Решение Архангельского областного суда
от 17 сентября 2002 г. N 3-61
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего Пантелеева В.В.
при секретаре Калухиной А.Н.
с участием прокурора Быстрова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 17 сентября 2002 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 2 статьи 5, в части слов "0,2 - ставка единого налога", пункт 10 статьи 5, в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам - в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду", пункты 1 и 2 статьи 7, пункт 6 статьи 8, в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования", статьи 10 Закона Архангельской области от 26 мая 1999 года N 122-22-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности",
установил:
26 мая 1999 года решением Архангельского областного Собрания депутатов принят, а Главой администрации Архангельской области подписан, Закон Архангельской области N 122-22-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 2 статьи 5, в части слов "0,2 - ставка единого налога", пункт 10 статьи 5, в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду", пункты 1 и 2 статьи 7, пункт 6 статьи 8, в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования", статьи 10 названного Областного закона в редакциях от 07.07.1999 N 142-23-ОЗ, от 15.09.1999 N 154-24-ОЗ, от 27.10.1999 N 164-25-ОЗ, от 22.12.1999 N 169-26-ОЗ, от 24.05.2000 N 203-29-ОЗ, от 18.09.2001 N 61-8-ОЗ, от 28.05.2002 N 95-14-ОЗ.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Архангельской областной прокуратуры Быстров О.В. заявление исполняющего обязанности прокурора Архангельской области поддержал в полном объеме.
Архангельское областное Собрание депутатов в лице представителя - консультанта государственно-правового управления Д. заявление прокурора признало частично, пояснив, что Областное Собрание депутатов согласно с заявлением прокурора, что пункт 2 статьи 5, в части слов "0,2 - ставка единого налога", пункты 1 и 2 статьи 7 и пункт 6 статьи 8, в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования" противоречат федеральному законодательству.
С заявлением прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 10 статьи 5, в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду" и статьи 10 Областного закона Областное Собрание депутатов не согласно, считает, что данные положения Областного закона федеральному законодательству не противоречат.
Администрация Архангельской области в лице консультанта государственно-правового управления Ч. заявление прокурора признала частично, пояснив, что Администрация Архангельской области согласно с заявлением прокурора, что пункт 2 статьи 5, в части слов "0,2 - ставка единого налога", пункты 1 и 2 статьи 7 и пункт 6 статьи 8, в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования" и статья 10 Областного закона противоречат федеральному законодательству.
С заявлением прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 10 статьи 5, в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду" Администрация Архангельской области не согласна, считает, что данное положение Областного закона федеральному законодательству не противоречит.
Признание представителями заинтересованных лиц факта, что пункт 2 статьи 5, в части слов "0,2 - ставка единого налога", пункты 1 и 2 статьи 7 и пункт 6 статьи 8, в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования" противоречат федеральному законодательству, занесено в протокол судебного заседания, подписано представителями заинтересованных лиц, признавшими факт, и принято судом.
Рассмотрев и исследовав материалы дела в пределах заявленных прокурором требований, выслушав объяснения представителей законодательной и исполнительной органов государственной власти в Архангельской области и заключение прокурора Архангельской областной прокуратуры О.В. Быстрова, областной суд находит заявление заместителя прокурора Архангельской области подлежащим удовлетворению.
В части заявления прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 2 статьи 5 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в части слов "0,2 - ставка единого налога".
Пунктом 2 статьи 5 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлено, что расчет единого налога производится по следующей формуле "0,2 - ставка единого налога".
Областной суд соглашается с заявлением прокурора, что пункт 2 статьи 5 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в части слов "0,2 - ставка единого налога" противоречит действующему федеральному законодательству.
Согласно пункту "и" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 4 и частями 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданном в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 20 закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности относится к налогам субъектов Российской Федерации.
Однако органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены правом самостоятельно определять размер ставки единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности определен Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Определив в названном федеральном законе конкретный и исчерпывающий перечень вопросов, разрешение которых отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Российская Федерация не отнесла к предметам ведения субъектов право устанавливать размер ставки единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Определение размера ставки единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности относится к компетенции Российской Федерации.
Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" изложен в новой редакции, в соответствии с которой с 1 января 2002 года размер ставки единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности установлен в размере 15 процентов.
Пунктом 2 статьи 5 рассматриваемого Областного закона ставка единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности установлена в размере 0,2 или 20 процентов.
Поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены правом самостоятельно определять размер ставки единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, пункт 2 статьи 5 рассматриваемого Областного закона в части установления ставки единого налога в размере 0,2 (20%) не соответствует федеральному законодательству.
В части заявления прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 10 статьи 5 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду"
Пунктом 10 статьи 5 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлены дополнительные корректирующие коэффициенты (К6 - Кn) для конкретных видов деятельности, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от характера местности (тип автомагистрали и другие); сезонности; производительности используемого оборудования; возможности использования дополнительной инфраструктуры либо оказания покупателям сопутствующих услуг; ассортимента реализуемой продукции; количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками; по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам - в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду.
Областной суд соглашается с заявлением прокурора, что пункт 10 статьи 5 рассматриваемого Областного закона в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам - в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду" противоречит действующему федеральному законодательству.
Возражение Архангельского областного Собрания депутатов, что оспариваемый прокурором абзац Областного закона федеральному законодательству не противоречит, областной суд находит необоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от: типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность; места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и другие); характера местности (тип автомагистрали и другие), если деятельность осуществляется вне населенного пункта; удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок; удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта; характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг); ассортимента реализуемой продукции; качества предоставляемых услуг; сезонности; суточности работы; качества занимаемого помещения; производительности используемого оборудования; возможности использования дополнительной инфраструктуры; инфляции; количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.
Установленный федеральным законом перечень факторов, в зависимости от которых могут устанавливаться повышающие или понижающие коэффициенты базовой доходности, является исчерпывающим и такой фактор как "в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду" федеральным законом не предусмотрен. Данный факт заинтересованными лицами и их представителями не оспаривается.
Следовательно, пункт 10 статьи 5 рассматриваемого Областного закона в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду" не соответствует федеральному законодательству.
Доводы заинтересованных лиц и их представителей, что такой фактор, как "в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду", к корректирующим коэффициентам не относится, областной суд находит необоснованными.
Согласно статье 2 рассматриваемого Областного закона, корректирующие (повышающие, понижающие) коэффициенты базовой доходности это коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результаты предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.
Степень влияния того или иного фактора на результаты предпринимательской деятельности, в зависимости от которых могут устанавливаться повышающие или понижающие коэффициенты базовой доходности, в рассматриваемом Областном законе уже учтена.
Так, в пунктах 4-7 статьи 5 Областного закона установлены корректирующие коэффициенты К2, учитывающий тип населенного пункта и К3, учитывающий особенности места осуществления деятельности налогоплательщика в рамках населенного пункта (центр, престижные районы, базовые магистрали, транспортная развязка, спальные районы, окраины и т.п.), куда входит и маршрут движения транспортного средства.
Применение дополнительных и не предусмотренных федеральным законом факторов "в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду" влечет увеличение налогового бремени и ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
Доводы представителей заинтересованных лиц, что конкретные значения дополнительных корректирующих коэффициентов в рамках установленных границ утверждаются законом Архангельской области по предложению представительных органов муниципальных образований, который в настоящее время не принят, не могут служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленного им требования.
Оспариваемое прокурором положение Областного закона действует, и такие факторы, как маршрут движения и уровень цен по проезду, не предусмотрены пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в качестве факторов, в зависимости от которых могут устанавливаться повышающие или понижающие коэффициенты базовой доходности.
В части заявления прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1, 2 статьи 7 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Областного закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, областной бюджет Архангельской области и муниципальные бюджеты по месту осуществления предпринимательской деятельности в следующих размерах:
а) Федеральный бюджет - 25 процентов общей суммы единого налога, из которых 4 процента направляются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
б) Государственные внебюджетные фонды - 25 процентов общей суммы единого налога, из них:
- Пенсионный фонд Российской Федерации - 18,350 процента;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125 процента;
- Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования - 2,150 процента;
- Фонд социального страхования Российской федерации - 3,425 процента;
- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 0,950 процента.
Организации представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
в) областной бюджет - 25 процентов общей суммы единого налога.
г) бюджеты муниципальных образований - 25 процентов общей суммы единого налога.
Суммы единого налога, уплачиваемого предпринимателями, зачисляются в следующих размерах:
а) Государственные внебюджетные фонды - 25 процентов общей суммы единого налога, из них:
- Пенсионный фонд Российской Федерации - 22,725 процента,
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125 процента,
- Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования - 2,150 процента;
б) областной бюджет - 38 процентов общей суммы единого налога, из них 1 процент направляется на поддержку деятельности Государственной налоговой инспекции и Управлению внутренних дел по Архангельской области. Сумма отчислений на указанные цели устанавливается законом об областном бюджете;
в) бюджеты муниципальных образований - 37 процентов общей суммы единого налога.
Приведенное положение Областного закона противоречит действующему федеральному законодательству и данный факт Администрацией Архангельской области и Архангельским областным Собранием депутатов не оспаривается.
Статьей 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.
К ведению субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в числе прочего, относит распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.
Из приведенных положений Бюджетного кодекса следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом распределять доходы бюджета субъекта Российской Федерации между бюджетом субъекта и местными бюджетами, но не наделены правом регулировать порядок распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы.
Далее, Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" создана новая редакция статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", устанавливающая нормативы распределения сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности между бюджетами различных уровней бюджетной системы.
В соответствии со статьями 4, 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2002 года устанавливаются следующие нормативы отчисления сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности:
1) в федеральный бюджет - 20 процентов;
2) в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 70 процентов;
3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5 процента;
4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 4,5 процента;
5) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 5 процентов.
В оспариваемом прокурором положении Областного закона установлен иной, чем предусмотрено Федеральным законом, порядок зачисления сумм единого налога и иные нормативы его зачисления. Поэтому пункты 1, 2 статьи 7 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" противоречат действующему федеральному законодательству.
В части заявления прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 6 статьи 8 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования".
Пунктом 6 статьи 8 Областного закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлено, что при утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период или период действия утраченного свидетельства выдается дубликат свидетельства с отметкой "взамен ранее утерянного". Плата за изготовление и выдачу дубликата свидетельства составляет 20 процентов от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования.
Областной суд находит обоснованными доводы прокурора, что положения данного пункта Областного закона, в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования" противоречат действующему федеральному законодательству.
Положение Областного закона о выдаче дубликата свидетельства прокурором не оспаривается, что им и было подтверждено в судебном заседании, поэтому соответствие положения Областного закона о выдаче дубликата свидетельства федеральному законодательству областным судом не проверяется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" на свидетельство об уплате единого налога распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного". Плата за новое свидетельство составляет не более 20 процентов стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период. При повторной утрате свидетельства на оставшийся налоговый период оно приобретается за 100 процентов стоимости на оставшийся налоговый период.
В пункте 6 статьи 8 рассматриваемого Областного плата за новое свидетельство об уплате единого налога составляет не 20% стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период, а 20% от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству.
Следовательно, рассматриваемое положение Областного закона в части установления размера платы за выдачу дубликата свидетельства противоречит действующему федеральному законодательству.
Далее, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 рассматриваемого Областного закона плата за новое свидетельство вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования.
Однако, в силу уже приведенных положений статей 7, 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены самостоятельными полномочиями по регулированию порядка распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы. Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов и иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.
К ведению субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относится, в частности, распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.
Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" также определяет, что нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации устанавливается распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации устанавливается порядок выдачи свидетельства, но не порядок распределения между бюджетами платы за его повторную выдачу.
Статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлены общие нормативы распределения поступлений от единого налога на вмененный доход в бюджеты разных уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, рассмотренное положение Областного в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования" противоречит действующему федеральному законодательству.
В части заявления прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению статьи 10 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Статьей 10 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлено, что настоящий закон не распространяется на:
- бюджетные организации и учреждения (за исключением деятельности, связанной с реализацией в любых формах подакцизной продукции), финансируемые из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления не менее чем на 70 процентов от объема данного вида деятельности;
- государственные и муниципальные аптеки;
- юридические лица и предприниматели, зарегистрированные на территории Архангельской области, занимающиеся розничной торговлей продукцией и товарами собственного изготовления (кроме продукции, вырабатываемой предприятиями общественного питания), если реализация собственной продукции и товаров составляет не менее 50 процентов оборота розничной торговли в денежном выражении. К собственному изготовлению (производству) не относятся упаковка, переупаковка, розлив, дробление партии, сборка или иная предпродажная подготовка товаров. При уменьшении доли продукции и товаров собственного изготовления менее 50 процентов от оборота розничной торговли налогоплательщики должны обеспечить раздельный учет реализуемой собственной и покупной (в том числе комиссионной и прочей) продукции и товаров и уплачивать единый налог на вмененный доход в установленном порядке;
- организации системы федеральной почтовой связи;
- религиозные организации;
- юридические лица и предприниматели, осуществляющие не менее 50 процентов своей деятельности по валовым показателям в общественном питании в студенческих и школьных столовых, других учебных заведениях, а также на территории государственных объектов, организаций, предприятий и учреждений (столовые, буфеты), имеющих пропускной режим, переходят на уплату единого налога на вмененный доход в добровольном порядке;
- организации и индивидуальные предприниматели в части доходов от нестационарной выездной торговли на краткосрочных ярмарках, проводимых не более двух раз в год по решениям органов местного самоуправления;
- организации, осуществляющие свою деятельность на закрытых (имеющих пропускной режим доступа) объектах и территориях, принадлежащих силовым министерствам и ведомствам Российской Федерации и не входящих в ведение органов местного самоуправления;
- организации и предприниматели, осуществляющие розничную торговлю исключительно путем передачи товаров, в том числе не собственного производства, в счет выплаты заработной платы и премий своим работникам, выплаты паевых начислений в кооперации, выплаты дивидендов и прочих выплат в доходы физических лиц;
- организации и предприниматели, осуществляющие виды деятельности, указанные в подпунктах 1.2, 1.7, 1.8, 1.9, 1.11 пункта 1 статьи 3 закона, если эти виды деятельности не являются для организации и предпринимателя основными (составляют в сумме менее 10 процентов валового объема реализации) и квартальный объем выручки организации, предпринимателя от каждого из этих видов деятельности составляет менее годовой величины базовой доходности для данного вида деятельности, установленной настоящим законом, с учетом коэффициента инфляции и без учета остальных коэффициентов;
- юридические лица и предприниматели, осуществляющие производство напитков из солода и производство солода (код 1553 Общероссийской классификации ОК ОО4-93) и отпуск населению напитков из солода, в том числе всех сортов и видов пива, через собственные бары, пивные и другие подразделения общественного питания, если производство и реализация напитков производится в одном здании (помещении).
Областной суд находит обоснованными доводы прокурора, что приведенное положение Областного закона противоречит действующему федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ субъекты Российской Федерации при установлении регионального налога вправе определять только элементы налогообложения - налоговые льготы, ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему.
Определение круга плательщиков налогов и сборов всех уровней налоговой системы (в том числе и региональных) Налоговый кодекс Российской Федерации, закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов, в частности, Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" относит к компетенции Российской Федерации.
Так, статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" плательщиками единого налога (далее - налогоплательщики) являются юридические лица (далее - организации) и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
2) оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);
3) оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;
4) оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
5) оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);
7) розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
8) розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами;
8.1) розничная стационарная торговля горюче-смазочными материалами;
9) оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
10) оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
11) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;
12) деятельность организаций по сбору металлолома;
13) изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов.
Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" определил и круг полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 рассматриваемого Федерального закона, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются:
1) сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 настоящего Федерального закона;
2) размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;
3) налоговые льготы;
4) порядок и сроки уплаты единого налога;
5) иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующее федеральное законодательство не относит к полномочиям законодательного органа субъектов Российской Федерации определять круг плательщиков единого налога. Законодательный орган субъектов Российской Федерации при введении на территории субъекта Российской Федерации единого налога на вмененный доход может лишь определить сферы предпринимательской деятельности в пределах установленного федеральным законом перечня.
Доводы Архангельского областного Собрания депутатов, что в статье 10 рассматриваемого Областного закона установлен льготный налоговый режим в отношении определенной категории налогоплательщиков и, таким образом, данное положение Областного закона не противоречит федеральному законодательству, областной суд находит необоснованными.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В рассматриваемом положении Областного закона плательщикам единого налога предоставлены не льготы, а определены категории налогоплательщиком и виды деятельности, не подпадающие под действие рассматриваемого Областного закона.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
При установлении налоговой льготы категории налогоплательщиков не выводятся из под действия налогового законодательства, круг или категории налогоплательщиков при предоставлении налоговой льготы остаются неизменными, но при этом отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов в рамках действующего налогового законодательства предоставляются определенные преимущества по уплате налогов и сборов по сравнению с другими налогоплательщиками. При этом, предоставляемая льгота может выражаться как в полном освобождении от уплаты установленного законом налога и сбора, так и уплаты их в меньшем размере.
В рассматриваемом положении Областного закона предоставлены не льготы по налогообложению, а изменен, уменьшен круг налогоплательщиков, в то время как действующее федеральное законодательство не наделяет органы государственной власти субъекта Российской Федерации правом определять круг (категории) плательщиков единого налога на вмененный доход и выводить их из под действия налогового законодательства.
На основании ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вступлению решения суда в законную силу обязать редакцию газеты "Волна" опубликовать официальное сообщение о принятом областным судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, областной суд
решил:
Удовлетворить заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 2 статьи 5, в части слов "0,2 - ставка единого налога", пункт 10 статьи 5, в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду", пункты 1 и 2 статьи 7, пункт 6 статьи 8, в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования", и статьи 10 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 26 мая 1999 года N 122-22-ОЗ (в редакции областных законов от 07.07.1999 N 142-23-ОЗ, от 15.09.1999 N 154-24-ОЗ, от 27.10.1999 N 164-25-ОЗ, от 22.12.1999 N 169-26-ОЗ, от 24.05.2000 N 203-29-ОЗ, от 18.09.2001 N 61-8-ОЗ, от 28.05.2002 N 95-14-ОЗ).
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 2 статьи 5, в части слов "0,2 - ставки единого налога", пункт 10 статьи 5, в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду", пункты 1 и 2 статьи 7, пункт 6 статьи 8, в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования", и статьи 10 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 26 мая 1999 года N 122-22-ОЗ (в редакции областных законов от 07.07.1999 N 142-23-ОЗ, от 15.09.1999 N 154-24-ОЗ, от 27.10.1999 N 164-25-ОЗ, от 22.12.1999 N 169-26-ОЗ, от 24.05.2000 N 203-29-ОЗ, от 18.09.2001 N 61-8-ОЗ, от 28.05.2002 N 95-14-ОЗ).
Разъяснить, что признание пункта 2 статьи 5, в части слов "0,2 - ставка единого налога", пункт 10 статьи 5, в части слов "по оказанию транспортных услуг по пассажирским перевозкам в зависимости от установленных маршрутов движения и уровня цен по проезду", пунктов 1 и 2 статьи 7, пункта 6 статьи 8, в части слов "от суммы единого налога на вмененный доход, уплаченного налогоплательщиком по утраченному свидетельству. Плата вносится в доход бюджета соответствующего муниципального образования", и статьи 10 Закона Архангельской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 26 мая 1999 года N 122-22-ОЗ (в редакции областных законов от 07.07.1999 N 142-23-ОЗ, от 15.09.1999 N 154-24-ОЗ, от 27.10.1999 N 164-25-ОЗ, от 22.12.1999 N 169-26-ОЗ, от 24.05.2000 N 203-29-ОЗ, от 18.09.2001 N 61-8-ОЗ, от 28.05.2002 N 95-14-ОЗ) противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, означает, что они не порождают правовых последствий, не действуют и не подлежат применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать редакцию газеты "Волна" по вступлению решения суда в законную силу опубликовать официальное сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы или протеста через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
В.В. Пантелеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 17 сентября 2002 г. N 3-61
Текст решения официально опубликован не был