Решение Архангельского областного суда
от 15 сентября 2010 г. N 3-0034
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гудушина Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Трусовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 15 сентября 2010 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 51 и 55 Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 13.10.2009 N 97-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 08.06.2010 N 163-пп),
установил:
заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 51 и 55 Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 13.10.2009 N 97-пп (ред. от 08.06.2010).
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на положения статьи 22 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и раздела 5 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811. Указал, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевой норматив, установленные областной программой, занижены по сравнению с федеральной программой. Оспариваемые положения ущемляют права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие в достаточном объеме финансирования на оказание бесплатной медицинской помощи влечет снижение объема такой помощи, ее качества, условий, а также влияет на обеспечение лечебных учреждений медикаментами, продуктами питания, размер заработной платы медицинских работников.
В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Лепеха К.В. поддержала заявленные требования в той части, в которой оспариваемые нормативы ниже нормативов, установленных федеральной программой.
Представители Правительства Архангельской области Ерегин А.Н., Татаринова Т.А. не согласились с заявлением прокурора.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Постановлением Правительства Архангельской области от 13.10.2009 N 97-пп утверждена программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2010 год.
Пунктом 51 Программы (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 08.06.2010 N 163-пп) устанавливаются следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
1) норматив затрат на одно посещение в амбулаторно-поликлиническое учреждение - 229,27 рубля, в том числе 190,69 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
2) норматив затрат на один пациенто-день в дневном стационаре - 424,97 рубля, в том числе 419,35 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
3) норматив затрат на один койко-день в стационаре - 1 275,86 рубля, в том числе 1 057,73 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
4) норматив затрат на один вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1 662,10 рубля.
В соответствии с пунктом 55 Программы (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 08.06.2010 N 163-пп) подушевой норматив финансирования Программы устанавливается в расчете на одного человека в год и составляет в среднем 7 334,1 рубля, из них:
за счет средств соответствующих бюджетов - 3 412,1 рубля;
за счет средств ОМС на одного застрахованного гражданина - 3 922,0 рубля.
Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован в газете "Волна", N 46, 20.10.2009, редакционные изменения - в газете "Волна", N 27, 06.07.2010.
На день рассмотрения дела оспариваемые прокурором положения в установленном порядке не отменены и не утратили силу.
Отдельные оспариваемые прокурором положения противоречат федеральному законодательству в силу следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится, в том числе разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования (пункт 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "К полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" следует читать: "К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка и утверждение территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи"
В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (преамбула Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 N 811).
В соответствии с разделом IV федеральной Программы нормативы объема медицинской помощи с целью обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год. Нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и в среднем составляют:
- для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 9,5 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,762 посещения.
Разделом V федеральной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитанные исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
- на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1 710,1 рубля;
- на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 рубля, в том числе 168,4 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 рублей, в том числе 470,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
- на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1 380,6 рубля, в том числе 1 167 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7 633,4 рубля, из них:
4 059,6 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
3 573,8 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в абзаце последнем раздела III Программы.
Формирование тарифов на медицинскую помощь, оказываемую за счет средств обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом определенных Программой нормативов.
Сравнительный анализ положений федеральной и областной Программ государственных гарантий свидетельствует об установлении Архангельской областью в подпунктах 2, 3 и 4 пункта 51 и пункте 55 заниженных нормативов объема медицинской помощи, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811.
В подпункте 1 пункта 51 областной Программы норматив затрат на одно посещение в амбулаторно-поликлиническое учреждение установлен выше по сравнению с федеральной Программой, что закону не противоречит.
В этой части требований прокурору следует отказать.
Доводы заинтересованного лица о том, что нормативы финансового обеспечения, установленные областной Программой, могут отличаться от федеральных нормативов, как в большую, так и в меньшую сторону с учетом объективных особенностей субъектов Российской Федерации, являются несостоятельными.
Областная Программа может определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не может снижать гарантированный на федеральном уровне объем бесплатной медицинской помощи населению субъекта.
Надлежащее оказание бесплатной медицинской помощи обеспечивается финансированием по установленным нормативам.
В этой связи подлежит отклонению и довод Правительства Архангельской области о том, что с учетом региональных особенностей уменьшение нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи не приводит к уменьшению объема и условий оказания бесплатной медицинской помощи.
Не может быть принят во внимание довод заинтересованного лица о том, что в областном бюджете на 2010 год в полном объеме отражены расходы на здравоохранение, в том числе на обязательное медицинское страхование, то есть с учетом принципа самостоятельности органов государственной власти Архангельской области и принципа сбалансированности областного бюджета. А также довод об объективной невозможности увеличения расходов областного бюджета в 2010 году на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В случае признания недействующим нормативно-правового акта уполномоченные органы субъекта Российской Федерации должны принять меры по надлежащему правовому регулированию, то есть нормативные правовые акты субъект должен привести в соответствие с федеральным законодательством. При этом источники финансирования определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Поскольку подлежащие признанию недействующими правовые нормы применялись, что лица, участвующие в деле, не оспорили, суд считает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в газете "Волна".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить частично.
Признать недействующими подпункты 2, 3 и 4 пункта 51 и пункт 55 Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 13.10.2009 N 97-пп (ред. постановления Правительства Архангельской области от 08.06.2010 N 163-пп) с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявленных заместителем прокурора Архангельской области требований отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд
Председательствующий |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 15 сентября 2010 г. N 3-0034
Текст решения официально опубликован не был