Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению главы МО "Город Новодвинск" от 18 августа 2009 г. N 942
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов
и их проектов в администрации муниципального образования "Город Новодвинск"
1. Общие положения
1.1. Целью правового регулирования, осуществляемого в соответствии с настоящим Порядком, является установление в администрации муниципального образования "Город Новодвинск" правил проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Постановлением главы МО "Город Новодвинск" от 30 марта 2010 г. N 46 действие пункта 1.2 настоящего порядка приостановлено до отмены приостановления или внесения в указанные положения иных изменений
1.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат являющиеся нормативными правовыми актами решения Городского Совета депутатов муниципального образования "Город Новодвинск", постановления главы муниципального образования "Город Новодвинск", постановления администрации муниципального образования "Город Новодвинск", а также их проекты, разрабатываемые или рассматриваемые в администрации муниципального образования "Город Новодвинск".
1.3. Целью проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов является предупреждение и выявление при подготовке и принятии муниципальных правовых актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
1.4. Коррупционными факторами признаются положения муниципальных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении муниципальных правовых актов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
1.5. Коррупциогенными нормами признаются положения муниципальных правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы.
1.6. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов проводится органом администрации муниципального образования "Город Новодвинск", уполномоченным на выполнение задач и функций в сфере правового обеспечения.
2. Правила проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов
2.1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов проверке на коррупциогенность подлежит каждая норма муниципального правового акта или его проекта. Результаты антикоррупционной экспертизы излагаются единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов составляется правовое заключение, в котором отражаются все выявленные положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц муниципального правового акта или его проекта (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупционных факторов. В правовом заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в муниципальном правовом акте или его проекте выявленных коррупционных факторов.
2.4. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Порядком к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в правовом заключении.
3. Коррупционные факторы
3.1. Коррупционными факторами являются:
- факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
- факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
- факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
- широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
- выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- чрезмерной свободе нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию муниципальных правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
- заполнении законодательных пробелов при помощи муниципальных правовых актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в муниципальном правовом акте в условиях отсутствия законодательном основы;
- юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в муниципальном правовом акте или его проекте и выражаются в:
- существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в муниципальном правовом акте или его проекте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
- отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
- отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
- отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности муниципальных служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
- нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе муниципального правового акта или его проекта, -нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.