Постановление администрации Архангельской области
от 16 сентября 2008 г. N 203-па/30
"Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области
на 2009-2011 годы"
2 июня, 5 ноября, 22 декабря 2009 г., 5 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 302-пп настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В соответствии с распоряжением администрации Архангельской области от 24 июня 2008 года N 112-ра/18 "Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)" администрация Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Архангельской области "Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области на 2009-2011 годы".
Постановлением Правительства Архангельской области от 5 октября 2010 г. N 281-пп в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Министерству финансов Архангельской области предусматривать средства для реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области "Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области на 2009-2011 годы" при составлении проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Комитету по физической культуре, спорту и массовым мероприятиям Архангельской области до 15 октября 2008 года разработать и внести на рассмотрение администрации Архангельской области проект положения об организации системы ежемесячного мониторинга загруженности спортивных сооружений, находящихся на территории Архангельской области.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации |
И.Ф. Михальчук |
Постановлением Правительства Архангельской области от 5 октября 2010 г. N 281-пп в настоящую программу внесены изменения
Долгосрочная целевая программа Архангельской области
"Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области
на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением администрации Архангельской области
от 16 сентября 2008 г. N 203-па/30)
2 июня, 5 ноября, 22 декабря 2009 г., 5 октября 2010 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области
на 2009-2011 годы"
Наименование программы |
|
долгосрочная целевая программа Архангельской области "Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
|
распоряжение администрации Архангельской области от 24 июня 2008 года N 112-ра/18 "Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)" |
Государственный заказчик-координатор |
|
министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области; министерство строительства Архангельской области |
Государственные заказчики Программы |
|
министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области; министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области |
Основные разработчики Программы |
|
министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области; министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области |
Цель Программы |
|
поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области |
Задачи Программы |
|
разработка и осуществление мер единой политики в сфере развития детско-юношеского спорта в Архангельской области (задача N 1); совершенствование образовательного процесса в учреждениях физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей (задача N 2); укрепление материально-технической базы детско-юношеского спорта (задача N 3); привлечение детей и юношества к систематическим занятиям физической культурой и спортом (задача N 4); рост спортивных результатов воспитанников детско-юношеских спортивных школ (задача N 5); развитие физической культуры и массового спорта в поселениях (задача N 6); обновление содержания, форм и средств физического воспитания и спортивной подготовки (задача N 7); пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни (задача N 8) |
Целевые показатели и индикаторы Программы |
|
количество спортивных объектов, на которых проведены строительные, ремонтные и восстановительные работы в текущем году; количество учреждений физкультурно-спортивной направленности, оснащенных современным спортивным инвентарем; доля тренеров-преподавателей, специалистов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, ведущих тренерско-преподавательскую деятельность в сфере физкультуры и спорта и прошедших соответствующее обучение; удельный вес детей и юношества, занимающихся физической культурой и спортом и прошедших специализированное медицинское обследование, в общем количестве детей и юношества, занимающихся физкультурой и спортом; доля детей и юношества, занимающихся в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, по отношению к численности данной категории населения; доля граждан, занимающихся массовой физической культурой и спортом, по отношению к численности населения Архангельской области; количество человек, ежегодно выполняющих спортивные нормативы, в том числе: кандидат в мастера спорта и выше; массовые спортивные разряды |
Сроки и этапы реализации Программы |
|
2009-2011 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень основных мероприятий Программы |
|
научно-методическое и кадровое обеспечение детско-юношеского спорта; совершенствование учебно-тренировочного и воспитательного процессов; пропаганда здорового образа жизни; медицинское обеспечение и контроль за состоянием здоровья детей и юношества, занимающихся физкультурой и спортом; укрепление и развитие материально-спортивной базы |
Исполнители Программы |
|
министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области; министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области; исполнители, определяемые на основе размещения государственного заказа; министерство строительства Архангельской области |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
общий объем финансирования - 60381,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 33706,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 25550,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 1125,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы |
|
увеличение количества квалифицированных тренеров-преподавателей, специалистов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, ведущих тренерско-преподавательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта, на 15 процента; строительство одного спортивного объекта и выполнение ремонтных работ на девяти спортивных объектах, находящихся в областной и муниципальной собственности; оснащение спортивным инвентарем не менее 10 областных и муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности; улучшение доступности и качества спортивно-оздоровительных мероприятий для населения; увеличение доли граждан, занимающихся массовой физической культурой и спортом, до 12 процента по отношению к численности населения области; улучшение физической подготовленности детей и подростков, приобщение их к здоровому образу жизни, увеличение количества детей и подростков, занимающихся в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, до 23 процентов; повышение доступности специализированного медицинского обследования, организация системы медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом на территории Архангельской области, увеличение количества занимающихся, прошедших специализированное медицинское обследование, на 2,5 процента ежегодно; повышение эффективности системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса по олимпийским видам спорта; увеличение количества человек, ежегодно выполняющих спортивные нормативы: мастер спорта международного класса (гроссмейстер) - до 5-6 человек; мастер спорта России - до 50 человек; кандидат в мастера спорта - до 135 человека; массовые спортивные разряды - до 10850 человек"; |
Система организации контроля за исполнением Программы |
|
контроль за реализацией Программы осуществляется министерством по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области, министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области, министерством строительства Архангельской области и Правительством Архангельской области в форме утверждения ежегодного отчета о реализации Программы |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Согласно Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации всестороннее и эффективное развитие этой сферы является важной составной частью государственной социально-экономической политики.
Физкультура и спорт как неотъемлемые части культуры являются уникальными средствами воспитания физически и морально здорового молодого поколения. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что регулярные занятия физкультурой оказывают позитивное влияние практически на все функции и системы растущего организма, являются мощнейшим средством профилактики заболеваний и в то же время способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
Благотворное воздействие физической культуры и спорта не может быть заменено какими-либо иными средствами воспитательного воздействия. Состояние и развитие детско-юношеского спорта являются предметом особого внимания Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Не случайно эти вопросы рассматривались на специальном заседании Государственного совета Российской Федерации 30 января 2002 года.
Было признано, что инфраструктура российских детско-юношеских спортивных школ значительно пострадала в связи с экономическими преобразованиями в стране - их число сократилось, а существующие школы остро нуждаются в средствах на восстановление материально-спортивной базы, совершенствование учебно-воспитательного процесса, внедрение новых обучающих методик. При этом были отмечены следующие недостатки в работе системы физического воспитания детей и подростков:
ограниченный объем учебного времени, отводимого на обязательные занятия физическим воспитанием;
слабое развитие материально-технической базы;
издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы;
ориентация педагогической деятельности преимущественно на количественные показатели;
отсутствие традиций семейного физического воспитания;
несогласованность действий органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
На Госсовете были приняты решения, направленные на исправление ситуации, в том числе поручено подготовить предложения о выделении средств детским спортивным школам.
В 2002 году приступил к работе вновь созданный при Президенте Российской Федерации Совет по физической культуре и спорту. Были определены следующие основные направления работы на ближайший период:
создание эффективной модели управления физической культурой и спортом;
превращение сферы физической культуры и спорта в самостоятельную отрасль народного хозяйства;
совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта, принятие в новой редакции Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
подготовка специалистов, способных решать актуальные задачи организации физической культуры и спорта;
системная пропаганда физической культуры и спорта и здорового образа жизни современными методами в средствах массовой информации (далее - СМИ);
определение детско-юношеского спорта как приоритетного направления развития, использование его колоссальных профилактических и воспитательных возможностей, в том числе для подготовки к службе в Российской Армии.
Совет по физкультуре и спорту при Президенте России рекомендовал сделать субботу и воскресенье спортивными днями для детей и юношества. Активизация этой работы исключительно важна, так как сегодняшнее состояние здоровья детей - будущего генофонда России - вызывает серьезные опасения.
Около 53 процентов школьников имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения в школе не превышает 20-25 процентов. Снижается уровень физической подготовленности молодежи. Около 50 процентов призывников не могут выполнить предусмотренных нормативов физического воспитания, 20 процентов признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья. Заболеваемость призывников увеличилась в последние годы на 49 процентов, возврат из армии по состоянию здоровья возрос на 30 процентов.
Увеличилось количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Все больше детей страдают алкоголизмом и наркоманией.
Приобщение детей и юношества к регулярным занятиям физической культурой и спортом может изменить сложившуюся ситуацию, значительно снизить воздействие негативных факторов социальной среды на подрастающее поколение. Физическая активность способствует отказу от вредных привычек, повышает уровень здоровья и работоспособности, способствует увеличению сопротивляемости организма в экологически неблагоприятной окружающей среде.
По мнению специалистов, слабым звеном в развитии детско-юношеского спорта остается программное, учебно-методическое, научное и медицинское обеспечение. Нет полного организационно-технологического цикла подготовки квалифицированных спортсменов - от новичков до кандидатов в национальную сборную. Лишь в 56 субъектах Российской Федерации функционируют школы высшего спортивного мастерства и училища олимпийского резерва.
В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений в системе детско-юношеского спорта неуклонно сокращается, некоторые из них находятся в аварийном состоянии, многие спортсооружения не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечиваются техническими средствами, приборами и оборудованием, необходимыми для учебно-тренировочного процесса и соревнований.
Механизмы координации усилий государственных и общественных институтов, ответственных за физическое воспитание подрастающего поколения, нуждаются в радикальном обновлении и совершенствовании.
Важнейшим компонентом популяризации физической культуры и спорта в молодежной среде являются средства массовой информации. Однако несмотря на то, что в рейтинге интересов детей и молодежи физическая культура и спорт занимают одно из первых мест, СМИ (прежде всего - государственные) не реагируют адекватно на эти запросы. Системная работа по пропаганде массового детско-юношеского спорта на государственном телевидении не ведется, в том числе по причине отсутствия общенационального плана.
Резкие социально-демографические изменения последних десятилетий привели к тому, что изменились не только качественные, но и структурные параметры российского общества. Физическая культура и спорт не могут не учитывать указанных изменений. В связи с этим существует необходимость в изучении сегодняшних потребностей в регулярных занятиях детей и юношества физической культурой, а также в проведении социологических исследований по этому направлению.
В сложившихся условиях совершенно необходимой является разработка новых путей развития массового детско-юношеского спорта в интересах достижения социально-значимых целей политики государства.
В Архангельской области, как и в России в целом, социально-экономические преобразования последних лет сопровождаются общим ухудшением здоровья детско-юношеского населения и такими негативными явлениями, как рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, увеличение числа беспризорных детей и детей, ведущих бродяжнический образ жизни.
По данным УВД Архангельской области, фактически каждый пятый из лиц, привлеченных к уголовной ответственности, является несовершеннолетним (по России - каждый восьмой). Среднегодовая доля тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных ими на протяжении последних лет, составляет 35-40 процентов. Среди подростков, совершивших преступления, более 80 процентов - учащиеся учебных заведений.
Такое положение дел обусловлено не только низким уровнем жизни определенной категории жителей, но и проблемой занятости несовершеннолетних в свободное от учебы и работы время, недостаточным количеством учреждений физкультурно-спортивной направленности для детей и юношества, переходом на платные кружки и секции, недоступностью занятий для детей из малообеспеченных семей.
По данным министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, из года в год возрастает удельный вес детей, имеющих патологию опорно-двигательного аппарата и зрения. В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, второе - болезни нервной системы.
Приведенные показатели указывают на то, что в целях профилактики пагубных пристрастий и криминализации детей и юношества, а также для профилактики детской заболеваемости должны быть приняты неотложные меры.
Как уже отмечалось, физическая культура и спорт должны быть признаны стратегическим направлением для улучшения социально-демографической ситуации в Архангельской области. Чтобы эти меры имели реальный эффект, необходимо существенное улучшение ресурсного обеспечения детско-юношеского спорта.
За предыдущие годы детско-юношеские школы (ДЮСШ) Архангельской области претерпели ряд существенных преобразований в виде реорганизаций, переходов из одной структуры в другую, смены учредителя. В результате преобразований численность детей и юношества, занимающихся физкультурой и спортом, снизилась к 2004 году до 17933 чел. В настоящее время работают 36 учреждений физкультурно-спортивной направленности, в них занимаются 21075 человек.
Основными задачами, которые призваны решать эти учреждения, являются:
привлечение детей и юношества к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
физическое воспитание детей и юношества - привитие знаний и навыков в сфере гигиены человека, здорового образа жизни, обучение приемам оценки своего физического состояния;
выявление способных детей и подростков для направления в специализированные школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва и др.;
подготовка резерва в сборные команды области и страны;
оказание методической и организационной помощи общеобразовательным учреждениям в спортивной работе.
Однако эффективному решению указанных задач препятствуют такие факторы, как:
слабая материально-техническая база или отсутствие у спортивных школ собственных спортсооружений;
недостаточное финансирование;
недостаточность медицинских средств контроля и оказания первой медицинской помощи во время тренировочных занятий и соревнований;
низкий уровень квалификации тренерско-преподавательского состава;
устаревшее методическое обеспечение занятий;
дороговизна и недоступность качественной спортивной формы и инвентаря.
В связи с этим в настоящее время отсев учащихся, занимающихся в спортивных школах, на начальных этапах подготовки достигает 30 процентов, наблюдается отток молодых тренерских кадров из-за невозможности укомплектовать группы достаточной численности (45 человек) для получения ставки. Многие дети и подростки не могут участвовать в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях из-за отсутствия средств.
Воспитанники утрачивают интерес и мотивацию к занятиям в школе, так как спортивная база, методики и средства обучения не отвечают сегодняшним представлениям молодежи о мире спорта.
Все указанные негативные явления осложняют реализацию огромного социального потенциала массового детско-юношеского спорта в Архангельской области.
Неблагоприятным результатом экономических преобразований является и то обстоятельство, что реорганизация исполнительных органов власти в соответствии с новым законодательством Российской Федерации привела к отсутствию достаточного количества квалифицированных специалистов по координации и контролю за деятельностью спортивных школ.
Так, в департаменте образования Архангельской области долгое время отсутствует должность специалиста, курирующего вопросы деятельности спортивных школ и клубов на территории Архангельской области, в то время как большинство учреждений спортивной направленности находятся в ведении органов управления образованием муниципальных образований области.
Ключевой фигурой в организации учебного процесса в спортивной школе является тренер-преподаватель. Опытные тренеры нуждаются в получении новых знаний по своей профессии, но качественное и своевременное повышение квалификации для тренеров муниципальных ДЮСШ затруднено ввиду недостаточности средств, выделяемых на эти цели.
В настоящее время в спортивных школах Архангельской области работают 622 тренера-преподавателя. Из них 367 человек - штатные единицы, 267 человек имеют высшее профессиональное образование, 90 - среднее профессиональное образование. Высшую квалификационную категорию имеют 100 человек, 97 - первую, 99 - вторую.
Представленные цифры свидетельствуют о том, что каждый второй тренер является совместителем, 50 процентов не имеют квалификационной категории, 43 процента не имеют профессионального образования.
Первоочередными задачами в решении проблем учреждений физкультурно-спортивной направленности должны стать:
научно-методическое обеспечение работы областных и муниципальных физкультурно-спортивных учреждений;
повышение уровня квалификации тренеров, тренеров-преподавателей;
обеспечение достаточного финансирования;
совершенствование работы по комплектованию спортивных учреждений достаточным количеством квалифицированных тренеров, тренеров-преподавателей;
восстановление и развитие материально-спортивной базы учреждений физкультурно-спортивной направленности;
проведение на территории Архангельской области социологических исследований потребностей детей и юношества в систематических занятиях физической культурой и спортом;
привлечение специалистов к организации физкультурно-спортивной работы в поселениях;
формирование у детей и юношества устойчивого интереса к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни, использование в этой работе СМИ, в первую очередь - телевидения как наиболее эффективного средства воздействия на общественное мнение;
совершенствование организационного и нормативного обеспечения деятельности спортивных школ.
Первыми шагами по решению проблем, стоящих перед учреждениями физкультурно-спортивной направленности, стали следующие мероприятия:
реализация областной программы развития физической культуры и спорта "Новому веку - здоровое поколение" на 2003-2005 годы (была заложена система проведения комплексных областных соревнований, в том числе среди детей, подростков и молодежи);
принятие областного закона "О физической культуре и спорте в Архангельской области", которым регулируются вопросы правового и финансового обеспечения деятельности спортивных школ;
восстановление и обновление материальной базы детско-юношеского спорта в рамках реализации областной адресной инвестиционной программы в части строительства и реконструкции спортивных объектов.
Вопросы развития физической культуры и спорта в Архангельской области регламентируются Федеральным законом от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и областным законом от 19 октября 2006 года N 250-внеоч.-ОЗ "О физической культуре и спорте в Архангельской области". Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по развитию физической культуры и спорта отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, этим же нормативным актом к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено и предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения.
Кроме того, деятельность учреждений физкультурно-спортивной направленности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Однако правоведами отмечается, что законодательство о физической культуре и спорте является недостаточным, нуждается в дальнейшем развитии и приведении его в соответствие с действующим гражданским законодательством. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность спортивных школ и клубов, изданные в середине 90-х годов прошлого века, необходимо обновить.
В существующих условиях требуется активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы учреждений физкультурно-спортивной направленности, а также всемерное содействие в получении ими государственных лицензий на право ведения образовательной деятельности и в подготовке их к аттестации.
Реализация Программы позволит организовать регулярное обеспечение муниципальных образований Архангельской области нормативными документами и необходимой методической литературой, что, несомненно, даст толчок для дальнейшего развития детско-юношеского спорта.
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы,
целевые индикаторы и показатели
Настоящая Программа разработана для реализации целого комплекса мероприятий, направленных на развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
1) разработка и осуществление мер единой политики в сфере развития детско-юношеского спорта в Архангельской области;
2) совершенствование образовательного процесса в учреждениях физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей;
3) укрепление материально-технической базы детско-юношеского спорта;
4) привлечение детей и юношества к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
5) рост спортивных результатов воспитанников детско-юношеских спортивных школ;
6) развитие физической культуры и массового спорта в поселениях;
7) обновление содержания, форм и средств физического воспитания и спортивной подготовки;
8) пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2009 по 2011 год.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
1) доля детей и юношества, занимающихся в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, по отношению к численности данной категории населения;
2) количество человек, ежегодно выполняющих спортивные нормативы.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы предусматривают решение конкретных задач, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям мероприятий с учетом современных тенденций развития физической культуры и спорта, а также исходя из реальной социально-экономической ситуации в Архангельской области.
Программа предполагает решение проблемы вовлечения детей и юношества в физкультурно-оздоровительное движение, расширение сети областных, муниципальных физкультурно-спортивных учреждений, оснащение спортивных школ (центров) современным спортивным оборудованием и инвентарем. При этом имеется в виду создание эффективной организационно-управленческой структуры и материально-технической базы, а также обеспечение квалифицированными кадрами.
Программой предусматриваются разработка и реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:
научно-методическое и кадровое обеспечение детско-юношеского спорта;
совершенствование учебно-тренировочного и воспитательного процесса;
пропаганда здорового образа жизни;
медицинское обеспечение и контроль за состоянием здоровья детей и юношества, занимающихся физкультурой и спортом;
укрепление и развитие материально-спортивной базы.
Перечень мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области, государственными заказчиками - министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области и министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области и министерство строительства Архангельской области.
Программу планируется выполнять за счет средств областного и местных бюджетов, а также за счет средств из внебюджетных источников.
Реализация Программы осуществляется на основе соглашений (договоров, контрактов), заключаемых в установленном порядке государственными заказчиками с исполнителями программных мероприятий, определяемых, в том числе, на основе размещения государственного заказа.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков.
Объемы финансирования за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников по реализации мероприятий Программы подтверждены муниципальными целевыми программами, гарантийными письмами от органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Долевое участие муниципальных образований в финансировании мероприятий по проведению областных соревнований осуществляется путем проведения за счет средств местных бюджетов отборочных этапов и финансирования части расходов по обеспечению выезда команд муниципальных образований на областные соревнования.
Приобретение медицинского оборудования для оснащения кабинетов спортивной медицины осуществляется министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области.
Приобретение спортивного инвентаря для муниципальных физкультурно-спортивных учреждений осуществляется министерством по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области после закупки муниципальными образованиями спортивного инвентаря и оборудования за счет собственных средств для этих учреждений и предоставления подтверждающих документов. Выделение средств на приобретение спортивного инвентаря для областных учреждений спортивной направленности будет производиться в объеме не менее 25 процентов от предусмотренных в текущем году на реализацию пункта 1 раздела V приложения N 1 к настоящей Программе.
Порядок и условия передачи спортивного инвентаря и медицинского оборудования, а также других товаров, закупленных в рамках реализации настоящей Программы для муниципальных учреждений за счет средств областного бюджета, определяется постановлением Правительства Архангельской области.
Финансирование мероприятий по строительству, капитальному и текущему ремонту спортивных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется в форме субсидий местным бюджетам на основе соглашений (договоров) о порядке долевого финансирования работ, заключаемых между государственным заказчиком и органами местного самоуправления муниципальных образований, при наличии долгосрочных муниципальных целевых программ и в зависимости от бюджетной обеспеченности муниципальных образований, спортивных результатов, показываемых детьми и подростками, занимающимися в учреждениях физкультуры и спорта, роста их контингента. Не менее 25 процентов средств, предусмотренных на реализацию пункта 2 раздела V приложения N 1 к настоящей Программе, выделяются на ремонт областных спортивных сооружений: стадион "Труд", лыжный стадион в Малых Карелах, здание школы высшего спортивного мастерства с пристройкой.
В части приобретения инвентаря и оборудования, реализации мероприятий по строительству, текущему и капитальному ремонту, пропаганде здорового образа жизни исполнители программных мероприятий определяются посредством размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Государственные заказчики при изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой уточняют объемы финансирования за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленном порядке.
Внесение изменений и дополнений в Программу не должно вести к уменьшению ее целевых показателей и индикаторов.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование следующих рабочих документов:
календарный план по реализации мероприятий Программы на соответствующий год ее реализации;
план проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий;
перечень работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 60381,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 33706,0 тыс. рублей, местных бюджетов - 25550,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 1125,0 тыс. рублей.
Участие муниципальных образований в реализации и финансировании мероприятий Программы определено соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления. Условия договора по финансированию и участию в Программе подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления.
В ходе выполнения Программы с муниципальными образованиями заключаются соглашения о совместной реализации и финансировании Программы.
С привлечением внебюджетных средств планируется реализация мероприятий Программы по подготовке и участию в соревнованиях, по пропаганде здорового образа жизни, капитальному ремонту физкультурно-спортивных сооружений.
Внебюджетные средства привлекаются муниципальными образованиями Архангельской области, что подтверждено гарантийными письмами от администраций муниципальных образований Архангельской области.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам, направлениям расходования средств и годам:
(тыс. рублей)
Источники и направления финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
Всего по Программе |
60 381 |
5 050 |
7 900 |
47 431 |
из них: |
|
|
|
|
областной бюджет |
33 706 |
2 500 |
5 400 |
25 806 |
местные бюджеты |
25 550 |
2 500 |
2 500 |
20 550 |
внебюджетные средства |
1 125 |
50 |
- |
1 075 |
в том числе: |
|
|
|
|
Капитальные вложения, всего |
20 400 |
- |
3 300 |
17 100 |
из них: |
|
|
|
|
областной бюджет |
9 600 |
- |
1 800 |
7 800 |
местные бюджеты |
10 500 |
- |
1 500 |
9 000 |
внебюджетные средства |
300 |
- |
- |
300 |
VI. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых
социально-экономических результатов от реализации Программы
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов:
увеличение количества квалифицированных тренеров-преподавателей, специалистов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, ведущих тренерско-преподавательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта, на 15 процента;
выполнение ремонтных работ на девяти спортивных объектах, находящихся в областной и муниципальной собственности;
строительство одного спортивного объекта;
оснащение современным спортивным инвентарем не менее 10 областных и муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности;
улучшение доступности и качества спортивно-оздоровительных мероприятий для населения;
увеличение количества граждан, занимающихся массовой физической культурой и спортом, до 12 процента от населения Архангельской области;
улучшение физической подготовленности детей и подростков, приобщение их к здоровому образу жизни, увеличение количества детей и подростков, занимающихся в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, до 23 процентов;
повышение доступности специализированного медицинского обследования, организация системы медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом на территории Архангельской области, увеличение количества занимающихся, прошедших специализированное медицинское обследование, на 2,5 процента ежегодно;
повышение эффективности системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса по олимпийским видам спорта;
увеличение количества человек, ежегодно выполняющих спортивные нормативы: мастер спорта международного класса (гроссмейстер) - до 5-6 человек, мастер спорта России - до 50 человек, кандидат в мастера спорта - до 135 человек, массовые спортивные разряды - до 10850 человек.
Таким образом, ожидаемый эффект от реализации Программы носит социальный характер и состоит в приобщении детей и юношества к регулярным занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни. Реализация Программы будет способствовать снижению детской преступности и наркомании.
Система программных мероприятий прямого экономического эффекта не предполагает, но в целом мероприятия Программы направлены на воспитание здоровых, активных, ответственных молодых людей, которые в последующей деятельности принесут экономическую пользу нашему региону, будут более уверенными и подготовленными к жизни в современном обществе. Косвенным экономическим эффектом от реализации Программы будет являться экономия средств, затрачиваемых сегодня на выплаты по больничным листам о временной нетрудоспособности, на лечение заболеваний, на финансирование программ по борьбе с негативными явлениями, а также на повышение качества исполнения трудовых обязанностей.
Эффективность реализации Программы рассматривается с точки зрения создания условий для эффективной работы областных, муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности, и роста спортивных результатов перспективных спортсменов Архангельской области.
Методика расчета оценки эффективности Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
VII. Организация управления Программы и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют государственный заказчик-координатор, государственные заказчики Программы и Правительство Архангельской области.
Государственный заказчик-координатор Программы:
обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств;
разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам за год.
Государственные заказчики Программы отвечают за реализацию Программы в части мероприятий, исполнителями которых они являются (обеспечивают подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении).
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, осуществляется в установленном порядке по предложениям государственных заказчиков Программы.
При необходимости государственные заказчики и органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области организуют проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, достигнутые результаты Программы.
Контроль за ходом реализации Программы включает ежеквартальную и ежегодную отчетность о реализации мероприятий Программы, рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений (договоров).
Государственный заказчик-координатор Программы:
ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области и министерство финансов Архангельской области отчет (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы;
ежегодно, до 30 числа месяца, следующего за отчетным годом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области и министерство финансов Архангельской области отчеты о ходе реализации Программы (итоговые отчеты о реализации Программы в целом), выполнения ее целевых показателей (индикаторов), а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Исполнители мероприятий Программы в установленном порядке отчитываются перед государственными заказчиками Программы о целевом использовании выделенных им финансовых средств.
Постановлением Правительства Архангельской области от 5 октября 2010 г. N 281-пп в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе Архангельской области
"Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области на 2009-2011 годы"
Перечень
мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области
на 2009-2011 годы"
2 июня, 5 ноября, 22 декабря 2009 г., 5 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 5 октября 2010 г. N 281-пп в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе Архангельской области
"Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области на 2009-2011 годы"
Методика
расчета оценки эффективности долгосрочной целевой программы
Архангельской области "Поддержка и развитие детско-юношеского спорта
в Архангельской области на 2009-2011 годы"
5 октября 2010 г.
Эффективность реализации Программы должна быть рассмотрена с точки зрения создания условий для эффективной работы областных и муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности в целях приобщения детей, подростков, молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, а также роста спортивных результатов перспективных спортсменов Архангельской области.
Комплексный показатель эффективности реализации Программы оценивается на основании достижения целевых показателей и индикаторов Программы путем сопоставления фактически достигнутых показателей и индикаторов с их прогнозными значениями к уровню финансирования с начала реализации Программы по следующей формуле:
Pfi - POi
Сумма Ki --------------
Pni - POi
Э = --------------------------- х 100%,
Ff / Fn
где:
Э - комплексный показатель эффективности реализации Программы (%),
P0i - оценочные показатели (индикаторы) на начало реализации Программы,
Pfi - фактические показатели (индикаторы), достигнутые в ходе реализации Программы,
Pni - нормативные показатели (индикаторы), утвержденные Программой,
Ki - весовой коэффициент показателей (индикаторов) Программы,
Ff - фактическое финансирование на текущую дату,
Fn - нормативное финансирование Программы.
При расчете комплексного показателя эффективности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели (индикаторы) и их весовые коэффициенты:
Программа считается выполненной (за отчетный год, за весь период реализации Программы), если ее эффективность составляет 75 процентов и более.
Программа нуждается в корректировке и доработке, если мероприятия Программы выполнены с эффективностью от 60 до 75 процентов.
Программа считается неэффективной, если мероприятия Программы выполнены с эффективностью менее 60 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Долгосрочная целевая программа Архангельской области "Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области на 2009-2011 годы" разработана для реализации целого комплекса мероприятий, направленных на развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач: разработка и осуществление мер единой политики в сфере развития детско-юношеского спорта в Архангельской области; совершенствование образовательного процесса в учреждениях физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей; укрепление материально-технической базы детско-юношеского спорта; привлечение детей и юношества к систематическим занятиям физической культурой и спортом; рост спортивных результатов воспитанников детско-юношеских спортивных школ; развитие физической культуры и массового спорта в поселениях; обновление содержания, форм и средств физического воспитания и спортивной подготовки; пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Общий объем финансирования программы составляет 60 381,0 тыс. рублей.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление администрации Архангельской области от 16 сентября 2008 г. N 203-па/30 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Поддержка и развитие детско-юношеского спорта в Архангельской области на 2009-2011 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 7 октября 2008 г. N 39(11527)
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 302-пп настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 5 октября 2010 г. N 281-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 22 декабря 2009 г. N 236-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 5 ноября 2009 г. N 144-пп
Постановление администрации Архангельской области от 2 июня 2009 г. N 146-па/23