Решение Архангельского областного суда
от 5 февраля 2013 г. N 3-1
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 1-АПГ13-2 настоящее решение отменено
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 5 февраля 2013 года дело по заявлению Дубянского В.Н., Рустановича И.Б., Петренко И.Я., Беловой Н.А., Костиной В.И., Мальцева А.А., Козловой О.В., Уткиной Л.А., Гордейчука С.Л., Брысина В.В., Федоровой И.Г., Величко А.И., Монаховой С.П., Рогачевой Л.В., Лытасовой О.В., Араповой Т.С., Горбунцова П.Н., Колмаковой Т.Г., Юрецкой Л.Ю., Трошина Е.Н., Трошева В.М., Федоровцевой З.В., Черноморца И.О., Широкого В.Е., Солдатовой В.А., Павловой О.И., Щетинина Н.И., Родина Ю.В., Горчакова А.В., Пикаловой Л.Н., Ахметовой Е.А., Бакановой М.А. о признании недействующим постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 года N 11-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск" (в редакции от 25 декабря 2012 года) в части нормативов на общедомовые нужды на холодное водоснабжение "0,205", "0,275", "0,269", "0,254", на горячее водоснабжение "0,138", "0,181", "0,173", "0,161", на водоотведение "0,343", "0,456", "0,442", "0,415",
установил:
постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 года N 11-пн утверждены определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск", согласно приложению к названному постановлению (пункт 1).
Постановлениями министерства энергетики и связи Архангельской области от 4 декабря 2012 года N 99-пн, от 25 декабря 2012 года N 106-пн в указанный нормативный правовой акт внесены изменения и дополнения.
Первоначальный текст постановления официально опубликован в печатном издании "Волна", N 34, 28 августа 2012 года. Постановления, вносящие изменения и дополнения, опубликованы в печатном издании "Волна" N 50, 18 декабря 2012 года, N 1, 15 января 2013 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.
Заявители обратились в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 года N 11-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск".
Указали, что оспариваемые нормативы установлены произвольно при отсутствии какого-либо экономического обоснования, не соответствуют фактическому потреблению коммунальных услуг, отсутствует дифференциация нормативов в соответствии с критериями, установленными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Определениями судьи Архангельского областного суда от 11 января 2013 года к производству суда приняты поступившие заявления о признании недействующим постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 года N 11-пн в части нормативов на общедомовые нужды на холодное водоснабжение "0,205", "0,275", "0,269", "0,254", на горячее водоснабжение "0,138", "0,181", "0,173", "0,161", на водоотведение "0,343", "0,456", "0,442", "0,415".
В принятии заявления о признании недействующим в целом постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 22.08.2012 N 11-пн отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, поскольку нормативы потребления коммунальных услуг, установленные для других многоквартирных и жилых домов (включая общежития) с иной степенью благоустройства, не затрагивают непосредственно прав, свобод или законных интересов заявителей и не регулируют отношения с их участием.
Дела по поступившим заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании заявитель Дубянский В.Н., представитель заявителя Рустановича И.Б. - Костоломов П.С. заявленные требования поддержали.
Другие заявители в судебное заседание не явились, извещались о его времени и месте, просили рассмотреть заявление в их отсутствие.
Представители министерства энергетики и связи Архангельской области Кузьменко М.Н., Хвостов В.Е., Хусаинова О.А. в судебном заседании не согласились с заявленными требованиями, указав,, что оспариваемые нормативы утверждены уполномоченным органом в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспариваемые нормативы на общедомовые нужды (единицы измерения - куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в месяц) для 3-х, 5-ти, 8-9-ти, 12-ти этажных многоквартирных и жилых домов, оборудованных системами горячего и холодного водоснабжения с ваннами (1500 мм и более) и душем составляют: на холодное водоснабжение "0,205", "0,275", "0,269", "0,254"; на горячее водоснабжение "0,138", "0,181", "0,173", "0,161"; на водоотведение "0,343", "0,456", "0,442", "0,415".
В указанной части нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы заявителей, поскольку они проживают в домах с вышеуказанными характеристиками и должны оплачивать коммунальные услуги.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий министерством энергетики и связи Архангельской области (осуществляющим полномочия согласно подпункту 13 пункта 9 Положения о министерстве энергетики и связи Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 3 апреля 2012 года N 128-пп) принято постановление, положения которого оспариваются заявителями.
Согласно пунктам 9 и 10 Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
По делу установлено, что оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг установлены по инициативе уполномоченного органа - министерства энергетики и связи Архангельской области.
В силу пункта 19 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, что указано в пункте 21 Правил.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг в домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск", применен расчетный метод ввиду отсутствия возможности применения метода аналогов.
Так, по утверждению заинтересованного лица по состоянию на 1 апреля 2012 года в городе Северодвинске только 0,8% многоквартирных домов оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной и горячей воды (всего 9 домов, из них шесть домов 5-этажных и три дома 4-этажных), что по объему недостаточно для предварительной выборки домов в соответствии с пунктом 2 приложения к Правилам.
Указанное утверждение подтверждается информацией, полученной от администрации муниципального образования "Северодвинск", перечнем домов, оборудованных общедомовыми приборами учета (т. 2, л.д. 34, 35), другими материалами дела не опровергается.
В соответствии с пунктом 13 Правил нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению.
Судом проверена правильность применения расчетного метода с использованием формулы 26.
Из представленных документов следует, что при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды использовались данные о численности жителей, проживающих в многоквартирных домах на территории муниципального образования "Северодвинск", в отношении которых определяется норматив (показатель - К), об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах названного муниципального образования (показатель).
Указанные данные были получены от жилищных организаций, которые ведут регистрационный учет граждан, имеют технические паспорта на жилые дома, что подтверждается представленными в дело справками, обобщенной информацией от администрации муниципального образования "Северодвинск".
Также судом обсуждался вопрос о правильности определения норматива (суммарного) потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению (показатель).
Суммарный расход холодной и горячей воды в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) рассчитывается по формуле 22.
По делу установлено, что применительно к оспариваемым нормативам был использован меньший показатель (расход воды 1 водоразборным устройством на 1 процедуру, определяемый в соответствии с таблицей 5 приложения к Правилам), составляющий 275 л для ванн, длиной 1500-1550 мм, с душем.
При определении уполномоченным органом показателя (количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца) учитывалось экспертное заключение государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Региональный центр по энергосбережению" (т. 2, л.д. 166, 167), в основу которого положены наблюдения и опросы, обычная периодичность процедур пользования населением водоразборными устройствами, приведены соответствующие расчеты, имеются ссылки на санитарные правила и нормы.
Произведенные расчеты по каждому из оспариваемых нормативов приведены в таблицах, которые исследовались судом (т. 2, л.д. 53-56, 154-161). Какая-либо неправильность расчетов, приводящая к нарушению прав и законных интересов заявителей, по делу не установлена.
Таким образом, расчетный метод установления оспариваемых нормативов потребления коммунальных услуг применен правильно.
Что касается доводов заявителей о произвольном недифференцированном установлении оспариваемых нормативов при отсутствии какого-либо экономического обоснования, а также довод о том, что на общедомовые нужды вода в определяемых объемах не используется, то они не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
При определении расчетным методом нормативов потребления коммунальных услуг (в отличие от более точного метода аналогов) не предполагается полный учет все конструктивных, технических параметров многоквартирного дома или жилого дома, климатических и других условий, влияющих на потребление коммунальных услуг на общие нужды.
В вышеприведенных формулах расчета нормативов учитываются отдельные, обобщенные показатели, установленные Правительством Российской Федерации, которые и используются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Следует отметить, что размер платы за коммунальные услуги по нормативам потребления, утвержденным органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, определяется при отсутствии приборов учета. В тоже время, наличие общедомовых приборов учета, как правило, обеспечивает учет потерь и потребления воды на общие нужды.
Оспариваемые заявителями положения не противоречат ни федеральным законам, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Дубянского В.Н., Рустановича И.Б., Петренко И.Я., Беловой Н.А., Костиной В.И., Мальцева А.А., Козловой О.В., Уткиной Л.А., Гордейчука С.Л., Брысина В.В., Федоровой И.Г., Величко А.И., Монаховой С.П., Рогачевой Л.В., Лытасовой О.В., Араповой Т.С., Горбунцова П.Н., Колмаковой Т.Г., Юрецкой Л.Ю., Трошина Е.Н., Трошева В.М., Федоровцевой З.В., Черноморца И.О., Широкого В.Е., Солдатовой В.А., Павловой О.И., Щетинина Н.И., Родина Ю.В., Горчакова А.В., Пикаловой Л.Н., Ахметовой Е.А., Бакановой М.А. о признании недействующим постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 года N 11-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск" (в редакции от 25 декабря 2012 года) в части нормативов на общедомовые нужды на холодное водоснабжение "0,205", "0,275", "0,269", "0,254", на горячее водоснабжение "0,138", "0,181", "0,173", "0,161", на водоотведение "0,343", "0,456", "0,442", "0,415", отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 5 февраля 2013 г. N 3-1
Текст решения официально опубликован не был
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 1-АПГ13-2 настоящее решение отменено