В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и подпунктом "ц" пункта 2 статьи 23 Устава Архангельской области областное Собрание депутатов постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
2. Направить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на заключение в Правительство Российской Федерации.
3. Поручить представление указанного проекта федерального закона при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителю председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Заре Виктору Николаевичу.
Председатель областного Собрания депутатов |
В.С. Фортыгин |
Вносится Архангельским областным
Собранием депутатов
Проект
Российская федерация
Федеральный закон
"О внесении изменения в статью 16 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции"
Внести в абзац второй пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 2005, N 30, ст. 3113; 2011, N 30, ст. 4566) изменение, дополнив его словами ", включая установление запрета на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции".
Президент Российской Федерации |
В.В. Путин |
Москва, Кремль
2012 года
N
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16
Федерального закона "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В настоящее время формулировка положения Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ о возможности установления субъектом Российской Федерации полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции имеет двойное толкование: либо понимается только введение полного запрета на розничную продажу всех видов алкогольной продукции, либо существует и возможность введения запрета на отдельные ее виды.
Положениями Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р, определена необходимость снижения объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях улучшения демографической ситуации в стране, увеличения продолжительности жизни населения, сокращения уровня смертности, формирования стимулов к здоровому образу жизни.
Введение полного запрета на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции особенно актуально для субъектов Российской Федерации. По данным министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей и особенно подростков, употребляющих слабоалкогольные напитки, что губительно сказывается на их здоровье. Если в 2009 году под наблюдением врачей психиатров-наркологов состояли 422 подростка, то в 2011 году уже 546.
Ежегодное увеличение потребления слабоалкогольных напитков происходит преимущественно за счет молодежи и подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к слабоалкогольной продукции увеличивает риск развития алкоголизма в несколько раз. Слабоалкогольные напитки производятся с использованием вкусовых и тонизирующих добавок, присущих традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ (например, кофеина) в составе так называемых "энергетических" напитков, весьма популярных у молодежи в последнее время, в значительной степени усиливает энергетический обмен в организме. Кроме того, тонизирующие компоненты алкогольных напитков многократно усиливают риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека.
Вред здоровью подрастающего поколения причиняет слабоалкогольная продукция типа "Джин-тоник", "Водка-лимон", "Ягуар Актив", "Винкод - винный коктейль", пивные напитки типа "Алко вкус апельсина" и т.п. Указанные слабоалкогольные напитки относятся к таким видам алкогольной продукции, как спиртные напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 процента до 9 процентов объема готовой продукции, винные напитки с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 9 процентов объема готовой продукции и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки).
Проектом федерального закона предлагается отнести к компетенции субъектов Российской Федерации установление полного запрета на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции, что будет способствовать снижению объемов потребления населением алкогольной продукции.
Председатель Архангельского областного |
В.С. Фортыгин |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, а также не повлечет изменений финансово-бюджетных обязательств Российской Федерации.
Председатель Архангельского областного |
В.С. Фортыгин |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта
федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует отмены, изменения или дополнения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель Архангельского областного |
В.С. Фортыгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 19 сентября 2012 г. N 1540 "О законодательной инициативе Архангельского областного Собрания депутатов по внесению проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 25 сентября 2012 г. N 38(1373) и в издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" от 19 сентября 2012 г. N 33