Решение Архангельского областного суда
от 9 августа 2011 г. N 3-41
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2011 г. N 1-Г11-19 настоящее решение отменено
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гудушина Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Трусовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 09 августа 2011 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 25 Закона Архангельской области от 20.05.2009 N 30-3-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области" (в ред. от 22.12.2010),
установил:
пунктом 1 статьи 25 Закона Архангельской области от 20.05.2009 N 30-3-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области" предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности, при прекращении полномочий осуществляется единовременная выплата в размере двух денежных вознаграждений.
Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим указанного положения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемое положение противоречит федеральному законодательству. Так, в соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти относится принятие законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов власти. Случаи предоставления гарантий и компенсаций отдельным категориям работников определены статьями 164, 165 Трудового кодекса РФ. Однако, ни Трудовым кодексом РФ, ни иными федеральными законами не предусмотрены гарантии работникам при прекращении полномочий в виде единовременной выплаты в размере двух денежных вознаграждений.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Загвоздина Н.А. заявленные требования поддержала.
Представители Архангельского областного Собрания депутатов Тодоров И.В., Губернатора Архангельской области - Ерегин А.Н. не согласились с заявленными требованиями.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Архангельской области от 20.05.2009 N 30-3-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области" (с изменениями и дополнениями, действующий в редакции областных законов от 22.10.2009 N 86-6-ОЗ, от 15.02.2010 N 129-10-ОЗ, от 19.11.2010 N 223-17-ОЗ, от 22.12.2010 N 249-внеоч.-ОЗ) официально опубликован в печатном издании "Волна" N 23, 02.06.2009; N 47, 27.10.2009; N 8, 25.02.2010; N 49, 23.11.2010; N 56, 24.12.2010.
Судом установлено, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, официально опубликован и вступил в законную силу.
На момент рассмотрения дела оспариваемые положения областного закона в установленном порядке не отменены и не утратили силу.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оспариваемые прокурором положения не противоречат ни федеральным законам, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также вопросы по установлению общих принципов организации системы органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Архангельской области от 20.05.2009 N 30-3-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области" государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее - государственные должности) - это должности, устанавливаемые Уставом Архангельской области для непосредственного исполнения полномочий Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, а также должность уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка, учреждаемая названным законом в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка.
К государственным должностям относятся государственные должности Губернатора Архангельской области, заместителя Губернатора Архангельской области, министра Архангельской области и уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка (далее - уполномоченный по правам ребенка) (пункт 2 статьи 1 областного закона от 20.05.2009 N 30-3-ОЗ).
Оспариваемым прокурором пунктом 1 статьи 25 указанного областного закона предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности, при прекращении полномочий осуществляется единовременная выплата в размере двух денежных вознаграждений.
Содержащиеся в пункте 1 статьи 25 областного закона от 20.05.2009 N 30-3-ОЗ предписания охватываются понятием порядка предоставления мер социального обеспечения лиц, занимающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Данные предписания приняты законодательным органом государственной власти Архангельской области в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Не может быть принят во внимание довод прокурора о том, что непосредственно Трудовой кодекс РФ или иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих возможность осуществления лицам, замещающим государственные должности, при прекращении полномочий единовременной выплаты денежного вознаграждения.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
При этом согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, названным Федеральным законом не регулируется.
Применение федеральных законов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, осуществляется в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Трудовой кодекс РФ вопросы предоставления социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, непосредственно не регулирует.
В тоже время, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (статья 5 ТК РФ).
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Поскольку в настоящее время не принят федеральный закон, регулирующий вопросы предоставления гарантий лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, законодательный орган Архангельской области был вправе установить такие гарантии, к числу которых может быть отнесена и единовременная выплата в размере двух денежных вознаграждений при прекращении полномочий.
Заслуживают внимания и доводы заинтересованных лиц о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета, устанавливать расходные обязательства и исполнять их за счет собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку единовременная выплата в размере двух денежных вознаграждений лицам, замещающим государственные должности, при прекращении ими полномочий является дополнительной адресной социальной гарантией и выплачивается из средств бюджета субъекта Российской Федерации, оспариваемое положение областного закона не противоречит федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах заявление прокурора не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 25 Закона Архангельской области от 20.05.2009 N 30-3-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области" (в ред. от 22.12.2010).
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 9 августа 2011 г. N 3-41
Текст решения официально опубликован не был
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2011 г. N 1-Г11-19 настоящее решение отменено