Решение Архангельского областного суда
от 27 мая 2002 г. N 3-36
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего по делу суди Айхоршта А.А.
при секретаре судебного заседания Варвинской Ж.М.
с участием прокурора Быстрова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 27 мая 2002 года дело по заявлению прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному закону абзаца 7 статьи 7; абзаца 5 статьи 9; абзаца 8 статьи 14 в части; абзаца 2 статьи 15 и статьи 16 областного закона "О социальной защите инвалидов" от 22 января 1998 года N 54-13-ОЗ,
установил:
Прокурор Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 7 статьи 7; абзаца 5 статьи 9; абзаца 8 статьи 14; части 2 статьи 15 в части; первого предложения части 3 ст. 15 в части, абзаца 2 статьи 16 областного закона "О социальной защите инвалидов" от 22 января 1998 года N 54-13-ОЗ.
В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Быстров О.В. изменил требования, просил признать противоречащими федеральному законодательству абзац 7 статьи 7; абзац 5 статьи 9; абзац 8 статьи 14 в части определения администрацией Архангельской области порядка компенсации транспортных расходов; абзац 2 статьи 15 и статью 16 областного закона "О социальной защите инвалидов" от 22 января 1998 года N 54-13-ОЗ, в части признания противоречащей федеральному закону первого предложения части 3 ст. 15 в части от требований отказался.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов Д. полагала, что требования прокурора в части требований о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 7 статьи 7; абзаца 5 статьи 9; абзаца 8 статьи 14 в части областного закона "О социальной защите инвалидов" удовлетворению не подлежат, так как данные положения обжалуемого прокурором областного закона не противоречат федеральному законодательству, принятому по предмету, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, при этом она согласилась с требованиями прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 2 статьи 15 и статьи 16 данного областного закона, в связи с изменениями федерального законодательства, касающегося лицензирования отдельных видов деятельности.
Представитель администрации Архангельской области А., также полагала, что заявление прокурора подлежит удовлетворению частично, поддержав доводы, изложенные представителем Архангельского областного Собрания депутатов, полагая при этом, что помимо удовлетворения требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 2 статьи 15 и статьи 16 областного закона "О социальной защите инвалидов", подлежат также удовлетворению и его требования о признании противоречащими федеральному законодательству положений, содержащихся в абзаце 5 статьи 9 обжалуемого областного закона.
Выслушав участвовавшего в рассмотрении заявления прокурора, объяснения представителей Архангельского областного Собрания депутатов и администрации Архангельской области, исследовав в совокупности материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что решением Архангельского областного Собрания депутатов от 22 января 1998 года N 284 был принят областной закон "О социальной защите инвалидов" от 22 января 1998 года N 54-13-ОЗ, который в установленном порядке был подписан главой администрации области и опубликован в официальных источниках - газете "Волна", N 7-8 от 17 февраля 1998 года и в "Ведомостях Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва", N 13 от 1998 года.
Таким образом в настоящее время вступил в действие с момента его официального опубликования и действует на территории Архангельской области областной закон "О социальной защите инвалидов" от 22 января 1998 года N 54-13-ОЗ.
Данный областной закон является нормативным правовым актом Архангельской области, поскольку издан в установленном порядке управомоченным на то представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Издание Архангельским областным Собранием депутатов отнесенных к его ведению областных законов предусмотрено Уставом Архангельской области.
Как указано в подп. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В преамбуле к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года (в редакции федерального закона N 188-ФЗ от 29 декабря 2001 года) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Таким образом на федеральном уровне законодателем принят закон, определяющий государственную политику в области социальной защиты инвалидов, поэтому законодательство субъекта федерации по данному вопросу, не может противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, в действующей редакции (далее по тексту ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда.
Абзац 7 статьи 7 областного закона "О социальной защите инвалидов" от 22 января 1998 года N 54-13-ОЗ (далее по тексту Областной закон) устанавливает, что создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов вследствие производственной травмы или профессионального заболевания финансируется за счет средств предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при этом указание на то, что специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств их работодателей - причинителей вреда, отсутствует.
Таким образом Областной закон вопреки федеральному законодательству, предусматривающему финансирование создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний исключительно за счет средств их работодателей - причинителей вреда, возлагает такую обязанность на всех работодателей, независимо от того являются они причинителями вреда работнику или нет.
Доводы представителей областного Собрания и администрации области на то, что Областной закон в этой части не распространяется не всех работодателей, а только на работодателей - причинителей вреда, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку это не следует из текста обжалуемой прокурором правовой нормы.
Абзац 5 статьи 9 закона Архангельской области "О социальной защите инвалидов" предусматривает, что инвалиды, получившие трудовое увечье или профессиональное заболевание, обеспечиваются санаторно-курортными путевками за счет средств работодателей.
Вместе с тем статьей 29 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в ныне действующей редакции, установлено, что лицам, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, расходы на санаторно-курортное лечение оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в отличии от ранее действующей редакции данного Закона, предусматривавшей предоставление инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, путевки для санаторно-курортного лечения за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (предыдущая редакция от 17.07.1999 года).
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что норма Областного закона, предусматривающая обеспечение инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание санаторно-курортными путевками за счет средств работодателей противоречит принятому по этому вопросу федеральному законодательству.
Ссылку представителя областного Собрания депутатов на то, что Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ в редакции от 11.02.2002 г., и утвержденный постановлением Правительства РФ N 332 от 28 апреля 2001 года "Порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" фактически предусматривают возмещение расходов на санаторно-курортное обеспечение инвалидов, получившие трудовое увечье или профессиональное заболевание, обеспечиваются санаторно-курортными путевками за счет средств работодателей, суд не может принять во внимание, поскольку пунктом 2 статьи 8 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что расходы связанные с предоставлением санаторно-курортного лечения лицам, из числа получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, признанным в установленном порядке нуждающимся в санаторно-курортном лечении, производятся страховщиком, коим, в силу статьи 3 указанного выше Закона, является Фонд социального страхования Российской Федерации. Пунктом 3 "Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, к которым согласно пункта 2 Порядка относятся и расходы на санаторно-курортное лечение, производится (за исключением оплаты отпуска на период санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно) Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.е. за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а не за счет средств работодателя, как указано в Областном законе.
Абзацем 8 статьи 14 областного закона "О социальной защите инвалидов" установлено, что размеры и порядок компенсации эксплуатационных и транспортных расходов, связанных с предоставлением льгот по транспортному обслуживанию инвалидов, определяются администрацией Архангельской области.
В соответствие же с частью 9 статьи 30 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определяются Правительством Российской Федерации.
В тоже время пункт 14 статьи 5 упомянутого Федерального закона устанавливает, что к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся наряду с прочим установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы власти субъекта Российской Федерации вправе определять порядок компенсации транспортных расходов лишь в пределах льгот по транспортному обслуживанию инвалидов, установленных законом субъекта дополнительно к содержащимся в федеральном законодательстве либо осуществлять собственное правое регулирование по данному вопросу при отсутствии соответствующего федерального закона, однако в обжалуемом прокурором положении абзаца 8 статьи 14 Областного закона такое указание отсутствует, поэтому это положение Областного закона нельзя признать соответствующим федеральному законодательству.
Довод представителя администрации Архангельской области об отсутствии разработанного Правительством РФ порядка выплаты денежной компенсации эксплуатационных и транспортных расходов для всех категорий инвалидов, кроме инвалидов из числа ветеранов, по мнению суда, не имеет правового значения для рассмотрения данного дела, поскольку обжалуемое прокурором положение Областного закона само по себе не устанавливает порядок и условия выплаты компенсации транспортных расходов, а лишь закрепляет возможность установления такого порядка администрацией Архангельской области, кроме того в настоящее время продолжает действовать постановление Правительства РФ N 544 от 3 августа 1992 года "О компенсации инвалидам расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств и на транспортное обслуживание (данный документ утратил силу в отношении участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий на территориях других государств, военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.1995 N 701). В отношении этих лиц действует Порядок, утвержденный указанным Постановлением.
Что касается ссылки представителя областного Собрания депутатов на пункт 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", согласно которого инвалидам войны, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим их на льготных условиях, а также инвалидам войны I и II групп, приобретшим транспортные средства за полную стоимость, производится выплата денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в порядке и размерах, которые определяются субъектами Российской Федерации, то она не может быть принята судом во внимание, поскольку, во-первых, в данной правовой норме речь идет об эксплуатационных, а не о транспортных расходах, а во-вторых она касается не всех инвалидов, а лишь инвалидов из числа инвалидов войны.
Согласно абзаца 2 статьи 15 Областного закона социальное обслуживание осуществляется государственными, муниципальными и негосударственными социальными учреждениями, получившими в установленном порядке лицензию на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания.
Статья 16 Областного закона устанавливает необходимость лицензирования деятельности по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических и социально-правовых услуг, проведению социальной реабилитации и адаптации, иных видов социального обслуживания инвалидов, осуществляемых негосударственными и немуниципальными предприятиями, учреждениями и организациями, предоставляющими социальные услуги, а также гражданами, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию и реабилитации инвалидов без образования юридического лица, которое осуществляется лицензионными органами администрации области в установленном порядке.
Указанные правовые нормы, обжалуемые прокурором, касаются лицензирования отдельных видов деятельности по социальному обслуживанию населения.
В силу ст.ст. 71, 72 и 76 Конституции Российской Федерации, вопросы лицензирования отдельных видов деятельности отнесены к ведению Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
10 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который не предусматривает лицензирования деятельности по социальному обслуживанию населения.
В соответствии со статьей 18 данного Федерального закона федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом. Лицензирование видов деятельности, не указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Со дня вступления в силу этого Федерального закона прекращается, в частности, лицензирование деятельности в области социального обслуживания населения, предусмотренное статьей 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" N 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года и принятыми в соответствии с данной нормой правовыми актами, в частности постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2000 года N 933.
Таким образом положения абзаца 2 статьи 15 и статьи 16 Областного закона "О социальной защите инвалидов" подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации N 5 от 27 апреля 1993 года (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума N 8 от 24 апреля 2002 года) правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, других законов, указов, распоряжений Президента Российской Федерации, решений представительных органов власти краев, областей и т.д.).
Поскольку абзац 7 статьи 7; абзац 5 статьи 9; абзац 8 статьи 14 в части определения администрацией Архангельской области порядка компенсации транспортных расходов; абзац 2 статьи 15 и статья 16 областного закона "О социальной защите инвалидов" от 22 января 1998 года N 54-13-ОЗ приняты Архангельским областным Собранием депутатов с нарушением действующего федерального законодательства, то требования прокурора о признании их противоречащими федеральному закону подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, суд
решил:
Заявление прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному закону абзаца 7 статьи 7; абзаца 5 статьи 9; абзаца 8 статьи 14 в части; абзаца 2 статьи 15 и статьи 16 областного закона "О социальной защите инвалидов" от 22 января 1998 года N 54-13-ОЗ удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному закону и считать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу абзац 7 статьи 7; абзац 5 статьи 9; абзац 8 статьи 14 в части определения администрацией Архангельской области порядка компенсации транспортных расходов, абзац 2 статьи 15 и статью 16 областного закона "О социальной защите инвалидов" от 22 января 1998 года N 54-13-ОЗ.
Решение по делу (его резолютивную часть) или сообщение о данном решении опубликовать в газете "Волна".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течении 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации, путем подачи кассационных жалоб, принесения протеста через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
А.А. Айхоршт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 27 мая 2002 г. N 3-36
Текст решения официально опубликован не был