Решение Архангельского областного суда
от 23 января 2012 г. N 3-4
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре Трусовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 23 января 2012 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункта 3 пункта 2 статьи 3, пунктов 3 и 5 статьи 7 Закона Архангельской области от 24.06.2009 N 37-4-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области" (в ред. от 16.12.2011),
установил:
подпунктом 3 пункта 2 статьи 3 Закона Архангельской области от 24.06.2009 N 37-4-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области" предусмотрено, что выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования Архангельской области может гарантироваться выплата денежного вознаграждения при прекращении полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного Закона при прекращении полномочий выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе не более одного срока полномочий, по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 8 статьи 6 настоящего закона, ему может выплачиваться денежное вознаграждение в течение всего периода, пока он считается незанятым в соответствии с законодательством о занятости населения, но не более трех месяцев со дня прекращения полномочий.
При прекращении полномочий выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе два и более срока полномочий подряд, по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 8 статьи 6 настоящего закона, ему может выплачиваться денежное вознаграждение в течение всего периода, пока он считается незанятым в соответствии с законодательством о занятости населения, но не более шести месяцев со дня прекращения полномочий.
При прекращении полномочий выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 8 статьи 6 настоящего закона, ему может выплачиваться денежное вознаграждение в течение всего периода, пока он считается незанятым в соответствии с законодательством о занятости населения, но не более шести месяцев со дня прекращения полномочий.
В случае заключения трудового договора (служебного контракта), если оплата труда выборного лица местного самоуправления, осуществлявшего свои полномочия на постоянной основе не более одного срока полномочий, ниже размера его денежного вознаграждения, ему может выплачиваться доплата до уровня его денежного вознаграждения в течение трех месяцев со дня прекращения полномочий.
В случае заключения трудового договора (служебного контракта), если оплата труда выборного лица местного самоуправления, осуществлявшего свои полномочия на постоянной основе два и более срока полномочий подряд, ниже размера его денежного вознаграждения, ему может выплачиваться доплата до уровня его денежного вознаграждения в течение шести месяцев со дня прекращения полномочий.
Порядок предоставления гарантии, предусмотренной настоящим пунктом, определяется представительным органом муниципального образования Архангельской области.
Согласно пункту 5 статьи 7 названного Закона выплаты, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 настоящей статьи, увеличиваются на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Закон Архангельской области от 24.06.2009 N 37-4-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области" в первоначальной редакции официально опубликован в печатном издании "Волна" от 07.07.2009 N 29.
Областные законы от 22.10.2009 N 89-6-ОЗ, от 24.09.2010 N 195-15-ОЗ, от 24.09.2010 N 197-15-ОЗ, от 11.02.2011 N 254-19-ОЗ, от 07.07.2011 N 306-23-ОЗ, от 07.07.2011 N 309-23-ОЗ, от 16.12.2011 N 414-27-ОЗ, создающие действующую редакцию, опубликованы в печатном издании "Волна" от 27.10.2009 N 47, от 05.10.2010 N 40, от 14.02.2011 N 6, от 12.07.2011 N 31, от 27.12.2011 N 55.
Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими указанных положений.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству. Так, в соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти относится принятие законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов власти. Ни Трудовым кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными законами не предусмотрены такого рода гарантии при прекращении полномочий. Таким образом, оспариваемые нормы областного закона приняты с превышением полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Загвоздина Н.А. заявленные требования поддержала. Уточнила, что пункт 5 статьи 7 областного закона от 24.06.2009 N 37-4-ОЗ оспаривается в части слов "предусмотренных пунктом 3", касающихся выплаты денежного вознаграждения при прекращении полномочий выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе.
Представители Архангельского областного Собрания депутатов Худякова И.В., Губернатора Архангельской области - Ерегин А.Н. не согласились с заявленными требованиями. Полагали, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству, поскольку приняты в пределах компетенции органа государственной власти Архангельской области по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "к", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, законы субъектов Российской Федерации.
Указанной норме корреспондируют положения части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая общие принципы организации системы местного самоуправления, в том числе выплату выборным лицам местного самоуправления при прекращении их полномочий, должен учитывать положения федерального законодательства, в рассматриваемых отношениях - трудового законодательства.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).
Судом по делу установлено, что во исполнение оспариваемых норм уставами отдельных муниципальных образований Архангельской области предусмотрена выплата рассматриваемого денежного вознаграждения выборным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (л.д. 71, 72).
Осуществление выборными лицами местного самоуправления своих полномочий на постоянной основе является формой реализации права на труд, на указанных лиц распространяется законодательство Российской Федерации о труде.
Вместе с тем, вопросы установления основных и дополнительных гарантий выборным лицам местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации, которыми не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации рассматриваемых дополнительных гарантий для выборных лиц местного самоуправления при прекращении их полномочий.
Законодатель Архангельской области, устанавливая возможность выплаты выборному лицу местного самоуправления при прекращении его полномочий денежного вознаграждения, ввел не содержащуюся в Трудовом кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах норму, устанавливающую дополнительную гарантию, создающую преимущества для определенной категории лиц по сравнению с гражданами, которым в сходных условиях прекращения трудовых отношений такая выплата не полагается.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах подпункт 3 пункта 2 статьи 3, пункт 3 статьи 7, пункт 5 статьи 7 в части слов "пунктом 3" (как допускающих увеличение на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выплат при прекращении полномочий выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе) областного закона от 24.06.2009 N 37-4-ОЗ подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу подпункт 3 пункта 2 статьи 3, пункт 3 статьи 7, пункт 5 статьи 7 в части слов "пунктом 3" Закона Архангельской области от 24.06.2009 N 37-4-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области" (в ред. от 16.12.2011).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 23 января 2012 г. N 3-4
Текст решения официально опубликован не был