Решение Архангельского областного суда
от 26 января 2012 г. N 3-3
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре Шиховой Н.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 26 января 2012 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 31 Закона Архангельской области от 29.11.1995 N 22-18-ОЗ "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" (в ред. от 16.12.2011),
установил:
статьей 31 Закона Архангельской области от 29.11.1995 N 22-18-ОЗ "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" установлены следующие положения:
1. В случае причинения вреда жизни или здоровью депутата областного Собрания за счет средств областного бюджета осуществляется компенсационная выплата.
2. Компенсационная выплата депутату областного Собрания, осуществляющему свои полномочия на профессиональной постоянной основе, а в случае его смерти его родителям, супругу, детям осуществляется в соответствии с областным законом от 22 октября 2009 года N 83-6-ОЗ "О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в Архангельском областном Собрании депутатов, избирательной комиссии Архангельской области, и гарантиях деятельности лица, замещающего государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области".
3. Основаниями осуществления компенсационной выплаты депутату областного Собрания, осуществляющему деятельность не на профессиональной постоянной основе, являются:
1) смерть депутата областного Собрания в период осуществления депутатских полномочий либо до истечения одного года после прекращения полномочий вследствие причинения вреда здоровью, полученного в период осуществления депутатских полномочий;
2) признание депутата областного Собрания инвалидом в период осуществления депутатских полномочий либо до истечения одного года после прекращения полномочий вследствие причинения вреда здоровью, полученного в период осуществления депутатских полномочий.
4. Компенсационная выплата не осуществляется, если событие, указанное в пункте 3 настоящей статьи:
1) наступило вследствие совершения депутатом областного Собрания деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
2) является результатом установленного судом умышленного причинения депутатом областного Собрания вреда своему здоровью или самоубийства, за исключением случаев доведения до самоубийства.
5. Размер компенсационной выплаты депутату областного Собрания, осуществляющему деятельность не на профессиональной постоянной основе, а в случае его смерти его родителям, супругу, детям определяется исходя из денежного вознаграждения депутата областного Собрания, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, установленного на день осуществления компенсационной выплаты.
6. Компенсационная выплата, указанная в пункте 3 настоящей статьи, единовременно осуществляется в следующих размерах:
1) в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, - десять денежных вознаграждений родителям, супругу, детям в равных долях;
2) в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи:
- инвалиду, имеющему III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - восемь денежных вознаграждений;
- инвалиду, имеющему II степень ограничения способности к трудовой деятельности, - шесть денежных вознаграждений;
- инвалиду, имеющему I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - одно денежное вознаграждение.
7. Если в период осуществления депутатских полномочий либо до истечения одного года после прекращения полномочий при переосвидетельствовании в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы вследствие указанных в пункте 3 настоящей статьи причин будет повышена степень ограничения способности к трудовой деятельности, размер компенсационной выплаты увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством денежных вознаграждений, причитающихся по вновь установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности, и количеством денежных вознаграждений, причитающихся по прежней степени ограничения способности к трудовой деятельности.
8. Порядок осуществления компенсационных выплат определяется указом Губернатора Архангельской области.
Закон Архангельской области от 29.11.1995 N 22-18-ОЗ "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" в первоначальной редакции официально опубликован в печатном издании "Волна" от 22.12.1995 N 46. Областной закон от 15.12.2009 N 115-9-ОЗ, создающий действующую редакцию оспариваемой нормы, опубликован в печатном издании "Волна" от 19.12.2009 спецвыпуск N 5.
Областной закон от 29.11.1995 N 22-18-ОЗ действует в редакции областного закона от 16.12.2011 N 406-27-ОЗ, опубликованного в печатном издании "Волна" от 27.12.2011 N 55.
Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими указанных положений.
В заявлении прокурор указал, что вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, регулируются статьями 150, 1084, 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные правоотношения в силу пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации могут регулироваться исключительно нормами федерального законодательства, в связи с этим оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Лепеха К.В. заявленные требования поддержала.
Представители Архангельского областного Собрания депутатов Худякова И.В., Губернатора Архангельской области - Ерегин А.Н. не согласились с заявленными требованиями. Полагали, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству, регулируют вопросы предоставления гарантий лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, к которым относятся депутаты Архангельского областного Собрания депутатов. Правовые отношения, связанные с установлением государственных гарантий для таких лиц, не являются гражданскими, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о деликтной ответственности неприменимы.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Выплата компенсаций, предусмотренных оспариваемой прокурором нормой, обусловлена самим фактом причинения вреда жизни или здоровью депутата Архангельского областного Собрания депутатов.
Регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, выходит за пределы полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении ими вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности таких органов.
По общему правилу вопросы возмещения вреда жизни и здоровью гражданина регулируются гражданским законодательством, являются предметом ведения Российской Федерации. Соответствующие положения содержатся в главах 48, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы страхования и обязательств вследствие причинения вреда, устанавливающие частноправовые средства возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью.
Установление публично-правовых (государственное страхование, социальное обеспечение и др.) средств возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, выполняющего конституционно значимые функции, также относится к дискреции федерального законодателя, регулируется федеральными законами. Например: Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Таким образом, ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ни другим федеральным законом не предусмотрена возможность установления компенсационных выплат в случае причинения вреда жизни или здоровью депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах статья 31 Закона Архангельской области от 29.11.1995 N 22-18-ОЗ "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления настоящего решения в законную силу статью 31 Закона Архангельской области от 29.11.1995 N 22-18-ОЗ "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" (в ред. от 16.12.2011).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 26 января 2012 г. N 3-3
Текст решения официально опубликован не был