Решение Архангельского областного суда
от 24 мая 2012 г. N 3-27
См. Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2012 г. N 1-АПГ12-10
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 24 мая 2012 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим пункта 1 статьи 1 областного закона от 02.03.2005 N 2-2-ОЗ (в ред. областного закона от 24.10.2011 N 352-25-ОЗ) "О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" в части слов "не имеющие права на получение набора социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации",
установил:
2 марта 2005 года Архангельским областным Собранием депутатов принят и подписан главой администрации Архангельской области областной закон от 02.03.2005 N 2-2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Данный Областной закон действует в редакции областного закона от 24.10.2011 N 352-25-ОЗ.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Волна" 18 марта 2005 года N 10-11, "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва" 2005 год N 2. Изменения и дополнения были опубликованы в издании "Волна" 6 октября 2009 года N 43, 1 ноября 2011 года N 47, а также в издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва" 2009 год, N 5, 2011 год N 25.
Пунктом 1 статьи 1 областного закона от 02.03.2005 N 2-2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлены следующие положения.
Право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении имеют постоянно проживающие на территории Архангельской области, не имеющие права на получение набора социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) граждане Российской Федерации, страдающие детским церебральным параличом, гепатоцеребральной дистрофией, фенилкетонурией, острой перемежающейся порфирией, онкологическими заболеваниями, гематологическими заболеваниями, гемобластозами, цитопенией, наследственными гемопатиями, лучевой болезнью, лепрой, туберкулезом, тяжелыми формами бруцеллеза, системными хроническими тяжелыми заболеваниями кожи, бронхиальной астмой, ревматизмом, ревматоидным артритом, системной (острой) красной волчанкой, болезнью Бехтерева, инфарктом миокарда (первые шесть месяцев), диабетом, гипофизарным нанизмом, преждевременным половым развитием, рассеянным склерозом, миастенией, миопатией, мозжечковой атаксией Мари, болезнью Паркинсона, хроническими урологическими заболеваниями, сифилисом, глаукомой, катарактой, Аддисоновой болезнью, шизофренией и эпилепсией, а также СПИД, ВИЧ-инфицированные, лица, перенесшие операции по протезированию клапанов сердца, стентированию сосудов и пересадку органов и тканей, дети, больные муковисцидозом;
2) дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до шести лет;
3) представители малочисленных народов Севера, проживающие в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территориях;
4) отдельные группы населения, страдающие гельминтозами.
Заместитель прокурора Архангельской области Ананьев В.М. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими указанных положений в части слов "не имеющие права на получение набора социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Прокурор указал, что оспариваемые положения противоречат пункту 1 статьи 4, статье 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856, предусматривающей за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации бесплатный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по перечню групп населения и категорий заболеваний, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890. Оспариваемыми положениями установлено не предусмотренное федеральным законодательством ограничение прав отдельных категорий граждан, также оспариваемые нормы характеризуются неясностью и неопределенность правового регулирования.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Загвоздина Н.А. заявленные требования поддержала.
Представители Архангельского областного Собрания депутатов Чувашева О.А., Губернатора Архангельской области - Ерегин А.Н., Попова С.Е. не согласились с заявленными требованиями. Полагали, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству, направлены на исключение дублирования предоставления одних и тех же льгот.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения и социальная защита.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам названного Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам названного Федерального закона применяются нормы названного Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год.
Программой определены, в частности, виды и условия оказания медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.
Разделом III названной Программы предусмотрено предоставление за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственных препаратов в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В соответствии с указанным перечнем к группам населения отнесены, в том числе дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до шести лет; малочисленные народы Севера, проживающие в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территориях; отдельные группы населения, страдающие гельминтозами.
К категориям заболеваний по перечню относятся: детские церебральные параличи, гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия, муковисцитоз (больные дети), острая перемежающая порфирия, СПИД и ВИЧ-инфицированные, онкологические заболевания, гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии, лучевая болезнь, лепра, туберкулез, тяжелая форма бруцеллеза, системные хронические тяжелые заболевания кожи, бронхиальная астма, ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), состояние после операции по протезированию клапанов сердца, пересадка органов и тканей, диабет, гипофизарный нанизм, преждевременное половое развитие, рассеянный склероз, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия Мари, болезнь Паркинсона, хронические урологические заболевания, сифилис, глаукома, катаракта, психические заболевания, Аддисонова болезнь, шизофрения и эпилепсия.
Таким образом, под установленный федеральным законодательством перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, подпадает перечень лиц и виды заболеваний, указанный в оспариваемой прокурором норме.
Под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в состав набора социальных услуг включается, в частности, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (статья 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Статьей 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено право гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, на отказ от его получения полностью или частично.
Анализ вышеприведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод, что полный или частичный отказ от получения набора социальных услуг не влечет за собой отказ в бесплатном отпуске по рецептам врачей лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, нуждающихся в особых мерах социальной защиты, и при тяжелых, требующих длительного, дорогостоящего лечения заболеваниях, указанных в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890.
Различные источники финансирования, отличающийся порядок приобретения, учета предоставляемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также несовпадающий перечень (список) таких средств и изделий для лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг по Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и для иных граждан не являются теми обстоятельствами, которые могут свидетельствовать о соответствии оспариваемых прокурором положений требованиям федерального законодательства.
Таким образом, законодатель Архангельской области, исключив из перечня, предусмотренного пунктом 1 статьи 1 областного закона от 02.03.2005 N 2-2-ОЗ, отдельных лиц, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении в соответствии с законодательством Российской Федерации, снизил тем самым уровень гарантий в области охраны здоровья граждан, проживающих на территории Архангельской области.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку областной закон от 02.03.2005 N 2-2-ОЗ издан по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства, то оспариваемые положения могут быть признаны судом недействующими с момента вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах пункт 1 статьи 1 областного закона от 02.03.2005 N 2-2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в действующей редакции) в части слов "не имеющие права на получение набора социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации" подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 1 статьи 1 областного закона от 02.03.2005 N 2-2-ОЗ (в ред. областного закона от 24.10.2011 N 352-25-ОЗ) "О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" в части слов "не имеющие права на получение набора социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 24 мая 2012 г. N 3-27
Текст решения официально опубликован не был