Постановление Правительства Архангельской области
от 14 февраля 2012 г. N 49-пп
"О комплексе мер по модернизации системы общего образования в Архангельской области на 2012 год"
30 апреля 2013 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 25 марта 2014 г. N 115-пп настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования":
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации системы общего образования в Архангельской области на 2012 год.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор |
И.А. Орлов |
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования в Архангельской области на 2012 год
(утв. постановлением Правительства Архангельской области от 14 февраля 2012 г. N 49-пп)
30 апреля 2013 г.
I. Текущее состояние системы общего образования в Архангельской области
В Архангельской области сеть образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, включает в себя 393 учреждения, из которых 370 - муниципальные и 23 - государственные образовательные учреждения Архангельской области. Численность обучающихся в данных учреждениях составляет 115,5 тыс. человек.
Принимаемые меры по модернизации системы общего образования отвечают приоритетным целям и задачам государственной политики и отражены в региональном плане действий по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы, утвержденном распоряжением министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 30 июня 2010 года N 821. Реализация плана обеспечила совершенствование ключевых направлений развития системы общего образования.
Системообразующим направлением является введение федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования, устанавливающего современные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре основной образовательной программы начального общего образования, условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В целях предварительного выявления проблем, а также для создания и распространения новой образовательной и управленческой практики с 01 сентября 2010/2011 учебного года организовано введение ФГОС начального общего образования в пилотных общеобразовательных учреждениях. С 01 сентября 2011/2012 учебного года ФГОС начального общего образования введен в первых классах всех общеобразовательных учреждений. Организовано обучение педагогических кадров и руководителей общеобразовательных учреждений, а также руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Во всех общеобразовательных учреждениях, работающих по новым ФГОС, утверждены основные образовательные программы начального общего образования, в локальные акты внесены необходимые изменения, положениями о стимулирующем фонде оплаты труда педагогам предусмотрены соответствующие доплаты, с родителями обучающихся заключены договоры о предоставлении общего образования.
Спроектированы вариативные модели организации внеурочной деятельности детей. Среднее количество часов в неделю внеурочной занятости на одного обучающегося за счет бюджетного финансирования в 2011 году составило 5 часов в неделю. Широкое распространение получает практика сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, в том числе находящихся в ведении органов управления культурой, спортом и молодежной политикой. Так, в 2011 году на базе общеобразовательных учреждений работало 106 объединений, в которых по дополнительным образовательным программам обучалось более 27 тыс. детей. Данная тенденция создает благоприятные предпосылки для организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся по новым ФГОС.
С 01 сентября 2012 года в общеобразовательных учреждениях Архангельской области планируется поэтапное введение ФГОС основного общего образования. К настоящему времени распоряжением министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 23 ноября 2011 года N 791 определены 25 областных пилотных площадок, утверждена программа их работы и план поэтапного введения ФГОС основного общего образования.
Приоритетным направлением модернизации региональной системы общего образования является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Так, в 2011 году все медицинские кабинеты общеобразовательных учреждений, являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения, осуществляли свою деятельность на условиях соответствующих лицензий. Удельный вес численности обучающихся в зданиях, в которых обеспечено медицинское обслуживание, соответствующее лицензионным требованиям, в 2011 году составил 77,69 процента. Для другой части обучающихся (как правило, обучающихся в малочисленных и малокомплектных школах) медицинское обслуживание на условиях договоров организовано на базе лечебно-профилактических учреждений. В 2011 году дополнительно к традиционным медосмотрам обучающихся в рамках программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 28 марта 2011 года N 78-пп, проведена углубленная диспансеризация 14-летних подростков.
Создаются условия для совершенствования организации питания обучающихся. В 2011 году проведены реконструкция и ремонт 32 столовых, замена теплового, технологического и холодильного оборудования 152 пищеблоков. Благодаря принятым мерам доля общеобразовательных учреждений, в которых выполнены все современные требования к организации питания детей, в том числе касающиеся состояния материально-технической базы пищеблоков и обеденных залов столовых, кадрового обеспечения, реализации образовательных программ по вопросам здорового питания, составила 21,89 процента (аналогичный показатель в 2010 году - 18,58 процента).
Осуществляются меры социальной поддержки отдельных категорий обучающихся по предоставлению горячего питания. За счет средств местных бюджетов во всех муниципальных образованиях Архангельской области организовано льготное и (или) бесплатное питание для 12,1 тыс. обучающихся (дети из малообеспеченных и многодетных семей, обучающиеся, проживающие в пришкольных интернатах, обучающиеся в классах для детей с ограниченными возможностями). Более 2 тыс. детей получают бесплатное горячее питание в общеобразовательных учреждениях за счет привлеченных благотворительных средств. За счет средств областного бюджета в качестве дополнительного питания обучающимся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных учреждений предоставляется бесплатное молоко. Всего бесплатным молоком обеспечиваются 46,3 тыс. детей.
Важным направлением модернизации системы общего образования в Архангельской области является поддержка одаренных и талантливых детей. При государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Архангельской области "Дворец детского и юношеского творчества" создана очно-заочная "Областная школа для одаренных детей", которая в своей работе взаимодействует с аналогичными муниципальными школами. Сетевое взаимодействие осуществляется, в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий.
Важным компонентом системы выявления и поддержки талантливых детей является областная учебно-исследовательская конференция "Юность Поморья", которая включена в региональный перечень мероприятий приоритетного национального проекта "Образование". В 2011 году более 200 учащихся из всех муниципальных образований Архангельской области представили свои исследовательские и творческие работы по различным направлениям деятельности.
В Архангельской области сформирована система предпрофильной подготовки и профильного обучения. К настоящему времени более 90 процентов выпускников основной школы охвачено предпрофильной подготовкой, 42 процента обучающихся на старшей ступени общего образования изучают предметы на профильном и (или) углубленном уровне. Наиболее востребованными являются физико-математический, информационно- технологический, социально-экономический, социально-гуманитарный профили.
На протяжении последних лет средние областные показатели успешности обучения в общеобразовательных учреждениях Архангельской области являются стабильными и на уровне общероссийских показателей, что подтверждается результатами единого государственного экзамена. Ежегодно, кроме независимой оценки знаний обучающихся в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов, проводится выборочный мониторинг учебных достижений обучающихся. По результатам проведения мониторинга готовятся методические рекомендации по совершенствованию организации учебного процесса, использованию учебно-методических комплексов. Формируются предложения по обновлению содержания курсов повышения квалификации. Проводятся исследования уровня удовлетворенности детей и родителей образовательными результатами. Развивается практика самооценки образовательных учреждений, позволяющая установить уровень достижения результатов работы образовательных учреждений, сопоставить данные результаты с показателями прошлых лет и установить на этой основе тенденции развития, определить проблемные зоны. Результаты самооценки представляются в публичных отчетах о деятельности общеобразовательных учреждений.
В 2011 году продолжена системная работа по формированию структуры сети общеобразовательных учреждений с учетом внедрения новых финансово-экономических механизмов функционирования отрасли (нормативно- подушевое финансирование, перевод на новую систему оплаты труда, программно-целевой метод планирования).
Для повышения эффективности принимаемых мер по модернизации региональной системы общего образования большинство реализуемых мероприятий осуществляется в рамках долгосрочных целевых программ Архангельской области:
"Развитие образования и науки Архангельской области и Ненецкого автономного округа на 2009-2012 годы" (утверждена постановлением администрации Архангельской области от 02 сентября 2008 года N 194-па/28);
"Доступная среда на 2011-2015 годы" (утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 24 августа 2010 года N 237-пп);
"Капитальный ремонт зданий, находящихся в государственной собственности Архангельской области, на 2010-2011 годы" (утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 08 ноября 2011 года N 421-пп);
"Молодежь Поморья (2009-2011 годы)" (утверждена постановлением администрации Архангельской области от 26 августа 2008 года N 189-па/27);
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Архангельской области на 2009-2011 годы" (утверждена постановлением администрации Архангельской области от 19 августа 2008 года N 178-па/26);
"Пожарная безопасность в Архангельской области на 2011-2013 годы" (утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года N 326-пп);
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010-2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 27 июля 2010 года N 210-пп).
В общем объеме расходов на общее образование финансирование мероприятий в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ в 2011 году составило 7 процентов.
Вместе с тем наряду с наметившимися положительными тенденциями в системе образования Архангельской области остается ряд проблем, требующих дальнейшего целенаправленного решения и дополнительного ресурсного обеспечения. Сохраняются тенденции к ухудшению здоровья детей, во многом обусловленные отсутствием в образовательных учреждениях надлежащих санитарно-гигиенических условий. Не в полной мере обеспечивается безопасность подвоза обучающихся, требуется обновление автобусного парка. Для создания современных условий обучения, соответствующих требованиям ФГОС, необходимо совершенствование учебно-материальной базы. Для реализации современных целей и задач в области образования требуется создание современной системы привлечения, непрерывного профессионального образования (подготовка, повышение квалификации, переподготовка) и закрепления кадров педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений.
II. Итоги модернизации общего образования в 2011 году на территории Архангельской области
Реализация комплекса мер по модернизации общего образования Архангельской области в 2011 году осуществлялась за счет средств федерального и областного бюджетов.
В 2011 году осуществлен перевод всех государственных общеобразовательных учреждений Архангельской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Архангельской области на новую систему оплаты труда. Отраслевое примерное положение о системе оплаты труда разработано в соответствии с модельной методикой новой системы оплаты труда Министерства образования и науки Российской Федерации.
Для перевода на новую систему оплаты труда всех государственных общеобразовательных учреждений Архангельской области и муниципальных общеобразовательных учреждений в областном бюджете на 2011 год предусмотрено увеличение расходов на оплату труда с 01 января 2011 года на 6,5 процента, а также увеличен на 7,8 процента объем расходов на реализацию общеобразовательных программ. В среднем увеличение заработной платы педагогического персонала при переводе на новую систему оплаты труда работников составило 12 процентов, молодых специалистов - от 30 процентов до 54 процентов.
При этом доля фонда на выплаты надбавок стимулирующего характера в общем объеме фонда оплаты труда составила 23 процента (или рост на 4 процента).
При увеличении фондов оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений на 30 процентов c 01 сентября 2011 года доля фонда на выплаты надбавок стимулирующего характера в общем объеме фонда оплаты труда составила 28 процентов. Таким образом, в среднем увеличение стимулирующего фонда составило 9 процентов.
В результате средняя заработная плата учителей за сентябрь возросла на 30,2 процента к уровню среднемесячной заработной платы учителей за I квартал 2011 года, за октябрь - на 35,9 процента, за ноябрь - на 50 процентов и составила 23 128,15 рубля, или 100,9 процента к уровню средней заработной платы по экономике в Архангельской области за I квартал 2011 года (22 925,80 рубля).
Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Архангельской области от 13 июля 2011 года N 18.664.240039 соотношение среднемесячной заработной платы учителей за IV квартал 2011 года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике в Архангельской области в I квартале 2011 года должно соответствовать 87,42 процента, или 20 041,73 рубля.
Правительством Архангельской области с 01 ноября 2011 года увеличен фонд оплаты труда остальным категориям работников на 15 процентов.
В 2011 году все государственные общеобразовательные учреждения Архангельской области и 41,6 процента муниципальных общеобразовательных учреждений финансируются на основе нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося.
Субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях доводятся до муниципальных образований Архангельской области по нормативам на одного обучающегося в год. Для перевода всех муниципальных общеобразовательных учреждений на нормативное финансирование внесены изменения в областной закон от 03 апреля 1996 года N 38-22-ОЗ "Об образовании" в части изменения методики для расчета субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях.
В течение 2011 года на муниципальном уровне проведена работа по разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности по выполнению муниципального задания и нормативов финансовых затрат на одного обучающегося в год, что позволит обеспечить перевод всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений в 2012 году на нормативно-подушевое финансирование.
Установленные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности на реализацию общеобразовательных программ, утвержденные законом Архангельской области от 21 декабря 2010 года N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", позволяют финансировать реализацию внеурочной деятельности обучающихся до 10 часов в неделю, реализацию и сопровождение индивидуального обучения талантливых детей, а также стимулировать педагогических работников за работу по введению ФГОС. Данная ситуация сохраняется и в бюджете 2012 года.
С 01 сентября 2011 года все обучающиеся в первых классах общеобразовательных учреждений и 1101 обучающийся во вторых классах общеобразовательных учреждений обучаются в соответствии с ФГОС начального общего образования, что составляет 12,2 процента от общей численности обучающихся в начальной школе. Планируемые показатели достигнуты.
В течение 2011 года обучение на курсах повышения квалификации прошли 1005 человек, на краткосрочных семинарах - 1293 человек. Всего по вопросам введения ФГОС за 2010-2011 годы прошли повышение квалификации 2076 педагогических кадров и 616 руководителей общеобразовательных учреждений.
В связи с введением нового порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209, подготовлена необходимая региональная нормативно-правовая база, где определены региональные и муниципальные полномочия. Разработаны оценочные показатели по должностям педагогических работников, пакеты с содержанием квалификационных испытаний по 47 должностям, примерное положение о проведении аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Архангельской области, создан региональный банк экспертов (более 1300 чел.), организовано обучение значительного количества экспертов, изданы соответствующие методические пособия.
В 2011 году прошли аттестацию 916 педагогических работников Архангельской области (соответствует показателю, определенному в соглашении), в том числе 249 педагогическим работникам установлена высшая квалификационная категория, 540 педагогическим работникам - первая квалификационная категория, 127 педагогических работников признаны соответствующими занимаемой должности.
Создана сеть региональных базовых образовательных и инновационных площадок, ресурсы которых используются в системе повышения квалификации педагогов. Программы повышения квалификации выстроены в блочно-модульной системе, разработаны и внедрены в практику модели персонифицированного непрерывного повышения квалификации и тьюторского сопровождения педагогических кадров. Увеличена доля педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, прошедших обучение в очно-дистанционной и дистанционной формах. Образованы сетевые сообщества из числа педагогических работников и руководителей учреждений.
Важным инструментом модернизации и развития всей образовательной системы Архангельской области являются информационные и коммуникационные технологии. В 2011 году в целях обеспечения качественных изменений в создании современной информационно-образовательной среды стартовал новый проект "Цифровое кольцо Архангельской области", который раскрывает широкие возможности доступа к любым образовательным услугам в любом удаленном месте Архангельской области посредством скоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для подключения в качестве пользователей участникам проекта можно иметь лишь стандартный персональный компьютер и видеокамеру. На базе сети 25 районных ресурсных центров одновременно со всеми муниципальными образованиями Архангельской области будут проводиться видеоконференции, презентации передового педагогического опыта, трансляции учебных занятий лучших педагогических работников, проблемные дискуссии и многое другое. Обеспечивает техническое и организационно-методическое сопровождение данного проекта государственное автономное образовательное учреждение "Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования". Вместе с тем у каждого муниципального образования, образовательного учреждения имеется возможность заявить о себе, представить свой опыт и занять достойное место в едином образовательном пространстве региона. В 2010 году в Архангельской области дистанционное обучение осуществляли 3 процента общеобразовательных учреждений. Показатели доли школьников, определенные в Соглашении, достигнуты.
В 2011 году для общеобразовательных учреждений в Архангельской области осуществлена централизованная закупка права на использование программных продуктов контент-фильтрации нового поколения. Данная мера, в том числе, направлена на повышение безопасности доступа школьников к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В 2011 году в Архангельской области приняты необходимые меры по экономии энергоресурсов за счет проведения мероприятий по энергосбережению, обеспечению исправности всех приборов тепловых сетей, утеплению окон и остеклению всех оконных проемов, исключающие сквозняки, контролю лимитов электропотребления по каждому счетчику. Комплекс выполненных мероприятий позволил сократить расходы тепловой энергии на 1,75 процента, электроэнергии - на 3,8 процента.
Для разъяснения позиций и положений проекта по модернизации региональных систем общего образования, в том числе в части повышения фонда оплаты труда учителей, разработан и реализуется с апреля 2011 года информационно-коммуникационный проект. В качестве каналов коммуникации используются все средства массовой информации Архангельской области, осуществляется эффективное сотрудничество с районными печатными средствами массовой информации и новостными каналами информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
III. Описание реализации проекта по модернизации в 2012 году
Настоящий комплекс мер разработан для достижения следующих основных целей:
обеспечение устойчивого развития региональной системы общего образования, гарантирующей реализацию равных прав граждан на получение качественного образования;
создание современных условий образовательного процесса;
обеспечение профессионального роста педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений.
Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:
формирование региональной системы оценки качества образования, направленной на оценку образовательных достижений обучающихся, их соответствия требованиям ФГОС, а также факторов, на них влияющих;
укрепление материально-технической и учебно-лабораторной базы общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС;
создание в общеобразовательных учреждениях современной открытой информационно-образовательной среды;
повышение качества реализуемых образовательных программ и программ внеурочной и внешкольной деятельности;
создание системы привлечения, непрерывного профессионального образования и закрепления педагогических кадров и руководителей общеобразовательных учреждений, способных к реализации современных целей и задач в области образования.
Решение задачи формирования региональной системы оценки качества образования включает в себя:
подготовку необходимой концептуально-методической базы;
разработку соответствующих контрольно-измерительных материалов и диагностического инструментария;
закупку оборудования для проведения государственной итоговой аттестации;
отработку организационно-технологических процедур оценки качества образования.
Сформированная региональная система оценки качества общего образования позволит своевременно получать объективную информацию о состоянии качества образования, тенденциях его изменений и причинах, влияющих на его уровень, а также информировать общественность о качестве образования в Архангельской области.
Решение задачи укрепления материально-технической и учебно-лабораторной базы общеобразовательных учреждений ориентировано на создание современных условий, соответствующих требованиям ФГОС, и включает в себя:
проведение текущего ремонта помещений общеобразовательных учреждений для обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в том числе текущего ремонта систем электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения, санитарно-гигиенических помещений, а также проведение ремонта с целью подготовки помещений для установки нового оборудования в пищеблоках;
проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений;
приобретение мобильных комплектов современного оборудования для начальных классов общеобразовательных учреждений и их закрепление за несколькими начальными классами;
приобретение учебно-лабораторного оборудования для предметных кабинетов пилотных общеобразовательных учреждений, переходящих в 2012 году на новый ФГОС основного общего образования;
приобретение учебно-производственного и спортивного оборудования, использование оборудованных помещений для реализации программ внеурочной деятельности по новым ФГОС;
закупка новых автобусов для организации регулярных перевозок обучающихся в общеобразовательные учреждения, в которых созданы современные условия образовательного процесса;
проведение в общеобразовательных учреждениях энергосберегающих мероприятий.
Решение задачи укрепления материально-технической и учебно-лабораторной базы общеобразовательных учреждений обеспечит увеличение доли обучающихся в современных условиях, отвечающих требованиям ФГОС. Одновременно с этим будет обеспечено снижение потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов. Будет полностью удовлетворена потребность в школьных автобусах.
Решение задачи создания в общеобразовательных учреждениях современной информационно-образовательной среды включает в себя:
приобретение компьютерного оборудования для создания новых автоматизированных рабочих мест в учебных кабинетах общеобразовательных учреждений, обеспечивающих доступ к современным образовательным ресурсам;
приобретение компьютерного оборудования для формирования библиотек общеобразовательных учреждений как информационных центров;
обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов;
организацию эффективного взаимодействия общеобразовательных учреждений с иными образовательными организациями посредством дистанционных технологий;
переход общеобразовательных учреждений на электронные системы ведения школьной и учебной документации;
создание и дальнейшее развитие сайтов общеобразовательных учреждений, развитие сервисов сайтов.
Решение задачи создания в общеобразовательных учреждениях современной информационно-образовательной среды обеспечит повышение информационной открытости образования, создаст дополнительные возможности для развития вариативных моделей организации дистанционного обучения и увеличения доли общеобразовательных учреждений, реализующих дистанционные образовательные технологии, с 3 процентов до 6,3 процента. Сайты будут функционировать в 100 процентах общеобразовательных учреждений, официальное размещения публичной отчетности о деятельности будет осуществляться в 100 процентах общеобразовательных учреждений.
Решение задачи повышения качества реализуемых образовательных программ и программ внеурочной и внешкольной деятельности общеобразовательных учреждений предусматривает принятие следующих мер:
переход общеобразовательных учреждений на новые ФГОС начального общего образования и основного общего образования;
обновление содержания образовательных программ, в том числе программ внеурочной и внешкольной деятельности в контексте технологических, социально-экономических и культурных изменений, происходящих в России и Архангельской области;
развитие практики реализации образовательных программ по индивидуальным учебным планам обучающихся;
приобретение новых учебников и учебных пособий, справочной и художественной литературы для библиотек общеобразовательных учреждений.
Решение задачи повышения качества реализуемых образовательных программ и программ внеурочной и внешкольной деятельности обеспечит увеличение численности обучающихся по новым ФГОС: в начальной школе - с 28,6 процента до 53,8 процента, в основной школе - с 0 процентов до 20,8 процента обучающихся на ступени основного общего образования. Также решение данной задачи обеспечит достижение более высоких результатов образования и снижение доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях с низкими образовательными результатами.
Решение задачи создания современной системы привлечения, непрерывного профессионального образования и закрепления педагогических кадров и руководителей общеобразовательных учреждений, способных к реализации современных целей и задач в сфере образования, предусматривает принятие следующих мер:
организация переподготовки руководителей общеобразовательных учреждений по специальности "Менеджмент в образовании";
формирование резерва управленческих кадров;
повышение средней заработной платы учителей до уровня средней по региону;
развитие практики аттестации педагогических кадров в новой форме;
создание в каждом муниципальном образовании сети стажировочных площадок по актуальным вопросам развития общего образования;
обучение педагогических кадров и руководителей общеобразовательных учреждений, являющихся стажировочными площадками, для организации системной методической поддержки основных направлений модернизации общего образования;
внедрение персонифицированной модели повышения квалификации педагогических кадров и руководителей общеобразовательных учреждений.
В результате реализации данных мероприятий планируется, что 70 процентов обучающихся будет обучаться в общеобразовательных учреждениях, в которых руководитель имеет квалификацию в сфере управления. Сформированный резерв педагогических кадров обеспечит эффективную ротацию управленческих кадров. Обновление форм и процедур аттестации педагогических работников станет механизмом перехода к управлению по результатам в педагогической практике. Доля педагогических кадров, получивших в установленном порядке первую или высшую квалификационную категорию, увеличится до 21,7 процента, доля педагогических кадров и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, вырастет до 52,2 процента.
С учетом обозначенных приоритетов определены объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году системы общего образования в Архангельской области. Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета с привлечением средств областного бюджета. Общий объем финансирования комплекса мер составляет 720 531,0 тыс. рублей, в том числе:
652 931,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
67 600 тыс. рублей - средства областного бюджета.
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования в Архангельской области на 2012 год по направлениям расходов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", представлены в приложении N 1.
Значения показателей (подпоказателей) результативности предоставления федеральной субсидии областному бюджету на модернизацию системы общего образования в Архангельской области на 2012 год представлены в приложении N 2.
План-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений в Архангельской области представлен в приложении N 3.
План-график реализации мероприятий по модернизации системы общего образования в Архангельской области на 2012 год по кварталам представлен в приложении N 4.
В ходе реализации комплекса мер возможны следующие риски:
несвоевременное размещение государственных (муниципальных) заказов на выполнение работ, предусмотренных проектом;
нарушение сроков исполнения государственных (муниципальных) контрактов, поставка некачественного оборудования, некачественное выполнение работ.
Минимизация данных рисков будет достигаться за счет централизации значительной части оборудования, а также транспортных средств, литературы, программного обеспечения. Технические задания будут формулироваться максимально точно, также в государственных (муниципальных) контрактах будут предусмотрены более строгие меры финансового обеспечения их выполнения.
Кроме этого, существуют риски при проведении ремонтных работ, обусловленные наличием "скрытых" проблем состояния материально-технической базы учреждений. Для их минимизации планируется более качественное проведение экспертной оценки состояния объектов ремонта и разработка необходимой проектно-сметной документации.
Исполнительным органом государственной власти Архангельской области, ответственным за реализацию комплекса мер, является министерство образования, науки и культуры Архангельской области, которое обеспечивает согласованные действия всех исполнителей мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств. Координацию и контроль действий по реализации комплекса мер осуществляет рабочая группа, состав которой утверждается распоряжением министерства образования, науки и культуры Архангельской области.
Исполнителями мероприятий комплекса мер являются заинтересованные структурные подразделения министерства образования, науки и культуры Архангельской области, органы местного самоуправления, государственные общеобразовательные учреждения Архангельской области и муниципальные общеобразовательные учреждения, а также организации, определяемые путем размещения заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исполнители мероприятий несут ответственность за их своевременную реализацию, решение поставленных задач, рациональное и целевое использование выделенных средств. Отношения министерства образования, науки и культуры Архангельской области с органами местного самоуправления определяются соответствующими соглашениями о намерениях.
IV. Меры, направленные на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения
В Архангельской области с целью привлечения молодых специалистов в общеобразовательные учреждения принимаются следующие меры.
Постановлением Правительства Архангельской области от 31 мая 2011 года N 180-пп утвержден Порядок предоставления единовременных выплат за счет средств областного бюджета молодым специалистам в сфере образования в связи с поступлением на работу в государственные образовательные учреждения Архангельской области и муниципальные образовательные учреждения на территории Архангельской области. В настоящее время произведены выплаты в размере 100,0 тыс. рублей 76 молодым специалистам 2010 года выпуска, организована работа по выплатам молодым специалистам 2011 года выпуска. В 2012 году данная работа будет продолжена.
Ежегодно в рамках конкурса на выплату денежного поощрения лучшим учителям за счет областного бюджета выплачивается денежное поощрение в размере 50,0 тыс. рублей 40 конкурсантам. В 2012 году проведение данного конкурса будет продолжено.
В соответствие с Порядком предоставления социальных выплат за счет средств областного бюджета работникам государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области на приобретение жилых помещений на первичном рынке, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 25 января 2011 года N 10-пп, в 2011 году 286 педагогических работников получили сертификаты на приобретение жилых помещений.
С 2011 года на территории Архангельской области реализуются мероприятия по строительству служебного жилья, направленные на привлечение новых специалистов в районы. В проекте участвует 10 муниципальных образований Архангельской области, началось строительство 194 жилых помещений.
V. Ориентиры развития общего образования в Архангельской области до 2020 года
В результате реализации мер по развитию системы общего образования в Архангельской области до 2020 года планируется:
повысить долю обучающихся образовательных учреждений, которые учатся в соответствии с требованиями ФГОС, до 100 процентов;
обеспечить оснащение общеобразовательных учреждений учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием, достаточным для реализации основных образовательных программ, в том числе в части, формируемой участниками образовательного процесса, - 100 процентов;
обеспечить общеобразовательные учреждения доступом к спортивным залам и (или) площадкам - 100 процентов;
создать условия для организации горячего питания обучающихся, увеличить долю детей, охваченных горячим питанием, до 85 процентов;
обеспечить 100 процентов школьных маршрутов автотранспортными средствами, соответствующими требованиям безопасных перевозок детей;
обеспечить возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях (полностью по запросу);
создать условия для получения общего образования в дистанционной форме в 100 процентах общеобразовательных учреждений;
обеспечить предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы;
разработать и внедрить систему оценки качества общего образования с участием общественных институтов;
обеспечить комплексный электронный мониторинг качества образования во всех общеобразовательных учреждениях;
совершенствовать механизмы привлечения перспективных выпускников профессиональных учебных заведений для работы в общеобразовательных учреждениях (доля молодых специалистов от общего числа учителей должна составлять не менее 20 процентов);
обеспечить эффективное функционирование системы по выявлению и сопровождению одаренных детей;
создать условия для информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации.
Постановлением Правительства Архангельской области от 30 апреля 2013 г. N 195-пп настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к комплексу мер по модернизации
системы общего образования
в Архангельской области на 2012 год
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 30 апреля 2013 г. N 195-пп)
Объемы финансирования
мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования
в Архангельской области на 2012 год
30 апреля 2013 г.
|
тыс. рублей |
|||||||||
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||||||
всего |
в том числе |
|||||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
областной бюджет |
|||||||||
всего |
областной бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||
1. Приобретение оборудования |
179 299,31 |
178 299,31 |
1 000,0 |
1 000,0 |
- |
- |
||||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
1) |
учебно-лабораторное оборудование |
24 043,70 |
24 043,70 |
- |
- |
- |
- |
|||
2) |
учебно-производственное оборудование |
12 839,53 |
12 839,53 |
- |
- |
- |
- |
|||
3) |
спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
8 127,34 |
8 127,34 |
- |
- |
- |
- |
|||
4) |
спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
8 979,31 |
8 979,31 |
- |
- |
- |
- |
|||
5) |
компьютерное оборудование |
87 524,10 |
86 524,10 |
1 000,0 |
1 000,0 |
- |
- |
|||
6) |
оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
1 232,0 |
1 232,0 |
- |
- |
- |
- |
|||
7) |
оборудование для школьных столовых |
36 553,33 |
36 553,33 |
- |
- |
- |
- |
|||
8) |
оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
118 677,80 |
118 677,80 |
- |
- |
- |
- |
|||
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
77 345,99 |
10 745,99 |
66 600,0 |
66 600,0 |
- |
- |
|||
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям |
98 436,0 |
98 436,0 |
- |
- |
- |
- |
|||
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
6 635,40 |
6 635,40 |
- |
- |
- |
- |
|||
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
2 925,60 |
2 925,60 |
- |
- |
- |
- |
|||
1) |
увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
2 925,60 |
2 925,60 |
- |
- |
- |
- |
|||
2) |
обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
118 527,0 |
118 527,0 |
- |
- |
- |
- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
118 683,90 |
118 683,90 |
- |
- |
- |
- |
|||
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого |
720 531,0 |
652 931,0 |
67 600,0 |
67 600,0 |
- |
- |
Приложение N 2
к комплексу мер по модернизации
системы общего образования
в Архангельской области на 2012 год
Значения
показателей (подпоказателей)*(1) результативности предоставления федеральной субсидии
областному бюджету на модернизацию в Архангельской области системы общего образования*(2)
на 2012 год
Наименование показателя результативности |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I. Среднемесячная заработная плата учителей в субъекте Российской Федерации | |||||
1.1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной (по данным Федеральной службы государственной статистики) заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году |
94,13 |
94,65 |
99,36 |
100,0 |
1.1.1. |
Размер среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации (рубли) |
21579,78 |
21700,00 |
22778,04 |
23144,66 |
1.1.2. |
Размер среднемесячной (по данным Федеральной службы государственной статистики) заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации (рубли) |
22925,8 |
22925,8 |
22925,8 |
23144,66 |
2. Реализация ФГОС | |||||
2.1. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе (проценты) |
28,6 |
28,6 |
53,8 |
53,8 |
2.1.1. |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (человек) |
13695 |
13695 |
26395 |
26395 |
2.2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования в общей численности обучающихся в основной школе (проценты) |
0 |
0 |
2,8 |
2,8 |
2.2.1. |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (человек) |
0 |
0 |
1447 |
1447 |
2.3. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования в общей численности обучающихся в средней школе (проценты) |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.3.1. |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования (человек) |
0 |
0 |
0 |
0 |
III. Учителя, получившие в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, | |||||
3.1. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
5,4 |
11,9 |
13,0 |
21,7 |
3.1.1. |
Численность учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности (человек) |
500 |
1100 |
1200 |
2000 |
IV. Руководители и учителя общеобразовательных учреждений, прошедшие повышение квалификации | |||||
4.1. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
30,1 |
37,9 |
40,9 |
52,2 |
4.1.1. |
Численность руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (человек) |
1083 |
1796 |
2083 |
3120 |
V. Общеобразовательные учреждения, осуществляющие дистанционное обучение обучающихся* | |||||
5.1. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
0 |
6,3 |
6,3 |
6.3 |
5.1.1. |
Число общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся |
0 |
25 |
25 |
25 |
VI. Снижение потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | |||||
6.1. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
положительная |
положительная |
______________
* Нарастающим итогом.
Приложение N 3
к комплексу мер по модернизации
системы общего образования
в Архангельской области на 2012 год
План-график
повышения фонда оплаты труда учителей
общеобразовательных учреждений в Архангельской области
Наименование показателя |
I квартал 2012 г. |
II квартал 2012 г. |
III квартал 2012 г. |
IV квартал |
1. Размер фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Архангельской области, рублей |
953 832 663,6 |
959 146 423,2 |
1 008 934414,9 |
1 029 690 647,9 |
2. Процент увеличения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Архангельской области по отношению к его значению в предыдущем квартале, % |
- |
0,6 |
5,2 |
2,1 |
Приложение N 4
к комплексу мер по модернизации
системы общего образования
в Архангельской области на 2012 год
План-график
реализации мероприятий по модернизации системы общего
образования в Архангельской области на 2012 год по кварталам
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Наименование органа исполнительной власти Архангельской области, ответственного |
|||
I квартал 2012 г. |
II квартал 2012 г. |
III квартал 2012 г. |
IV квартал 2012 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Проведение аналитических заседаний по реализации проекта модернизации системы общего образования в Архангельской области с участием федеральных экспертов |
|
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
2. Рассмотрение вопросов модернизации системы общего образования на заседаниях Правительства Архангельской области |
х |
|
|
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
3. Проведение аналитических заседаний по реализации проекта модернизации системы общего образования Архангельской области |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
4. Рассмотрение вопросов хода реализации проекта модернизации и контроля за выполнением показателей результативности на заседаниях коллегии министерства образования, науки и культуры Архангельской области |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
5. Увеличение фонда оплаты труда, обеспечивающее повышение средней заработной платы учителей до уровня средней по региону |
|
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области, министерство финансов Архангельской области |
6. Укрепление материально-технической и учебно-лабораторной базы учреждений, ориентированной на создание условий, соответствующих требованиям ФГОС |
|
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
7. Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
|
х |
х |
|
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
8. Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений |
|
х |
х |
|
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
9. Обучение учителей Архангельской области на стажировочных площадках других регионов |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
10. Создание сети стажировочных площадок по актуальным вопросам развития образования в каждом муниципальном образовании Архангельской области |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
11. Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с ФГОС на территории Архангельской области |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
12. Организация работы по проведению аттестации педагогических кадров |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
13. Реализация мер, направленных на привлечение кадров в отрасль |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
14. Формирование региональной системы оценки качества |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области, инспекция по надзору в сфере образования Архангельской области |
15. Создание условий в общеобразовательных учреждениях современной информационно-образовательной среды |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
16. Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
х |
х |
х |
х |
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
17. Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
|
х |
х |
|
министерство образования, науки и культуры Архангельской области |
-------------------------------------------
*(1). Показатели - все двузначные номера, подпоказатели - все трехзначные номера.
*(2). В незаполненных ячейках ставится "0".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Архангельской области на 2012 г. разработан в целях: обеспечения устойчивого развития региональной системы общего образования, гарантирующей реализацию равных прав граждан на получение качественного образования; создания современных условий образовательного процесса; обеспечения профессионального роста педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений.
В перечень основных мероприятий комплекса включены: приобретение оборудования; приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся; пополнение фондов школьных библиотек; развитие школьной инфраструктуры; повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей; модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся; осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования; проведение капитального ремонта и реконструкции зданий общеобразовательных учреждений.
Финансирование комплекса мер осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов и составляет 720 531,0 тыс. рублей.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Архангельской области от 14 февраля 2012 г. N 49-пп "О комплексе мер по модернизации системы общего образования в Архангельской области на 2012 год"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 21 февраля 2012 г. N 7(1342)
Постановлением Правительства Архангельской области от 25 марта 2014 г. N 115-пп настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 30 апреля 2013 г. N 195-пп