Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Архангельской области от 2 ноября 2010 г. N 341-пп в настоящую программу внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства
Архангельской области
от 27 июля 2010 г. N 210-пп
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области
на 2010-2020 годы"
2 ноября 2010 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области
на 2010-2020 годы"
Наименование Программы |
- |
долгосрочная целевая программа Архангельской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 года N 273 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области |
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области; министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области; министерство строительства Архангельской области; министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области; министерство образования, науки и культуры Архангельской области; министерство по региональной политике и местному самоуправлению Архангельской области; министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области |
Основные разработчики Программы |
- |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области; государственное автономное учреждение Архангельской области "Региональный центр по энергосбережению"; автономная некоммерческая организация "Архангельский областной центр энергетической эффективности" |
Цель Программы |
- |
повышение эффективности использования энергоресурсов в Архангельской области; обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы |
Задачи Программы |
- |
информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения (задача N 1); подготовка кадров в области энергосбережения (задача N 2); проведение обязательных энергетических обследований объектов государственной (областной) и муниципальной собственности (задача N 3); поэтапный переход на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями приборов учета (задача N 4); снижение энергоемкости валового регионального продукта на 40 процентов к 2020 году относительно уровня 2007 года (задача N 5); увеличение к 2020 году доли энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Архангельской области, до 32,74 процента (задача N 6) |
Целевые показатели и индикаторы Программы |
- |
Целевые показатели перечислены в приложении N 3 к настоящей Программе |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2010-2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Перечень подпрограмм |
- |
нет |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
формирование энергосберегающего поведения, информационная поддержка энергосбережения в Архангельской области; образование и подготовка кадров бюджетных учреждений Архангельской области; обязательные энергетические обследования бюджетных учреждений Архангельской области; поэтапный переход на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями приборов учета; создание генерирующих мощностей, функционирующих на основе альтернативных источников энергии; постепенное замещение привозного топлива, используемого в коммунальных котельных, на виды топлива, производимые (добываемые) на территории Архангельской области |
Исполнители Программы |
- |
органы исполнительной власти Архангельской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области; организации жилищно-коммунального комплекса; собственники и наниматели жилых помещений |
Объемы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 10 149 394 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 850 548 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 2 177 171 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 7 122 675 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы |
- |
обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы для зданий, подлежащих обязательному оснащению приборами учета; снижение потребления тепловой энергии к 2020 году на 776 162 Гкал; снижение потребления электроэнергии к 2020 году на 63 573,941 тыс. кВт*час; снижение потребления воды к 2020 году на 1 620 314 куб.м; снижение затрат областного бюджета на оплату коммунальных услуг организаций бюджетной сферы на 24 686,8 тыс. рублей в год; снижение затрат местных бюджетов на оплату коммунальных услуг организаций бюджетной сферы на 74 954,9 тыс. рублей в год; снижение к 2020 году на 786 371 тонны количества валового выброса парниковых газов СО2 (эквивалент); снижение к 2020 году на 775,13 тонны количества выброса NOx; снижение к 2020 году на 38,76 тонны количества выброса взвешенных веществ VOC; снижение к 2020 году объема сброса сточных вод на 1 620 314 куб.м; улучшение предоставления жилищно-коммунальных услуг для социально-значимых объектов (учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта) и населения Архангельской области; замещение 55158 т.у.т в год привозного топлива, используемого в муниципальных котельных, на топливо, производимое (добываемое) на территории Архангельской области, в том числе на биотопливо; экономия 5829 т.у.т (дизельного топлива) в год, используемого в качестве топлива для дизель-электростанций, установленных в децентрализованных районах Архангельской области, при реализации проекта по вводу мощностей, функционирующих на основе альтернативных источников энергии |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и Правительством Архангельской области в форме утверждения ежегодной отчетности о ходе реализуемой Программы. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1. Общее описание Архангельской области
Архангельская область расположена на севере Европейской части России. Ее побережье на протяжении 3 тыс. км омывают холодные воды трех арктических морей - Белого, Баренцева и Карского.
Площадь территории Архангельской области - 587 тыс.кв.км. Численность населения - 1,3 млн. человек, городское население составляет около 1 млн. человек.
С января 2006 года на территории области находятся 229 муниципальных образований:
7 городских округов;
19 муниципальных районов;
24 городских поселения;
179 сельских поселений.
Административным центром является город Архангельск, основанный по указу царя Ивана Грозного от 05 марта 1584 года в устье реки Северной Двины. К крупным городам относятся Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма, Мирный.
Близость морей и океанов заметно сказывается на климате, который является переходным между морским и континентальным. Зима обычно длинная (до 250 дней) и холодная, с температурой наружного воздуха в среднем до минус 26 градусов и сильными ветрами. Средняя температура летом около 15 градусов тепла.
Плотность населения 2,2 человека на 1 кв. км. В городах проживает 74,7 процента, в сельской местности - 25,3 процента населения. Средний возраст населения 37 лет. Трудоспособное население составляет 64,3 процента его численности.
2. Сырьевые ресурсы
На территории Архангельской области используется широкий спектр различных видов топливно-энергетических ресурсов, в том числе природный и сжиженный углеводородный газ, мазуты, бензин, дизельное топливо, угли различных месторождений, торф, дрова и прочие. Суммарное годовое потребление первичных ресурсов составляет 10,8 млн. тонн в пересчете на условное топливо. Среди них основную долю (до 85 процентов) занимают привозные ресурсы и только 15 процентов - местные виды топлива. В основном это древесина, отходы деревопереработки и отходы целлюлозно-бумажной промышленности. В структуре привозных ресурсов значительная часть (43 процента) приходится на нефтепродукты, 28 процентов - на природный газ и 19 процентов - на уголь.
Источниками биоресурсов в Архангельской области являются отходы лесохозяйственной деятельности (свыше 5 млн. кубометров отходов). Более 2 млн. кубометров отходов, включая отходы лесосек, рассредоточены по территории Архангельской области. Также потенциальным ресурсом для утилизации являются около 500 тыс. кубометров горбылей и реек и сухостой в междуречье Северной Двины и Пинеги, где на площади 2 млн. гектаров усыхает 200 млн.кб.м еловых лесов.
Приоритетным направлением в вопросах обеспечения энергоэффективности и энергоресурсобережения является развитие сектора возобновляемой энергетики. Определены следующие стратегические цели использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива для Архангельской области:
рациональное сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов;
снижение экологической нагрузки от деятельности ТЭК;
обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива, в первую очередь районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;
снижение расходов на дальнепривозное топливо и оптимизация региональной энергетической политики.
Например, в Архангельской области планируется реализация мероприятий, направленных на создание генерирующих мощностей (путем модернизации/реконструкции существующих и строительства новых, функционирующих на основе альтернативных источников энергии.
3. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации
в Архангельской области
Энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации в 2-3 раза выше, чем у стран Европы и Америки.
В настоящее время экономика Архангельской области характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями по России.
Существующий уровень потребления и энергоемкости экономики и социальной сферы Архангельской области приводит к следующим негативным последствиям:
увеличению доли бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг в муниципальном и областном бюджетах;
опережающему росту затрат на оплату коммунальных услуг в расходах на содержание областных и муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки населения и т.п.;
росту затрат организаций на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при потреблении энергетических ресурсов на территории Архангельской области, прежде всего - в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях и организациях жилищно-коммунального комплекса.
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение долгосрочной целевой программы энергосбережения.
4. Производство энергии и энергоснабжение
Электроэнергия в Архангельской области вырабатывается на 970 электростанциях суммарной установленной мощностью более 2 ГВт, годовой отпуск электроэнергии потребителям составляет более 8 млрд. кВт*ч.
На территории Архангельской области более 30 тыс.км электрических сетей различного уровня напряжения (от 0,4 до 220 кВ), из них более 4 тыс.км - муниципальные и ведомственные электрические сети.
Потери в муниципальных электрических сетях напряжением 0,4-35 кВ достигают 30 процентов вследствие их изношенности и несоответствия нормативным параметрам. Физический износ сетей составляет 60-80 процентов.
Подавляющее количество источников теплоснабжения (83 процента от общего числа) - это мелкие (мощностью до 3 Гкал/ч) котельные, большая часть которых находится в муниципальной собственности. Ведомственная разобщенность и отсутствие централизованной системы обслуживания источников тепла негативно отражается на надежности их эксплуатации и эффективности системы теплоснабжения в целом. Потери тепла в тепловых сетях составляют около 2 млн. Гкал.
Удаленность ряда северных территорий, где осуществляется децентрализованное энергоснабжение и использование исключительно привозного топлива, приводит к тому, что тарифы на электро- и теплоэнергию в Архангельской области одни из самых высоких в Северо-Западном федеральном округе.
5. Базис долгосрочной целевой программы
Настоящая программа определяет комплекс системных мероприятий, направленных на реализацию проектов и технологий по повышению эффективности использования топлива и энергии в организациях бюджетной сферы.
При разработке учитывались требования Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 года N 273 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.
При разработке перечня целевых показателей и экономического эффекта по мероприятиям в сфере энергосбережения учитывался дефлятор стоимости продукции и услуг естественных монополий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды на период до 2020 года (таблица 1).
Таблица 1
Дефлятор стоимости продукции и услуг
(в %, за год к предыдущему году)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды |
114,4 |
115,5 |
112,8 |
111,0 |
110,5 |
110,0 |
109,5 |
109,0 |
108,5 |
108,0 |
107,5 |
6. Областные объекты социальной сферы, их энергопотребление
В базовом 2009 году перечень областных зданий включал 3089 зданий и сооружений, из них 1599 объектов с охватываемой отапливаемой площадью приблизительно 762 тыс.кв.м подлежат обязательному оснащению приборами учета. Годовое энергопотребление бюджетными учреждениями составляет 1 079 460,57 тыс. кВт*ч/год.
Таблица 2
Сектор |
Кол-во объектов, шт. |
Отапливаемая площадь, тыс.кв.м |
Годовое потребление энергии, млн. кВт*ч/год |
Доля |
|
1. |
Образование, наука и культура |
2032 |
2297,5 |
775,0 |
71,8 |
|
в том числе областная собственность |
316 |
497,2 |
146,86 |
|
2. |
Здравоохранение |
777 |
764,77 |
262,09 |
24,29 |
|
в том числе областная собственность |
127 |
244,67 |
89,86 |
|
3. |
Прочие потребители |
277 |
91,6 |
42,37 |
3,91 |
|
в том числе областная собственность |
100 |
46,3 |
13,62 |
|
|
Всего |
3086 |
3153,87 |
1079,46 |
100 |
7. Потенциал энергоэффективности Архангельской области
и распределение суммарного потребления топливно-энергетических ресурсов
В Архангельской области существует значительный потенциал энергосбережения в зданиях школ, больниц, детских садов, административных зданиях, в жилищном секторе, а также в секторе жилищно-коммунального хозяйства.
По имеющимся оценкам экспертов, потенциал энергосбережения Архангельской области составляет 3241,7 тыс. тонн условного топлива в год, в том числе:
за счет использования возобновляемых источников энергии - 1121,2 тыс. тонн условного топлива в год;
на источниках теплоснабжения - 865 тыс. тонн условного топлива в год;
на тепловых сетях - 133 тыс. тонн условного топлива в год.
В конечном потреблении - 1122,5 тыс. тонн условного топлива в год.
8. Жилой фонд Архангельской области,
его классификация по зданиям и объемам энергопотребления
В базовом 2009 году перечень жилого фонда включал 166 677 зданий с отапливаемой площадью 18 005,6 тыс.кв.м, в том числе с централизованным теплоснабжением - 17 719 тыс.кв.м. Годовое энергопотребление жилым фондом составило 7 341 млн. кВт*ч/год.
Годовое приведенное к кВт*ч/кв. м потребление энергии многоквартирными жилыми домами Архангельской области в разрезе по многоквартирным домам и остальным жилым домам приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сектор |
Кол-во объектов, шт. |
Общая площадь, тыс.кв.м |
Годовое потребление энергии, млн. кВт*ч/год |
Доля |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Многоквартирные жилые дома |
42 534 |
22 529,1 |
5 637,9 |
76,8 |
|
Из них дома в муниципальной собственности |
13 721 |
7 268 |
1 820,6 |
24,8 |
2. |
Остальные жилые дома |
124 143 |
6 776,9 |
1 703,1 |
23,2 |
|
Всего |
166 677 |
29 306 |
7 341 |
|
На территории Архангельской области деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также управляющих компаний сопровождается значительными затратами на оплату энергоресурсов и воды. Договоры на их поставку, заключенные на основе расчетов по нормативам или по выработке, отражают объемы реализации, которые значительно отличаются от фактического потребления.
В настоящее время среднее удельное водопотребление на одного жителя составляет 117 л/сут. Непроизводственные потери в электрических сетях в ряде случаев достигают 40 процентов и более. Такая же ситуация сложилась в части потребления тепловой энергии на отопление жилых домов. Удельный расход тепловой энергии в данном случае составляет 0,23204 Гкал/кв. м в год. В 2009 году в целом по Архангельской области доля потерь коммунальных ресурсов при производстве, распределении и транспортировке тепловой энергии составила 9,6 процента, по водоснабжению - 33,2 процента и электроэнергии - 21,3 процента.
На территории Архангельской области практически отсутствует система учета отпуска и расходования энергоресурсов на розничном рынке, что не позволяет выстраивать экономически выгодные и эффективные отношения между производителями, сетевыми организациями и потребителями коммунальных услуг.
Таким образом, не решена главная задача, декларируемая статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - о переходе на инструментальный учет объемов потребленных энергетических ресурсов жилым фондом Архангельской области.
В настоящей Программе не учитываются многоквартирные жилые дома, в которых монтаж общедомовых приборов учета реализуется в рамках адресной программы поэтапного перехода на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями коллективных приборов учета в Архангельской области на 2009-2011 годы.
В рамках настоящей Программы определено количество подлежащих установке приборов учета тепловой и электрической энергии, приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также стоимость монтажных и пуско-наладочных работ (таблица 4).
Таблица 4
Муниципальное образование |
Количество многоквартирных домов на территории муниципального образования |
Необходимое количество приборов учета, шт. |
Сметная стоимость установки приборов учета, тыс.руб. |
Итого по муниципальному образованию, тыс.руб. |
|||||||
тепло |
электроснабжение |
ХВС |
ГВС |
тепло |
электроснабжение |
ХВС |
ГВС |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
МО "Город Архангельск" |
6303 |
1 815 |
460 |
3 753 |
2 521 |
266 699,6 |
13 809,0 |
118 794,9 |
173 672,9 |
572 976,300 |
2 |
МО "Мирный" |
170 |
130 |
- |
159 |
166 |
19 103,5 |
- |
5 033,1 |
11 434,9 |
35 571,560 |
3 |
МО "Северодвинск" |
1545 |
939 |
1 512 |
1 545 |
1 514 |
137 986,1 |
45 360,0 |
48 907,0 |
104 291,9 |
336 544,920 |
4 |
МО "Вельский муниципальный район" |
2400 |
- |
- |
59 |
34 |
0,0 |
0,0 |
1 867,6 |
2 342,1 |
4 209,740 |
5 |
МО "Верхнетоемский муниципальный район" |
1521 |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
95,0 |
- |
94,970 |
6 |
МО "Вилегодский муниципальный район" |
598 |
1 |
- |
74 |
- |
147,0 |
- |
2 342,5 |
- |
2 489,420 |
7 |
МО "Виноградовский муниципальный район" |
1439 |
- |
754 |
127 |
127 |
- |
22 620 |
4 020,2 |
8 748 |
35 388,580 |
8 |
МО "Каргопольский муниципальный район" |
1002 |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
189,9 |
- |
189,930 |
9 |
МО "Котласский муниципальный район" |
1480 |
6 |
137 |
196 |
35 |
881,7 |
4 110,0 |
6 204,4 |
2 411,0 |
13 607,060 |
10 |
МО "Красноборский муниципальный район" |
1039 |
- |
- |
18 |
- |
- |
- |
569,8 |
- |
569,790 |
11 |
МО "Ленский муниципальный район" |
1156 |
2 |
64 |
85 |
5 |
293,9 |
1 920,0 |
2 690,7 |
344,4 |
5 249,000 |
12 |
МО "Мезенский муниципальный район" |
492 |
- |
368 |
46 |
- |
- |
11 040,0 |
1 456,1 |
- |
12 496,130 |
13 |
МО "Няндомский муниципальный район" |
1440 |
2 |
387 |
210 |
85 |
293,9 |
11 610,0 |
6 647,6 |
5 855 |
24 406,680 |
14 |
МО "Онежский муниципальный район" |
1806 |
- |
- |
- |
22 |
- |
- |
- |
1 515,5 |
1 515,470 |
15 |
МО "Пинежский муниципальный район" |
2040 |
5 |
32 |
58 |
- |
734,8 |
960,0 |
1 836,0 |
- |
3 530,740 |
16 |
МО "Приморский муниципальный район" |
589 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
275,5 |
275,540 |
17 |
МО "Холмогорский муниципальный район" |
1607 |
- |
724 |
10 |
- |
- |
21 720,0 |
316,6 |
- |
22 036,550 |
18 |
МО "Шенкурский муниципальный район" |
1296 |
- |
50 |
- |
- |
- |
1 500,0 |
- |
- |
1 500,000 |
Итого по Архангельской области |
27 923 |
2 900 |
4 488 |
6 349 |
4 513 |
426 140 |
134 649 |
200 971 |
310 892 |
1 072 652,350 |
II Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основными целями Программы являются:
повышение эффективности использования энергоресурсов в Архангельской области;
обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Задачи на 2010 год
1. Снижение в сопоставимых условиях объема потребления бюджетными учреждениями энергетических ресурсов в течение 2010 года не менее чем на три процента от объема фактически потребленного бюджетными учреждениями в 2009 году.
2. Оснащение отдельно стоящих зданий бюджетных учреждений Архангельской области приборами учета тепловой энергии (116 комплектами), электрической энергии (120 комплектами), холодной воды (59 комплектами), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
3. Оснащение отдельно стоящих зданий бюджетных учреждений муниципального подчинения приборами учета тепловой энергии (821 комплектами), электрической энергии (175 комплектами), холодной воды (735 комплектами), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
4. Оснащение зданий многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии (957 комплектами), электрической энергии (1481 комплектами), холодной воды (2095 комплектами), горячей воды (1490 комплектами), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
5. Мониторинг энергопотребления зданий, в которых располагаются бюджетные учреждения.
6. Реконструкция котельных на биотопливе в поселке Брин-Наволок Холмогорского района, поселках Боброво, Луговое и Лайский Док Приморского района Архангельской области и котельных лесозаводов N 23 и N 25 города Архангельска
Задачи на 2011 год
1. Снижение в сопоставимых условиях объема потребления бюджетными учреждениями энергетических ресурсов в течение 2011 года не менее чем на шесть процентов от объема фактически потребленного бюджетными учреждениями в 2009 году.
2. Оснащение отдельно стоящих зданий многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета, тепловой энергии (1943 комплектами), электрической энергии (3007 комплектами), холодной воды (4254 комплектами), горячей воды (3023 комплектами), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
3. Проведение обязательных энергетических обследований 48 зданий бюджетных учреждений областного подчинения.
4. Проведение обязательных энергетических обследований 825 зданий бюджетных учреждений в муниципальных образованиях.
5. Заключение и реализация энергосервисных договоров (контрактов), в том числе и договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора.
6. Мониторинг энергопотребления зданий и помещений, в которых располагаются бюджетные учреждения.
Задачи на период 2012-2020 годы
1. Снижение в сопоставимых условиях объема потребления энергетических ресурсов к 2014 годах не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленного бюджетными учреждениями в базовом 2009 году.
2. Проведение обязательных энергетических обследований 918 зданий бюджетных учреждений областного подчинения.
3. Проведение обязательных энергетических обследований 825 зданий бюджетных учреждений в муниципальных образованиях.
4. Выполнение мероприятий по энергосбережению согласно энергопаспорту энергетических обследований.
5. Заключение и реализация энергосервисных договоров (контрактов), а также договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора.
6. Мониторинг энергопотребления зданий и помещений в бюджетных учреждениях после выполнения энергосберегающих мероприятий.
7. Строительство генерирующих мощностей (путем модернизации/реконструкции существующих и строительства новых), функционирующих на основе биоресурсов, вторичных энергетических ресурсов, а также альтернативных источников энергии.
Сложившаяся система контроля за потреблением коммунальных услуг не стимулирует работников организаций к обеспечению режима энергосбережения. Персонал зданий в большинстве случаев не имеет должной квалификации и обеспечивает только поддержание текущего состояния систем энергопотребления.
Процесс энергосбережения можно обеспечить только программно-целевым методом с целевым выделением средств на реализацию энергосберегающих мероприятий и при создании органов управления энергосбережением.
Наибольший и быстрый эффект могут дать мероприятия по установке современных систем автоматизации потребления тепловой энергии, модернизации систем внутреннего освещения с целью внедрения энергосберегающих ламп и светильников и создания систем управления освещением.
Вместе с тем данные мероприятия необходимо проводить параллельно с подготовкой обслуживающего персонала или передачей зданий на обслуживание энергосервисным организациям.
Без надлежащей эксплуатации дорогостоящее оборудование будет выходить из строя, что потребует дополнительных бюджетных средств. При разработке проектов реконструкции и модернизации инженерного оборудования муниципальных зданий желательно обеспечить унификацию оборудования, что позволит обеспечить оптовые закупки запасных частей к нему и снизить их стоимость.
Процесс по повышению энергетической эффективности в зданиях, находящихся в областной и муниципальной собственности, должен иметь постоянный характер, планироваться по срокам проведения мероприятий, выделения средств, а не ограничиваться отдельными, разрозненными мероприятиями, для чего при Правительстве Архангельской области и в муниципальных образованиях создается система управления по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов энергоресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития Архангельской области, решение которой обеспечивается данной программой.
Целевые показатели в разрезе задач приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап с 2010 по 2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются.
IV. Перечень программных мероприятий
В рамках настоящей Программы определены мероприятия, реализующие основные задачи, сформулированные статьями 13 и 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Основными мероприятия настоящей Программы являются:
формирование энергосберегающего поведения, информационная поддержка энергосбережения в Архангельской области;
образование и подготовка кадров бюджетных учреждений Архангельской области;
обязательные энергетические обследования бюджетных учреждений Архангельской области;
поэтапный переход на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями приборов учета. Перечень программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010-2020 годы";
строительство генерирующих мощностей (путем модернизации/реконструкции существующих и строительства новых), функционирующих на основе биоресурсов, вторичных энергетических ресурсов, а также альтернативных источников энергии.
Перечень программных мероприятий Программы приведен в приложении N 4.
V. Механизм реализации Программы
Государственный заказчик Программы - министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Органы исполнительной власти Архангельской области - исполнители Программы участвуют в реализации Программы как главные распорядители бюджетных средств по соответствующим направлениям.
В соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Правительство Архангельской области обеспечивает:
1) проведение государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Архангельской области;
2) разработку и реализацию региональных программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) установление требований к программам в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти Архангельской области;
4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
5) информационное обеспечение на территории Архангельской области мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями Архангельской области;
7) осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Архангельской области;
8) осуществление иных полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности главы муниципальных образований Архангельской области обеспечивают:
1) разработку и реализацию муниципальных программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
Муниципальные образования Архангельской области участвуют в реализации программных мероприятий путем финансирования мероприятий Программы из местных бюджетов.
В целях реализации программных мероприятий осуществляется отбор исполнителей мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Администрации муниципальных образований вправе привлечь на договорной основе для выполнения функций заказчика-застройщика специализированную организацию. Заказчики организовывают выполнение работ подрядными организациями, своевременно предъявляют претензии к исполнителям работ, контролируют графики производства работ, осуществляют иные функции заказчика. Расчеты с подрядчиками осуществляются за фактически выполненные объемы работ, при заключении государственных или муниципальных контрактов может осуществляться авансирование.
Исполнители мероприятий Программы обеспечивают в соответствии с государственными контрактами выполнение работ и оказание услуг, необходимых для реализации Программы, и несут ответственность за качество и сроки исполнения обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение внебюджетных средств для реализации программных мероприятий осуществляется в инициативном порядке исполнителей соответствующих мероприятий.
При изменении объемов бюджетного финансирования государственный заказчик Программы уточняет объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета и перечень мероприятий для ее реализации в установленном порядке.
Порядок оснащения бюджетных учреждений приборами учета тепловой, электрической энергии, а также воды и природного газа по пункту 4.2 приложения N 4 к настоящей Программе определяется в следующем порядке:
выбираются бюджетные учреждения с максимальным энергопотреблением;
определяется необходимость установки приборов учета на границе балансовой принадлежности;
рассчитывается стоимость установки приборов учета для каждого бюджетного учреждения.
Отбор мероприятий для включения в раздел 8 приложения N 4 к настоящей Программе осуществлялся с учетом перечня природоохранных мероприятий, сформированного в соответствии с постановлением администрации Архангельской области от 17 декабря 2007 года N 233-па "Об утверждении Порядка формирования перечней мероприятий в сфере охраны окружающей среды на территории Архангельской области и на территории Ненецкого автономного округа".
При отборе мероприятий учитывались:
актуальность и значимость природоохранных мероприятий соответственно для Архангельской области и Ненецкого автономного округа;
эффективность решения обозначенных проблем с помощью реализуемых природоохранных мероприятий;
оценка необходимости реализации природоохранного мероприятия за счет средств областного бюджета;
привлечение иных дополнительных источников финансирования;
включение мероприятия в аналогичную долгосрочную целевую программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципального образования.
Финансирование мероприятий по пункту 7.1 приложения N 4 к настоящей Программе планируется осуществлять в соответствии с порядком, утверждаемым постановлением Правительства Архангельской области.
Отбор мероприятий, направленных на постепенное замещение привозного топлива, используемого в коммунальной энергетике, на виды топлива, производимые (добываемые) на территории Архангельской области, проводился на основании разработанной и утвержденной проектно-сметной документации, предоставленной муниципальными образованиями Архангельской области.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 10 149 394 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 850 548 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 2 177 171 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников - 7 122 675 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы из внебюджетных источников включают в себя средства бюджетных учреждений, определенных в рамках реализуемых энергосервисных договоров (контрактов).
Объемы финансирования Программы из средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год.
Объемы финансирования Программы из средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам, направлениям расходования средств и годам
Таблица 7
(тыс.руб.)
Источник финансирования |
Объем финансирования, |
В том числе: |
||||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Всего по Программе |
10149394 |
283692 |
1124752 |
1651249 |
1393299 |
1461349 |
830499 |
985099 |
1000119 |
541337 |
515855 |
362144 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
850548 |
- |
6627 |
169247 |
93296 |
88273 |
135504 |
124392 |
129412 |
38027 |
38127 |
26643 |
местный бюджет |
2177171 |
7312 |
285659 |
293298 |
171890 |
190548 |
168942 |
358942 |
368942 |
126746 |
120350 |
84542 |
внебюджетные источники* |
7122675 |
276380 |
832466 |
1188704 |
1128113 |
1182528 |
526053 |
501765 |
501765 |
376564 |
357378 |
250959 |
___________
* В том числе средства, полученные за счет сэкономленных энергетических ресурсов бюджетными учреждениями.
Внебюджетные источники финансирования Программы
Необходимый объем финансирования Программы за счет внебюджетного источника средств составляет 7 122 675 тыс.руб.
Внебюджетное финансирование включает в себя:
собственные средства собственников помещений в многоквартирных домах, участвующих в реализации Программы (в части установки общедомовых приборов учета энергетических ресурсов);
внешние инвестиции;
финансовые средства производителей энергосберегающего оборудования;
финансирование за счет ресурсоснабжающих организаций с последующим возмещением за счет сэкономленных денежных средств (в части установки приборов учета в бюджетных учреждениях);
энергосервисный договор (контракт).
Распределение объемов финансирования из внебюджетных источников приведены в таблице 8.
Таблица 8
Распределение объемов финансирования из внебюджетных источников
Наименование мероприятия |
Внебюджетный источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей |
|||||||||||
всего |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. Подготовка и издание учебной литературы для специалистов муниципалитетов, бюджетных организаций и предприятий ЖКХ, разработка учебных планов, программ обучения в целях подготовки и повышения квалификации кадров, проведение учебных занятий |
финансовые средства производителей энергосберегающего оборудования |
1310 |
- |
90 |
90 |
90 |
140 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
2. Поэтапный переход на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями приборов учета в Архангельской области |
всего |
1112026 |
- |
358456 |
229737 |
229737 |
294096 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
собственные средства собственников помещений в многоквартирных домах, участвующих в реализации Программы (в части установки общедомовых приборов учета энергетических ресурсов) |
965386 |
- |
321796 |
193077 |
193077 |
257436 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
финансирование за счет ресурсоснабжающих организаций с последующим возмещением за счет сэкономленных денежных средств (в части установки приборов учета в бюджетных учреждениях) |
146640 |
- |
36660 |
36660 |
36660 |
36660 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3. Энергосбережение в организациях бюджетной сферы Архангельской области (областная собственность) |
за счет средств энергосервисной организации |
857587 |
- |
64319 |
65567 |
95230 |
96479 |
107198 |
107198 |
107198 |
80399 |
80399 |
53599 |
4. Энергосбережение в организациях бюджетной сферы муниципальных образований Архангельской области |
за счет средств энергосервисной организации |
3136556 |
11442 |
260902 |
287069 |
291465 |
332374 |
394417 |
394417 |
394417 |
296015 |
276829 |
197209 |
5. Мероприятия, направленные на создание генерирующих мощностей (путем модернизации/ |
финансовые средства производителей энергосберегающего оборудования |
30360 |
- |
- |
- |
- |
6072 |
24288 |
- |
- |
- |
- |
- |
6. Мероприятия, направленные на постепенное замещение привозного топлива, используемого в коммунальной энергетике, на виды топлива, производимые (добываемые) на территории Архангельской области |
финансовые средства инвесторов |
1984836 |
264938 |
148699 |
606241 |
511591 |
453367 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примерный текст энергосервисного договора (контракта) приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
VII. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
Программа предусматривает проведение обязательных энергетических обследований объектов государственной (областной) и муниципальной собственности, выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение в бюджетных учреждениях, подготовку квалифицированных кадров в сфере энергосбережения, информационное сопровождение, пропаганду энергосбережения, а также установку приборов учета всех энергоносителей.
Реализация Программы предполагает достижение экономического, экологического и социального эффекта.
В целом оценка эффективности реализации Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов и показателей, которые выражены в количественных и качественных характеристиках.
Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации поставленных задач и достижение намеченных в рамках Программы целей за отчетный период, а также позволит своевременно вносить уточнения или изменения в Программу.
Методика расчета оценки эффективности Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
VIII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы и Правительство Архангельской области.
Государственный заказчик-координатор Программы обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Корректировки и изменения в Программу, в том числе по включению в нее новых мероприятий, осуществляются в установленном порядке по представлению государственного заказчика-координатора.
Контроль за ходом исполнения Программы включает квартальную и ежегодную отчетность о реализации программных мероприятий.
Государственные заказчики Программы отвечают за реализацию Программы в части мероприятий, исполнителями которых они являются, обеспечивают подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении.
Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет государственному заказчику-координатору отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па (далее - Порядок разработки и реализации целевых программ Архангельской области), и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик Программы ежегодно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет государственному заказчику-координатору отчеты о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов) по форме согласно приложениям N 4-6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложениям N 4-5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежегодно, до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития Архангельской области отчет о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов) по форме согласно приложениям N 4-6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности направляет в министерство финансов Архангельской области сведения об исполнении Программы по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы после получения от министерства экономического развития Архангельской области оценки эффективности реализации Программы представляет отчет о ходе (итогах) ее реализации на рассмотрение в Правительство Архангельской области.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Энергосервисный договор (контракт) |
|
Содержание Постановление Правительства Архангельской области от 27 июля 2010 г. N 210-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.