Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Архангельской области от 6 сентября 2016 г. N 344-пп в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Архангельской области
от 7 декабря 2010 г. N 373-пп
Порядок
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области
3 июля 2012 г., 10 марта, 18 августа 2015 г., 20 июля, 6 сентября 2016 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", определяет порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Архангельской области (далее - органы и учреждения системы профилактики) по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении (далее - взаимодействие).
2. В работе по профилактике безнадзорности, семейного неблагополучия и правонарушений несовершеннолетних на территории Архангельской области принимают участие органы и учреждения системы профилактики, определенные законодательством Российской Федерации и Архангельской области.
3. Выявление, учет и организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, являются комплексом действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов, организаций и учреждений по определению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обуславливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
II. Основные цели и задачи взаимодействия
4. Основной целью взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, является повышение эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.
5. Основными задачами при взаимодействии по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, являются:
выявление и учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними;
координация действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию своевременной помощи несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении.
III. Категории несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении
6. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности оказываются в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.
7. К семьям, находящимся в социально опасном положении, относятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, семьи, в которых имеют место угроза применения насилия или случаи применения насилия.
Критериями отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону, отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом, отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических для воспитания детей, отсутствие ухода за ребенком, отказ от лечения детей, оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться, - если названные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью ребенка);
наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств, употребление одурманивающих веществ);
насилие в семье (любое действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи как гражданина, причиняет ему физическую боль, наносит вред его законным интересам или содержит угрозу физическому или личностному развитию);
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний.
IV. Организация взаимодействия органов и учреждений системы профилактики
8. Выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информируют любым видом связи с последующим направлением письменной информации:
орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществляющую деятельность на территории городского округа или муниципального района Архангельской области (далее - территориальная комиссия) - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, а также о ребенке или его семье, находящихся на начальной стадии возникновения семейных проблем;
орган управления социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей
орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
орган, осуществляющий управление в сфере образования, - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
государственную организацию социального обслуживания граждан, находящуюся в ведении Архангельской области, осуществляющую функции по профилактике безнадзорности и семейного неблагополучия на территории городских округов и муниципальных районов Архангельской области (далее - организация социального обслуживания), - о фактах неблагополучия несовершеннолетнего и (или) семьи, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка (далее - факты неблагополучия), по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
10. Государственная организация социального обслуживания при получении информации о несовершеннолетнем и (или) семье, предположительно находящихся в социально опасном положении:
в течение 10 рабочих дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи, в том числе с участием специалистов органов и учреждений системы профилактики и составляет акт обследования;
если сведения указывают на то, что несовершеннолетний и (или) семья относятся к категории находящихся в социально опасном положении, готовит соответствующее заключение и осуществляет постановку данного несовершеннолетнего и (или) семьи на профилактический учет;
если сведения указывают на то, что у несовершеннолетнего и (или) семьи существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", осуществляет постановку несовершеннолетнего и (или) семьи на контроль для последующего наблюдения и оказания необходимой социальной помощи. По итогам полугодия с момента постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на контроль - информировать территориальную комиссию о результатах контроля и оказания помощи. По истечении года - рассматривать вопрос о снятии с контроля либо о постановке на учет в категорию "социально опасное положение";
если по результатам проверки не подтвердилось наличие обстоятельств, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в письменном виде информирует орган или учреждение системы профилактики, направившее в государственное учреждение информацию о несовершеннолетнем и (или) семье, предположительно находящихся в социально опасном положении, об отказе в постановке на профилактический учет с указанием причины и приложением акта обследования условий проживания семьи;
в течение 3 рабочих дней направляет копию заключения о постановке на профилактический учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка в органы и учреждения системы профилактики для принятия в рамках их компетенции решения о постановке его (ее) на ведомственный учет и проведения с ним (с нею) индивидуальной профилактической работы;
в течение 10 рабочих дней со дня постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на профилактический учет осуществляет подготовку комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
11. Органы и учреждения системы профилактики, получив копию заключения о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения принимают в рамках своей компетенции решение о постановке несовершеннолетнего и (или) семьи на ведомственный учет и об организации индивидуальной профилактической работы с ним (с нею).
12. Предложения в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы, в том числе предложения по контрольным обследованиям условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи, сведения о принятом решении о постановке или непостановке несовершеннолетнего и (или) семьи на ведомственный учет вносятся органами и учреждениями системы профилактики и другими органами в государственную организацию социального обслуживания в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения о постановке на профилактический учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.
13. Подготовленный комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы направляется в территориальную комиссию для рассмотрения и утверждения постановлением территориальной комиссии на очередном заседании.
14. Постановление территориальной комиссии об утверждении комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы направляется территориальной комиссией не позднее трех рабочих дней после его принятия в органы и учреждения системы профилактики для реализации в пределах их компетенции.
15. Органы и учреждения системы профилактики один раз в полугодие, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в государственную организацию социального обслуживания сведения о реализации мероприятий комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и предложения по его корректировке.
15.1. В целях координации действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних орган управления здравоохранением через подведомственные ему государственные медицинские организации по письменному запросу органов внутренних дел в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанного запроса представляет сведения о планируемых и проводимых профилактических мероприятиях в отношении несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества.
16. Государственная организация социального обслуживания по итогам полугодия, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, анализирует поступившую информацию и направляет в территориальную комиссию для утверждения изменения и дополнения в межведомственный план индивидуальной профилактической работы.
17. Территориальная комиссия координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении. При выявлении недостатков в деятельности органов и учреждений системы профилактики, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, территориальная комиссия рассматривает вопрос о выявленных недостатках на ближайшем заседании и принимает меры, направленные на их устранение.
18. Снятие с профилактического учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, осуществляется государственной организацией социального обслуживания.
19. Основаниями для снятия несовершеннолетнего с профилактического учета, осуществляемого государственными организациями социального обслуживания в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, являются:
достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;
помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждение уголовно-исполнительной системы;
неподтверждение обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет;
совершение преступления, если в отношении несовершеннолетнего назначено наказание в виде лишения свободы;
признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;
выполнение комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение (при наличии заключения, утвержденного территориальной комиссией);
убытие для проживания на территории другого муниципального района Архангельской области;
другие основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
20. Основаниями для снятия семьи с профилактического учета, осуществляемого государственными организациями социального обслуживания в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, являются:
достижение последним ребенком в семье 18-летнего возраста;
неподтверждение обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет;
признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке единственного родителя умершим или безвестно отсутствующим;
лишение родительских прав обоих родителей или единственного родителя;
назначение и отбывание наказания в виде лишения свободы, нахождение на длительном лечении в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, получение социальных услуг в стационарной форме в организации социального обслуживания граждан обоих родителей или единственного родителя несовершеннолетнего;
убытие семьи для проживания на территории другого муниципального района Архангельской области;
выполнение комплексного межведомственного плана индивидуально-профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение (при наличии заключения, утвержденного территориальной комиссией);
иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
21. Устройство несовершеннолетнего в организацию социального обслуживания граждан, расположенную на территории другого муниципального образования Архангельской области, для оказания ему социальных услуг в стационарной форме, не является основанием для снятия несовершеннолетнего с профилактического учета по месту его постановки на указанный учет.
22. В случае убытия несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, на территорию другого муниципального образования Архангельской области либо за пределы Архангельской области для проживания, государственная организация социального обслуживания направляет соответствующее уведомление и информацию о проведенной профилактической работе в государственную организацию социального обслуживания по месту убытия при наличии сведений о месте проживания несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.
23. Государственная организация социального обслуживания один раз в год на основе изучения выполнения комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы, анализа ситуации в семье готовит заключение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с профилактического учета в связи с устранением причин и условии, создавших социально опасное положение, или необходимости продолжения профилактической работы.
24. Заключение, указанное в пункте 23 настоящего Порядка, с приложением документов иных органов системы профилактики, участвующих в реализации комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы, подтверждающих его выполнение, направляется в территориальную комиссию для рассмотрения на очередном заседании и утверждения постановлением территориальной комиссии. Постановление территориальной комиссии направляется всем органам системы профилактики для исполнения. Органы системы профилактики информируют территориальную комиссию об исполнении указанного постановления.
25. По основаниям, не указанным в пункте 23 настоящего Порядка, заключение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с профилактического учета готовится государственной организацией социального обслуживания в течение 3 рабочих дней со дня наступления соответствующих оснований.
26. Копия заключения государственной организацией социального обслуживания о снятии с профилактического учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляется в течение 3 рабочих дней в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для снятия их с ведомственного учета.
26.1. Для решения вопроса о целесообразности подготовки исков в суд на ограничение либо лишение родительских прав государственная организация социального обслуживания информирует орган опеки и попечительства о семьях, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в учреждении социального обслуживания более двух лет.
27. На каждого несовершеннолетнего и (или) семью, находящихся в социально опасном положении, в государственной организацией социального обслуживания формируется личное дело.
28. Личное дело содержит следующие документы:
первичную информацию о факте неблагополучия;
акты обследования;
заключение о постановке на профилактический учет;
комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;
документы, содержащие информацию о выполнении мероприятий комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики;
документы, содержащие информацию о личности и поведении несовершеннолетнего и членов семьи (при наличии), его образе жизни, отношении к учебе или работе, в случае постановки на профилактический учет несовершеннолетнего;
документы, содержащие информацию о личности и поведении членов семьи, находящихся в социально опасном положении, их образе жизни, отношении к работе и (или) учебе, в случае постановки на профилактический учет семьи;
информацию о применении мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей в случае и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области;
информацию об изменении ситуации в семье, находящейся в социально опасном положении;
заключение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с учета в связи с устранением причин и условий, создавших социально опасное положение, или необходимости продолжения профилактической работы;
иные документы, поступившие в государственную организацию социального обслуживания, содержащие информацию о несовершеннолетнем и (или) семье, находящихся в социально опасном положении.
При постановке на профилактический учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, допускается ведение одного личного дела, в котором находятся документы как на несовершеннолетнего, так и на семью, находящихся в социально опасном положении.
29. После снятия несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении с профилактического учета, личное дело передается в установленном порядке в архив и хранится в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
30. Передача личного дела несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.