Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к указу Губернатора Архангельской области
от 1 октября 2010 г. N 180-у
Административный регламент
исполнения агентством природных ресурсов
и экологии Архангельской области государственной
функции по осуществлению государственного контроля в сфере
охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)
на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся
на территории Архангельской области, за исключением объектов
хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному
государственному экологическому контролю
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области (далее - агентство) государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Архангельской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (далее - государственная функция, государственный экологический контроль), определяет сроки и последовательность административных процедур агентства при осуществлении полномочий по государственному экологическому контролю.
2. Государственная функция исполняется непосредственно агентством.
3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ;
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ;
Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
постановление Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года N 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха";
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)";
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю";
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 февраля 2007 года N 56 "Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух";
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду";
приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 года N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
областной закон от 03 июня 2003 года N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях";
областной закон от 23 июня 2005 года N 66-4-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Архангельской области";
постановление администрации Архангельской области от 05 июня 2009 года N 151-па/24 "Об утверждении перечня должностных лиц агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов Архангельской области по охране природы)";
постановление Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N 200-пп "Об утверждении Положения об агентстве природных ресурсов и экологии Архангельской области".
4. Государственный экологический контроль осуществляется за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды, требований в области охраны окружающей среды, в том числе нормативов и нормативных документов, а также требований экологической безопасности (далее - обязательные требования).
5. Настоящий административный регламент распространяется на осуществление:
государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
государственного контроля в сфере обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов);
контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, государственный экологический контроль которых осуществляется исполнительными органами государственной власти Архангельской области, а также исполнительными органами государственной власти Ненецкого автономного округа.
II. Административные процедуры
2.1. Перечень административных процедур
6. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
1) подготовка к проведению плановой проверки;
2) подготовка к проведению внеплановой проверки;
3) проведение проверки и оформление ее результатов;
4) принятие мер в отношении выявленных фактов нарушений обязательных требований;
5) проведение административного расследования;
6) рассмотрение дела об административном правонарушении;
7) внесудебное (административное) обжалование действий (бездействия) должностных лиц агентства и их решений.
7. Блок-схема исполнения государственной функции приведена в приложении N 1 к настоящему административному регламенту.
2.2. Подготовка к проведению плановой проверки
8. Плановой является проверка, включенная в ежегодный план проведения плановых проверок агентства, утвержденный распоряжением агентства.
9. Основанием для подготовки к проведению плановой проверки является установленный ежегодным планом проведения плановых проверок агентства срок проведения проверки соответствующего юридического лица, индивидуального предпринимателя.
10. Решение о подготовке к проведению плановой проверки и ее форме принимает руководитель агентства путем дачи поручения соответствующему государственному гражданскому служащему агентства.
11. Государственный гражданский служащий агентства в ходе подготовки к проведению плановой проверки:
1) подготавливает проект распоряжения агентства о проведении плановой проверки;
2) после подписания распоряжения агентства о проведении плановой проверки направляет его копию соответствующему юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
12. Распоряжение агентства о проведении плановой проверки подписывается руководителем агентства и заверяется печатью агентства.
Форма распоряжения о проведении плановой проверки приводится в приложении N 2 к настоящему административному регламенту.
13. Подготовка к проведению плановой проверки должна быть завершена до наступления срока проведения плановой проверки, установленного ежегодным планом проведения плановых проверок агентства.
2.3. Подготовка к проведению внеплановой проверки
14. Внеплановой является проверка, не включенная в ежегодный план проведения плановых проверок агентства, утвержденный распоряжением агентства.
15. Основаниями для подготовки к проведению внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в агентство обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
16. Решение о подготовке к проведению внеплановой проверки и ее форме принимает руководитель агентства путем дачи поручения соответствующему государственному гражданскому служащему агентства.
17. Государственный гражданский служащий агентства в ходе подготовки к проведению внеплановой проверки:
1) подготавливает проект распоряжения агентства о проведении внеплановой проверки;
2) после подписания распоряжения агентства о проведении внеплановой проверки направляет его копию соответствующему юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю почтовым отправлением, за исключением случаев проведения внеплановой выездной проверки по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 15 настоящего административного регламента.
18. Государственный гражданский служащий агентства в ходе подготовки к проведению внеплановой выездной проверки по основаниям, предусмотренным абзацами вторым и третьим подпункта 2 пункта 15 настоящего административного регламента:
1) подготавливает проект распоряжения агентства о проведении внеплановой выездной проверки;
2) подготавливает заявление о согласовании агентства с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) после подписания документов, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, представляет их непосредственно либо направляет их заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в орган прокуратуры с приложением документов, указанных в подпункте 2 пункта 15 настоящего административного регламента.
19. Распоряжение агентства о проведении внеплановой проверки, а также заявление о согласовании агентства с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя подписываются руководителем агентства и заверяются печатью агентства.
Форма распоряжения о проведении внеплановой проверки приводится в приложении N 2 к настоящему административному регламенту.
Форма заявления о согласовании агентства с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя приводится в приложении N 3 к настоящему административному регламенту.
20. Сроки подготовки к проведению внеплановой проверки:
1) для внеплановых проверок, подготовка к проведению которых осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего административного регламента, - 7 рабочих дней со дня наступления основания для подготовки к проведению внеплановой проверки (если иной срок не установлен поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации);
2) для внеплановых проверок, подготовка к проведению которых осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 18 настоящего административного регламента, - незамедлительно, но не позднее трех рабочих дней со дня наступления основания для подготовки к проведению внеплановой проверки.
21. В случае отказа органа прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя руководитель агентства исходя из основания отказа принимает одно из следующих решений:
1) об отмене распоряжения агентства о проведении внеплановой выездной проверки;
2) об устранении замечаний органа прокуратуры и повторном направлении заявления о согласовании агентства с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) об обжаловании решения органа прокуратуры вышестоящему прокурору или в суд.
2.4. Проведение проверки и оформление ее результатов
22. Основанием для проведения проверки является распоряжение агентства о проведении проверки.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки по основаниям, предусмотренным абзацами вторым и третьим подпункта 2 пункта 15 настоящего административного регламента, являются распоряжение агентства о проведении проверки и документ органа прокуратуры о согласовании проведения проверки.
23. Проверка осуществляется должностным лицом (комиссией) агентства, указанным в распоряжении агентства о проведении проверки.
24. В ходе проведения документарной проверки должностное лицо (комиссия) агентства:
1) направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированные запросы с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении агентства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований;
2) направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя требования о представлении пояснений в письменной форме, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у агентства документах и (или) полученным в ходе исполнения государственной функции;
3) направляет в установленном порядке в адрес органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля запросы о представлении имеющихся у них сведений и документов, необходимых при проведении документарной проверки;
4) подготавливает проект распоряжения агентства о проведении выездной проверки, если после рассмотрения представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем пояснений и документов либо при отсутствии пояснений установлены признаки нарушений обязательных требований.
25. Если документы и (или) пояснения юридического лица, индивидуального предпринимателя не поступили в агентство в срок, установленный федеральным законом, должностное лицо (председатель комиссии), проводящее документарную проверку, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении извещает юридическое лицо, индивидуального предпринимателя о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, а затем составляет протокол об административном правонарушении за непредставление сведений (информации).
Форма протокола об административном правонарушении приводится в приложении N 4 к настоящему административному регламенту.
26. Запросы и требования, указанные в пункте 24 настоящего административного регламента, подписываются руководителем агентства.
27. Срок проведения документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.
В этот срок включается время, затраченное должностным лицом (комиссией) на проведение мероприятий по контролю, то есть на осуществление действий по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также по подготовке необходимых запросов и требований.
28. В ходе проведения выездной проверки должностное лицо (комиссия) агентства:
1) посещает в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся на территории Архангельской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, и предъявляет служебное удостоверение (служебные удостоверения);
2) удостоверяется в наличии руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его уполномоченного представителя, за исключением проведения проверки по основанию, предусмотренному абзацем третьим подпункта 2 пункта 15 настоящего административного регламента;
3) вручает под расписку руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю копию распоряжения агентства о проведении выездной проверки, заверенную печатью агентства;
4) вручает руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю копию документа органа прокуратуры о согласовании проведения проверки (в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 22 настоящего административного регламента);
5) по требованию подлежащих проверке лиц представляет информацию об агентстве, а также об экспертах, экспертных организациях, привлеченных к проведению проверки;
6) по просьбе подлежащих проверке лиц знакомит их с настоящим административным регламентом;
7) знакомится с документами и иными материалами, необходимыми для осуществления государственного экологического контроля;
8) проверяет соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, в том числе нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ, нормативов вредных физических воздействий и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешениями на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
9) проверяет соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
10) проверяет выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносит предложения о ее проведении;
11) контролирует полноту и своевременность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;
12) проверяет выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
13) определяет размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
14) вносит предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
15) проводит измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
16) проверяет соблюдение лицензионных требований и условий, касающихся вопросов охраны атмосферного воздуха, установленных в лицензиях на виды деятельности в области охраны окружающей природной среды;
17) привлекает в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений;
18) обращается в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного экологического контроля, а также в установлении лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
19) осуществляет запись о проведенной проверке в журнале учета проверок проверяемого лица (при наличии такого журнала).
29. Если в месте проведения выездной проверки отсутствовали руководитель или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель, должностное лицо (председатель комиссии), проводящее проверку, извещает юридическое лицо, индивидуального предпринимателя о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, а затем составляет протокол об административном правонарушении за воспрепятствование осуществлению служебных обязанностей. При этом проверка не проводится, за исключением случаев проведения проверки по основанию, предусмотренному абзацем третьим подпункта 2 пункта 15 настоящего административного регламента.
Форма протокола об административном правонарушении приводится в приложении N 4 к настоящему административному регламенту.
30. Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз, руководитель агентства издает распоряжение агентства о продлении срока проведения плановой выездной проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.
Срок проведения внеплановой выездной проверки продлению не подлежит.
31. По результатам проверки должностным лицом (комиссией), проводящим проверку, составляется и подписывается акт проверки в двух экземплярах.
В случае если в ходе проведения документарной проверки было принято решение о ее продолжении в форме выездной проверки, акт проверки оформляется по завершении выездной проверки, в котором отражаются отдельные результаты, полученные в ходе проведенной документарной проверки.
Форма акта проверки приводится в приложении N 5 к настоящему административному регламенту.
К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные документы или их копии, связанные с результатами проверки.
32. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле агентства.
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения соответствующих мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле агентства.
33. Должностное лицо (председатель комиссии), проводившее проверку, направляет акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления в орган прокуратуры, которым было принято решение о согласовании проведения проверки.
Должностное лицо (председатель комиссии), проводившее проверку, направляет гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые обратились с заявлениями, послужившими основанием для проведения внеплановой проверки, сообщение о проведенной проверке в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
2.5. Принятие мер в отношении выявленных фактов нарушений обязательных требований
34. В случае выявления нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица агентства:
1) составляют протокол об административном правонарушении, если в выявленном нарушении усматривается состав административного правонарушения;
2) выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
3) аннулируют разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или приостанавливают действие таких разрешений;
4) предъявляют иски в суд, арбитражный суд о возмещении вреда окружающей среде, а также об ограничении, о приостановлении или о запрещении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
2.5.1. Составление протокола об административном правонарушении
35. Основанием для составления протокола об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами агентства достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения, в том числе акт проверки, содержащий сведения о выявленных нарушениях обязательных требований;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
36. Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом агентства, указанном в перечне должностных лиц агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов Архангельской области по охране природы), утвержденном постановлением администрации Архангельской области от 05 июня 2009 года N 151-па/24.
37. Протокол об административном правонарушении составляется в срок не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения.
38. В случаях, предусмотренных пунктом 35 настоящего административного регламента, должностное лицо агентства, указанное в пункте 36 настоящего административного регламента, извещает физическое или юридическое лицо о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо составляет его в месте нахождения законного представителя юридического лица, месте нахождения индивидуального предпринимателя.
В случае выявления нарушений обязательных требований по результатам проверки протокол об административном правонарушении может быть составлен одновременно с актом проверки.
Протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. При этом в материалах дела должен быть оставлен документ, подтверждающий надлежащее сообщение физическому или юридическому лицу о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется в двух экземплярах, один из которых вручается или направляется почтовым отправлением лицу, в отношении которого он составлен.
Форма протокола об административном правонарушении приводится в приложении N 4 к настоящему административному регламенту.
39. Протокол об административном правонарушении в течение трех суток с момента его составления направляется должностному лицу агентства, уполномоченному на рассмотрение дела об административном правонарушении.
2.5.2. Выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований
40. Основаниями для выдачи предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений являются:
1) акт проверки, содержащий сведения о выявленных нарушениях обязательных требований;
2) протокол об административном правонарушении, составленный по окончании административного расследования;
3) постановление о назначении административного наказания.
41. Предписание об устранении выявленных нарушений составляется и подписывается должностным лицом, проводившим проверку юридического лица, индивидуального предпринимателя (председателем комиссии), административное расследование либо рассматривавшим дело об административном правонарушении, в течение трех рабочих дней со дня возникновения основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Предписание об устранении выявленных нарушений вручается руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному лицу под расписку либо направляется в течение трех рабочих дней со дня составления проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
42. Поступивший в агентство отчет об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений рассматривается должностным лицом, выдавшим предписание, в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета.
Если отчет об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений своевременно не поступил в агентство, а равно если он не подтверждает исполнение указанных в предписании требований, должностное лицо агентства осуществляет административные действия в соответствии с настоящим административным регламентом.
2.5.3. Приостановление действия и аннулирование разрешения
на выбросы вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух
43. Основанием для приостановления действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является постановление по делу об административном правонарушении, в котором установлено превышение фактического выброса вредных (загрязняющих) веществ над количеством выбросов вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух в соответствии с разрешением на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с учетом погрешности измерения.
Основанием для аннулирования разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является постановление по делу об административном правонарушении, в котором установлено наличие выбросов вредных (загрязняющих) веществ, которые не включены в разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
44. В случаях, предусмотренных пунктом 43 настоящего административного регламента, должностное лицо агентства, проводившее проверку (председатель комиссии):
1) составляет проект распоряжения агентства соответственно о приостановлении действия или аннулировании разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
2) после подписания распоряжения агентства о приостановлении действия (аннулировании) разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух направляет копию этого распоряжения почтовым отправлением с уведомлением о вручении юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которого оно вынесено.
45. Распоряжение агентства о приостановлении действия (аннулировании) разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подписывается руководителем агентства.
Форма распоряжения агентства о приостановлении действия (аннулировании) разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух приводится в приложении N 6 к настоящему административному регламенту.
46. Распоряжение агентства о приостановлении действия (аннулировании) разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух принимается в срок не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения основания для приостановления действия (аннулирования) разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Копия распоряжения агентства о приостановлении действия (аннулировании) разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух направляется лицу, указанному в подпункте 2 пункта 44 настоящего административного регламента, в течение пяти дней со дня подписания этого распоряжения агентства.
2.5.4. Возобновление действия разрешения на выбросы
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
47. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которого принято решение о приостановлении действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вправе направить в агентство заявление о возобновлении действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с приложением документов, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
48. При получении документов, указанных в пункте 47 настоящего административного регламента, должностное лицо агентства, уполномоченное руководителем агентства или его заместителем:
1) составляет проект распоряжения агентства о возобновлении действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, если полученные документы подтверждают устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
2) составляет проект распоряжения агентства об отказе в возобновлении действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, если полученные документы не подтверждают устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
3) после подписания соответствующего распоряжения агентства направляет копию этого распоряжения почтовым отправлением с уведомлением о вручении юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которого оно вынесено.
49. Распоряжения агентства о возобновлении действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или об отказе в этом подписываются руководителем агентства.
50. Распоряжение агентства о возобновлении действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или об отказе в этом принимается в срок не позднее семи дней со дня получения документов, указанных в пункте 47 настоящего административного регламента.
Копия распоряжения агентства о возобновлении действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или об отказе в этом направляется лицу, указанному в подпункте 3 пункта 48 настоящего административного регламента, в течение трех дней со дня подписания распоряжения.
2.5.5. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о возмещении вреда окружающей среде,
а также об ограничении, о приостановлении или о запрещении хозяйственной и иной деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляемой
с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
51. Основанием для предъявления исков в суд, арбитражный суд о возмещении вреда окружающей среде и об ограничении, о приостановлении или о запрещении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, является постановление по делу об административном правонарушении, в котором установлено причинение ими вреда окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Такие иски предъявляются при условии наличия утвержденной в установленном порядке методики оценки вреда окружающей среде.
Основанием для предъявления исков в суд, арбитражный суд об ограничении, о приостановлении или о запрещении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, является постановление по делу об административном правонарушении, в котором установлено осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при отсутствии разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
52. В случаях, предусмотренных пунктом 51 настоящего административного регламента, должностное лицо агентства, уполномоченное руководителем агентства или его заместителем, в течение одного месяца со дня возникновения основания подготавливает проект соответствующего искового заявления о возмещении вреда окружающей среде, а также об ограничении, о приостановлении или о запрещении хозяйственной и иной деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Исковое заявление подписывается руководителем агентства и направляется в суд, арбитражный суд в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве или законодательном о судопроизводстве в арбитражных судах.
2.6. Проведение административного расследования
53. Основанием для проведения административного расследования являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами агентства достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
54. Административное расследование проводится при условии, что для установления факта административного правонарушения должны быть осуществлены процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
55. При наличии одного из оснований, предусмотренных пунктом 53 настоящего административного регламента, и условий, предусмотренных пунктом 54 настоящего административного регламента, должностное лицо агентства, указанное в перечне должностных лиц агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов Архангельской области по охране природы), утвержденном постановлением администрации Архангельской области от 05 июня 2009 года N 151-па/24, выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в срок не позднее двух суток со дня возникновения основания для проведения административного расследования.
Форма определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования приведена в приложении N 7 к настоящему административному регламенту.
56. Административное расследование проводится должностным лицом агентства, вынесшим определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
При наличии уважительных причин (служебная командировка, отпуск, период временной нетрудоспособности, другое) по решению руководителя агентства проведение административного расследования может быть поручено другому должностному лицу агентства, о чем издается приказ руководителя, копия которого приобщается к материалам дела.
57. В ходе административного расследования должностное лицо агентства:
1) направляет поручения и запросы по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 26.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) истребует сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации;
3) осуществляет отбор проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) истребует объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе вызывает для дачи объяснений в порядке, предусмотренном статьей 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) назначает экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) осуществляет осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в порядке, предусмотренном статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) осуществляет изъятие вещей и документов в порядке, предусмотренном статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) осуществляет временный запрет деятельности в порядке, предусмотренном статьей 27.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
58. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, проводящего административное расследование, может быть продлен решением руководителя агентства на срок не более одного месяца.
Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его руководителем агентства.
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается почтовым отправлением индивидуальному предпринимателю или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование.
59. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Для составления протокола об административном правонарушении должностное лицо, проводящее административное расследование, извещает юридическое лицо, индивидуального предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо составляет его в месте нахождения законного представителя юридического лица, месте нахождения индивидуального предпринимателя.
Протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. При этом в материалах дела должен быть оставлен документ, подтверждающий надлежащее сообщение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется в двух экземплярах, один из которых вручается или направляется почтовым отправлением лицу, в отношении которого он составлен.
Форма протокола об административном правонарушении приводится в приложении N 4 к настоящему административному регламенту.
60. Протокол об административном правонарушении в течение трех суток с момента его составления направляется должностному лицу агентства, уполномоченному на рассмотрение дела об административном правонарушении.
Одновременно с составлением протокола об административном правонарушении должностное лицо агентства, проводившее административное расследование, выносит предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Предписание выносится в порядке, предусмотренном пунктами 40-41 настоящего административного регламента.
2.7. Рассмотрение дела об административном правонарушении
61. Основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении является поступление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении.
62. Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется должностным лицом агентства, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и областным законом от 03 июня 2003 года N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях".
63. Должностное лицо агентства при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы:
1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли основания для самоотвода в соответствии со статьей 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
64. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо агентства разрешает следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносит определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове участников производства по делу, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к его компетенции либо вынесено определение об отводе должностного лица.
65. Должностное лицо агентства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении направляет лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещение о времени и месте рассмотрения дела.
66. При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо агентства:
1) объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливает факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяет полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматривает заявленные отводы и ходатайства;
7) выносит определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления об отводе должностного лица, рассматривающего дело, если его отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносит определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
9) выносит определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к его компетенции.
67. В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его уполномоченного представителя дело может быть рассмотрено в его отсутствие при наличии у должностного лица агентства документов, подтверждающих своевременное извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела.
68. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении не может превышать 15 дней со дня получения должностным лицом агентства, уполномоченным рассматривать дело, протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом агентства, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо агентства, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.
69. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо агентства выносит постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
70. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) отсутствие события административного правонарушения;
б) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
в) действия лица в состоянии крайней необходимости;
г) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
д) отмена закона, установившего административную ответственность;
е) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
ж) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
з) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
71. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом агентства, рассмотревшем дело об административном правонарушении, и заверяется его личной печатью.
Форма постановления по делу об административном правонарушении приводится в приложении N 8 к настоящему административному регламенту.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых оно вынесено, либо направляется им в течение трех дней со дня вынесения постановления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Одновременно с постановлением о назначении административного наказания должностное лицо агентства, рассмотревшее дело об административном правонарушении, выносит предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в порядке, предусмотренном пунктами 40-41 настоящего административного регламента.
Вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению в порядке, предусмотренном главами 31 и 32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обеспечение исполнения постановления о назначении административного наказания возлагается на должностное лицо агентства, рассмотревшее дело.
72. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо агентства выносит определение:
1) о передаче дела судье, в агентство, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его должностного лица.
73. Определение по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом агентства, рассматривающим дело об административном правонарушении. Указанное определение должно содержать:
должность, фамилию и инициалы этого должностного лица;
дату и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
содержание заявления, ходатайства;
обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.
Копия определения по делу об административном правонарушении направляется почтовым отправлением лицу, по заявлению, ходатайству которого оно вынесено, а также лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
2.8. Внесудебное (административное) обжалование действий (бездействия)
должностных лиц агентства и их решений
74. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в отношении которых осуществляется государственная функция, имеют право на внесудебное (административное) обжалование действий (бездействия) должностных лиц агентства и их решений в порядке, предусмотренном настоящим административным регламентом.
75. Жалобы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подаются:
1) на акты проверок, составленные и подписанные должностными лицами агентства (кроме руководителя агентства и его заместителя), - заместителю руководителя агентства или руководителю агентства;
2) на предписания, выданные должностными лицами агентства (кроме руководителя агентства и его заместителя), - заместителю руководителя агентства или руководителю агентства;
3) на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами агентства (кроме руководителя агентства и его заместителя), - заместителю руководителя агентства или руководителю агентства;
4) на акты проверок, составленные и подписанные заместителем руководителя агентства, - руководителю агентства;
5) на предписания, выданные заместителем руководителя агентства, - руководителю агентства;
6) на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные заместителем руководителя агентства, - руководителю агентства.
76. Возражения на иные действия (бездействие) должностных лиц агентства, совершенные в ходе проведения проверки, в том числе несоблюдение ограничений при проведении проверки (статья 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") и неисполнение обязанностей при проведении проверки (статья 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") могут быть включены в жалобу на акт проверки.
77. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях регулируется главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении порядка подачи и рассмотрения иных жалоб, указанных в пункте 75 настоящего административного регламента, применяется Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
78. Жалоба юридического лица, индивидуального предпринимателя должна содержать следующую информацию:
1) наименование агентства либо наименование должности должностного лица, которому направляется жалоба;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес гражданина, подающего жалобу, либо наименование и место нахождения юридического лица, подающего жалобу;
3) суть жалобы, в том числе причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием), решением и обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
4) личная подпись гражданина, подающего жалобу, либо личная подпись руководителя юридического лица, подающего жалобу, а также дата подачи жалобы.
79. Примерная форма жалобы приводится в приложении N 9 к настоящему административному регламенту.
80. Поступившая жалоба юридического лица, индивидуального предпринимателя является основанием для ее рассмотрения.
Рассмотрение жалоб осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 75 настоящего административного регламента. Запрещается направлять жалобу должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
2.8.1. Внесудебное (административное) обжалование постановлений
по делам об административных правонарушениях
81. Должностное лицо, уполномоченное рассматривать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, при подготовке к ее рассмотрению:
1) выясняет, имеются ли основания для самоотвода в соответствии со статьей 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
3) разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
4) направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к его компетенции.
82. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо:
1) объявляет, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
2) устанавливает явку физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явку вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
3) проверяет полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
5) разъясняет права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
6) разрешает заявленные отводы и ходатайства;
7) оглашает жалобу на постановление по делу об административном правонарушении;
8) проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушивает объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушивает показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследует иные доказательства, осуществляет другие процессуальные действия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивает его заключение;
10) выносит определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции должностного лица.
83. Срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не может превышать 10 дней со дня поступления жалобы со всеми материалами дела должностному лицу, уполномоченному на ее рассмотрение.
84. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо выносит одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 70 настоящего административного регламента, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным должностным лицом.
85. Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, подписывается должностным лицом, рассмотревшим жалобу.
Форма решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении приводится в приложении N 10 к настоящему административному регламенту.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается индивидуальному предпринимателю или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
2.8.2. Внесудебное (административное) обжалование действий (бездействия)
должностных лиц агентства и их решений (кроме постановлений
по делам об административных правонарушениях)
86. При рассмотрении жалобы (за исключением жалобы на постановление по делу об административном правонарушении) должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, направившего жалобу;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения жалобы материалы проверки, а также иные документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
87. Срок рассмотрения иной жалобы не может превышать 30 дней со дня регистрации жалобы. В исключительных случаях, связанных с необходимостью получения дополнительных сведений, требуемых для полного и всестороннего рассмотрения жалобы, руководитель агентства вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней. В этом случае в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя направляется почтовым отправлением уведомление о продлении срока рассмотрения его жалобы.
Если жалоба содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица, она направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов, с уведомлением гражданина или юридического лица, подавшего жалобу, о ее переадресации.
88. По результатам рассмотрения жалобы (за исключением жалобы на постановление по делу об административном правонарушении) должностное лицо принимает одно из следующих решений:
1) об удовлетворении жалобы и об отмене акта проверки, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в случае признания жалобы обоснованной;
2) об отказе в удовлетворении жалобы в случае признания жалобы необоснованной;
3) об отказе в рассмотрении жалобы:
а) если в жалобе не указаны фамилия гражданина или наименование юридического лица, подавших жалобу, а также почтовый адрес гражданина или место нахождения юридического лица, подавших жалобу;
б) если в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
в) если текст жалобы не поддается прочтению;
г) если в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
д) если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
89. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 88 настоящего административного регламента, подготавливается ответ на жалобу, который подписывается должностным лицом, рассмотревшим ее.
В случаях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 88 настоящего административного регламента, подготавливается соответствующее уведомление, которое подписывается должностным лицом, рассмотревшим жалобу (при условии, что фамилия и почтовый адрес гражданина, наименование и место нахождения юридического лица поддаются прочтению).
Ответ на жалобу или уведомление вручается или высылается почтовым отправлением индивидуальному предпринимателю или уполномоченному представителю юридического лица, которые подали жалобу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.