе принятых законов области, предусмотренное абзацем 6 пункта 1 статьи 3 в областном законе как форма долговых обязательств, не предусмотрено БК РФ и противоречит ему.
Согласно ст. 111 БК РФ, осуществление государственных или муниципальных заимствований, а также предоставление государственных или муниципальных гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих параметров:
привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, соответствующего ограничениям, установленным статьей 92 настоящего Кодекса;
предельного размера государственного или муниципального долга, соответствующего ограничениям, установленным статьями 106 и 107 настоящего Кодекса;
расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня".
Однако, пунктом 3 статьи 5 областного закона предусмотрено, что указанный предельный годовой объем средств не должен превышать 15% доходной части областного бюджета, что противоречит ст. 111 БК РФ.
Согласно ст. 10 Федерального закона РФ N 16-ФЗ от 5 августа 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс РФ" настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанный Федеральный закон был опубликован в "Собрании законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3339, "Парламентской газете", N 148, 08.08.2000, "Российской газете", N 156-157, 12.08.2000. Поэтому с 8 августа 2000 г. абзац 6 пункта 1 статьи 3 и пункт 3 статьи 5 областного закона противоречит п. 3 ст. 99 и ст. 111 Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из изложенного, суд считает, что абзац 6 пункта 1 статьи 3, пункт 3 статьи 5 областного закона "О государственном долге Архангельской области" от 06.07.99 г. N 135-23-ОЗ противоречит федеральному законодательству: п. 3 ст. 99 и ст. 111 Бюджетного кодекса РФ.
Признание судом абзаца 6 пункта 1 статьи 3 и пункта 3 статьи 5 областного закона, противоречащими федеральному законодательству и, следовательно, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, влечёт необходимость их приведения в соответствие с федеральным законодательством законодательным (представительным) органом Архангельской области - областным Собранием депутатов.
На основании ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 191, 197 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 6 пункта 1 статьи 3, пункта 3 статьи 5 областного закона "О государственном долге Архангельской области" от 6 июля 1999 г. N 135-23-ОЗ удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступлению решения суда в законную силу абзац 6 пункта 1 статьи 3, пункт 3 статьи 5 областного закона "О государственном долге Архангельской области" от 6 июля 1999 г. N 135-23-ОЗ.
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его провозглашения с подачей жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.А. Кожин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 28 мая 2002 г. N 3-35
Текст решения официально опубликован не был