Решение Архангельского областного суда
от 15 марта 2013 г. N 3-4
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре Баевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 15 марта 2013 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим пункта 2 Параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа (за исключением особо охраняемых территорий федерального значения), утвержденных указом Губернатора Архангельской области от 16 октября 2012 года N 152-у "Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа (за исключением особо охраняемых территорий федерального значения)",
установил:
указом Губернатора Архангельской области от 16 октября 2012 года N 152-у утверждены Параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа (за исключением особо охраняемых территорий федерального значения).
В пункте 2 Параметров указан перечень орудий добычи охотничьих ресурсов, разрешенных к применению в охотничьих угодьях на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа:
Для охотничьих ресурсов - лось, кабан, бурый медведь установлены следующие разрешенные орудия добывания: охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом калибра не менее 7 мм (но не более 12 мм) и длиной патронника не менее 51 мм; охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм с использованием пулевых патронов; охотничье огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) оружие, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами калибром не менее 7 мм (но не более 12 мм) и длиной патронника не менее 51 мм. Допускается добыча кабана в возрасте до 1 года с использованием патронов, снаряженных картечью (подпункт 1);
Для охотничьих ресурсов - лисица, ондатра, енотовидная собака, норка американская, белка, куница, песец, хорь, горностай - разрешенные орудия добывания: охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие; охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом калибра не более 8 мм и длиной патронника не более 51 мм (в том числе калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения) за исключением полуавтоматического оружия; охотничье огнестрельное комбинированное оружие с нарезным стволом калибром нарезного ствола не более 8 мм и длиной патронника не более 51 мм (гладкоствольное и нарезное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения); ловушки (самоловы), в том числе капканы различных типов, черканы, пасти, слопцы, плашки, проскоки, кулемы и кулемки, иные аналогичные по принципу действия самоловы, а также обметы, рукавчики, сачки, ерши, ледянки, живоловушки (подпункт 2);
Для охотничьих ресурсов - рысь, росомаха - разрешенные орудия добывания: охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие; охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом калибра не более 8 мм и длиной патронника не более 51 мм (за исключением калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения) за исключением полуавтоматического оружия; ловушки (самоловы) (подпункт 3);
Для охотничьих ресурсов - вальдшнеп, селезень, гусь, казарка, самец глухаря, самец тетерева в весенний период - разрешенные орудия добывания: охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (подпункт 4);
Для охотничьего ресурса - заяц беляк - охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (подпункт 5);
Для охотничьих ресурсов - бобр европейский, выдра, ласка, водяная полевка - самоловы (подпункт 6);
Для водоплавающей, болотно-луговой, боровой дичи - охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (подпункты 7, 8, 9);
Для охотничьего ресурса - серая ворона - охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. В целях регулирования численности допускается применение охотничьего огнестрельного оружия калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения и пневматического оружия (подпункт 10);
Для охотничьего ресурса - волк - охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие; охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом калибра не более 8 мм и длиной патронника не более 51 мм (за исключением калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения) за исключением полуавтоматического оружия; ловушки и самоловы (подпункт 11).
Указ Губернатора Архангельской области от 16 октября 2012 года N 152-у вступил в силу со дня официального опубликования в печатном издании "Волна" N 39, 23 октября 2012 года.
Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими названных положений, устанавливающих перечень орудий добычи охотничьих ресурсов, разрешенных к применению в охотничьих угодьях на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Сославшись на положения статей 22, 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правила охоты, утвержденные Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года N 512, прокурор указал, что субъект Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных ограничений орудий добычи охотничьих ресурсов, не предусмотренных федеральным законодательством, не наделен.
В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Стрекин С.Н. заявленные требования поддержал.
Представители Губернатора Архангельской области Выдрин А.Н., Ермакова Е.А. не согласились с заявлением прокурора. Указав, что перечень разрешенных к применению орудия добывания объектов животного мира не противоречит федеральному законодательству, принят на основе Правил охоты (утвержденных Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года N 512) и в пределах установленной компетенции.
Выслушав прокурора и представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы природопользования, охрана окружающей среды.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По указанному предмету совместного ведения к полномочиям Российской Федерации Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в числе прочих отнесено утверждение правил охоты (пункта 6 статьи 32).
В качестве передаваемых полномочий субъектам Российской Федерации этим же Федеральным законом названы определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 4 части 1 статьи 33) и иные полномочия.
Однако ни приведенная статья 33, ни статья 34 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, определяющая полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, не предоставляет субъектам Российской Федерации право утверждать правила охоты.
Правила охоты, как это следует из статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, представляют собой основу осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, являются обязательными для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Правилами охоты устанавливаются ограничения охоты, предусмотренные статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, включая установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты.
Ограничения охоты посредством установления соответствующих запретов приведены в разделе VIII Правил охоты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года N 512.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ правилами охоты устанавливаются: требования к охоте на копытных животных; требования к охоте на медведей; требования к охоте на пушных животных; требования к охоте на боровую дичь, степную и полевую дичь, болотно-луговую дичь, водоплавающую дичь, горную дичь и иную дичь; требования к охоте с собаками охотничьих пород и ловчими птицами; требования к отлову и отстрелу охотничьих ресурсов; требования к сохранению охотничьих ресурсов, в том числе к регулированию их численности; требования к продукции охоты; иные параметры осуществления охоты.
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ на основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях.
Из содержания приведенных норм следует, что Губернатор Архангельской области при определении параметров охоты в соответствующих охотничьих угодьях наделен правом осуществлять правовое регулирование только по вопросам, прямо указанным в Правилах охоты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года N 512.
Таким образом, полномочиями по установлению перечня орудий добычи охотничьих ресурсов, разрешаемых к применению в охотничьих угодьях на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, Губернатор Архангельской области не наделен.
Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
По настоящему делу установлено превышение полномочий высшим должностным лицом Архангельской области при издании нормативного правового акта в оспариваемой части, при этом нет данных о том, что на основании оспариваемых положений были реализованы какие-либо права граждан и организаций.
При таком положении в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 17, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", требование прокурора о признании недействующим пункта 2 Параметров подлежит удовлетворению без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания этого пункта Параметров, со дня вступления в силу указа Губернатора Архангельской области от 16 октября 2012 года N 152-у, то есть с 23 октября 2012 года.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать недействующим с 23 октября 2012 года пункт 2 Параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа (за исключением особо охраняемых территорий федерального значения), утвержденных указом Губернатора Архангельской области от 16 октября 2012 года N 152-у "Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа (за исключением особо охраняемых территорий федерального значения)".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 15 марта 2013 г. N 3-4
Текст решения официально опубликован не был