27 декабря 2010 г., 5 апреля, 27 мая 2011 г.
В целях снижения потребления энергоресурсов и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования "Город Архангельск" мэрия города Архангельска постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования "Город Архангельск" на 2011-2014 годы".
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города по городскому хозяйству Головина О.А.
Мэр города |
В.Н. Павленко |
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
муниципального образования "Город Архангельск" на 2011-2014 годы"
(утв. постановлением мэра г. Архангельска от 14 декабря 2010 г. N 530)
27 декабря 2010 г., 5 апреля, 27 мая 2011 г.
Постановлением мэра г. Архангельска от 5 апреля 2011 г. N 121 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование долгосрочной целевой программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования "Город Архангельск" на 2011-2014 годы" (далее - Программа) |
||||
|
|
||||
Наименование распоряжения мэрии города о разработке проекта Программы |
Распоряжение мэрии города от 10.08.2010 N 1396р "О разработке долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "Город Архангельск" на 2011-2014 годы" |
||||
Заказчик-координатор Программы |
Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству |
||||
Заказчик Программы |
Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству, департамент муниципального имущества мэрии города |
||||
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: снижение потребления энергоресурсов и повышение энергетической эффективности при их производстве, передаче и потреблении путем реализации энергосберегающих мероприятий, внедрения новых технологий, материалов и оборудования; создание системы организационных, технических, технологических и экономических мероприятий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов в организациях, осуществляющих регулируемую деятельность, и муниципальных унитарных предприятиях к 2014 году на 12 процентов в сопоставимых условиях к уровню 2010 года. Задачи Программы: проведение энергоаудита, энергетических обследований, составление энергетических паспортов; проведение пропаганды энерго- и ресурсосбережения среди различных групп потребителей энергоресурсов; реализация комплекса энергосберегающих мероприятий и мероприятий по повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; сокращение потерь энергоресурсов при их передаче в системах коммунальной инфраструктуры; увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств; реализация комплекса энергосберегающих мероприятий, направленных на снижение объема потребления используемых энергоресурсов в отраслях экономики города; перевод транспортных средств на использование сжиженного углеводородного газа и компримированного природного газа; сокращение расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса; переход на использование энергосберегающих ламп и светильников вместо электрических ламп накаливания; организация эффективного управления внутридомовым и наружным освещением; развитие финансово-экономических механизмов энергосбережения; увеличение объема внебюджетных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий по энергосбережению и на повышение энергетической эффективности; расширение практики применения энергосберегающих технологий и оборудования при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов объектов энергетики и коммунального комплекса; увеличение доли использования местных и возобновляемых энергоресурсов в общем топливно-энергетическом балансе города; выявление и приемка в муниципальную собственность бесхозяйных объектов коммунального хозяйства |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2014 годы |
||||
|
|
||||
Перечень основных мероприятий Программы |
Жилищный фонд: установка приборов учета потребляемых энергоресурсов; составление энергетических паспортов многоквартирных домов; информирование собственников помещений в жилых домах о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения. Организации с участием муниципального образования с долей более 25 процентов: установка приборов учета потребляемых энергоресурсов в зданиях; энергетическое обследование зданий с составлением энергетических паспортов и выработкой рекомендаций по энергосбережению; капитальный ремонт административных и производственных зданий с учетом энергетического обследования; модернизация и реконструкция системы теплоснабжения; модернизация и реконструкция систем водоснабжения; строительство и капитальный ремонт систем электроснабжения; модернизация, реконструкция и капитальный ремонт систем наружного освещения города и производственных территорий; перевод автотранспорта на использование сжиженного газа в качестве моторного топлива; реконструкция дренажно-ливневых станций. Общественный транспорт: создание условий для замены устаревшего подвижного состава автобусов высокоэкономичными автобусами средней и большей вместимости; перевод автобусов на компримированный природный газ. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности: установка приборов учета потребляемых энергоресурсов на границах эксплуатационной ответственности; реконструкция и строительство объектов коммунальной энергетики, переход объектов коммунальной энергетики на использование возобновляемых (биотопливо) и более и экологически чистых видов топлива (на газ); установка автоматизированных тепловых пунктов (узлов) на административных и производственных зданиях; замена обычных светильников на светодиодные; энергетическое обследование административных и производственных зданий, сооружений и оборудования с составлением энергетических паспортов и выработкой мероприятий по энергосбережению; капитальный ремонт тепловых сетей; автоматизация работы насосов и насосных групп на объектах; замена устаревших электроприводов на насосных группах, дымососах, вентиляторах на более экономичные; капитальный ремонт водопроводных сетей; капитальный ремонт линий электропередач и трансформаторных подстанций. Учет объектов недвижимого имущества коммунального комплекса города: выявление бесхозяйных объектов коммунального хозяйства; паспортизация бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры; передача выявленных бесхозяйных объектов до зачисления в реестр муниципальной собственности профильным коммерческим организациям, имеющим к ним технологичное подключение. Проведение пропаганды энерго-ресурсосбережения среди различных групп потребителей |
||||
Исполнители Программы |
Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству, департамент городского хозяйства мэрии города, департамент муниципального имущества мэрии города, организации, вошедшие в Программу |
||||
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы - 4788827,2 тыс. рублей, в том числе: городской бюджет - 136580,9 тыс. рублей, областной бюджет - 3000,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 4649246,3 тыс. рублей, в том числе по годам: тыс.руб. |
||||
Источники финансирования |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
Городской бюджет |
29999,9 |
48000,3 |
48007,9 |
10572,8 |
|
Областной бюджет |
3000,0 |
- |
- |
- |
|
Внебюджетные источники |
1574281,2 |
1345425,4 |
1392662,3 |
336877,4 |
|
Итого |
1607281,1 |
1393425,7 |
1440670,2 |
347450,2 |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Обеспечение учета, используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы для зданий, подлежащих обязательному оснащению приборами учета - к 2013 году - 100 процентов; проведение энергетических обследований предприятий и зданий - к 2015 году 76 объектов; снижение потребления тепловой энергии к 2015 году в сопоставимых условиях на 326623,2 Гкал; снижение годового потребления электрической энергии к 2015 году в сопоставимых условиях на 131982,0 тыс.кВт; снижение годового потребления воды к 2015 году в сопоставимых условиях на 3480,0 тыс. м3; снижение затрат городского бюджета на субсидии организациям имеющим муниципальную долю собственности более 25 процентов на 90400,0 тыс. рублей к уровню 2010 года; снижение к 2015 году на 187976 тонн количества выброса газов СО2 (эквивалент) |
||||
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Количество публикаций в средствах массовой информации, в том числе электронных; количество проведённых энергетических обследований объектов, включённых в Программу; доля объёмов электрической энергии, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта (в части касающейся многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учёта) в общей доле электрической энергии, потребляемой на территории муниципального образования; доля объёмов тепловой энергии, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта (в части касающейся многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учёта) в общей доле тепловой энергии, потребляемой на территории муниципального образования; доля объёмов воды, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта (в части касающейся многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учёта) в общей доле воды, потребляемой на территории муниципального образования; снижение потребления тепловой энергии в сопоставимых условиях; снижение потребления электрической энергии в сопоставимых условиях; снижение потребления воды в сопоставимых условиях; снижение потребления газа в сопоставимых условиях; перевод транспортных средств на сжиженный или на компримированный природный газ |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами
1. Общее состояние потребления энергоресурсов
на территории муниципального образования
В настоящее время экономика и бюджетная сфера муниципального образования "Город Архангельск" характеризуются повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации.
Суммарное потребление электрической и тепловой энергии на территории муниципального образования в топливном эквиваленте в базовом 2009 году составило более 532,8 тыс. тонн условного топлива.
Существующий уровень потребления и энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального образования приводит к следующим негативным последствиям:
росту затрат организаций на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления;
отсутствие свободных мощностей для подключения новых потребителей.
Высокая энергоемкость при производстве товаров и услуг предприятий города в этих условиях может стать основной причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования, снижения налоговых поступлений в городской бюджет.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования.
В муниципальном образовании имеет место устойчивая тенденция на повышение стоимости энергетических ресурсов:
При сохранении существующего положения показатели эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике, социальной сфере и в домохозяйствах на территории муниципального образования будут значительно отставать от сопоставимых показателей других регионов страны.
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных программ энергосбережения, а также иных целевых программ.
2. Информационная база данных и источники информации
В муниципальном образовании ведётся постоянный мониторинг по энергосбережению в муниципальных учреждениях социальной сферы и муниципальных унитарных предприятиях с целью установления лимитов потребления энергоресурсов на очередной финансовый год.
В первом полугодии 2010 года специалистами департамента городского хозяйства мэрии города был проведён сбор и обработка информации о состоянии энергопотребления и наличия инвестиционных и производственных программ по энергосбережению в разрезе основных групп потребителей:
организации с участием муниципальной собственности;
организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
население города (жилищный фонд);
общественный транспорт.
3. Состояние ресурсопотребления в основных
отраслях экономики города, вошедших в Программу
3.1. Производство энергии и энергоснабжение. Использование вторичных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии
Энергоснабжение объектов жилищного хозяйства и социальной сферы города осуществляется от Архангельской ТЭЦ ОАО "ТГК-2" (84%) и от 64 локальных систем теплоснабжения, из которых 53 являются ведомственными и 11 систем находятся в муниципальной собственности (МУП "Водоканал", МУП "Городские бани"). Основной объем выработки тепловой энергии осуществляется на привозном топливе: мазуте и угле.
Биотопливо (отходы лесопиления, и т.п.) используется лишь для производства 3,6 процента тепловой энергии на коммунальные нужды.
тыс. Гкал в год
Архангельская ТЭЦ введена в эксплуатацию в 1970 году. Подошел срок капитального ремонта первых энергетических котлов станции. На муниципальных и ведомственных котельных города эксплуатируется 157 котельных агрегатов. При этом 37 процентов имеют срок эксплуатации 50 и более лет.
КПД большинства угольных котлов не превышает 55-60 процентов, а судовых мазутных котлов 60-65%. Большинство котельных имеют низкие энергетические показатели, связанные с плохой организацией процесса горения и полезного отвода тепла. Это обуславливает высокие температуры уходящих газов и удельные расходы топлива на выработку тепловой энергии, а также повышенные выбросы вредных веществ.
Рост стоимости привозного топлива и железнодорожных перевозок настоятельно требует перехода коммунальной энергетики города на местные, возобновляемые виды топлива. Производство пеллет из отходов лесопиления, приход в город природного газа позволят создать на территории муниципального образования высокоэкономичную коммунальную энергетику.
Протяженность тепловых сетей города составляет 486,4 км (в двух-трубном исполнении). Тепловые сети характеризуются большими сроками эксплуатации трубопроводов, что обусловлено недостаточными объемами их замены. Длительное время при ремонтах сетей использовались низкоэффективные и быстро изнашиваемые теплоизоляционные материалы. Такое положение, наряду с плохим качеством каналов и не соблюдением режима отвода дренажно-ливневых вод и отсутствием сопутствующего дренажа на теплотрассах приводит к значительным потерям тепловой энергии при транспортировке. Высока аварийность тепловых сетей. Из-за отсутствия надлежащей наладки расход циркулирующего в сетях теплоносителя значительно превышает нормативные расходы тепла необходимого для обеспечения качественного теплоснабжения потребителей, а также расход электроэнергии на привод сетевых насосов. В центральных тепловых пунктах в большинстве случаев применяется низкоэффективное, физически и морально устаревшее теплообменное и насосное оборудование, отсутствует регулирующая аппаратура.
Все вышеперечисленные факты приводят к сверхнормативным потерям тепловой энергии при ее транспортировке к потребителям.
Для снижения потерь тепловой энергии при транспортировке необходимы:
замена и модернизация ветхих трубопроводов;
обеспечение оптимально гидравлического режима тепловых сетей;
оснащение автоматизированными тепловыми пунктами многоквартирных домов с переходом на 2-х трубную систему теплоснабжения.
3.2. Потенциал энергоэффективности муниципального образования и распределение суммарного потребления энергетических ресурсов по основным отраслям муниципального образования
В муниципальном образовании существует значительный потенциал энергосбережения в зданиях муниципальных учреждений, жилых домах, в административных и производственных зданиях предприятий и организаций при выработке и транспортировке энергоресурсов, в применяемых технологиях и оборудовании. При этом предполагаемый потенциал энергосбережения на объектах муниципального образования составляет порядка 25-30 процентов.
Настоящая Программа охватывает около 80 процентов потребления топливно-энергетических ресурсов в муниципальном образовании,
в том числе:
население и жилищный фонд;
организации, осуществляющие государственно регулируемые виды деятельности;
организации, имеющие муниципальную долю собственности (МУП, ОАО);
общественный транспорт.
В муниципальном образовании в 2009 году сформирована и действует долгосрочная целевая Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях муниципального образования "Город Архангельск" на 2010-2016 годы". На её реализацию из городского бюджета в 2010 году направлено 8 млн. рублей.
3.3. Жилищный фонд муниципального образования, его классификация по типу зданий, по количеству квартир, видам и объёмам энергопотребления
Развитие города происходило по типу предприятие - жилой поселок. В поселках лесопильно-деревообрабатывающих предприятий строилось преимущественно малоэтажное деревянное жилье, которое в 70-80-е годы прошлого века активно переводилось в благоустроенное. Характеристика жилищного фонда города приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Характеристика жилищного фонда
муниципального образования "Город Архангельск"
N п/п |
Показатели |
Количество объектов, ед. |
Отапливаемая площадь, тыс.м2 |
Годовое потребление тепловой энергии, Гкал |
Годовое потребление электроэнергии, тыс.кВт.ч. |
Годовое потребление воды, тыс.м3 |
1 |
Благоустроенные многоквартирные дома, количество квартир |
2065
119240 |
5678,6 |
193407,2 |
166408,8 |
23238,2 |
2 |
Частично благоустроенные многоквартирные дома (вода), количество квартир |
1279
9234 |
620,5 |
- |
18186,9 |
728,2 |
3 |
Неблагоустроенные многоквартирные дома, количество квартир |
1898
9864 |
1270,8 |
- |
37247,1 |
194,4 |
4 |
Блокированные и индивидуальные дома, количество квартир |
5017
1788 |
351,2 |
6956,8 |
10294,2 |
73,2 |
|
Итого: Количество квартир |
10259 140126 |
7921,1 |
1937364,0 |
232137,0 |
24234,0 |
В жилищном фонде города отсутствует четкая система учета потребления энергетических ресурсов, что не способствует их экономии населением. Жилые здания имеют большой потенциал по экономии энергетических ресурсов, подавляющее большинство многоквартирных домов не отвечают современным требованиям энергоэффективности. Высоки потери тепловой энергии через ограждающие конструкции (окна, стены, крыши, подвальные помещения). На большинстве домов отсутствуют приборы учета ресурсов и оборудование, регулирующее потребление тепловой и электрической энергии, воды. Имеет место поквартирная разрегулировка гидравлического режима теплоснабжения внутридомовой системы отопления. На системах горячего водоснабжения отсутствуют циркуляционные насосы. Внутридомовые электрические сети не соответствуют используемой мощности.
Динамика установки приборов учета ресурсов (тепловая и электрическая энергия, вода) в жилых зданиях:
3.4. Организации с участием муниципальной собственности и их энергопотребление по видам и объёмам
Структура и объёмы потребления ресурсов муниципальными унитарными предприятиями за 2009 год приведены в таблице N 2.
Таблица N 2
N п/п |
Наименование организаций |
Годовое потребление ресурсов |
Стоимость ресурсов, тыс.руб. |
||
тепловая энергия, Гкал/год |
электрическая энергия, тыс. кВт/час |
вода тыс.м3 |
|||
1. |
МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" |
1657,5 |
409,2 |
3,96 |
3841,8 |
2. |
МУП "Городские бани" |
11803,0 |
816,9 |
232,55 |
24649,2 |
3. |
МУП "Спецтрест по обслуживанию населения" |
449,2 |
209,5 |
0,66 |
1398,2 |
4. |
МУП "Архкомхоз" |
1181,9 |
1720,1 |
2,47 |
5789,1 |
|
Итого: |
15091,6 |
3155,7 |
239,64 |
35678,3 |
Примечание. Данные по МУП "Водоканал", МУП "Горсвет", МУП "АПАП-1" и "АПАП-2" приведены в других разделах Программы.
3.5. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, их ресурсопотребление
Структура и объёмы потребления ресурсов за 2009 год организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности приведены в таблице N 3.
Таблица N 3
N п/п |
Наименование организаций |
Годовое потребление ресурсов |
Стоимость ресурсов, |
||
тепловая энергия, Гкал/год |
электрическая энергия, тыс. кВт/час |
вода тыс. тыс.м3 |
|||
1 |
ОАО "ТГК-2" |
- |
19864,74* |
205,08 |
101904,21 |
2 |
ОАО "Архангельская РЭБ флота" |
2324,23* |
1101,53 |
23,04 |
6769,66 |
3 |
ОАО "Комбинат "Силбет" |
3639,36* |
2024,18 |
133,1 |
18069,33 |
4 |
ООО "ДОК-1" |
22,81* |
26,87 |
3,34 |
322,84 |
5 |
ОАО "ЛДК-3" |
1222,28* |
1828,16 |
17,2 |
9789,69 |
6 |
ЗАО "Лесозавод N 25" |
1699,69* |
1623,98 |
58,53 |
11994,79 |
7 |
ООО "ЛДК-23" |
780,0* |
769,48 |
0,37 |
4220,85 |
8 |
ООО "ТеплоПАК" |
164,5* |
135,0 |
0,06 |
826,46 |
9 |
МУП "Водоканал" |
11802,9 |
83145,13 |
7681,5* |
191178,3 |
10 |
ОАО "СЦБК" |
- |
2833,9** |
279,9 |
27024,4 |
|
Итого: |
21655,77 |
113352,97 |
8402,12 |
372100,53 |
|
в том числе собственные нужды |
9852,87* |
19864,74* |
7681,5* |
- |
Примечание.
* Расход ресурса на собственные и технологические нужды.
** Расходы на очистку стоков.
Поставщиками электрической энергии в муниципальном образовании является ОАО "ТГК-2" и оптовый рынок электрической энергии.
Электросетевое хозяйство МО "Город Архангельск" состоит из 9 центров питания, 591 трансформаторной подстанции (далее - ТП), электрических сетей общей протяженностью 1735 км, в том числе в муниципальной собственности 187 ТП и 802 км сетей. Электрохозяйство города характеризуется большим процентом износа электрических сетей высокого и низкого напряжения (в среднем около 70 процентов), наличием большого количества электрических сетей напряжением 6 киловольт (кВ) более 50 процентов понизительных ПС-35, 110 кВ выполнены со вторичным напряжением 6 кВ. Электрические сети имеют большую протяженность и недостаточное сечение проводов, что приводит к потерям электроэнергии в линиях и снижению ее качества.
На рынке передачи электрической энергии осуществляют данную деятельность 12 сетевых организаций. Основной объем электрической энергии передается по сетям, находящимся в собственности или аренде у ОАО "МРСК Северо-Запада", ОАО "АрхоблЭнерго" и ООО "АСЭП". Потери электроэнергии при передаче ее от генерирующей компании до потребителя велики и составляют от 14 до 49 процентов от общего объема поступившей энергии, особенно больших величин достигают потери на островных и окраинных территориях города (таблица N 4).
Таблица N 4
N п/п |
Наименование сетевых организаций |
2008 г. |
2009 г. |
||
Кол-во передаваемой электроэнергии, млн. кВт/ч |
Потери, млн. кВт/ч |
Кол-во передаваемой электроэнергии, млн. кВт/ч |
Потери, млн. кВт/ч |
||
1 |
ОАО МРСК "Северо-Запада" |
3522,7 |
533,2 |
3648,24 |
542,94 |
2 |
ОАО "АрхоблЭнерго" |
53,36 |
8,49 |
116,2 |
33,22 |
3 |
ОАО "АСЭП" |
96,89 |
11,56 |
144,7 |
16,54 |
4 |
ОАО "СЦБК" |
27,86 |
0,47 |
27,86 |
0,47 |
|
Итого: |
3700,81 |
553,72 (15,0%) |
3937,0 |
593,17 (15,0%) |
Водоснабжение города осуществляет МУП "Водоканал" и дистанция гражданских сооружений Архангельского отделения СЖД ОАО "Российские Основной организацией осуществляющей водоснабжение города, является МУП "Водоканал" (98 процентов).
Протяженность водопроводных сетей города составляет 618 км. Водопроводные сети характеризуются большой степенью износа, вызванной недостаточными объемами их капитального ремонта и реконструкции. Это обусловило большой объем потерь питьевой воды при транспортировке. Высока аварийность водопроводных сетей. Крайне медленно идет замена устаревшего энергоемкого оборудования на водоочистных сооружениях, на насосных станциях. На большинстве водонасосных станций отсутствует регулирующая аппаратура, поддерживающая оптимальный гидравлический режим водопроводных сетей, что приводит к повышенному расходу электроэнергии.
3.6. Системы наружного освещения муниципального образования
В настоящее время система наружного освещения муниципального образования включает 18223 световые точки, 292 пункта управления освещением, 14663 опоры освещения, 727 км кабельных и воздушных линий освещения.
Общая установленная мощность светильников равна 2679 кВт. Количество светильников с лампами типа ДНаТ составляет 86 процентов. Светодиодные светильники в системе наружного освещения не используется. В тоже время они нашли широкое применение в светофорных объектах города.
Парк светильников был обновлен по городской целевой программе "Модернизация наружного освещения в г. Архангельске 2006-2008 годы". Все пункты управления освещением укомплектованы 3-тарифными электросчетчиками.
Система управления наружным освещением (далее - ПУО) комбинированная (от фотоэлементов-3 ПУО, по реле - 25 ПУО, АСУНО-34 ПУО). В связи с сокращением финансовых средств из городского бюджета в 2009 году в системе наружного освещения было задействовано 12472 светильника (или 68 процентов).
Годовой объем электрической энергии, потребленный системой наружного освещения в муниципальном образовании в 2009 году составил 5936,3 тыс.кВт/час.
Характеристика осветительных приборов, используемых в системе наружного освещения города приведена в таблице N 5.
Таблица N 5
|
Вид источника света |
Количество светильников, шт. |
Средняя мощность источников света, вт |
Доля в суммарном количестве источников света, % |
1 |
Лампа накаливания |
1296 |
129 |
6,4 |
2 |
Дугоразрядная лампа типа ДРЛ |
806 |
204,2 |
3,9 |
3 |
Дугоразрядная лампа типа ДНАТ |
17409 |
2474,2 |
86 |
4 |
LED светильники, светодиодные модули |
704 |
24,6 |
3,5 |
|
Всего |
20215 |
|
|
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом осуществляют 19 частных транспортных предприятий, 31 индивидуальный предприниматель и 2 муниципальных унитарных предприятия (МУП "АПАП-1" и МУП "АПАП-2"). Ежедневно на маршруты выходит более 500 единиц транспорта, из них 256 автобусов марки ПАЗ работают на сжиженном газе.
В муниципальном образовании ведется работа по замещению автобусов малого и среднего класса на автобусы большой вместимости по Федеральной программе поддержки отечественного производителя. В 2009 году мэрия города приобрела 39 автобусов, в 2010 году планируется приобрести ещё 10 единиц. В качестве моторного топлива эти автобусы используют дизельное топливо. Для эксплуатации автобусов большой вместительностью созданы 2 муниципальных автотранспортных предприятия. С учётом особенностей двигателей новых автобусов планируется после строительства газосжижающей станции на газопроводе Нюксеница-Архангельск осуществить перевод данного типа транспорта на компримированный природный газ.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
3. Состояние учета объектов недвижимого имущества,
используемых для передачи энергоресурсов
Специфика развития города и ведомственная структура строительства объектов жилищного хозяйства и социальной сферы, их передача в муниципальную собственность, переход объектов от одного владельца к другому без передачи наружных инженерных сетей привели к наличию большого числа бесхозяйных или не учтенных по праву собственности объектов. Мэрией города ведется планомерная работа по выявлению и поставке в реестр муниципальной собственности следующих объектов инженерной инфраструктуры города:
тепловые сети;
электрические сети;
водопроводно-канализационные сети;
сети наружного освещения
с последующим оформлением на них технических паспортов.
Основную сложность в этой работе составляют:
недостаток средств в городском бюджете на паспортизацию бесхозяйных объектов;
отсутствие оперативного доступа к картографическому материалу.
Учитывая специфику областного центра процесс энергосбережения в городе можно обеспечить только программно-целевыми методами.
II. Основные цели и задачи
Основные цели Программы:
снижение потребления энергоресурсов и повышение энергетической эффективности при их производстве, передаче и потреблении путем реализации энергосберегающих мероприятий, внедрения новых технологий, материалов и оборудования;
создание системы организационных, технических, технологических и экономических мероприятий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов в организациях, осуществляющих регулируемую деятельность, и муниципальных унитарных предприятиях к 2014 году на 12 процентов в сопоставимых условиях к уровню 2010 года.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач Программы:
проведение энергоаудита, энергетических обследований, составление энергетических паспортов;
развитие пропаганды энерго- и ресурсосбережения среди различных групп потребителей энергоресурсов;
реализация комплекса энергосберегающих мероприятий, направленных на снижение объема потребления используемых энергоресурсов в отраслях экономики города;
реализация комплекса энергосберегающих мероприятий и мероприятий по повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
сокращение потерь энергоресурсов при их передаче в системах коммунальной инфраструктуры;
увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств;
перевод транспортных средств на использование сниженного углеводородного газа и компримированного природного газа;
сокращение расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса;
организация эффективного управления внутридомовым и наружным освещением;
переход на использование энергосберегающих ламп и светильников вместо электрических ламп накаливания;
развитие финансово-экономических механизмов энергосбережения;
увеличение объема внебюджетных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
расширение практики применения энергосберегающих технологий и оборудования при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов объектов энергетики и коммунального комплекса;
увеличение доли использования местных и возобновляемых энергоресурсов в общем топливно-энергетическом балансе города;
выявление и приемка в муниципальную собственность бесхозяйных объектов коммунального хозяйства.
III. Сроки реализации Программы
2011 год:
массовый переход на приборный учёт энергоресурсов в жилищном фонде города и в организациях жилищно-коммунального комплекса;
проведение энергосберегающих мероприятий в организациях коммунального комплекса города и муниципальных унитарных предприятиях, обеспечивающих сокращение расхода энергетических ресурсов на 3 процента в год, на основе инвестиционных и производственных программ;
организация системы пропаганды энергосбережения среди населения города и прочих потребителей;
выявление бесхозяйных объектов коммунального хозяйства, их паспортизация.
2012-2014 годы:
завершение мероприятий по установке приборов учета ресурсов на зданиях, в квартирах частных и многоквартирных домах;
осуществление энергетического мониторинга в организациях с муниципальной долей собственности;
введение обязательной системы энергетических паспортов зданий;
выполнение мероприятий по модернизации, реконструкции и капитальном ремонте зданий, инженерных систем и оборудования на основе их энергетических договоров на содержание инженерных систем зданий;
увеличение доли использования местных и возобновляемых ресурсов в общем топливно-энергетическом балансе города;
осуществление мероприятий по энергосбережению в организациях ведущих отраслей города;
проведение пропаганды энергосбережения среди населения.
Результатом осуществления мероприятий должно стать снижение в сопоставляемых условиях объема фактического потребления ресурсов не менее, чем на 12 процентов к уровню 2010 года.
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий определена из необходимости обеспечить не менее 3-х процентов экономии ресурсов по основным отраслям экономики города, вошедшим в Программу.
Перечень программных мероприятий приведен в таблице N 7.
Постановлением мэра г. Архангельска от 27 мая 2011 г. N 225 в таблицу N 7 раздела IV настоящей Программы внесены изменения
Таблица N 7
Перечень
программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании
"Город Архангельск" на 2011-2014 годы"
Постановлением мэра г. Архангельска от 5 апреля 2011 г. N 121 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств городского бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников. К внебюджетным источникам относятся собственные и кредитные средства коммунальных организаций, доходы муниципальных унитарных предприятий, плата населения за капитальный ремонт жилья.
Объем финансирования Программы по годам отражен в таблице N 8.
Таблица N 8
Годы |
Всего, тыс.руб. |
В том числе, тыс.руб. |
||
городской бюджет |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
||
2011 |
1607281,1 |
29999,9 |
3000,0 |
1574281,2 |
2012 |
1393425,7 |
48000,3 |
- |
1345425,4 |
2013 |
1440670,2 |
48007,9 |
- |
1392662,3 |
2014 |
347450,2 |
10572,8 |
- |
336877,4 |
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании и утверждении бюджетов всех уровней, тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и муниципальных унитарных предприятий.
Обоснование финансового обеспечения программных мероприятий организаций коммунального комплекса и муниципальных унитарных предприятий города принято на основании данных из представленных инвестиционных и производственных программ. Расчеты потребности в финансовых средствах на осуществление энергосберегающих мероприятий Программы приведены в приложении N 1.
VI. Система управления реализацией Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляют заказчики Программы: служба заместителя мэра города по городскому хозяйству, департамент муниципального имущества мэрии города.
Заказчики программы контролируют исполнение программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Программы, осуществляют управление ее исполнителями, готовят ежеквартальные и ежегодные отчеты о ее реализации, ежегодно осуществляет оценку достижения целей и эффективность реализации Программы.
Главными ответственными лицами за выполнение мероприятий Программы в организациях являются руководители организаций и предприятий, вошедших в Программу.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности должны быть достигнуты конкретные результаты:
обеспечение учета используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы для зданий, подлежащих обязательному оснащению приборами учета, к 2013 году - 100 процентов;
проведение энергетических обследований предприятий и зданий - к 2015 году 76 единиц;
снижение потребления тепловой энергии к 2015 году в сопоставимых условиях на 326623,2 Гкал.;
снижение годового потребления электрической энергии к 2015 году в сопоставимых условиях на 131982,0 тыс. кВт;
снижение годового потребления воды к 2015 году в сопоставимых условиях на 3480,0 тыс. куб.м;
снижение затрат городского бюджета на субсидии организациям имеющим муниципальную долю собственности более 25 процентов на 90400,0 тыс. рублей к уровню 2010 года;
снижение к 2015 году на 187976 тонн количества выброса газов СО2 .
Индикаторы Программы:
количество телевизионных передач и публикаций в средствах массовой информации, в том числе электронных:
на 2011 г. - 24 ед., на 2012 г. - 24 ед., на 2013 г. - 24 ед., на 2014 г. - 24 ед.;
количество проведённых энергетических обследований объектов, включённых в Программу:
на 2011 г. - 43 объекта, на 2012 г. - 175 объектов, на 2013 г. - 254 объекта, на 2014 г. - 254 объекта;
доля объёмов электрической энергии, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта (в части касающейся многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учёта) в общей доле электрической энергии, потребляемой на территории муниципального образования:
на 2011 г. - 99,1 процента, на 2012 г. - 100 процентов, на 2013 г. - 100 процентов, на 2014 г. - 100 процентов;
доля объёмов тепловой энергии, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта (в части, касающейся многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учёта) в общей доле тепловой энергии, потребляемой на территории муниципального образования:
на 2011 г. - 100 процентов, на 2012 г. - 100 процентов, на 2013 г. - 100 процентов, на 2014 г. - 100 процентов;
доля объёмов воды, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта (в части, касающейся многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учёта) в общем объеме воды, потребляемой на территории муниципального образования:
на 2011 г. - 39,4 процента, на 2012 г. - 100 процентов, на 2013 г. - 100 процентов, на 2014 г. - 100 процентов;
снижение потребления тепловой энергии в сопоставимых условиях (к 2010 году):
на 2011 г. - 81655,8 Гкал, на 2012 г. - 81655,8 Гкал, на 2013 г. - 81655,8 Гкал, на 2014 г. - 81655,8 Гкал;
снижение потребления электрической энергии в сопоставимых условиях (к 2010 году):
на 2011 г. - 32995,5 тыс.кВт/ч, на 2012 г. - 32995,5 тыс. кВт/ч, на 2013 г. - 32995,5 тыс. кВт/ч, на 2014 г. - 32995,5 тыс. кВт/ч;
снижение объемов потребления воды в сопоставимых условиях (к 2010 году):
на 2011 г. - 870,0 тыс.куб.м, на 2012 г. - 870 тыс.куб.м, на 2013 г. - 870 тыс.куб.м, на 2014 г. - 870 тыс.куб.м;
снижение объемов потребления газа в сопоставимых условиях (к 2010 году):
на 2011 г. - 50,76 т, на 2012 г. - 50,76 т, на 201 г. - 50,76 т, на 2014 г. - 50,76 т;
перевод транспортных средств на сжиженный или на компримированный природный газ:
на 2011 г. - 3 ед., на 2012 г. - 23 ед., на 2013 г. - 16 ед., на 2014 г. - 40 ед.
Методика и критерии оценки приведены в приложении N 2 к Программе.
Расчет индикаторов приведен в приложении N 3 к Программе.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой Программе "Энергосбережение
и повышение энергоэффективности муниципального образования
"Город Архангельск" на 2011-2014 годы"
Расчет
потребности в финансовых средствах для обеспечения мероприятий
по энергосбережению в жилищном фонде города
27 декабря 2010 г., 5 апреля 2011 г.
Исходные данные:
1. Общая площадь жилых домов города - 7569,9 тыс.кв.м., в том числе муниципальная доля - 1943,3 тыс.кв.м.
2. Бесплатная приватизация жилья продлена до 01 марта 2013 года.
Динамика изменения доли муниципального жилья в жилищном фонде города приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Год |
Процент приватизации |
Количество муниципальных квартир, ед. |
Общая площадь муниципального жилья, тыс.кв.м. |
2010 |
8 |
36027 |
1943,3 |
2011 |
7 |
33145 |
1781,8 |
2012 |
8 |
30825 |
1652,7 |
2013 |
2 |
28360 |
1529,6 |
2014 |
- |
27790 |
1499,0 |
Расчет суммы финансовых средств возможных для направления на капитальный ремонт и модернизации жилищного фонда города приведен в таблице N 2.
Таблица N 2
Год |
Общая площадь жилья,* тыс.кв.м |
Общая площадь муниципальных помещений, тыс.кв.м |
Размер платы за капитальный ремонт жилья, руб./м2 общей площади в месяц |
Сумма средств на капитальный ремонт в год, тыс. руб. |
В т.ч. муниципальная доля, тыс. руб. |
2011 |
7560,0 |
1781,8 |
4,50 |
408240,0 |
96217,2 |
2012 |
7550,0 |
1652,7 |
5,18 |
469308,0 |
102731,8 |
2013 |
7540,0 |
1529,6 |
5,96 |
539260,8 |
109397,0 |
2014 |
7530,0 |
1499,0 |
6,85 |
618966,0 |
123217,8 |
Итого |
|
|
|
2107774,8 |
431563,8 |
Примечание.* При ежегодном сокращении ветхого жилищного фонда города на 10 тыс.м2 и без учета ввода в эксплуатацию нового жилья.
Приняты индексы-дефляторы:
на 2011 год - 107,9%;
на 2012 год - 105,7%;
на 2013 год - 105,4%;
на 2014 год - 105,0%.
Ежегодный рост платы за капитальный ремонт жилья принят в размере 115 процентов.
Постановлением мэра г. Архангельска от 5 апреля 2011 г. N 121 раздел 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
I. Установка общедомовых приборов учета
Год |
Кол-во МКД, ед. |
Потребность в приборах учета, шт. |
Стоимость установки |
Потребность в средствах, тыс.руб. |
В том числе: |
||
городской бюджет, тыс.руб. |
Областной бюджет, тыс.руб. |
внебюджетные средства, тыс.руб. |
|||||
а) тепловая энергия | |||||||
2011 |
|
43 |
176,3 |
7580,9 |
2274,3 |
3000,0 |
2306,6 |
В том числе в рамках адресной программы поэтапного перехода на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями коллективных приборов учета в Архангельской области на 2011 год |
16 |
234,4 |
3750,0 |
750,0 |
3000,0 |
0 |
|
Примечание. Муниципальная доля в МКД составляет 30 процентов |
2. Установка поквартирных приборов учета ресурсов
(тепловой и электрической энергии, воды и газа)
Потребность в установке поквартирных приборов учета ресурсов на территории муниципального образования по состоянию на 01.04.2010:
приняты индексы-дефляторы: на 2011 год - 107,9%; на 2012 год - 105,7%; на 2013 год - 105,4%; на 2014 год - 105,0%;
по тепловой энергии (блокированные 2 и 3-х квартирные дома) - 192 шт.;
по электрической энергии - 24513 шт.;
по воде (ГВС и ХВС) - 205970 шт.;
по газу - 51742 шт. (в домах от коллективных газовых емкостей).
Установка приборов учета в помещениях для нанимателей муниципального жилья осуществляется за счет городского бюджета.
Тепловая энергия
Учитывая существующую схему теплоснабжения многоквартирных домов, установка приборов учета тепловой энергии в квартирах в ближайшие 5 лет не эффективна.
Электрическая энергия
Год |
Кол-во приборов |
Стоимость установки 1 прибора, тыс.руб. |
Потребность в средствах, тыс.руб. |
В том числе: |
||
городской бюджет, тыс.руб. |
областной бюджет, тыс.руб. |
внебюджетные средства, тыс.руб. |
||||
2011 |
3000 |
1,21 |
3630,0 |
2178 |
- |
1452,0 |
2012 |
12013 |
1,279 |
15364,6 |
9218,8 |
- |
6145,8 |
2013 |
9500 |
1,348 |
12806,0 |
7683,6 |
- |
5122,4 |
Итого |
24513 |
|
31800,6 |
19080,4 |
- |
12720,2 |
Примечание. Количество квартир находящихся в муниципальной собственности - 60 процентов (основная часть деревянные неблагоустроенные дома и бывшие общежития).
Вода
Благоустроенные многоквартирные дома (холодная и горячая вода - 4 прибора учета) | ||||||
2011 |
12000 |
0,715 |
8580,0 |
1716,0 |
- |
6864,0 |
2012 |
15000 |
0,756 |
11340,0 |
2268,0 |
- |
9072,0 |
2013 |
53408 |
0,797 |
42566,2 |
8513,2 |
- |
34053,0 |
Итого |
80408 |
|
62486,2 |
12497,2 |
- |
49989,0 |
Примечание. Муниципальная доля - 20 процентов.
Благоустроенные жилые дома (холодная и горячая вода - 2 прибора учета) | ||||||
2011 |
12000 |
0,880 |
10560,0 |
2112,0 |
- |
8448,0 |
2012 |
15000 |
0,930 |
13950,0 |
2790,0 |
- |
11160,0 |
2013 |
90328 |
0,980 |
88521,4 |
17704,3 |
- |
70817,1 |
Итого |
117328 |
|
113031,4 |
22606,3 |
|
90425,1 |
Примечание. Муниципальная доля - 20 процентов.
Частично благоустроенные жилые дома (холодная вода - 1 прибор учета) | ||||||
2011 |
1200 |
1,21 |
1452,0 |
726,0 |
- |
726,0 |
2012 |
2000 |
1,279 |
2558,0 |
1279,0 |
- |
1279,0 |
2013 |
5034 |
1,348 |
6785,8 |
3392,9 |
- |
3392,9 |
Итого |
8234 |
|
10795,8 |
5397,9 |
- |
5397,9 |
Примечание. В частично благоустроенном жилье муниципальная доля составит - 50 процентов.
Всего по воде: | ||||||
2011 |
25200 |
|
20592,0 |
4554,0 |
- |
16038,0 |
2012 |
32000 |
|
27848,0 |
6337,0 |
- |
21511,0 |
2013 |
148770 |
|
137873,4 |
29610,4 |
- |
108263,0 |
Итого |
205970 |
|
186313,4 |
40501,4 |
- |
145812,0 |
Газ от коллективных емкостей
2011 |
6315 |
2,750 |
17366,3 |
1736,6 |
- |
15629,7 |
2012 |
20972 |
2,907 |
60965,6 |
6096,6 |
- |
54869,0 |
2013 |
21910 |
3,064 |
67132,2 |
6713,2 |
- |
60419,0 |
2014 |
2545 |
3,217 |
8187,3 |
818,7 |
- |
7368,6 |
Итого |
51742 |
|
153651,4 |
15365,1 |
|
138286,3 |
Примечание. Муниципальная доля в многоквартирных домах, газифицированных от коллективных газовых емкостей составляет 10 процентов.
3. Мероприятия по составлению энергетических паспортов жилых зданий
Год |
Кол-во домов |
Объем затрат, тыс.руб. |
Источники финансирования, в т.ч. |
||
городской бюджет, тыс.руб. |
областной бюджет, тыс.руб. |
внебюджетные средства, тыс.руб. |
|||
2011 |
- |
- |
- |
- |
- |
2012 |
150 |
22500,0 |
300,0 |
- |
22200,0 |
2013 |
250 |
39525,0 |
474,3 |
- |
39050,7 |
2014 |
250 |
41500,0 |
4980,0 |
- |
36520,0 |
Итого |
650 |
103525,0 |
5754,3 |
- |
97770,7 |
Стоимость энергетического обследования с составлением паспорта. Стоимость обследования одного дома в ценах 2010 года - 131521 рубль (смета).
2012 г. - 131,521 тыс.руб. х 1,079 х 1,057 = 150,0 тыс.руб.
2013 г. - 150,0 тыс.руб. х 1,054 = 158,1 тыс.руб.
2014 г. - 158,1 тыс.руб. х 1,050 = 166,0 тыс.руб.
В расчетах приняты индексы-дефляторы на 2011 г. - 107,9%; на 2012 г. - 105,7%; на 2013 г. - 105,4%; на 2014 г. - 105,0%
Год |
Кол-во многоквартирных домов со 100-процентной муниципальной собственностью, ед. |
Энергетическое обследование многоквартирных домов, ед. |
2011 |
414 |
- |
2012 |
384 |
2 |
2013 |
354 |
3 |
2014 |
324 |
30 |
Итого |
324 |
35 |
Ежегодное сокращение количества многоквартирных домов со 100-процентной муниципальной долей собственности принято в объеме 30 домов.
Расчёт
потребности в финансовых средствах для обеспечения мероприятий по учёту
объектов недвижимого имущества коммунального комплекса города
В 2010 году средняя стоимость паспортизации выявленных бесхозяйных объектов коммунального комплекса (тепловые, электрические, водопроводные и канализационные сети, тепловые узлы, насосные станции, септики и т.д.) составила 3200 рублей за паспорт объекта. В первом полугодии 2010 года департаментом городского хозяйства мэрии города выявлено 119 бесхозяйных и не учтенных по праву собственности коммунальных объектов. В настоящее время ведется инвентаризация объектов водопроводно-канализационного и электоросетевого хозяйства.
С учётом проводимой работы по инвентаризации объектов коммунального хозяйства города количество выявленных объектов может составить в 2011 году 300 объектов:
3200,0 руб./ед. х 1,079 х 300 ед. = 1035,8 тыс.руб., где:
1,079 - индекс- дефлятор на 2011 год,
300 - количество бесхозяйных объектов подлежащих паспортизации, единиц.
Расчёт
потребности в финансовых средствах для обеспечения
мероприятий Программы по общественному транспорту
Перевод автобусов МУП "АПАП-1" и МУП "АПАП-2" на компримированный газ запланирован после строительства газосжижающей станции на газопроводе Нюксеница - Архангельск в 2014 году. Стоимость перевода одного автобуса большой вместимости типа ЛИАЗ на сжиженный (компримированный) газ составляет в ценах 2010 года 100,07 тыс. рублей. Для расчёта стоимости данных работ на 2014 год приняты индексы-дефляторы на 2011 г. - 107,9 процента, на 2012 г. - 105,7 процента, на 2013 г. - 105,4 процента, на 2014 г. - 105 процентов.
Стоимость перевода 40 автобусов в 2014 году составит:
100,07 тыс.руб. х 1,079 х 1,057 х 1,054 х 1,050 х 40 ед. = 5052,3 тыс. рублей.
Расчет
обоснования финансовых потребностей для реализации мероприятий
Программы по организациям с муниципальной долей собственности более 25 процентов
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ муниципальные унитарные предприятия разработали долгосрочные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Разработчики программ приняли обоснование финансового обеспечения программных мероприятий в соответствии с расходами, представленными в программах муниципальных унитарных предприятий.
Расчет
потребности в финансовых средствах для обеспечения мероприятий по энергосбережению
в организациях осуществляющих регулируемую деятельность (организации коммунального комплекса)
Исходные данные:
Организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, разработаны инвестиционные программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и переданы на утверждение в агентство по тарифам и ценам по Архангельской области, а так же мероприятия по энергосбережению включены в производственные программы организаций на 2011 год. Разработчиками Программы приняты суммы затрат на осуществление мероприятий на основе представленных инвестиционных и производственных программ организаций.
N п/п |
Наименование работ |
Год |
Стоимость работ, тыс.руб. |
Источники финансирования |
Основание для включения расходов в Программу |
|||
городской бюджет |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
||||||
1. Установка приборов учета на границах эксплуатационной ответственности | ||||||||
ОАО "Архангельский КоТЭК" | ||||||||
1. |
Установка узлов учета тепловой и электрической энергии в котельных, в том числе: тепловой энергии, электрической энергии |
2011 |
28061,8
21000,0 7061,8 |
-
- - |
-
- - |
28061,8
21000,0 7061,8 |
Инвестиционная программа оптимизации локальных систем теплоснабжения в г. Архангельске с учетом газификации на 2011-2013 годы |
|
ОАО "УК "Энергия Белого моря" | ||||||||
|
Установка автоматизированных систем учета электроэнергии |
2011 |
197000,0 |
- |
- |
197000,0 |
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО "УК "Энергия Белого моря" на 2010-2015 годы |
|
2. Реконструкция и строительство объектов коммунальной энергетики, переход объектов коммунальной энергетики на использование возобновляемых (биотопливо) и более экологически чистых видов топлива (на газ) | ||||||||
ОАО "УК "Энергия Белого моря" | ||||||||
1. |
Реконструкция угольной котельной по ул. Моряка, 10, корп. 3, строение 1 и объединение систем теплоснабжения с котельной по ул. Котовского |
2011 |
48863,9 |
- |
- |
48863,9 |
Инвестиционная программа оптимизации локальных систем теплоснабжения в г. Архангельске с учетом газификации ОАО "УК "Энергия Белого моря" на 2011-2013 годы |
|
2. |
Реконструкция системы теплоснабжения жилых районов Бакарица и ЛДК-4 |
2011 |
142822,2 |
- |
- |
142822,2 |
||
3. |
Реконструкция системы теплоснабжения жилого района 21 лесозавода |
2012 |
69484,5 |
- |
- |
69484,5 |
||
4. |
Реконструкция системы теплоснабжения жилого района Лесная речка |
2012 |
176328,9 |
- |
- |
176328,9 |
||
5. |
Строительство блочно-модульной котельной мощностью 3,5 МВт в жилом районе Зеленец |
2012 |
41051,9 |
- |
- |
41051,9 |
||
6. |
Строительство блочно-модульной котельной мощностью 3,5 МВт в районе СПК Левый берег |
2012 |
37415,8 |
- |
- |
37415,8 |
||
7. |
Строительство блочно-модульной газовой котельной мощностью 0,5 МВТ в районе ул. Кочуринской |
2012 |
5003,9 |
- |
- |
5003,9 |
||
8. |
Строительство блочно-модульной газовой котельной мощностью 7,5 МВТ, в жилом районе Зеленый Бор |
2012 |
55426,7 |
- |
- |
55426,7 |
||
9. |
Установка водогрейных газовых котлов на котельной по ул. Адмирала Макарова, 2 |
2012 |
7297,3 |
- |
- |
7297,3 |
||
10 |
Строительство блочно-модульной газовой котельной мощностью 1 МВТ по ул. Дрейера, 1 |
2012 |
10424,8 |
- |
- |
10424,8 |
||
11 |
Строительство блочно-модульной газовой котельной мощностью 3 МВТ по ул. Аллейной, 24 |
2012 |
31412,5 |
- |
- |
31412,5 |
||
12. |
Строительство блочно-модульной газовой котельной по ул. Клепача,13, корп. 1 мощностью 15МВт |
2012 |
186660,1 |
- |
- |
186660,1 |
||
13 |
Строительство блочно-модульной газовой котельной в жилом районе по ул. Дежневцев |
2012 |
34068,1 |
- |
- |
34068,1 |
||
14. |
Реконструкция системы теплоснабжения зданий по ул. Аллейной и Адмирала Макарова |
2012 |
59118,3 |
- |
- |
59118,3 |
|
|
15 |
Реконструкция системы теплоснабжения жилого района Турдеево |
2012 |
59669,8 |
- |
- |
59669,8 |
||
16. |
Строительство блочно-модульной угольной котельной мощностью 8,5 МВт на о. Краснофлотский |
2013 |
157139,3 |
-- |
- |
157139,3 |
||
17. |
Реконструкция системы теплоснабжения жилых районов Дамба, Затон |
2013 |
765208,7 |
- |
- |
765208,7 |
||
|
Итого |
|
1887396,7 |
- |
- |
1887396,7 |
|
|
ОАО "Силбет" |
Инвестиционная программа ОАО "Силбет" |
|||||||
|
Перевод производственной котельной на природный газ |
2012 |
6816,0 |
- |
- |
6816,0 |
||
ОАО "Архангельская РЭБ флота" | ||||||||
|
Перевод производственной котельной на природный газ |
2012 |
22400,0 |
- |
- |
22400,0 |
Инвестиционная программа ОАО "Архангельская РЭБ флота" |
|
3. Энергетическое обследование административных и производственных зданий, сооружений и оборудования с составлением энергетических паспортов и выработкой мероприятий по энергосбережению | ||||||||
1. |
МУП "Водоканал" Проведение энергоаудита и оформление энергетических паспортов производственных и офисных зданий предприятия (2011 г. - 3 здания 2012 г. - 13 зданий и объектов) |
2011 2012 |
1500,0 3600,0 |
- - |
- - |
1500,0 3600,0 |
Инвестиционная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности МУП "Водоканал" на 2010-2012 годы" |
|
ОАО "Архангельский КоТЭК" | ||||||||
1. |
Проведение энергетических обследований объектов (40 котельных) |
2011 |
8376,7 |
- |
- |
8376,7 |
Инвестиционная программа оптимизации локальных систем теплоснабжении г. Архангельска с учетом газификации ОАО "АрхКоТЭК" на 2011-2013 годы |
|
4. Установка автоматизированных тепловых пунктов (узлов) на административных и производственных зданиях | ||||||||
1.
2. |
МУП "Водоканал" Установка автоматизированных тепловых узлов на блоке N 1 ЦОСВ и блоке фильтров 2 ЦОВС. Установка автоматизированных тепловых узлов на блоке фильтров от 3 ВНС N 2, DYC - 1 подъёма ЦОСВ |
2011
2012 |
2530,0
594,0 |
-
- |
-
- |
2530,0
594,0 |
Инвестиционная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности МУП "Водоканал" на 2010-2012 годы" |
|
5. Капитальный ремонт тепловых сетей | ||||||||
1. |
ОАО "ТГК - 2" Капитальный ремонт тепловых сетей: 10,0 км, 13,5 км, 15,0 км, 15,0 км, |
2011 2012 2013 2014 |
65250,0 95134,5 114055,7 122952,0 |
- - - - |
- - - - |
65250,0 95134,5 114055,7 122952,0 |
Производственная программа ОАО "ТГК - 2" |
|
Примечание. Для расчётов принята средневзвешенная стоимость капитального ремонта 1 км тепловых сетей за 2010 год (70000 тыс.руб.: 11,6077 км = 6030,5 тыс.руб./км). Индексы - дефляторы в размере: на 2011 г. - 108,2%, на 2012 г. - 108,0%, на 2013 г. - 107,9%, на 2014 г. - 107,8% | ||||||||
|
ООО "Тритон - Архангельск" 1 км 1 км 1 км 1 км |
2011 2012 2013 2014 |
5410,0 5842,8 6304,4 6796,1 |
- - - - |
- - - - |
5410,0 5842,8 6304,4 6796,1 |
Производственная программа ООО "Тритон - Архангельск" |
|
Примечание. Для расчётов принята средневзвешенная стоимость капитального ремонта 1 км тепловых сетей за 2010 год по производственной программе (3250 тыс.руб.: 0,650 км = 5000 тыс.руб./км) и индексов - дефляторов в размере: на 2011 г. - 108,2%, на 2012 г. - 108,0%, на 2013 г. - 107,9%, на 2014 г. - 107,8% | ||||||||
|
ОАО "Архангельский КоТЭК" 10,0 км 10,0 км 10,0 км 10,0 км |
2011 2012 2013 2014 |
24487,8 26446,8 28536,1 30761,9 |
- - - - |
- - - - |
24487,8 26446,8 28536,1 30761,9 |
Производственная программа ОАО "Архангельский КоТЭК" |
|
Примечание. Для расчётов принята средневзвешенная стоимость капитального ремонта 1 км тепловых сетей за 2010 год по производственной программе (21500 тыс.руб.: 9,5 км = 2263,2 тыс.руб./км) и индексов - дефляторов в размере: на 2011 г. - 108,2%, на 2012 г. - 108,0%, на 2013 г. - 107,9%, на 2014 г. - 107,8% | ||||||||
6. Замена светильников на светодиодные | ||||||||
1. |
МУП "Водоканал" Замена светильников на светодиодные на объектах водо-канализационного хозяйства предприятия |
2011 2012 |
1650,0 660,0 |
- - |
- - |
1650,0 660,0 |
Инвестиционная программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности МУП "Водоканал" на 2010-2012 годы" |
|
7. Автоматизация работы насосов и насосных групп на объектах | ||||||||
1. |
МУП "Водоканал" Автоматизация работы септиков на насосных станциях |
2011
2012 |
6672,7
7303,5 |
-
- |
-
- |
6672,7
7303,5 |
Инвестиционная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности МУП "Водоканал" 2010-2012 годы" |
|
2. |
Автоматизация работы сетевых насосов на ЦОСВ и ВОС п. Первых пятилеток |
2011 |
13837,8 |
- |
- |
13837,8 |
Инвестиционная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности МУП "Водоканал" 2010-2012 годы" |
|
8. Замена устаревшего энергетического оборудования, электроприводов на насосных группах, дымососах, вентиляторах на более экономичные | ||||||||
|
ОАО "Соломбальский ЦБК" Замена нагнетателя воздуха Н-750 с реконструкцией системы распределения воздуха в аэротенки |
2011 |
15089,7 |
- |
- |
15089,7 |
Производственная программа ОАО СЦБК" на 2011 год |
|
9. Капитальный ремонт водопроводных сетей | ||||||||
1. |
МУП "Водоканал" Капитальный ремонт водопровода: D-200мм, чугун, протяженностью 208 п.м (ул. Дрейера, ул. Советская, ул. Галушина) |
2011 |
1890,0 |
- |
- |
1890,0 |
Производственная программа на 2011 год МУП "Водоканал" |
|
|
D-250мм, протяженностью 740 п.м (Окружное шоссе, ул. Юнг ВМФ) |
|
5550,0 |
- |
- |
5550,0 |
||
|
D-300мм, протяженностью 1165 п.м (АГЗ, р. Повракула) |
15000,0 |
- |
- |
15000,0 |
|||
|
D-400мм, протяженностью 1475 п.м (ул. Смольный Буян, ул. Холмогорская) |
|
28095,0 |
- |
- |
28095,0 |
|
|
|
D-150мм, протяженностью 614 п.м (транзит) (пр. Советских космонавтов, 35; Обводный канал, 70, 72; ул. Гайдара 40; ул. Красных партизан, 26; ул. Советская, 21) |
1842,0 |
- |
- |
1842,0 |
|||
|
D-100мм, протяженностью 275 п.м. (транзит), (пр. Ломоносова, 285; пр. Троицкий, 157-161) |
660,0 |
- |
- |
660,0 |
|||
|
D-150мм, протяженностью 530 п.м (о. Коровье, водо-очистные сооружения Зелёный Бор |
21180,0 |
- |
- |
21180,0 |
|||
|
Итого (8007 п. м) |
|
74217,0 |
- |
- |
74217,0 |
||
|
Капитальный ремонт водопровода D-100мм - 400 мм, протяжённостью: 8 км 9 км 10 км |
2012 2013 2014 |
80084,2 97212,2 116438,6 |
- - - |
- - - |
80084,2 97212,2 116438,6 |
||
Примечание. Для расчётов на 2012-2014 годы принята средневзвешенная стоимость замены 1 км водопровода в 2011 году по производственной программе (74217,0 тыс.руб.: 8,007 км = 9269 тыс.руб./км и применены индексы-дефляторы на 2011 г. - 108,2%, на 2012 г. - 108,0%, на 2013 г. - 107,9%, на 2014 г. - 107,8% | ||||||||
10. Капитальный ремонт линий электропередач и трансформаторных подстанций | ||||||||
1. |
ОАО "УК "Энергия Белого моря" Замена проводов на перегруженных линиях 0,4 кВ, оптимизация нагрузки электросетей за счёт реконструкции линий 0,4 кВ |
2011 |
220042,0 |
- |
- |
220042,0 |
Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности ОАО "УК "Энергия Белого моря" на 2010-2015 годы |
|
2. |
Замена перегруженных и установка дополнительных силовых трансформаторов на эксплуатируемых подстанциях 6 (10) кВ |
2011 |
159120,0 |
- |
- |
159120,0 |
|
|
ООО "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" |
|
|||||||
1. |
Капитальный ремонт ВЛЭП - 0,4 кВ общей протяжённостью 33355 п.м |
2011 |
57351,5 |
- |
- |
57351,5 |
Инвестиционная программа ООО "АСЭП" на 2011 год |
|
2. |
Замена трансформаторных подстанций 35 единиц |
2011 |
192104,0 |
- |
- |
192104,0 |
||
3. |
Капитальный ремонт ЛЭП 6 (10) кВ общей протяжённостью 39870 п. м |
2011 |
134060,0 |
- |
- |
134060,0 |
|
Постановлением мэра г. Архангельска от 27 декабря 2010 г. N 587 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Информирование собственников помещений в жилых домах
о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности
и энергосбережения, пропаганда передового опыта
N п/п |
Наименование мероприятий |
1. |
Производство и размещение на телевидении информационных программ о ходе реализации Программы, об установке приборов учёта в многоквартирных домах, об установке квартирных приборов учёта, о мероприятиях, повышающих энергосбережение в домах, о примерах экономии ресурсов, об организациях, оказывающих услуги по проведению работ по повышению энергоэффективности зданий: 2011 г. - 1700,0 тыс.руб. 2012 г. - 1700,0 тыс.руб. х 1,057 = 1796,9 тыс.руб. 2013 г. - 1796,9 тыс.руб. х 1,054 = 1894,0 тыс.руб. 2014 г. - 1894,0 тыс.руб. х 1,050 = 1988,7 тыс.руб. Для расчёта приняты коэффициенты - дефляторы: 2011 г. - 107,9%; 2012 г. - 105,7%; 2013 г. - 105,4%; 2014 г. - 105,0% |
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе "Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности муниципального образования
"Город Архангельск" на 2011-2014 годы"
Методика
оценки эффективности долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности муниципального образования "Город Архангельск" на 2011-2014 годы"
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно в соответствии с принятыми индикаторами и показателями по итогам реализации Программы в отчетном году.
Степень эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей и индикаторов за соответствующий год с их прогнозными значениями, утвержденными Программой по следующей по формуле:
, где:
- эффективность достижения i-го показателя, индикатора %;
- фактическое значение i-го достигнутого показателя, индикатора в ходе реализации Программы;
- прогнозное значение i-го показателя, индикатора, утвержденного Программой.
Общая оценка эффективности реализации Программы определяется по следующей формуле:
, где:
- комплексный показатель эффективности реализации Программы;
- значение весового коэффициента i-го показателя, индикатора.
N п/п |
Наименование целевых показателей и индикаторов Программы |
Значение весового коэффициента |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||
1 |
Количество публикаций в средствах массовой информации, в том числе электронных |
0,10 |
0,05 |
0,10 |
0,10 |
2 |
Количество проведенных энергетических обследований объектов включенных в Программу |
0,05 |
0,10 |
0,20 |
0,20 |
3 |
Доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части касающейся многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) в общей доле электрической энергии, потребляемой на территории муниципального образования |
0,15 |
0,20 |
0 |
0 |
4 |
Доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части, касающейся многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) в общем объеме тепловой энергии, потребляемой на территории муниципального образования |
0,15 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части, касающейся многоквартирных домов, - с использованием общедомового прибора учета) в общем объеме воды, потребляемой на территории муниципального образовании |
0,15 |
0,20 |
0 |
0 |
6 |
Снижение потребления тепловой энергии в сопоставимых условиях |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,15 |
7 |
Снижение потребления электрической энергии в сопоставимых условиях |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,15 |
8 |
Снижение объемов потребления воды в сопоставимых условиях |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,15 |
9 |
Перевод транспортных средств на сжиженный газ или на компримированный газ |
0 |
0,05 |
0,10 |
0,10 |
10 |
Снижение объемов потребления газа в сопоставимых условиях |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,15 |
|
|
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
Программа реализуется эффективно (за отчетный год, за весь период реализации), если ее эффективность составляет 80 процентов и более;
Программа нуждается в корректировке и доработке, если эффективность реализации Программы составляет от 45 до 79 процентов;
Программа считается неэффективной, если мероприятия Программы выполнены с эффективностью менее 45 процентов.
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе "Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности муниципального образования
"Город Архангельск" на 2011-2014 годы"
Расчет индикаторов Программы
1. Доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части, касающейся многоквартирных домов (далее - МКД) - с использованием общедомовых приборов учета) в общей доле электроэнергии, потребляемой на территории муниципального образования
Период - 2011 год.
S = (1099850 - 15143 + 15143 : 4066 х 1375) : 1099850 х 100% = 99,1%, где:
1099850 тыс.кВт/ч - общий объем прогнозируемого потребления электрической энергии за 2010 год в муниципальном образовании;
15143 тыс. кВт/ч - объем потребления электрической энергии в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета;
4066 ед. - количество МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии;
1375 ед. - количество МКД, на которых планируется установка приборов учета в 2011 году.
2. Доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием общедомовых приборов учета (в части, касающейся МКД с использованием общедомовых приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой на территории муниципального образования
Период - 2011 год.
S = (29000 - 23580 + 23580 : 3049 х 850) : 29000 х 100% = 39,4%, где:
29000 тыс. куб.м - прогнозируемое потребление воды за 2010 год на территории муниципального образования;
23580 тыс. куб.м - объем потребления воды в домах, не оборудованных приборами учета;
3049 ед. - количество МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды;
850 ед. - количество МКД, на которых будут установлены общедомовые приборы учета воды в 2011 году.
3. Снижение потребления тепловой энергии в сопоставимых условиях (к уровню 2010 года)
Прогнозируемый уровень потребления тепловой энергии по объектам, вошедшим в целевую Программу за 2010 год, - 2721860 Гкал.
Планируемое ежегодное снижение потребление ресурса - 3 процента в год:
S = 2721860 Гкал. х 3% : 100% = 81655,8 Гкал.
4. Снижение объемов потребления электрической энергии в сопоставимых условиях (к уровню 2010 года)
Планируемое потребление электрической энергии в 2010 году - 1099850 тыс. кВт/ч.
Планируемое ежегодное снижение потребления ресурса - 3 процента.
S = 1099850 тыс. кВт/ч х 3% : 100% = 32995,5 тыс. кВт/ч.
5. Снижение объемов потребления воды в сопоставимых условиях (к уровню 2010 года)
Прогнозируемый уровень потребления воды в 2010 году - 29000 тыс.куб.м.
Планируемое ежегодное снижение потребления ресурса - 3 процента.
S = 29000 тыс. куб.м х 3% : 100% = 870 тыс.куб.м.
5. Количество проведенных энергетических обследований
Период - 2011 год
Количество многоквартирных домов, на которых проведено энергетическое обследование |
0 |
Количество административных и производственных зданий организаций с участием муниципального образования с долей более 25 процентов |
0 |
Количество административных и производственных зданий организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности |
43 |
Итого |
43 |
Период - 2012 год
Количество многоквартирных домов, на которых проведено энергетическое обследование |
150 |
Количество административных и производственных зданий организаций с участием муниципального образования с долей более 25 процентов |
12 |
Количество административных и производственных зданий организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности |
13 |
Итого |
175 |
Период - 2013 год
Количество многоквартирных домов, на которых проведено энергетическое обследование |
250 |
Количество административных и производственных зданий организаций с участием муниципального образования с долей более 25 процентов |
4 |
Количество административных и производственных зданий организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности |
0 |
Итого |
254 |
Период - 2014 год
Количество многоквартирных домов, на которых проведено энергетическое обследование |
250 |
Количество административных и производственных зданий организаций с участием муниципального образования с долей более 25 процентов |
4 |
Количество административных и производственных зданий организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности |
0 |
Итого |
254 |
7. Снижение объемов потребления газа в сопоставимых условиях (к уровню 2010 года)
Прогнозируемый уровень потребления газа за 2010 год - 1692,0 тонн. Планируемое ежегодное снижение потребления газа - 3 процента.
S = 1692,0 т. х 3% = 50,76 т.
Постановлением мэра г. Архангельска от 27 мая 2011 г. N 225 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 4
к долгосрочной целевой программе "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности муниципального образования
"Город Архангельск" на 2011-2014 годы"
Адресный перечень
многоквартирных домов муниципального образования "Город Архангельск",
подлежащих оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета
в 2011 году в рамках адресной программы поэтапного перехода на отпуск
потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями
коллективных приборов учета в Архангельской области
27 мая 2011 г.
Примечание. На объектах, перечисленных в п.п. 1-11, в 2010 году приборы учета не установлены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэра г. Архангельска от 14 декабря 2010 г. N 530 "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования "Город Архангельск" на 2011-2014 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэра г. Архангельска от 25 декабря 2014 г. N 1127
Постановление мэра г. Архангельска от 17 декабря 2014 г. N 1093
Постановление мэра г. Архангельска от 27 ноября 2014 г. N 1003
Постановление мэра г. Архангельска от 29 апреля 2014 г. N 361
Постановление мэра г. Архангельска от 22 января 2014 г. N 34
Постановление мэра г. Архангельска от 30 октября 2013 г. N 790
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления, за исключением положений, для которых пунктом 3 установлены иные сроки вступления в силу
Постановление мэра г. Архангельска от 13 сентября 2013 г. N 592
Постановление мэра г. Архангельска от 9 сентября 2013 г. N 581
Постановление мэра г. Архангельска от 29 апреля 2013 г. N 297
Постановление мэра г. Архангельска от 6 марта 2013 г. N 148
Постановление мэра г. Архангельска от 29 декабря 2012 г. N 560
Постановление мэра г. Архангельска от 24 октября 2012 г. N 363
Постановление мэра г. Архангельска от 23 марта 2012 г. N 17
Постановление мэра г. Архангельска от 7 февраля 2012 г. N 68
Постановление мэра г. Архангельска от 14 декабря 2011 г. N 611
Постановление мэра г. Архангельска от 27 октября 2011 г. N 501
Постановление мэра г. Архангельска от 18 октября 2011 г. N 475
Постановление мэра г. Архангельска от 13 октября 2011 г. N 464
Постановление мэра г. Архангельска от 13 сентября 2011 г. N 415
Постановление мэра г. Архангельска от 27 мая 2011 г. N 225
Постановление мэра г. Архангельска от 5 апреля 2011 г. N 121
Постановление мэра г. Архангельска от 27 декабря 2010 г. N 587