Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Архангельской области
от 19 октября 2010 г. N 321-пп
Долгосрочная целевая программа
Архангельской области "Повышение инвестиционной привлекательности
Архангельской области на 2011-2013 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Повышение инвестиционной привлекательности
Архангельской области на 2011-2013 годы"
Наименование |
- |
долгосрочная целевая программа Архангельской области "Повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренная распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48; областной закон от 24 сентября 2010 года N 188-15-ОЗ "О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности"; распоряжение Правительства Архангельской области от 14 сентября 2010 года N 455-рп "О создании сети промышленных парков в Архангельской области" |
Государственный заказчик-координатор |
- |
министерство экономического развития Архангельской области; |
Государственные заказчики Программы |
- |
министерство экономического развития Архангельской области; агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области |
Основной разработчик Программы |
- |
министерство экономического развития Архангельской области |
Цель Программы |
- |
рост объема прямых инвестиций в экономику Архангельской области; создание имиджа Архангельской области как региона, благоприятного для ведения инвестиционной деятельности |
Задачи Программы |
- |
совершенствование законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности (задача N 1); развитие эффективных мер государственной поддержки инвесторов (задача N 2); привлечение внимания российских и иностранных инвесторов к Архангельской области и представление Архангельской области для потенциальных инвесторов как перспективного партнера (задача N 3); стимулирование инновационной активности бизнеса в Архангельской области (задача N 4) |
Целевые показатели |
- |
объем инвестиций в основной капитал, млрд. рублей; улучшение позиций в рейтинге инвестиционного потенциала Архангельской области, пункты; количество новых рабочих мест, чел.; количество вновь созданных промышленных парков, ед.; количество вновь созданных организаций с участием иностранного капитала, ед.; объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс.руб./чел. |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2011-2013 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
совершенствование законодательства Архангельской области в сфере поддержки инвестиционной деятельности на территории Архангельской области; создание благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций в экономику Архангельской области; создание объектов инвестиционной инфраструктуры Архангельской области; продвижение инвестиционного потенциала Архангельской области на внутреннем и внешних рынках; развитие инновационной деятельности в Архангельской области; развитие механизмов государственно-частного партнерства в Архангельской области |
Исполнители Программы |
- |
министерство экономического развития Архангельской области; агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области; исполнители, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Объемы |
- |
общий объем финансирования 175 944,7 тыс. рублей, средства областного бюджета - 175 944,7 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
повышение эффективности нормативной правовой основы инвестиционной деятельности; рост объема прямых инвестиций в экономику Архангельской области до 49 300 млн. рублей в год, облегчение доступа инвесторов к объектам инженерной инфраструктуры (создание одного промышленного парка в г. Архангельске); рост числа инвестиционных проектов с высокой степенью проработки; |
- |
повышение информированности российских и иностранных субъектов инвестиционной деятельности об экономической привлекательности Архангельской области; стимулирование организаций Архангельской области к разработке и внедрению инновационных технологий и выпуску высокотехнологичной продукции; создание условий для развития механизмов государственно-частного партнерства в Архангельской области |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется министерством экономического развития Архангельской области, агентством по печати и средствам массовой информации Архангельской области, а также Правительством Архангельской области в форме утверждения ежегодных отчетов о реализации Программы |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В 2009 году в Архангельской области, как и во всей Российской Федерации, наблюдался спад инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального строительства и неформальной экономики) уменьшился по сравнению с 2008 годом на 54 процента и составил 31572,6 млн. рублей.
По итогам первого полугодия 2010 года можно сделать вывод о прекращении спада инвестиционной активности: объем инвестиций в основной капитал составил 10973,1 млн. рублей, или 99,4 процента от уровня аналогичного периода 2009 года (включая инвестиции в основной капитал крупных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных застройщиков).
Почти треть объема инвестиций в основной капитал по крупным организациям и субъектам среднего предпринимательства в первом полугодии 2010 года осуществлены по виду деятельности "Транспорт и связь" (28,7 процента общего объема инвестиций в основной капитал или 3149,3 млн. рублей) и пятая часть - в обрабатывающие производства (21,9 процента, или 2403,1 млн. рублей).
Значительный рост объема инвестиций в 2010 году отмечен в сельском хозяйстве, в частности, в животноводстве объем инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2010 года в 1,8 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. В целом доля инвестиций по виду деятельности "Сельское хозяйство" в общем объеме составляет 7,9 процента, что на 3,9 процентных пункта выше уровня 2009 года.
В последние годы интересы инвесторов также сосредоточены в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева.
С 2008 года в Архангельской области реализуются шесть проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных программ в сфере освоения лесов: "Модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг" (ОАО "Группа Илим"), "Реконструкция производства бумаг" (ОАО "Архангельский ЦБК"), "Организация лесоперерабатывающего комплекса" (ООО "Устьянский ЛПК"), "Строительство деревообрабатывающего комбината в Архангельске мощностью 95 тыс.куб.м в год клееного бруса и строганых изделий для каркасного домостроения" (ООО "ХарвиСеверЛес") и "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" (ООО "УК "Соломбалалес").
Получение статуса приоритетного инвестиционного проекта позволяет компании получить доступ к лесным ресурсам для реализации проекта на льготных условиях.
По видовой структуре наибольший объем инвестиций в основной капитал приходится на здания (кроме жилых) и сооружения (56,9 процента), почти 40 процентов всего объема инвестиций направлено на приобретение машин, оборудования и транспортных средств.
Произошли изменения в структуре источников финансирования инвестиций: в первом полугодии 2010 года доля бюджетных средств, направленных на финансирование инвестиций, выросла до 32,9 процента, тогда как в соответствующем периоде 2009 года их доля составляла 17,8 процента. В целом следует отметить положительную динамику показателей инвестиционной деятельности: объем инвестиций во втором квартале 2010 года в 2,3 раза выше показателя первого квартала текущего года.
Основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность в Архангельской области (по данным выборочного обследования Росстата), являются недостаток собственных финансовых средств (на это указали 73 процента руководителей организаций), высокий процент коммерческого кредита (35 процентов), неопределенность экономической ситуации в стране (51 процент), недостаточный спрос на продукцию (25 процентов). Во многом именно этими причинами объясняется то, что у инвестиционных проектов переносятся сроки реализации на более поздний период, изменяется объем финансирования и показатели эффективности.
Правительство Архангельской области принимает меры по решению стратегической задачи повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечению инвестиций.
Практически закончено формирование нормативной правовой основы инвестиционной деятельности.
Принят областной закон от 24 сентября 2010 года N 188-15-ОЗ "О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности", который составляет основу инвестиционного законодательства.
Утвержден Порядок сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории Архангельской области (постановление Правительства Архангельской области N 54-пп от 02 марта 2010 года). В ходе сопровождения конкретных проектов он показал свою эффективность.
При Губернаторе Архангельской области создана и активно действует комиссия по инвестиционной политике и развитию конкуренции (указ Губернатора Архангельской области от 15 февраля 2010 года N 14-у), ее задача - решение конкретных вопросов, с которыми сталкиваются инвесторы при реализации инвестиционных проектов.
Упорядочены взаимоотношения с муниципальными образованиями в сфере сопровождения инвестиционных проектов: принято распоряжение Правительства Архангельской области от 25 мая 2010 года N 270-рп "О проекте типового соглашения между Правительством Архангельской области и администрацией муниципального района (городского округа) Архангельской области по взаимодействию в сфере сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации или реализуемых на территории Архангельской области".
В 2010 году в областной закон N 52-4-ОЗ от 24 июня 2009 года "О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области" внесены поправки, направленные на совершенствование условий предоставления налоговых преференций инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, и упрощающие механизм льготирования инвестиционной деятельности крупных инвесторов.
Создана организационная инфраструктура для привлечения инвестиций:
управление инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Архангельской области;
государственное унитарное предприятие "Инвестиционная компания "Архангельск";
Фонд имущества и инвестиций Архангельской области;
Архангельский региональный бизнес-инкубатор.
Начата разработка программы инвестиционного маркетинга Архангельской области с целью повышения инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности бизнеса. Тем самым будет сформирована идеологическая концепция Архангельской области, а также конкретный перечень действий и инструментов по продвижению ее на внутреннем и внешнем рынках.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренной распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48, и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2011 год и на среднесрочную перспективу, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 29 июня 2010 года N 182-пп, одним из путей динамичного развития экономики Архангельской области является активизация инвестиционных процессов.
Архангельская область по своим инвестиционным возможностям не уступает многим регионам Северо-Западного федерального округа. По совокупности природно-климатических и географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами Архангельская область является инвестиционно привлекательным регионом. Вместе с тем уровень инвестиционной активности в Архангельской области не адекватен уровню ее потенциальной инвестиционной привлекательности. Это объясняется наличием следующих проблем:
отсутствуют механизмы финансовой поддержки инвестиционной деятельности;
в регионе нет земельных участков с развитой инженерной инфраструктурой, которые возможно предоставлять в пользование инвесторам для размещения новых производств;
отсутствует эффективная система продвижения Архангельской области, как в России, так и за рубежом;
не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов;
не осуществляется поддержка инноваций.
В связи с этим необходимо активизировать системную работу по созданию и развитию новых механизмов поддержки инвесторов и целенаправленно продвигать инвестиционный потенциал Архангельской области на внутреннем и внешнем рынках на основе программно-целевых методов.
Для дальнейшей реализации поставленных задач и проведения последовательной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата Архангельской области, отработки механизмов управления процессом привлечения инвестиций и повышения эффективности их использования необходима разработка настоящей Программы.
Целью Программы является создание системы условий, определяющих инвестиционную привлекательность Архангельской области.
В рамках Программы предполагается решить вопросы дальнейшего совершенствования нормативной правовой основы, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности.
Комплексная реализация задач, изложенных в настоящей Программе, позволит положительным образом воздействовать на инвестиционный климат Архангельской области, будет способствовать его улучшению.
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Настоящая Программа разработана для достижения следующих основных целей:
рост объема прямых инвестиций в экономику Архангельской области;
создание имиджа Архангельской области как региона, благоприятного для ведения инвестиционной деятельности.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
1) совершенствование законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности;
2) развитие эффективных мер государственной поддержки инвесторов;
3) привлечение внимания российских и иностранных инвесторов к Архангельской области и представление Архангельской области для потенциальных инвесторов как перспективного партнера;
4) стимулирование инновационной активности бизнеса в Архангельской области.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2011 года до 2013 года.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млн. рублей;
повышение рейтинга инвестиционного потенциала Архангельской области, пункты;
количество новых рабочих мест, чел.;
количество созданных промышленных парков, ед.;
количество вновь созданных организаций с участием иностранного капитала, ед.;
объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, тыс.руб./чел.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
III. Перечень программных мероприятий
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:
совершенствование законодательства Архангельской области в сфере поддержки инвестиционной деятельности на территории Архангельской области;
создание благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций в экономику Архангельской области;
создание объектов инвестиционной инфраструктуры Архангельской области - промышленных парков. Это территории, подлежащие комплексному освоению, с размещением на них объектов инженерной, транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры, а также объектов недвижимости производственного, складского, административного и иного назначения, управляемые единым оператором и позволяющие инвесторам размещать на них новые производства;
продвижение инвестиционного потенциала Архангельской области на внутреннем и внешних рынках, в том числе проведение форума поставщиков нефтегазовой промышленности в Архангельске, участие в Петербургском международном экономическом форуме, Международном Арктическом форуме, проведение Дней Архангельской области, а также организация и проведение официальных и рабочих визитов делегаций Архангельской области в субъекты Российской Федерации и зарубежные страны (бизнес-миссии), организация приемов представителей иностранных государств, международных организаций и субъектов Российской Федерации;
развитие инновационной деятельности в Архангельской области;
развитие механизмов государственно-частного партнерства в Архангельской области.
Перечень мероприятий с указанием объемов и источников финансирования приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является министерство экономического развития Архангельской области.
Государственными заказчиками Программы являются министерство экономического развития Архангельской области и агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области.
Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики Программы координируют деятельность исполнителей Программы, осуществляют информационное и методическое обеспечение их реализации.
Материалы, размещаемые в рамках мероприятия, указанного в пункте 4.3 перечня программных мероприятий Программы ("Размещение в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, в каталогах, сборниках материалов об инвестиционном потенциале Архангельской области, в том числе продвижение региональных брендов, выпуск информационных буклетов, папок, открыток, подготовка презентационной продукции"), размещаются государственным заказчиком после их согласования с государственным заказчиком-координатором.
К реализации мероприятий Программы привлекаются также исполнительные органы государственной власти Архангельской области в порядке, предусмотренном законодательством.
Предоставление субсидий на возмещение части затрат инвесторов на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых на территории Архангельской области, разработка концепций, эскизных и рабочих проектов, прохождение государственной экспертизы проектов для создания сети промышленных парков на территории Архангельской области, а также предоставление субсидий на возмещение части затрат организаций Архангельской области на разработку и внедрение инновационных технологий будет осуществляться на конкурсной основе в порядке, предусматриваемом постановлениями Правительства Архангельской области.
Непосредственные исполнители отдельных мероприятий, указанных в Программе, определяются государственными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков в соответствии с утвержденными ассигнованиями на соответствующий год реализации Программы.
При изменении объемов финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик-координатор Программы уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, а также перечень мероприятий для их реализации в установленные сроки.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет следующих источников:
средств областного бюджета;
внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 295 944,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 175 944,7 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников - 120 000 тыс. рублей.
Предполагается, что каждый рубль бюджетных средств, направленных на финансирование реализации Программы, обеспечит прирост объема инвестиций в основной капитал до 82 рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год исходя из возможностей областного бюджета.
Привлечение внебюджетных средств определено долевым участием резидентов в создании объектов на территории промышленных парков.
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
(тыс. рублей)
Источники и направления финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе по годам |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. Всего по Программе |
175 944,7 |
22 084,7 |
54 780 |
99 080 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
175 944,7 |
22 084,7 |
54 780 |
99 080 |
2. Капитальные вложения, всего |
9 000 |
- |
6 000 |
3 000 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
9 000 |
- |
6 000 |
3 000 |
3. Прочие нужды |
166 944,7 |
22 084,7 |
48 780 |
96 080 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
166 944,7 |
22 084,7 |
48 780 |
96 080 |
VI. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических
(экологических) результатов от реализации Программы
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов и показателей, которые выражены в количественных и качественных характеристиках.
Реализация Программы в Архангельской области позволит достичь следующих результатов:
увеличение объема инвестиций в основной капитал до 49 300 млн. рублей в год;
повышение рейтинга инвестиционного потенциала Архангельской области на 2 пункта;
увеличение до 1050 новых рабочих мест за счет новых инвестиционных проектов;
создание одного промышленного парка;
создание 13 новых организаций с участием иностранного капитала;
рост объема инвестиций в расчете на душу населения до 40 тыс.руб./ чел.
Методика расчета оценки эффективности Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство экономического развития Архангельской области (государственный заказчик-координатор).
Государственный заказчик-координатор Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Государственный заказчик-координатор Программы обеспечивает целевое и эффективное использование средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетные заявки на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы.
Контроль за ходом реализации Программы включает в себя ежеквартальную и итоговую отчетность о реализации мероприятий Программы, рациональном использовании исполнителями Программы выделяемых им средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений.
Государственный заказчик Программы отвечает за реализацию Программы в части мероприятий, исполнителем которых он является, обеспечивает подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении.
Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет государственному заказчику-координатору отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па (далее - Порядок разработки и реализации целевых программ Архангельской области), и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик Программы ежегодно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным годом, представляет государственному заказчику-координатору отчеты о ходе реализации Программы (итоговые отчеты о ходе реализации Программы в целом), выполнении ее целевых показателей (индикаторов), показателей результативности Программы по форме согласно приложениям N 4-6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор после доведения министерством финансов Архангельской области лимитов бюджетных обязательств на текущий год представляет до 01 марта текущего года в министерство экономического развития Архангельской области информацию о поквартальных плановых значениях показателей результативности Программы на текущий год согласно приложению N 7 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области.
Государственный заказчик-координатор, государственный заказчик в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности направляют в министерство финансов Архангельской области сведения об исполнении Программы по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, а также статистическую и аналитическую информацию о реализации Программы.
Отчет, подготовленный по итогам реализации Программы за текущий год, рассматривается и утверждается на заседании Правительства Архангельской области.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), осуществляется в установленном порядке по предложению государственных заказчиков Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.