Решение Архангельского областного суда
от 20 марта 2012 г. N 3-12
Текст приводится в соответствии с источником
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 20 марта 2012 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "_" о признании недействующими абзаца первого пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп (в ред. от 09.08.2011) "О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп" в части слов "Действие пункта 1 прилагаемых изменений распространяется на отношения по использованию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск", начиная с 1 января 2011 года", пункта 1 изменений, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп, подпункта 3.3 постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 N 244-пп (ред. от 09.08.2011) "Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск" в части слов "1,5 процента для земельных участков, предназначенных для размещения стоянок транспортных средств, используемых для нужд предприятий",
установил:
постановлением Правительства Архангельской области от 23.12.2009 N 244-пп утверждены ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Постановлением Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп утверждены изменения, которые вносятся в ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп.
Пунктом 1 утвержденных изменений предусмотрено, что пункт 3 Ставок (утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 23.12.2009 N 244-пп) дополняется подпунктом 3.3, предусматривающим, что для земельных участков, предназначенных для размещения стоянок транспортных средств, используемых для нужд предприятий, устанавливается ставка арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м) земельного участка в размере 1,5 процентов.
Согласно абзацу первому пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп действие пунктов 1-3 прилагаемых изменений распространяется на отношения по использованию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск", начиная с 1 января 2011 года.
Указанные постановления официально опубликованы в печатном издании "Волна" N 56, 31.12.2009, N 25, 31.05.2011, N 36, 16.08.2011, вступили в силу и являются действующими.
ООО "_" обратилось в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими указанных положений со дня вступления их в силу.
В обоснование заявленных требований указало, что является арендатором земельного участка площадью 10 446 кв.м, расположенного по адресу: г. Архангельск, .., с назначением - для эксплуатации здания крытой стоянки. На основании оспариваемых положений агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области в декабре 2011 года направило заявителю уточненный расчет размера арендной платы за землю на 2011 год, который в 7,5 раза превышает размер ранее рассчитанной и уплаченной арендной платы за пользование землей. Действие увеличенной ставки распространено на правоотношения с 1 января 2011 года. Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует о противоречии оспариваемых норм статьям 3, 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, принципам предсказуемости расчета размера арендной платы, экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В судебном заседании представитель ООО "_." Сергеева Ю.С. заявленные требования поддержала, уточнила, что в абзаце первом пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп оспаривается распространение действия не пункта 3, а пункта 1 прилагаемых изменений.
В судебном заседании представители Правительства Архангельской области Ерегин А.Н., Семушина А.Г. не согласились с заявленными требованиями.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего признанию недействующим частично абзаца первого пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Поскольку заявитель оспаривает в части нормативные правовые акты, регулирующей права и обязанности, вытекающие из договора аренды земельного участка с его участием, следует признать, что ООО "_" имеет правовой интерес как необходимое условие проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу части 4 статьи 22, статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии приведенными нормами Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в частности, исходя из следующих основных принципов: принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 этого же Федерального закона порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 190-пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области.
Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, на что указано в пункте 1.
В пункте 4 Положения указана формула расчета размера арендной платы при аренде земельного участка.
Оспариваемая заявителем ставка арендной платы, установленная уполномоченным органом - Правительством Архангельской области, используются в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из ее элементов.
При расчете арендной платы также учитывается удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Под кадастровой стоимостью земельного участка может пониматься капитализированный расчетный рентный доход, поэтому расчет арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка, а, соответственно, и соблюдение принципа экономической обоснованности.
Установление величины ставки арендной платы охватывается понятием порядка определения размера арендной платы, который при использовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации не установлена единая методика расчета ставок арендной платы. Соответственно, применяемые методы расчета арендной платы не могут противоречить чему-либо.
Сравнение величин ставок арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 23.12.2009 N 244-пп, применительно к другим видам разрешенного использования земельных участков, также не позволяет сделать вывод о несоблюдении рассматриваемого принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемой ставки.
Таким образом, пункт 1 изменений, которые вносятся в ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп (в редакции от 09.08.2011), подпункт 3.3 постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 N 244-пп (ред. от 09.08.2011) "Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск", не противоречат какому-либо федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Абзац первый пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп" (в редакции от 09.08.2011) в части распространения действия пункта 1 прилагаемых изменений на отношения по использованию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск", начиная с 1 января 2011 года, следует признать недействующим по следующим основаниям.
Так, в первоначально принятой редакции постановления Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп были утверждены ставки для земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок (пункт 3), при этом дифференциация размеров ставок проводилась по двум критериям, зависела от того, предназначен ли земельный участок для размещения гаражей и бесплатных стоянок (пункт 3.1, ставка 0,2 процента) или земельный участок предназначен для размещения платных стоянок (пункт 3.2, ставка 2,0 процента).
Выделение вида разрешенного использования земельных участков (новый критерий) - для размещения стоянок транспортных средств, используемых для нужд предприятий (пункт 3.3, введенный постановлением Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп, устанавливающий ставку в размере 1,5 процентов), означает увеличение с 1 января 2011 года размера арендной платы для отдельных арендаторов земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, которые ранее могли применять ставку 0,2 процента (данное увеличение не коснулось только земельных участков, предназначенных для размещения платных стоянок).
Такое правовое регулирование не соответствует пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Исключение, установленное законодателем, позволяющее придавать обратную силу правовым актам, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты. При этом под законом в силу пункта 2 статьи 3 ГК РФ понимаются только федеральные законы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (Определение от 15.04.2008 N 262-О-О и другие).
Кроме того, оспариваемые положения абзаца первого пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп приняты в нарушение основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в частности, в нарушение принципа предсказуемости расчета размера арендной платы.
Что касается приказа Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", то данный правовой акт не устанавливает сроки утверждения, введения в действие ставки арендной платы в зависимости от разрешенного использования земельных участков, указанного в утвержденном этим приказом типовом перечне.
Довод заинтересованного лица о необходимости соблюдения соотношения размеров ставки арендной платы и ставки земельного налога также не свидетельствует о допустимости придания обратной силы оспариваемым положениям.
Оспариваемые положения подлежат признанию недействующими со дня вступления в силу названного нормативного правового акта, то есть через 10 дней со дня официального опубликования постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп в печатном издании "Волна", N 25, 31.05.2011.
Указанное обусловлено тем, что на день вступления в силу названного правового акта его оспариваемая часть вошла в противоречие с вышеприведенными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления ООО "_.", то на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в сумме 3 000 рублей в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат возмещению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "_." удовлетворить частично.
Признать недействующим абзац первый пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп" (в редакции от 09.08.2011) со дня вступления в силу названного нормативного правового акта в части распространения действия пункта 1 прилагаемых изменений на отношения по использованию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск", начиная с 1 января 2011 года.
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 изменений, которые вносятся в ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 17.05.2011 N 155-пп (в редакции от 09.08.2011), подпункта 3.3 постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 N 244-пп (ред. от 09.08.2011) "Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Взыскать с Правительства Архангельской области судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд в пользу общества с ограниченной ответственностью "_." в сумме 3 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 20 марта 2012 г. N 3-12
Текст решения официально опубликован не был