7 апреля, 5 мая, 23 июня, 6 октября, 5 ноября 2009 г., 2 февраля, 8 июня, 7 сентября, 19 октября 2010 г.
В соответствии с распоряжением администрации Архангельской области от 24 июня 2008 года N 112-ра/18 "Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)" администрация Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Архангельской области "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 года.
Глава администрации |
И.Ф. Михальчук |
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 315-пп в настоящую программу внесены изменения
Долгосрочная целевая программа Архангельской области
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением администрации Архангельской области от 16 сентября 2008 г. N 202-па/30)
7 апреля, 5 мая, 23 июня, 6 октября, 5 ноября 2009 г., 2 февраля, 8 июня, 7 сентября, 19 октября 2010 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы"
Наименование Программы |
- |
долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение администрации Архангельской области N 112-ра/18 от 24 июня 2008 года "Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)" |
Государственный заказчик-координатор |
- |
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
Государственные заказчики Программы |
- |
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области; министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
Основные разработчики Программы |
- |
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области |
Цели Программы |
- |
Стабилизация и улучшение экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности на территории Архангельской области; развитие системы особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ) Архангельской области и Ненецкого автономного округа, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов; обеспечение экологического образования и воспитания населения Архангельской области, формирования ответственного отношения к окружающей среде |
Задачи Программы |
- |
предотвращение вредного воздействия вод за счет обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (задача N 1); предотвращение попадания опасных веществ в окружающую среду (задача N 2); исследование ООПТ Архангельской области (задача N 3); обеспечение функционирования и поддержка деятельности ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа (задача N 4)) |
Целевые показатели и индикаторы Программы |
- |
предотвращенный вред водным объектам; утилизация ртутьсодержащих отходов; инвентаризация государственных природных заказников регионального значения Архангельской области; обеспеченность сети ООПТ Архангельской области и Ненецкого национального округа биотехническими мероприятиями; обеспеченность сети ООПТ Архангельской области и Ненецкого национального округа объектами инфраструктуры (информационными знаки, местами отдыха, кострищами, маршрутной сетью); количество обустроенных мест временного хранения (складирования) древесных отходов |
Срок и этапы реализации Программы |
- |
2009-2011 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
предотвращение загрязнения водных объектов, обеспечение экологической безопасности; поддержка и развитие ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа; совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления; экологический мониторинг; экологическое образование и воспитание |
Исполнители Программы |
- |
агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области; министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области; ОГУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения"; государственное учреждение Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды; администрации муниципальных образований Архангельской области; исполнители, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - исполнители, определяемые на основе размещения госзаказа) |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 88506,1 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 71427,1 тыс. рублей, из местных бюджетов - 9216 тыс. рублей, из федерального бюджета - 3763 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 4100 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы |
- |
предотвращение вреда водным объектам - 18,25 млн. рублей; создание региональной системы экологического мониторинга, организация и обеспечение областного информационно-аналитического центра охраны окружающей среды, создание регионального кадастра отходов; проведение инвентаризации 3 государственных природных заказников регионального значения Архангельской области, обеспечение функционирования и поддержка деятельности 105 ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа; создание двух обустроенных мест временного хранения (складирования) древесных отходов |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области, министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Правительством Архангельской области в форме рассмотрения и утверждения отчета |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Высокое качество жизни и здоровья населения, национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в сфере экологии, направленную на охрану окружающей среды.
В 2008 году заканчивается реализация социально-экономической целевой программы Архангельской области "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы", утвержденной областным законом от 21 июня 2006 года N 179-11-ОЗ.
Ожидаемые конечные результаты реализации указанной Программы:
уменьшение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты на 3146 тонн;
увеличение доли населенных пунктов, обеспеченных водой нормального качества, до 78 процентов;
увеличение количества обустроенных мест складирования ТБО на 9 единиц;
предотвращение попадания более 300 тонн особо опасных веществ в окружающую среду;
увеличение количества оборудованных точек контроля особо охраняемых природных территорий на 12 единиц;
повышение уровня экологического просвещения и образования путем проведения 100 мероприятий, направленных на экологическое образование и воспитание, и издания 38 единиц учебно-методических пособий, сборников, книг, брошюр на экологические темы.
Программный метод позволил проводить планомерную комплексную работу по сохранению окружающей среды на территории Архангельской области. При этом экологическая ситуация в Архангельской области остается напряженной.
Кроме того, необходимо отметить, что на основании статьи 7 областного закона от 12 декабря 2007 года N 467-23-ОЗ "Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения Ненецкого автономного округа, ведению Красной книги Ненецкого автономного округа. Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N 200-пп утверждено Положение об агентстве природных ресурсов и экологии Архангельской области, в соответствии с которым агентство природных ресурсов и экологии осуществляет на территории Ненецкого автономного округа полномочия в части ведения Красной книги Ненецкого автономного округа, создания и обеспечения охраны ООПТ регионального значения.
Таким образом, в настоящей Программе рассмотрены вопросы экологической ситуации как на территории Архангельской области, так и на территории Ненецкого автономного округа.
Наиболее острыми, социально значимыми остаются следующие проблемы:
1. Обращение с отходами производства и потребления.
Ежегодно в Архангельской области образуется около 200 тысяч кубометров древесных отходов.
Основной вклад в образование отходов вносят предприятия по добыче полезных ископаемых, целлюлозно-бумажного производства, деревообработки и производства изделий из дерева.
В общем объеме образующихся отходов преобладают отходы V класса опасности (малоопасные) - от 75 процентов до 92 процентов и IV класса опасности (практически не опасные) - от 6 процентов до 23 процентов. На отходы I-III класса опасности приходится от 1 процента до 2 процентов.
Сравнительный анализ образования ТБО в Архангельской области с предыдущими годами дает основание делать выводы о динамике образования отходов в сторону увеличения. Основная масса бытовых отходов вывозится из городов и поселков городского типа в слабо уплотненном, несортированном состоянии на свалки и полигоны. На территории Архангельской области выявлено более 487 объектов размещения ТБО. Из всего количества объектов размещения ТБО, по данным на 01 января 2008 года, санитарным требованиям отвечает только 21. Шесть мест складирования отходов находятся в водоохранных зонах водных объектов, а 50 - расположены на расстоянии менее чем 500 метров от жилых домов, что является серьезным нарушением санитарно-гигиенических норм. Многие свалки представляют значительную эпидемиологическую опасность, нарушают природный ландшафт и являются источником загрязнения почв, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Из тела свалки постоянно выделяются газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и др., которые создают экологическую опасность пожаров на свалках. Более половины мест складирования отходов в Архангельской области являются бесхозными и не обслуживаются.
Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения, ведет к их накоплению на территориях организаций, на несанкционированных свалках. При этом отравляются и загрязняются огромные площади плодородных земель, обезображивается ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека.
2. Экологическое состояние водных объектов.
Для Архангельской области характерны густая речная сеть, множество озер и болот. Общее количество рек Архангельской области составляет 71776, из них 94 процента относятся к рекам длиной менее 10 км. Главной водной артерией области является река Северная Двина - крупнейшая по площади бассейна река Европейского Севера России, которая дает 70 процентов всего притока речной воды в Белое море.
Современное состояние большинства водных объектов не соответствует действующим экологическим требованиям. Длительное функционирование экологически несовершенных технологий в промышленности и сельском хозяйстве, сброс загрязненных сточных вод, поступление загрязнений рассредоточенным стоком с водосборных территорий привело к повсеместному загрязнению поверхностных водных объектов Архангельской области и ухудшению качества воды в них.
При оценке качества воды поверхностных водоисточников за 2007 год Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области установлены отклонения от СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.
3. Вредное воздействие вод, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Территория Архангельской области периодически (в отдельных районах - почти ежегодно) подвергается подтоплению и затоплению при паводках. Главная особенность наводнений - одновременный охват ими больших площадей и создание чрезвычайных ситуаций с угрозой не только материальным ценностям, экономики территорий, но и жизни людей. Из-за смыва загрязняющих веществ происходит загрязнение водных объектов, нарушается экологическая безопасность.
Периодически затоплению и подтоплению подвергается 45 населенных пунктов Архангельской области с населением около 23505 человек.
Вредное воздействие вод также выражается в развитии негативных русловых процессов (подмыв берегов, смещение русел рек) на р. Северной Двине, р. Вычегде, р. Ваге и других водных объектах.
Для защиты населения, объектов экономики и земель от вредного воздействия вод предназначены гидротехнические сооружения (далее - ГТС). Однако из-за длительного срока эксплуатации имеющиеся защитные ГТС Архангельской области требуют регулярного ремонта. Кроме того, необходимо строительство новых защитных ГТС для населенных пунктов и земель.
Проведение капитального ремонта плотины на озере Пуксоозеро позволит предотвратить затопление, разрушение берегов р. Пукса, возникновение чрезвычайных ситуаций для населения пос. Пуксоозеро и обеспечит их безопасность.
4. Особо охраняемые природные территории регионального значения.
Современное понимание задач охраны природы рассматривает формирование глобальной системы особо охраняемых природных территорий как важнейший путь для сохранения среды обитания человека. Этим объясняется огромное международное внимание к региональным системам ООПТ России - крупнейшей составной части этой глобальной системы.
На территории Архангельской области находится 103 особо охраняемых природных территории, из них 99 - регионального значения (32 государственных природных заказника и 67 памятников природы).
Основной задачей системы ООПТ является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное и эстетическое значение.
Положительным качеством системы ООПТ регионального значения является наличие ООПТ почти в каждом административном районе Архангельской области. При сохранении тенденции развития и хозяйственного освоения территории система региональных ООПТ помогает поддерживать общий и региональный природные балансы, сохранять природно-ресурсный потенциал и оказывает положительное влияние на моральный климат общества. Такие территории создают прибежище сотням видов растений, грибов и животных, уже исчезнувших на других участках хозяйственно освоенного ландшафта. ООПТ используются в научно-исследовательских и познавательных целях и в то же время являются наиболее активно посещаемыми уголками природы при организации экологического туризма и отдыха населения.
По мнению многих специалистов, в настоящее время явно недостаточно сведений о состоянии ныне существующих ООПТ, отсутствуют или требуют существенных доработок данные об их природных комплексах, флоре и фауне, необходим анализ эффективности действующих режимов охраны в границах ООПТ и так далее. Имеющаяся информация носит разрозненный характер, она не позволяет получить общую картину эффективности имеющейся в Архангельской области сети ООПТ. Кроме того, не все районы изучены к настоящему времени в ландшафтном, экологическом, флористическом, фаунистическом, социально-культурном и других отношениях.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Однако не редки случаи нарушения их режимов охраны, чаще всего это незаконная рубка леса, нарушение правил охоты и рыболовства (браконьерство).
5. Государственный экологический мониторинг.
Существенным компонентом природоохранной деятельности, направленной в первую очередь на обеспечение экологической безопасности, т.е. состояния защищенности жизненно важных интересов человека от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, является организация и осуществление мониторинга атмосферного воздуха.
В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Архангельской области.
В настоящее время на территории Архангельской области наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляется территориальными органами различных федеральных министерств и ведомств. Характерным признаком этой деятельности является ведомственная разобщенность. Сегодня при наличии ряда организаций, выполняющих работы по наблюдению за различными средами, органы исполнительной власти Архангельской области не имеют полной картины о состоянии окружающей среды. Принятие экологически правильных управленческих решений, направленных на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, невозможно без оценки реального состояния окружающей среды, полученного на основании мониторинговых наблюдений.
Регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся Северным межрегиональным территориальным Управлением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на стационарных постах государственной службы наблюдения в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске, а также ведомственной лабораторией в Коряжме. Анализ информации Государственной службы наблюдения позволяет сделать вывод о превышении уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах области. Существующая сеть постов не в полной мере отвечает требованиям нормативно-методических документов (ГОСТ 17.2.3.01-86 и РД 52.04.186-89). В связи с этим представляется необходимым приобретение и обеспечение функционирования дополнительных стационарных автоматических постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в гг. Архангельске, Северодвинске и пос. Савинский.
Оперативный контроль за уровнем загрязнения обеспечит потребности административных органов, природоохранных и контролирующих организаций Архангельской области в достоверной информации, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения окружающей среды.
6. Экологическое образование и воспитание.
Формирование экологической культуры жителей Архангельской области, повышение уровня экологического воспитания и образования населения, особенно детей и подростков, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде. При этом без информирования населения обо всех аспектах охраны окружающей среды и рационального природопользования, без реализации права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды не произойдет радикальных изменений в его сознании и поведении.
II. Цели, задачи, срок и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Настоящая Программа разработана для достижения следующих основных целей:
стабилизация и улучшение экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности на территории Архангельской области;
развитие системы ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов;
обеспечение экологического образования и воспитания населения Архангельской области, формирования ответственного отношения к окружающей среде.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
1) предотвращение вредного воздействия вод за счет обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
2) предотвращение попадания опасных веществ в окружающую среду;
3) исследование ООПТ Архангельской области;
4) обеспечение функционирования и поддержка деятельности ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Программа не взаимосвязана с федеральными целевыми программами.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2009 по 2011 год.
Выполнение Программы осуществляется в один этап.
Важнейшими целевыми показателями и индикаторами Программы являются:
предотвращенный вред водным объектам;
предотвращение попадания опасных веществ в окружающую среду;
инвентаризация государственных природных заказников Архангельской области.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
III. Перечень программных мероприятий
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:
предотвращение загрязнения водных объектов;
поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Архангельской области и Ненецкого автономного округа;
совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления;
экологический мониторинг;
экологическое образование и воспитание;
абзац седьмой исключен.
См. текст абзаца седьмого раздела III
Перечень природоохранных мероприятий представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Государственными заказчиками Программы являются министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области.
Средства областного бюджета расходуются агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области и его подведомственными учреждениями на основании смет расходов на выполнение мероприятий собственными силами, а также в соответствии с процедурами размещения заказа на основании требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование мероприятий Программы осуществляется посредством заключения в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными заказчиками с органами местного самоуправления договоров о софинансировании включенных в Программу строек и объектов, являющихся собственностью муниципальных образований. Договоры заключаются на весь период реализации Программы и устанавливают условия финансирования мероприятий Программы.
Средства областного бюджета на осуществление проектирования, строительства, реконструкции и ремонта объектов, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются в форме субсидий на софинансирование в пределах средств, предусмотренных в Программе. В случае если получателем субсидии является поселение, субсидия может перечисляться через бюджет муниципального района.
Размер межбюджетной субсидии определяется в соответствии с методикой расчета, выраженной формулой:
МSi = Ci - Cmoi,
где:
МSi - объем субсидии бюджету соответствующего (i)-го муниципального образования Архангельской области;
Ci - расходы на строительство, реконструкцию природоохранного объекта соответствующего муниципального образования в соответствии с заявкой на реализацию мероприятия с учетом индексации цен по годам;
Сmoi - расходы на строительство, реконструкцию природоохранного объекта соответствующего муниципального образования, предусмотренные аналогичной долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств местного бюджета.
Отбор мероприятий для включения в перечень мероприятий Программы осуществлялся с учетом перечня природоохранных мероприятий, сформированного в соответствии с постановлением администрации Архангельской области от 17 декабря 2007 года N 233-па "Об утверждении Порядка формирования перечней мероприятий в сфере охраны окружающей среды на территории Архангельской области и на территории Ненецкого автономного округа".
При отборе мероприятий учитывались:
актуальность и значимость природоохранных мероприятий соответственно для Архангельской области и Ненецкого автономного округа;
эффективность решения обозначенных проблем с помощью реализуемых природоохранных мероприятий;
оценка необходимости реализации природоохранного мероприятия за счет средств областного бюджета;
привлечение дополнительных иных источников финансирования;
включение мероприятия в аналогичную долгосрочную целевую программу развития муниципального образования.
Государственные заказчики Программы заключают договоры с органами местного самоуправления на софинансирование мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов.
Исполнители мероприятий Программы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнители мероприятий Программы обеспечивают в соответствии с государственными контрактами выполнение работ и оказание услуг, необходимых для реализации Программы и несут ответственность за качество и сроки исполнения обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение средств федерального бюджета для реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации. Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансирование из федерального бюджета осуществляется на основании заключенных между соответствующими федеральными органами государственной власти и администрацией Архангельской области соглашений (договоров).
Привлечение внебюджетных средств для реализации программных мероприятий осуществляется в инициативном порядке исполнителей соответствующих мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование следующих рабочих документов:
организационный план действий по реализации мероприятий Программы;
план проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий.
Средства областного бюджета расходуются комитетом по экологии Архангельской области и его подведомственными учреждениями на основании смет расходов на выполнение мероприятий собственными силами, а также в соответствии с процедурами размещения заказа на основании требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований области и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы в 2009-2011 годах составляет 88506,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
областного бюджета - 71427,1 тыс. рублей;
местных бюджетов - 9216 тыс. рублей;
федерального бюджета - 3763 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 4100 тыс. рублей.
Участие в реализации финансирования мероприятий Программы муниципальных образований определено соглашениями (договорами) о намерениях между государственными заказчиками Программы и соответствующими органами местного самоуправления. Условия договоров по финансированию и участию в программах подлежат утверждению представительными органами муниципальных образований.
Финансирование из федерального бюджета подтверждается Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных между соответствующими федеральными органами государственной власти и администрацией Архангельской области.
Внебюджетное финансирование осуществляется за счет использования исполнителями отдельных мероприятий собственных средств.
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
(тыс.руб.)
Источники и направления |
Объем |
В том числе |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
1. Всего по Программе |
88506,1 |
20072,2 |
34307,9 |
34166 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
71427,1 |
13279,2 |
26077,9 |
32070 |
местные бюджеты |
9216 |
330 |
6830 |
2056 |
федеральный бюджет |
3763 |
3763 |
- |
- |
внебюджетные источники |
4100 |
2700 |
1400 |
- |
2. Капитальные вложения, всего |
47900 |
- |
22600 |
25300 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
40000 |
- |
16000 |
24000 |
местные бюджеты |
7900 |
- |
6600 |
1300 |
3. Прочие нужды, всего |
40606,1 |
20072,2 |
11707,9 |
8826 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
31427,1 |
13279,2 |
10077,9 |
8070 |
местные бюджеты |
1316 |
330 |
230 |
756 |
федеральный бюджет |
3763 |
3763 |
- |
- |
внебюджетные источники |
4100 |
2700 |
1400 |
- |
Распределение объемов финансирования Программы
между государственными заказчиками программы
(тыс.руб.)
Направления |
Источники |
2009-2011 |
В том числе |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Всего по Программе |
общий объем средств |
88506,1 |
20072,2 |
34307,9 |
34166 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
областной бюджет |
71427,1 |
13279,2 |
26077,9 |
32070 |
|
местные бюджеты |
9216 |
330 |
6830 |
2056 |
|
федеральный бюджет |
3763 |
3763 |
- |
- |
|
внебюджетные |
4100 |
2700 |
1400 |
- |
|
2. Из общего объема по государственному заказчику - агентству природных ресурсов и экологии Архангельской области |
общий объем средств |
40606,1 |
20072,2 |
11707,9 |
8826 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
областной бюджет |
31427,1 |
13279,2 |
10077,9 |
8070 |
|
местные бюджеты |
1316 |
330 |
230 |
756 |
|
федеральный бюджет |
3763 |
3763 |
- |
- |
|
внебюджетные |
4100 |
2700 |
1400 |
- |
|
3. Из общего объема по государственному заказчику - министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
общий объем средств |
47900 |
- |
22600 |
25300 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
областной бюджет |
40000 |
- |
16000 |
24000 |
|
местные бюджеты |
7900 |
- |
6600 |
1300 |
VI. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых
социально-экономических (экологических) результатов от реализации Программы
Организация и проведение мероприятий, предусмотренных Программой, позволят обеспечить реализацию единой экологической политики и получить положительные результаты по созданию благоприятных условий проживания граждан на территории Архангельской области. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для сочетания экологических и социально-экономических интересов населения, снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, повышение культуры и грамотности населения в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Основной экономический эффект Программы будет заключаться в предотвращении экологически опасных ситуаций и минимизации затрат на их ликвидацию.
Основной социальный эффект Программы будет состоять в сохранении и улучшении экологических условий проживания на территории Архангельской области, обеспечении большего количества населения питьевой водой нормативного качества, что способствует сохранению здоровья населения, снижению риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды.
При оценке экологических показателей (эффективность) природоохранных мероприятий учитываются не только расходы и натуральные показатели сокращения негативного воздействия, но и оценивается предотвращенный экономический ущерб, снижение экологических издержек будущих поколений. Кроме того, для экологических мероприятий характерна "запаздывающая" эффективность, когда результаты от того или иного мероприятия появятся только через несколько лет.
Экологическая эффективность будет выражена в следующем:
снижение уровня загрязнения окружающей среды и предотвращение вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности;
снижение воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду за счет организации вывоза и складирования (утилизации) экологически обоснованным способом;
уточнение границ и оптимизация режимов охраны ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа;
устройство и поддержание инфраструктуры ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа;
Реализация мероприятий Программы позволит структурировать существующую экологическую информацию, что будет способствовать обеспечению органов государственной власти Российской Федерации и Архангельской области, органов местного самоуправления, организаций и население области достоверной и своевременной информацией о текущем и ожидаемом состоянии окружающей среды.
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
предотвращение вреда водным объектам на 18,25 млн. рублей;
создание двух обустроенных мест временного хранения (складирования) древесных отходов;;
создание региональной системы экологического мониторинга;
организация и обеспечение областного информационно-аналитического центра охраны окружающей среды;
создание регионального кадастра отходов;
функционирование двух автоматических постов по контролю за загрязнением атмосферы;
проведение инвентаризации 3 государственных природных заказников регионального значения Архангельской области;
обеспечение функционирования и поддержка деятельности 105 ООПТ Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств производится на основании комплексной оценки эффективности реализации Программы (Е).
Расходование бюджетных средств считается эффективным, если Е составляет 75 и более процентов.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Контроль за ходом реализации Программы включает в себя ежеквартальную и итоговую отчетность о реализации мероприятий Программы, рациональном использовании исполнителями Программы выделяемых им средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, соблюдении сроков выполнения мероприятий.
Государственные заказчики Программы отвечают за реализацию Программы в части мероприятий, заказчиками и исполнителями которых они являются, обеспечивают подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении.
Государственные заказчики Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют государственному заказчику-координатору Программы отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па (далее - Порядок), и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственные заказчики Программы ежегодно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику-координатору Программы отчеты о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов) по форме согласно приложениям N 4-6 к Порядку, а также статистическую и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор Программы ежегодно, до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчет о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов) по форме согласно приложениям N 4-6 к Порядку, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор Программы после доведения министерством финансов лимитов бюджетных обязательств на текущий год представляют в срок до 01 марта текущего года в министерство экономического развития информацию о квартальных плановых значениях показателей результативности Программы на текущий год согласно приложению N 7 к Порядку.
Государственный заказчик-координатор Программы, государственные заказчики Программы в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности направляют в министерство финансов Архангельской области сведения об исполнении Программы по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, а также справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы после получения оценки эффективности реализации Программы от министерства экономического развития Архангельской области представляет отчет о ходе (итогах) реализации Программы на рассмотрение Правительства Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 315-пп настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе Архангельской области
"Охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности
Архангельской области на 2009-2011 годы"
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 19 октября 2010 г. N 315-пп)
Перечень
мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области
на 2009-2011 годы"
7 апреля, 23 июня, 6 октября, 5 ноября 2009 г., 2 февраля, 8 июня, 7 сентября, 19 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 315-пп в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе Архангельской области
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Архангельской области на 2009-2011 годы"
Методика
оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы"
19 октября 2010 г.
Степень достижения запланированных результатов Программы оценивается на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями.
Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчетному (плановому) и фактическому показателю.
Степень достижения индикаторов Программы определяется по формуле:
Tf1
En = --- x 100%,
TN1
где:
En - степень достижения индикатора Программы, процентов;
Tf1 - фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
TN - нормативный индикатор, утвержденный Программой.
Комплексная оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
SUM En
------
М
Е = --------,
Рф
----
Рп
где:
E - комплексный показатель эффективности реализации Программы, %;
М - количество целевых показателей Программы;
Рф - объем средств, фактически профинансированных по бюджетным и внебюджетным источникам;
Рп - объем средств, планируемых профинансировать по бюджетным и внебюджетным источникам.
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
Программа реализуется эффективно, если комплексная оценка эффективности реализации Программы составляет 75 процентов и более;
Программа нуждается в корректировке и доработке, если комплексная оценка эффективности реализации Программы составляет 60-75 процентов.
Программа считается неэффективной, если комплексная оценка эффективности реализации Программы составляет менее 75 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Архангельской области от 16 сентября 2008 г. N 202-па/30 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 23 сентября 2008 г. N 37(1150)
Постановлением Правительства Архангельской области от 3 апреля 2014 г. N 128-пп настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 13 декабря 2011 г. N 483-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 8 ноября 2011 г. N 425-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2011 г. N 318-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 19 июля 2011 г. N 253-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 24 мая 2011 г. N 164-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 5 апреля 2011 г. N 101-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 315-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 7 сентября 2010 г. N 255-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 8 июня 2010 г. N 164-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 2 февраля 2010 г. N 23-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 5 ноября 2009 г. N 140-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 6 октября 2009 г. N 89-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 23 июня 2009 г. N 5-пп
Постановление администрации Архангельской области от 5 мая 2009 г. N 128-па/18
Постановление администрации Архангельской области от 7 апреля 2009 г. N 90-па/14