Постановлением мэра г. Архангельска от 31 октября 2013 г. N 797 название настоящего постановления изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г. и применяющейся к правоотношениям, возникающим при составлении проекта городского бюджета, начиная с бюджета на 2014 г.
Постановление мэра г. Архангельска
от 23 ноября 2012 г. N 445
"Об утверждении муниципальной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2013-2015 годы)"
11 июля, 31 октября, 20 декабря 2013 г., 12 августа 2014 г.
В целях совершенствования и дальнейшего развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Архангельске, направленной на защиту и улучшение положения семей и детей, находящихся в социально опасном положении, мэрия города Архангельска постановляет:
Постановлением мэра г. Архангельска от 31 октября 2013 г. N 797 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г. и применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении проекта городского бюджета, начиная с бюджета на 2014 г.
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2013-2015 годы)".
2. Опубликовать постановление в газете "Архангельск - город воинской славы" и на официальном информационном Интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города по социальным вопросам Орлову И.В.
И.о. мэра города |
А.П. Цыварев |
Постановлением мэра г. Архангельска от 12 августа 2014 г. N 674 настоящая Программа изложена в новой редакции, вступающей в силу с момента официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Муниципальная программа
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(2013-2015 годы)"
(утв. постановлением мэрии города Архангельска от 23 ноября 2012 г. N 445)
11 июля, 20 декабря 2013 г., 12 августа 2014 г.
Паспорт
муниципальной программы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Целенаправленная деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений города Архангельска в рамках реализации Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также выполнение мероприятий в рамках долгосрочных целевых программ "Семья и дети Архангельска (2010-2012 годы)", "Молодежь Архангельска (2010-2012 годы)" и муниципальных программ "Профилактика правонарушений на территории муниципального образования "Город Архангельск" на 2012-2014 годы", "Архангельск без наркотиков (2012-2014 годы)" позволили достичь определенных положительных результатов в решении проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Архангельске.
За последние 3 года (2009-2011) отмечается сокращение преступных деяний со стороны несовершеннолетних на 38 процентов.
В городе сформирована система муниципальных и государственных учреждений, занимающихся вопросами профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия. Муниципальными бюджетными учреждениями внедряются в работу новые инновационные технологии работы с несовершеннолетними и семьями: проективная технология "Санкт-Петербургская форма оценки семьи и ребенка"; интенсивная семейная терапия; семейная групповая конференция; фототерапия; апробация технологии "Арт-тренировка замещения агрессии"; работа с семьями по восстановлению в родительских правах по технологии "Кейс - менеджмент".
Осуществляется определенная работа по внедрению ювенальных технологий, направленных на обеспечение всесторонней защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, снижение уровня преступности и создание действенной системы социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, в судопроизводство по делам несовершеннолетних, в деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, других органов и учреждений системы профилактики.
Метод непрерывного социального сопровождения используется специалистами отделения социализации муниципального бюджетного учреждения "Центр защиты прав несовершеннолетних". В образовательных учреждениях города созданы школьные службы примирения.
Увеличивается процент раннего выявления семей группы риска по социальному сиротству с 61 процента в 2009 году до 73 процентов в 2011 году.
Вместе с тем, на фоне сложившегося социально-экономического положения, принимаемые меры не смогли коренным образом изменить криминогенную ситуацию, что нашло отражение в увеличении количества совершенных несовершеннолетними преступлений в городе Архангельске в 2012 году.
Так, за 8 месяцев 2011 года в городе Архангельске несовершеннолетними было совершено 124 преступления, а за аналогичный период 2012 года - 265. Рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, составил 113,7 процента.
В свою очередь, рост количества совершенных преступлений сказался на увеличении удельного веса подростковой преступности.
Удельный вес подростковой преступности в городе Архангельске за 8 месяцев 2011 года составлял 5,2 процента, а по итогам 8 месяцев 2012 года он увеличился до 10,3 процента.
Основные виды преступлений, совершаемых несовершеннолетними, это кражи чужого имущества, угоны автотранспорта. Выявлены факты совершения несовершеннолетними преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Увеличилось количество преступлений, совершенных в группах, повторно.
На протяжении 2009-2011 годов в городе Архангельске отмечается стабильное увеличение количества безнадзорных детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.
По состоянию на 01 января 2012 года на учете в органах социальной защиты населения города состоит 286 семей, находящихся в социально опасном положении. В данных семьях воспитывается 368 детей. За период с 2009 года число семей этой категории увеличилось на 43 процента.
Службами и подразделениями УМВД России по г. Архангельску проводится профилактическая работа в отношении 1986 подростков (+76,1 процента к аналогичному периоду прошлого года). В 2011 году выявлено и поставлено на учет 783 несовершеннолетних (+2,5 процента к аналогичному периоду прошлого года) и 202 родителя, оказывающих отрицательное влияние на своих детей, (+8,0 процентов к аналогичному периоду прошлого года).
С каждым годом все большее количество детей вовлекается в сферу административного производства, причем часто к административной ответственности привлекаются подростки, совершившие административные правонарушения впервые, и особенно в области дорожного движения. В связи с этим, необходимо особое внимание обратить на экономию административных репрессий в отношении несовершеннолетних и на приоритет воспитательного подхода и мер профилактического воздействия.
В 2011 году увеличилось с 1805 до 1915 количество дел, рассмотренных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, в отношении родителей, из них 75 процентов составили административные дела по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних". Вместе с тем, ситуация по ликвидации семейного неблагополучия коренным образом не изменяется, что свидетельствует о необходимости поиска других форм воздействия на родителей.
Приведенные статистические данные свидетельствуют о тревожных тенденциях, которые подтверждают необходимость комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе носят несистемный характер, как правило, воздействуют на преодоление последствий неправомерного поведения, а не на устранение причин и условий совершения общественно опасных деяний, не развивается межведомственное взаимодействие по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждающее социальные риски противоправных действий подрастающего поколения, не сформирована система его ресурсного обеспечения.
Комиссии по делам несовершеннолетних слабо используют свои возможности по защите прав и законных интересов детей, приоритет ими чаще всего отдается карательным формам и методам в ущерб социозащитным.
Требует расширения внедрение процедур медиации не только между преступником и жертвой по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, но и по отказным материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших уголовные дела до достижения возраста уголовной ответственности, а также при рассмотрении административных правонарушений в отношении несовершеннолетних.
Хорошим способом решения конфликтов в общеобразовательных учреждениях между участниками образовательного процесса является школьная медиация.
Широкое внедрение таких эффективных способов предупреждения правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних требует дополнительных финансовых вложений на эти цели.
Правовая неграмотность как несовершеннолетних и родителей, так и сотрудников органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, также отрицательно влияет на организацию помощи несовершеннолетним правонарушителям и их семьям.
Необходима также эффективная подготовка социальных работников, осуществляющих социальное сопровождение несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, вернувшихся из воспитательных колоний, специальных закрытых образовательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.
Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних чаще всего ведут работу по уже свершившемуся факту правонарушения и направляют основные усилия на реабилитацию ребенка-правонарушителя, тогда как основные усилия следует направить на раннее выявление проблемной семьи и своевременное оказание всех видов социальной помощи семье в целом и ребенку в частности, восстановление нормальных отношений между личностью и обществом, формирование здоровой мотивации у детей и подростков.
Равнодушие общества к проблемным семьям, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, также является важнейшей проблемой. Средствами массовой информации недостаточно сфокусировано внимание общественности на проблемах семьи. Отсутствие систематической и планомерной пропаганды семейных ценностей, здорового образа жизни замещается пагубным воздействием СМИ на детей и подростков.
Необходимо насыщать информационное пространство через СМИ социальной рекламой, яркими информационно-аналитическими материалами для различных целевых групп о преимуществах ведения здорового образа жизни, формах позитивного поведения, решения проблем без использования психоактивных веществ.
Исходя из вышеизложенного и учитывая многоплановость вопроса профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также требования Указа Президента России от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в отношении детей на 2012-2017 годы" представляется целесообразным решение обозначенной проблемы программно-целевым методом.
Реализация Программы позволит расширить спектр принимаемых мер по реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, будет способствовать ослаблению факторов, способствующих совершению правонарушений и преступлений несовершеннолетними.
II. Основные цели и задачи Программы
Программа нацелена на совершенствование и дальнейшее развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Архангельске, направленной на защиту и улучшение положения семей и детей, находящихся в социально опасном положении, что позволит расширить спектр принимаемых мер по реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, будет способствовать ослаблению факторов, способствующих совершению правонарушений и преступлений несовершеннолетними города Архангельска.
Цель Программы:
совершенствование и дальнейшее развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Архангельске, направленной на защиту и улучшение положения семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Основные задачи Программы:
повышение эффективности работы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Архангельска;
улучшение организационного, научно-методического обеспечения деятельности специалистов муниципальных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Архангельске;
обеспечение приоритета восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия, создание системы специализированных вспомогательных служб (в том числе и служб примирения), предусматривающих комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками;
повышение качества профилактической работы организаций и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Архангельска по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
III. Сроки реализации муниципальной программы
2013-2015 годы.
IV. Программные мероприятия
V. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского бюджета.
Общий объем финансирования Программы на 2013-2015 годы составляет 2655,0 тысяч рублей.
Распределение объемов финансирования Программы
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
|||
Всего |
Годы |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
||
Городской бюджет |
2655,0 |
900,0 |
855,0 |
900,0 |
Объемы финансирования Программы на 2013-2015 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта городского бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей городского бюджета.
VI. Управление реализацией Программы
Реализация Программы обеспечивается системой взаимодействия органов мэрии города Архангельска и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих свою деятельность на территории МО "Город Архангельск".
Работы, выполняемые сторонними организациями, осуществляются на основе договоров.
Текущее управление реализацией Программы в целом осуществляется КДН и ЗП - заказчиком-координатором Программы, которая:
осуществляет координацию деятельности заказчиков Программы;
готовит проект муниципального правового акта мэрии города Архангельска о порядке реализации муниципальной программы;
готовит сводные ежеквартальные и ежегодные отчеты о реализации Программы;
ежегодно осуществляет оценку эффективности реализации Программы в соответствии с методикой оценки эффективности реализации муниципальных и ведомственных целевых программ муниципального образования "Город Архангельск";
готовит предложения о внесении изменений в Программу.
Заказчики Программы:
обеспечивают реализацию Программы;
разрабатывают предложения о порядке реализации муниципальной Программы в установленной сфере деятельности;
готовят проект муниципального правового акта мэрии города Архангельска об организации и проведении мероприятия, по результатам которого предполагается выплата денежного вознаграждения или выдача иной награды;
несут ответственность за нецелевое и неэффективное использование бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы;
осуществляют сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий, ведут учет и осуществляют хранение документов, касающихся Программы;
готовят отчеты о реализации Программы;
осуществляют контроль за исполнителями Программы.
Исполнители программных мероприятий в установленном порядке отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств из городского бюджета перед КДН и ЗП, предоставляют информационно-аналитические отчеты в КДН и ЗП.
В рамках реализации Программы отраслевые / функциональные органы мэрии города Архангельска реализуют мероприятия, не требующие финансового обеспечения:
1. КДН и ЗП:
проводит научные социологические исследования в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планируя ее реализацию и оценку достигнутых результатов;
организует мероприятия курса социализации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом;
отрабатывает алгоритм взаимодействия учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учетах в КДН и ЗП, в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел города Архангельска;
участвует в создании персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, детей и семей, находящихся в социально-опасном положении по городу Архангельску;
участвует в организации занятости и досуга несовершеннолетних, состоящих на учетах в КДН и ЗП, в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел города Архангельска, посредством привлечения несовершеннолетних к занятиям физической культурой в МБОУ ДОД ДЮСШ "Каскад".
2. Департамент образования:
организует и проводит цикл занятий по психологии девиантного поведения детей и подростков для специалистов КДН и ЗП, муниципальных образовательных учреждений и специализированных центров;
отрабатывает алгоритм взаимодействия учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учетах в КДН и ЗП, в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел города Архангельска;
участвует в создании персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, детей и семей, находящихся в социально-опасном положении по городу Архангельску;
участвует в организации занятости и досуга несовершеннолетних, состоящих на учетах в КДН и ЗП, в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел города Архангельска, посредством привлечения несовершеннолетних к занятиям физической культурой в МБОУ ДОД ДЮСШ "Каскад".
3. Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства:
отрабатывает алгоритм взаимодействия учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учетах в КДН и ЗП, в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел города Архангельска;
участвует в создании персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, детей и семей, находящихся в социально-опасном положении по городу Архангельску.
4. Управление по физической культуре и спорту:
участвует в организации занятости и досуга несовершеннолетних, состоящих на учетах в КДН и ЗП, в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел города Архангельска, посредством привлечения несовершеннолетних к занятиям физической культурой в МБОУ ДОД ДЮСШ "Каскад".
VII. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит:
снизить удельный вес детей, находящихся в социально-опасном положении в общей численности детского населения города Архангельска до 0,49 процента;
снизить удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними города Архангельска, в общем числе раскрытых преступлений до 10,3 процента;
увеличить количество детей и подростков, состоящих на учетах в КДН и ЗП и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, охваченных организованными формами досуга от числа всех несовершеннолетних, состоящих на учетах, до 45 процентов;
выпустить 7 информационно-методических изданий по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
повысить квалификацию 25 специалистов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (специалисты управления по вопросам семьи, опеки и попечительства).
Целевые индикаторы, позволяющие оценить ход реализации Программы:
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Удельный вес детей, находящихся в социально-опасном положении в общей численности детского населения города Архангельска |
% |
0,51 |
0,50 |
0,49 |
Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними города Архангельска в общем числе раскрытых преступлений |
% |
10,5 |
10,4 |
10,3 |
Доля детей и подростков, состоящих на учетах в КДН и ЗП и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, охваченных организованными формами досуга от числа всех несовершенно-летних, состоящих на учетах |
% |
40 |
42 |
45 |
Количество выпущенных информационно-методических изданий по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
ед. |
3 |
1 |
3 |
Количество специалистов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повысивших квалификацию в рамках Программы (сотрудники КДН и ЗП, подразделений по делам несовершеннолетних, специалисты УВСОП, социальные педагоги, психологи, заместители директоров МОУ по воспитательной работе) |
чел. |
0 |
25 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях совершенствования и дальнейшего развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на защиту и улучшение положения семей и детей, находящихся в социально опасном положении, утверждена долгосрочная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2013-2015 годы)".
В перечень основных мероприятий программы включены: организационное, научно-методическое и техническое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; мероприятия по социально-психологическому и педагогическому сопровождению несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, специалистами по ювенальным технологиям (медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками); информационное сопровождение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью привлечения внимания общественности к проблемам семьи, подростков; профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних, в т.ч. связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общий объем финансирования программы составляет 2 700,0 тыс. рублей.
Постановление мэра г. Архангельска от 23 ноября 2012 г. N 445 "Об утверждении муниципальной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2013-2015 годы)"
Текст постановления опубликован в газете "Архангельск - город воинской славы" от 4 декабря 2012 г. N 108(188)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэра г. Архангельска от 12 августа 2014 г. N 674
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Постановление мэра г. Архангельска от 31 октября 2013 г. N 797
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г. и применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта городского бюджета, начиная с бюджета на 2014 г.
Постановление мэра г. Архангельска от 20 декабря 2013 г. N 961
Постановление мэра г. Архангельска от 11 июля 2013 г. N 484