Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Архангельской области
от 24 августа 2010 г. N 237-пп
Долгосрочная целевая программа Архангельской области
"Доступная среда на 2011-2015 годы"
19 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 312-пп в Паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Доступная среда на 2011-2015 годы"
Наименование программы |
- |
долгосрочная целевая программа Архангельской области "Доступная среда на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
постановление администрации Архангельской области от 13 февраля 2007 года N 22-па "О Концепции государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Архангельской области" |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- |
министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области |
Государственные заказчики Программы |
- |
министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области; министерство образования, науки и культуры Архангельской области; министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области |
Основные разработчики Программы |
- |
министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области; министерство образования, науки и культуры Архангельской области; министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области |
Цели Программы |
- |
формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, проживающих в Архангельской области, к физическому окружению, транспорту, информации, объектам и услугам социальной инфраструктуры |
Задачи Программы |
- |
укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области (задача N 1); создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов (задача N 2); обеспечение доступности качественного общего образования для детей школьного возраста независимо от места проживания (задача N 3); создание условий для повышения эффективности кадрового обеспечения процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (задача N 4); создание инфраструктуры информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности (задача N 5); обеспечение доступности зданий и сооружений в государственных учреждениях социальной сферы Архангельской области (задача N 6); обеспечение доступности инженерной и транспортной инфраструктуры (задача N 7); обеспечение доступности и оснащения государственных учреждений здравоохранения Архангельской области (задача N 8); обеспечение доступности и оснащения государственных учреждений культуры Архангельской области (задача N 9); социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (задача N 10) |
Целевые показатели и индикаторы Программы |
- |
задача N 1: доля государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области, в которых укреплена материально-техническая база для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации инвалидов; |
задача N 2: доля обеспечения мониторинга доступной среды для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и жилья; количество специалистов государственных учреждений Архангельской области, прошедших обучение на семинарах и на научно-практических конференциях по обеспечению доступной среды; количество опубликованных информационных, справочных, методических пособий по доступной среде; задача N 3: количество государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образовании Архангельской области, в которых создана материально-техническая база с целью обеспечения в них условий для получения инвалидами профессионального образования; количество созданных ресурсных центров для организационно-методического сопровождения инклюзивного образования; количество разработанных и внедренных в практику инновационных социальных проектов, направленных на разработку вопросов организации обучения детей- инвалидов в общеобразовательных учреждениях; количество детей, охваченных дистанционным (в том числе профессиональным) образованием; доля сформированных базовых образовательных учреждений Архангельской области, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития; задача N 4: количество подготовленных педагогических работников общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения; задача N 5: количество обеспеченных условиями для общения глухих людей со слышащими через видео-телефон и Интернет с помощью перевода информации с жестового языка на устный и обратно посредством сурдопереводчика; задача N 6: доля государственных учреждений здравоохранения Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров; доля государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров; количество государственных образовательных учреждений Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров; доля государственных учреждений культуры Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров; задача N 7: доля приобретенного пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов; количество приобретенного специализированного автотранспорта для государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области; задача N 8: количество государственных учреждений здравоохранения Архангельской области, оснащенных специальным оборудованием с целью облегчения проведения медицинских мероприятий для инвалидов; задача N 9: доля обновляемости библиотечного фонда государственного учреждения культуры Архангельской области "Специальная библиотека для слепых" (соотношение количества поступлений в определенном году к объему фонда); количество документов, выданных из фонда государственного учреждения культуры Архангельской области "Специальная библиотека для слепых"; задача N 10: количество ветеранов боевых действий, прошедших реабилитацию в государственном учреждении "Центр реабилитации "Родник" | ||
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2011-2015 годы |
Перечень подпрограмм |
- |
нет |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
Программой предусматривается реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям: 1) обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов; 2) создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов; 3) создание условий для развития инклюзивного образования, в том числе для создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов; 4) создание инфраструктуры информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности; 5) формирование доступной среды; 6) социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; 7) формирование доступной среды для инвалидов в муниципальных районах и городских округах Архангельской области |
Исполнители Программы |
- |
министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области; министерство образования, науки и культуры Архангельской области; министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области; государственные и муниципальные организации Архангельской области; организации, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования - 560984,0 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 263928,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 263928,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 33 128,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
доля государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области, в которых укреплена материально-техническая база для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации инвалидов, - 100 процентов; доля обеспечения мониторинга доступной среды для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и жилья, - 100 процентов; количество специалистов государственных учреждений Архангельской области, прошедших обучение на семинарах и на научно-практических конференциях в области по обеспечению доступной среды, - 200 человек; количество опубликованных информационных, справочных, методических пособий по доступной среде - 15 ед.; количество государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области, в которых создана материально-техническая база с целью обеспечения в них условий для получения инвалидами профессионального образования, - 4 ед.; количество созданных ресурсных центров для организационно-методического сопровождения инклюзивного образования - 5 ед.; количество разработанных и внедренных в практику инновационных социальных проектов, направленных на разработку вопросов организации обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях, - 6 ед.; количество детей, охваченных дистанционным (в том числе профессиональным) образованием, - 170 человек; доля сформированных базовых образовательных учреждений Архангельской области, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, - 10 процентов; количество подготовленных педагогических работников общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения - 200 человек; количество обеспеченных условиями для общения глухих людей со слышащими через видео-телефон и Интернет с помощью перевода информации с жестового языка на устный и обратно посредством сурдопереводчика - 350 человек; доля государственных учреждений здравоохранения Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров, - 75 процентов; доля государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров, - 87,2 процента; количество государственных учреждений образования Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров, - 2 ед.; доля государственных учреждений культуры Архангельской области, обеспечивающих устранение физических и информационных барьеров по беспрепятственному доступу инвалидам, - 39 процентов; доля приобретенного пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов, - 50 процентов; количество приобретенного специализированного автотранспорта для государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области - 3 ед.; количество государственных учреждений здравоохранения Архангельской области, оснащенных специальным оборудованием с целью облегчения проведения медицинских мероприятий для инвалидов, - 10 ед.; обновляемость библиотечного фонда государственного учреждения культуры Архангельской области "Специальная библиотека для слепых" (соотношение количества поступлений в определенном году к объему фонда), - 12 процентов; количество документов, выданных из фонда государственного учреждения культуры Архангельской области "Специальная библиотека для слепых", - 52000 экз.; количество ветеранов боевых действий, прошедших реабилитацию в государственном учреждении "Центр реабилитации "Родник", - 150 человек; увеличение доступности инвалидов к объектам и услугам социальной инфраструктуры в муниципальных районах и городских округах Архангельской области |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы, государственными заказчиками Программы, а также Правительством Архангельской области в форме ежегодного утверждения отчета об исполнении Программы. |
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Долгосрочная целевая программа Архангельской области "Доступная среда на 2011-2015 годы" разработана в соответствии с постановлением администрации Архангельской области от 13 февраля 2007 года N 22-па "О Концепции государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Архангельской области".
В Архангельской области с 2001 года последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, на повышение доходов и качества жизни.
В настоящее время в регионе проживает 100372 инвалида, что составляет почти 8 процентов от общей численности населения Архангельской области, из них инвалидов с 1 степенью ограничения к трудовой деятельности - 37895 человек, инвалидов со 2 степенью ограничения к трудовой деятельности - 45592 человека, инвалидов с 3 степенью ограничения к трудовой деятельности - 12895 человек. Общая численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 3,9 тыс. человек. Доля инвалидов I группы - 31 процент, инвалидов II группы - 50 процентов, инвалидов III группы - 19 процентов.
Наиболее многочисленными по составу и характерным особенностям взаимодействия со средой жизнедеятельности являются три основные группы (категории) инвалидов:
с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (костыли, кресла-коляски и т.п.), - около 22 тыс. человек;
с дефектами органов зрения, использующие для ориентации трости, собак-проводников, - 7 тыс. человек;
с дефектами органов слуха, использующих слуховые аппараты, - около 9,8 тыс. человек.
В настоящее время приостановлен рост инвалидизации населения Архангельской области, тем не менее число повторно освидетельствованных инвалидов и граждан, впервые признаваемых инвалидами в трудоспособном возрасте, сократилось незначительно.
Достигнутые позитивные результаты явились следствием реализации решений по материальному обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, улучшению условий медико-социальной экспертизы и реабилитации, совершенствованию медицинского и социального обслуживания, в том числе в рамках реализации мероприятий краткосрочных целевых программ "Реабилитация инвалидов на 2001-2003 годы", целевой социально-экономической программы "Развитие системы социального обслуживания на 2007 год" и рядом иных программ, реализуемых в Архангельской области. Основной целью программ являлось создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, однако недостаточно широко учитывались вопросы обеспечения доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения (далее - инвалиды).
В рамках мероприятий краткосрочной целевой социально-экономической программы "Развитие системы социального обслуживания на 2007 год" за счет средств областного бюджета в 2007 году организована работа по формированию доступности учреждений социального обслуживания лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Однако проведенные мероприятия решили лишь малую часть проблем по созданию доступной среды для инвалидов.
В Архангельске инвалиды имеют беспрепятственный доступ только к 13 процентам объектов социальной инфраструктуры.
Обеспечение доступности среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности тысяч граждан в Архангельской области, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.
Транспортные средства для перевозки пассажиров, пассажирские терминалы, другие элементы инфраструктуры пассажирского транспорта в подавляющем своем большинстве не имеют специального оборудования и конструктивных особенностей, обеспечивающих их доступность для инвалидов, что является прямым нарушением Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и влечет за собой административную ответственность должностных лиц.
Формирование доступной среды для инвалидов должно обязательно включать мероприятия по обеспечению физической доступности объектов социальной инфраструктуры, в том числе для детей-инвалидов.
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий по следующим 7 основным направлениям.
1. Обеспечение доступности, повышение оперативности
и эффективности предоставления реабилитационных услуг
в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов
В рамках указанного направления необходимо решить задачу по укреплению материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации инвалидов.
Для ее решения планируется приобретение реабилитационного оборудования и технических средств, облегчающих передвижение, в 2 детских домах-интернатах для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, в 9 психоневрологических интернатах и в 21 доме-интернате для престарелых и инвалидов.
В рамках Программы в психоневрологических интернатах будут созданы кабинеты реабилитации, оснащенные современным оборудованием. Отделения милосердия всех стационарных учреждений социального обслуживания будут оснащены современными средствами ухода, в том числе техническими.
2. Создание институциональных основ обеспечения
устойчивого формирования доступной среды для инвалидов
В рамках указанного направления предполагается:
проведение мониторинга доступной среды для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и жилья на базе государственного учреждения социального обслуживания населения "Областной консультативный центр" (1 раз в год);
подготовка и проведение научно-практических конференций (не менее 1 раза в год) и семинаров (не менее 2 раз в год) для специалистов государственных учреждений Архангельской по вопросам преобразования среды жизнедеятельности в доступную для лиц с ограниченными физическими возможностями на базе государственного учреждения социального обслуживания населения "Областной консультативный центр";
подготовка и публикация информационных, справочных, методических пособий по формированию доступной среды (не менее 5 пособий тиражом по 200 экземпляров ежегодно).
3. Создание условий для развития инклюзивного образования,
в том числе создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов
Инклюзивный подход к образованию детей-инвалидов связан с социальным заказом общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития. Это основная тенденция развития образования в Архангельской области и Ненецком автономном округе.
В настоящее время система обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области и Ненецком автономном округе представлена 16 специальными (коррекционными) учреждениями, в том числе: 8 вида (для умственно отсталых детей) - 14 учреждений, 1-2 видов (для глухих и слабослышащих детей) - 1 учреждение, 6 вида (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) - 1 учреждение.
Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в специальных (коррекционных) классах (195) и группах (272) общеобразовательных школьных и дошкольных учреждений.
В целом система обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья использует потенциал как специальных, так и общеобразовательных учреждений и ориентирована на наиболее часто встречающиеся проблемы ребенка.
Комплекс мероприятий, реализуемых в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие образования и науки Архангельской области и Ненецкого автономного округа на 2009-2012 годы", а также утверждение методики расчета субвенций на организацию предоставления детям-инвалидам бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (областной закон от 03 апреля 1996 года N 38-22-ОЗ "Об образовании") способствовали росту ресурсного потенциала системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
За последние годы значительно улучшена материально-техническая база государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Архангельской области: приобретено реабилитационное оборудование для детей с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. В муниципальных образовательных учреждениях Архангельской области осуществляется процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет детям обучаться по месту жительства без отрыва от семьи. Произошло расширение спектра образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности, в дистанционной форме. Сложилась система подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для работы с детьми-инвалидами.
Вместе с тем в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области и Ненецком автономном округе остается ряд проблем, требующих дальнейшего целенаправленного решения и дополнительного ресурсного обеспечения:
необходимо определить четкую стратегию подготовки и повышения квалификации кадров для работы в условиях инклюзивного образования;
существует потребность в дополнительных средствах для создания в районах Архангельской области базовых образовательных учреждений, в том числе государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников;
требуются меры по обеспечению адресного финансирования научно-исследовательских проектов, направленных на решение проблем инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Создание инфраструктуры информационно-справочной поддержки
по вопросам инвалидности
Создание диспетчерского центра видео-телефонной связи для инвалидов на базе государственного учреждения социального обслуживания населения "Областной консультативный центр" обеспечит условия для общения глухих людей со слышащими через видео-телефон и Интернет с помощью перевода информации с жестового языка на устный и обратно посредством сурдопереводчика.
5. Формирование доступной среды
Доступность зданий и сооружений
Для обеспечения доступности зданий и сооружений государственных учреждениях социальной сферы Архангельской области необходимо решить задачу по приспособлению входных групп, лестниц, пандусных съездов, оснащению подъемно-транспортных устройств, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий.
Доступность инженерной и транспортной инфраструктуры
В Архангельской области в 2009 году за счет федерального бюджета и местного бюджета муниципального образования "Город Архангельск" для повышения качества перевозок общественным пассажирским транспортом приобретены 39 автобусов большого класса городского типа марки ЛИАЗ с низким уровнем пола и большими накопительными площадками. Данные автобусы могут быть использованы для перевозки инвалидов-колясочников и маломобильных граждан.
Решением проблемы обеспечения транспортной доступности для инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан является создание служб "Социальное такси" на базе государственных учреждений социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах в Архангельской области.
В маршрутные автобусы, уже находящиеся в эксплуатации (большинство - марки ПАЗ), технически возможна установка специальных устройств для объявления остановок.
Обеспечение индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности предусматривает, прежде всего, создание доступности транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе путем модернизации подвижного состава пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов (автоматические свето-звуковые информаторы).
Доступность учреждений здравоохранения
В ряде муниципальных образований Архангельской области приняты муниципальные программы, включающие мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе учреждениям здравоохранения.
Программами предусмотрены реконструкции входов в здания, оборудование их пандусами, поручнями, создание специальных туалетов для инвалидов в учреждениях здравоохранения.
В целях повышения доступности медицинской помощи в г. Архангельске работает программа "Онлайн-регистратура", благодаря которой пациенты могут записаться на прием к врачам-специалистам по Интернету. В настоящее время данная схема внедряется в ряде государственных учреждений здравоохранения Архангельской области.
Сохраняется недостаточное оснащение государственных учреждений здравоохранения Архангельской области приспособлениями для обеспечения доступности зданий для инвалидов. Специальное оборудование, включая пандусы, поручни, имеют единичные субъектовые учреждения здравоохранения.
В структуре пролеченных больных в большинстве государственных учреждений здравоохранения Архангельской области лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе маломобильные, составляют значительную часть. В 2010 году на базе государственного учреждения здравоохранения "Архангельский областной медицинский центр" открыты койки восстановительного лечения для реабилитации больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, после операции на сердце, а также больных с патологией опорно-двигательного аппарата.
Для повышения доступности медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями и развития реабилитационной помощи необходимо оснащение лечебно-профилактических учреждений реабилитационным оборудованием, средствами малой механизации и специализированной мебелью для инвалидов.
На базе государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Архангельской области функционируют 3 сурдологических центра, занимающихся диагностикой больных с патологией слуха и дальнейшей реабилитацией лиц с нарушением слуха. В целях развития сурдологической помощи, в том числе реабилитации и абилитации больных с нарушениями слуха, необходимы создание и оснащение оборудованием отопластической лаборатории, лаборатории для подбора слуховых аппаратов и изготовления ушных вкладышей, организация слухоречевой реабилитации лиц после кохлеарной имплантации.
В целях повышения качества и доступности медицинской помощи для лиц с ограниченными возможностями, включая обеспечение для них доступности учреждений здравоохранения, необходимо решить следующие задачи:
оборудование лечебно-профилактических учреждений пандусами, поручнями, установка специальных санузлов, оснащение подъемно-транспортным устройством для инвалидов;
оснащение государственных учреждений здравоохранения Архангельской области специальным оборудованием для облегчения проведения медицинских мероприятий инвалидам.
Доступность учреждений культуры
Обеспечение доступности учреждений культуры (в том числе обеспечение физической доступности театров, музеев, библиотек Архангельской области) играет важную роль в проведении различных форм социально-средовой реабилитации и социально-бытовой адаптации инвалидов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
организация доступа к произведениям культуры и искусства в доступных форматах;
обеспечение учреждений культуры специальными устройствами для инвалидов (электронные носители информации, аудио- и видеоплееры, книги, напечатанные шрифтом Брайля, компьютеры, оснащенные специальной клавиатурой, программами озвучивания, теле- и радиоаппаратурой);
обеспечение физической доступности учреждений культуры.
Немаловажной составляющей данных мероприятий является создание возможностей для инвалидов развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для себя, но и для общества.
Государственное учреждение культуры Архангельской области "Специальная библиотека для слепых" является единственным в Архангельской области специализированным учреждением культуры, оказывающим библиотечно-информационные услуги незрячим и слабовидящим категориям граждан. Качество услуг, их доступность и комфортность предоставления напрямую зависят от модернизации библиотечных процессов, улучшения материальной базы учреждения и расширения репертуара специального библиотечного фонда.
Библиотека имеет филиалы в муниципальных образованиях Архангельской области. Модернизационные мероприятия позволят расширить доступ к информации жителей, имеющих ограничения в жизнедеятельности, пополнить фонды муниципальных общедоступных библиотек современными изданиями для слепых и слабовидящих граждан.
6. Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие
боевых действий и военной травмы
Открытие отделения реабилитации ветеранов боевых действий в государственном учреждении "Центр реабилитации "Родник" необходимо для создания условий реабилитации не менее 150 ветеранов боевых действий.
7. Формирование доступной среды для инвалидов в муниципальных районах
и городских округах Архангельской области
В муниципальных районах и городских округах Архангельской области не проводилась работа по паспортизации объектов социальной инфраструктуры с целью определения их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Мероприятия Программы предусматривают выявление ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов. Реализация комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих ограничений и барьеров, осуществляется в соответствии с муниципальными программами по обеспечению доступной среды для инвалидов.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 312-пп в раздел II настоящей программы внесены изменения
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы,
целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, проживающих в Архангельской области, к физическому окружению, транспорту, информации, объектам и услугам социальной инфраструктуры.
В соответствии с целью Программы определены следующие задачи:
укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области (задача N 1);
создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов (задача N 2);
обеспечение доступности качественного общего образования для детей школьного возраста независимо от места проживания (задача N 3);
создание условий для повышения эффективности кадрового обеспечения процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (задача N 4);
создание инфраструктуры информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности (задача N 5);
обеспечение доступности зданий и сооружений государственных учреждений социальной сферы Архангельской области (задача N 6);
обеспечение доступности инженерной и транспортной инфраструктуры (задача N 7);
обеспечение доступности и оснащения государственных учреждений здравоохранения Архангельской области (задача N 8);
обеспечение доступности и оснащения государственных учреждений культуры Архангельской области (задача N 9);
социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (задача N 10).
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2011 по 2015 годы. Выполнение Программы осуществляется в один этап.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
1) доля государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области, в которых укреплена материально-техническая база для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации инвалидов;
2) доля обеспечения мониторинга доступной среды для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и жилья;
3) количество специалистов государственных учреждений Архангельской области, прошедших обучение на семинарах и на научно-практических конференциях по обеспечению доступной среды;
4) количество опубликованных информационных, справочных, методических пособий по доступной среде;
5) количество государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области, в которых создана материально-техническая база с целью обеспечения в них условий для получения лицами с инвалидностью профессионального образования;
6) количество созданных ресурсных центров для организационно-методического сопровождения инклюзивного образования;
7) количество разработанных и внедренных в практику инновационных социальных проектов, направленных на разработку вопросов организации обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях;
8) количество детей, охваченных дистанционным (в том числе профессиональным) образованием;
9) доля сформированных базовых образовательных учреждений Архангельской области, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития;
10) количество подготовленных педагогических работников общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения;
11) количество обеспеченных условиями для общения глухих людей со слышащими через видео-телефон и Интернет с помощью перевода информации с жестового языка на устный и обратно посредством сурдопереводчика;
12) доля государственных учреждений здравоохранения Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров;
13) доля государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров;
14) количество государственных учреждений образования Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров;
15) доля государственных учреждений культуры Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров;
16) доля приобретенного пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов;
17) количество приобретенного специализированного автотранспорта для государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области;
18) количество государственных учреждений здравоохранения Архангельской области, оснащенных специальным оборудованием с целью облегчения проведения медицинских мероприятий для инвалидов;
19) доля обновляемости библиотечного фонда государственного учреждения культуры Архангельской области "Специальная библиотека для слепых" (соотношение количества поступлений в определенном году к объему фонда);
20) количество документов, выданных из фонда государственного учреждения культуры Архангельской области "Специальная библиотека для слепых";
21) количество ветеранов боевых действий, прошедших реабилитацию в государственном учреждении Центр реабилитации "Родник".
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
III. Перечень программных мероприятий
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по 7 разделам.
1. Обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов.
Реализация программных мероприятий предполагает укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации инвалидов.
2. Создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов.
Реализация программных мероприятий предполагает:
проведение мониторинга за доступностью среды для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и жилья на базе государственного учреждения социального обслуживания населения "Областной консультативный центр";
подготовку и проведение научно-практических конференций и семинаров для специалистов государственных учреждений Архангельской области по вопросам преобразования среды жизнедеятельности в доступную для лиц с ограниченными физическими возможностями на базе государственного учреждения социального обслуживания населения "Областной консультативный центр";
подготовку и публикацию учебных, информационных, справочных, методических пособий по доступной среде на базе государственного учреждения социального обслуживания населения "Областной консультативный центр".
3. Создание условий для развития инклюзивного образования, в том числе создание безбаръерной# школьной среды для детей-инвалидов.
Реализация программных мероприятий предполагает:
оснащение государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области технологическим и реабилитационным оборудованием для обучения инвалидов;
создание на базе государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Архангельской области ресурсных центров с целью реализации функции организационно-методического сопровождения процесса инклюзии;
проведение на базе государственного образовательного учреждения Архангельской области "Институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" конкурса научных исследований, социальных проектов, направленных на разработку моделей инклюзивного образования, коррекционно-развивающих технологий, формирование толерантного отношения общества к проблеме инвалидности (гранты);
создание системы дистанционного (в том числе профессионального) образования инвалидов;
организация повышения квалификации педагогических работников областных и муниципальных образовательных учреждений, специалистов по сурдопереводу для работы в условиях инклюзивного образования;
создание на базе государственного образовательного учреждения Архангельской области "Институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" банка данных о лучших практиках ведения инклюзивного и специального образования в области.
4. Создание инфраструктуры информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности.
Реализация программных мероприятий предполагает создание диспетчерского центра видео-телефонной связи для инвалидов по слуху на базе государственного учреждения "Архангельского областного центра социального обслуживания населения".
5. Формирование доступной среды.
Реализация программных мероприятий предполагает:
обеспечение доступности зданий и сооружений;
обеспечение доступности инженерной и транспортной инфраструктур;
обеспечение доступности и оснащения государственных учреждений здравоохранения Архангельской области;
обеспечение доступности и оснащения государственных учреждений культуры Архангельской области.
6. Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы - открытие отделения реабилитации ветеранов боевых действий в государственном учреждении "Центр реабилитации "Родник".
7. Формирование доступной среды в муниципальных образованиях районов и городских округов Архангельской области.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в рамках совместной деятельности министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, министерства образования, науки и культуры Архангельской области, министерства промышленности, транспорта, и связи Архангельской области, муниципальных образований районов и городских округов Архангельской области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
Предполагается привлечение средств из федерального бюджета в рамках проекта Государственной программы "Доступная среда на 2011-2015 годы". Финансирование из федерального бюджета подтверждается включением мероприятий настоящей Программы в Государственную программу "Доступная среда на 2011-2015 годы" путем заключения соглашения (договора) государственным заказчиком-координатором Программы с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субсидий на проведение мероприятий за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие доступной среды, утверждаемыми в установленном порядке.
Реализация мероприятий Программы предусматривает взаимодействие государственного заказчика-координатора Программы - министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками Программы, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Финансирование мероприятий Программы, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований районов и городских округов Архангельской области, за счет средств областного бюджета осуществляется на условиях софинансирования в размере 50 процентов путем перечисления субсидий министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Субсидии местным бюджетам на реализацию программных мероприятий выделяются в соответствии с соглашениями (договорами), заключенными между министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области, с ежегодной разбивкой объема финансирования за счет средств муниципального бюджета на 2011-2015 годы.
Муниципальные районы и городские округа Архангельской области утверждают муниципальные программы по обеспечению доступной среды для инвалидов.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик-координатор Программы уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, а также перечень мероприятий, необходимых для реализации Программы, в установленном порядке.
Реализация Программы осуществляется на основе соглашений (договоров, контрактов), заключаемых в установленном порядке государственными заказчиками с исполнителями программных мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование следующих рабочих документов:
календарный план по реализации мероприятий Программы на каждый год его реализации;
перечень программных мероприятий с указанием конкретных исполнителей и определением объемов и источников финансирования.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 312-пп в раздел V настоящей программы внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Общий объем финансирования Программы на 2011-2015 годы составляет 560 984,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 263 928,0 тыс. рублей, средств местных бюджетов - 33 128,0 тыс. рублей, средств федерального бюджета - 263 928,0 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета и местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного и местных бюджетов на очередной финансовый год исходя из возможностей областного бюджета.
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
(тыс. рублей, в ценах 2010 года)
Источники и направления |
Объем |
В том числе |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
1. Всего по Программе |
560984,0 |
21545,0 |
124036,0 |
131502,0 |
138801,0 |
145100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
263 928,0 |
8500,0 |
58927,0 |
62189,0 |
65557,0 |
68755,0 |
местные бюджеты |
33 128,0 |
4545,0 |
6182,0 |
7124,0 |
7687,0 |
7590,0 |
федеральный |
263 928,0 |
8500,0 |
58927,0 |
62189,0 |
65557,0 |
68755,0 |
2. Капитальные вложения, всего |
131934,0 |
11665,0 |
24356,0 |
28542,0 |
32281,0 |
35090,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
49403,0 |
3560,0 |
9087,0 |
10709,0 |
12297,0 |
13750,0 |
местные бюджеты |
33128,0 |
4545,0 |
6182,0 |
7124,0 |
7687,0 |
7590,0 |
федеральный |
49403,0 |
3560,0 |
9087,0 |
10709,0 |
12297,0 |
13750,0 |
3. Прочие нужды, всего |
429050,0 |
9880,0 |
99680,0 |
102960,0 |
106520,0 |
110010,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
214525,0 |
4940,0 |
49840,0 |
51480,0 |
53260,0 |
55005,0 |
федеральный |
214525,0 |
4940,0 |
49840,0 |
51480,0 |
53260,0 |
55005,0 |
VI. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых
социально-экономических результатов от реализации Программы
Социально-экономическая эффективность Программы определяется системой целевых индикаторов и показателей, отражающих приоритеты в сфере доступности среды для инвалидов.
Система целевых индикаторов и показателей позволит оценить ход и результативность решения поставленных задач и определить их влияние на социально-экономическое развитие Архангельской области.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
повысить уровень и качество жизни инвалидов, эффективность их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры - социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, а также транспорта;
повысить эффективность и результативность расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы на решение проблем инвалидности и инвалидов;
повысить социальную активность, преодолеть самоизоляцию инвалидов и добиться на этой основе преодоления негативного отношения к инвалидам, роста уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе.
К числу непосредственных результатов реализации Программы относятся:
увеличение доли государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области, в которых укреплена материально-техническая база для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации инвалидов, - до 100 процентов;
обеспечение мониторинга доступной среды для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и жилья - 100 процентов;
увеличение количества специалистов государственных учреждений Архангельской области, прошедших обучение на семинарах и на научно-практических конференциях по обеспечению доступной среды, - до 200 человек;
увеличение количества опубликованных информационных, справочных, методических пособий по доступной среде - до 15 ед.;
увеличение количества государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области, в которых создана материально-техническая база с целью обеспечения в них условий для получения лицами с инвалидностью профессионального образования, - до 4 ед.;
увеличение количества созданных ресурсных центров для организационно- методического сопровождения инклюзивного образования - до 5 ед.;
увеличение количества разработанных и внедренных в практику инновационных социальных проектов, направленных на разработку вопросов организации обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях, - до 6 ед.;
увеличение количества детей, охваченных дистанционным (в том числе профессиональным) образованием, - до 170 человек;
увеличение доли сформированных базовых образовательных учреждений Архангельской области, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, - до 10 процентов;
количество подготовленных педагогических работников общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения - 200 человек;
увеличение количества обеспеченных условиями для общения глухих людей со слышащими через видео-телефон и Интернет с помощью перевода информации с жестового языка на устный и обратно посредством сурдопереводчика - до 350 человек;
увеличение доли государственных учреждений здравоохранения Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров, - до 75 процентов;
увеличение доли государственных учреждений социального обслуживания Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров, - до 87,2 процента;
количество государственных учреждений образования Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров, - 2 ед.;
увеличение доли государственных учреждений культуры Архангельской области, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидам, включая устранение физических и информационных барьеров, - до 39 процентов;
увеличение доли приобретенного пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов, - до 50 процентов;
количество приобретенного специализированного автотранспорта для государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области - 3 ед.;
увеличение количества оснащенных государственных учреждений здравоохранения Архангельской области специальным оборудованием с целью облегчения проведения медицинских мероприятий для инвалидов - до 10 ед.;
обновляемость библиотечного фонда государственного учреждения культуры Архангельской области "Специальная библиотека для слепых" (соотношение количества поступлений в определенном году к объему фонда) - 12 процентов ежегодно;
количество выданных документов из фонда государственного учреждения культуры Архангельской области "Специальная библиотека для слепых" - 52000 экземпляров ежегодно;
увеличение количества ветеранов боевых действий, прошедших реабилитацию в государственном учреждении "Центр реабилитации "Родник", - до 150 человек;
увеличение доступности инвалидов к объектам и услугам социальной инфраструктуры в муниципальных районах и городских округах Архангельской области.
К числу конечных результатов реализации Программы, по предварительным экспертным оценкам, относятся:
снижение уровня вторичной инвалидности;
повышение средней продолжительности жизни инвалидов;
повышение образования инвалидов.
Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации Программы проводится по методике расчета оценки эффективности Программы (приложение N 2 к настоящей Программе).
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик-координатор.
Государственный заказчик-координатор отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Контроль за ходом реализации Программы включает в себя ежеквартальную и итоговую отчетность о реализации мероприятий Программы и рациональном использовании исполнителями Программы выделяемых им средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений.
Государственные заказчики Программы отвечают за реализацию Программы в части мероприятий, исполнителями которых они являются, обеспечивая подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении.
Государственные заказчики Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют государственному заказчику-координатору отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы по формам согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па (далее - Порядок разработки и реализации целевых программ Архангельской области), и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственные заказчики Программы ежегодно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику-координатору отчеты о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов), показателей результативности Программы по форме согласно приложениям N 4-6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы по формам согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчет о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов), показателей результативности Программы по форме согласно приложениям N 4-6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор после доведения министерством финансов лимитов бюджетных обязательств на текущий год представляют до 01 марта текущего года в министерство экономического развития Архангельской области информацию о квартальных плановых значениях показателей результативности Программы на текущий год согласно приложению N 7 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области.
Государственный заказчик-координатор, государственные заказчики в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности представляет в министерство финансов Архангельской области сведения об исполнении Программы по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор после получения оценки эффективности реализации Программы от министерства экономического развития Архангельской области представляет отчет о ходе (итогах) реализации Программы в Правительство Архангельской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.