Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства Архангельской области
от 7 декабря 2010 г. N 373-пп
Порядок
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации
индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних
и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", определяет порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Архангельской области (далее - органы и учреждения системы профилактики) по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее - взаимодействие).
2. В работе по профилактике безнадзорности, семейного неблагополучия и правонарушений несовершеннолетних на территории Архангельской области принимают участие органы и учреждения системы профилактики, определенные законодательством Российской Федерации и Архангельской области.
3. Выявление, учет и организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, являются комплексом действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов, организаций и учреждений по определению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обуславливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
II. Основные цели и задачи взаимодействия
4. Основной целью взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, является повышение эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.
5. Основными задачами при взаимодействии по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, являются:
выявление и учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними;
координация действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении.
III. Категории несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
6. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности оказываются в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.
7. К семьям, находящимся в социально опасном положении, относятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Критериями отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону, отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом, отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических для воспитания детей, отсутствие ухода за ребенком, отказ от лечения детей, оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться, - если названные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью ребенка);
наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств, употребление одурманивающих веществ);
жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний.
IV. Организация взаимодействия органов и учреждений системы профилактики
8. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информируют любым видом связи с последующим направлением письменной информации:
орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
орган управления социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
государственное учреждение социального обслуживания либо социальной защиты населения, осуществляющее функции по профилактике безнадзорности и семейного неблагополучия на территории муниципального образования Архангельской области (далее - государственное учреждение), - о факте неблагополучия несовершеннолетнего и (или) семьи, подпадающих под признаки, указанные в пунктах 6-7 настоящего Порядка.
10. Государственное учреждение при получении информации о несовершеннолетнем и (или) семье, предположительно находящихся в социально опасном положении:
в течение 5 рабочих дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи, в том числе с участием специалистов органов и учреждений системы профилактики и составляет акт обследования;
если сведения указывают на то, что несовершеннолетний и (или) семья относятся к категории находящихся в социально опасном положении, готовит соответствующее заключение и осуществляет постановку данного несовершеннолетнего и (или) семьи на учет;
если сведения указывают на то, что несовершеннолетний и (или) семья относятся к категории находящихся в трудной жизненной ситуации по признакам, предусмотренным статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", осуществляет постановку несовершеннолетнего и (или) семьи на контроль в "группу риска" для последующего наблюдения и оказания необходимой социальной помощи;
если по результатам проверки не подтвердилось наличие признаков, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Порядка, информирует орган или учреждение системы профилактики, направившее в государственное учреждение информацию о несовершеннолетнем и (или) семье, предположительно находящихся в социально опасном положении, об отказе в постановке на профилактический учет;
в течение 3 рабочих дней направляет копию заключения о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка в органы и учреждения системы профилактики для принятия в рамках их компетенции решения о постановке его (ее) на ведомственный учет и проведения с ним (с нею) индивидуальной профилактической работы;
в течение 10 рабочих дней со дня постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на учет осуществляет подготовку комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
11. Органы и учреждения системы профилактики, получив копию заключения о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения принимают в рамках своей компетенции решение о постановке несовершеннолетнего и (или) семьи на ведомственный учет и об организации индивидуальной профилактической работы с ним (с нею).
12. Предложения в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы, а также принятое решение о постановке или непостановке несовершеннолетнего и (или) семьи на ведомственный учет вносятся органами и учреждениями системы профилактики и другими органами в государственное учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.
13. Подготовленный комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы направляется в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - территориальная комиссия) для рассмотрения и утверждения на очередном заседании.
14. Утвержденный комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы направляется не позднее 3 рабочих дней после его утверждения в органы и учреждения системы профилактики для его реализации в пределах их компетенции.
15. Органы и учреждения системы профилактики ежеквартально, до 5 числа, следующего за отчетным периодом, направляют в государственное учреждение сведения о реализации мероприятий комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
16. Государственное учреждение ежеквартально, до 15 числа, следующего за отчетным периодом, анализирует и направляет в территориальную комиссию информацию о реализации мероприятий межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
17. Территориальная комиссия координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении. При выявлении недостатков в деятельности органов и учреждений системы профилактики, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, территориальная комиссия рассматривает вопрос о выявленных недостатках на ближайшем заседании и принимает меры, направленные на их устранение.
18. Снятие с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, осуществляется государственным учреждением.
19. Основаниями для снятия несовершеннолетнего с учета, осуществляемого государственными учреждениями в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, являются:
достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;
помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
неподтверждение материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
совершение преступления, если в отношении несовершеннолетнего назначено наказание в виде лишения свободы;
признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;
выполнение комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение (при наличии заключения, утвержденного территориальной комиссией);
убытие для проживания на территории другого городского округа или муниципального района Архангельской области;
другие основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
20. Основаниями для снятия семьи с учета, осуществляемого государственными учреждениями в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, являются:
достижение последним ребенком в семье 18-летнего возраста;
неподтверждение материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке единственного родителя умершим или безвестно отсутствующим;
лишение родительских прав обоих родителей или единственного родителя;
назначение наказания в виде лишения свободы, направление на длительное стационарное лечение, направление в интернатные учреждения обоих родителей или единственного родителя несовершеннолетнего;
убытие семьи для проживания на территории другого городского округа или муниципального района Архангельской области;
выполнение комплексного межведомственного плана индивидуально-профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение (при наличии заключения, утвержденного территориальной комиссией);
иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
21. Устройство несовершеннолетнего в стационарное отделение государственного специализированного учреждения, расположенное на территории другого муниципального образования, не является основанием для снятия его с профилактического учета по месту жительства.
22. В случае убытия несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, за пределы Архангельской области для проживания, государственное учреждение направляет соответствующее уведомление и информацию о проведенной профилактической работе в государственное учреждение по месту убытия при наличии сведений о месте проживания несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.
23. Государственное учреждение один раз в год на основе изучения выполнения комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы, анализа ситуации в семье готовит заключение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с учета в связи с устранением причин и условии, создавших социально опасное положение, или необходимости продолжения профилактической работы.
24. Заключение, указанное в пункте 23 настоящего Порядка, направляется в территориальную комиссию для рассмотрения на очередном заседании и утверждения.
25. По основаниям, не указанным в пункте 23 настоящего Порядка, заключение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с учета готовится государственным учреждением в течение 3 рабочих дней со дня наступления соответствующих оснований.
26. Копия заключения государственного учреждения о снятии с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляется в течение 3 рабочих дней в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для снятия их с ведомственного учета.
27. На каждого несовершеннолетнего и семью, находящихся в социально опасном положении, в государственном учреждении формируется личное дело.
28. Личное дело содержит следующие документы:
первичная информация о факте неблагополучия несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, подпадающих под признаки, указанные в пунктах 6-7 настоящего Порядка;
акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
заключение о постановке на учет, осуществляемый в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка;
комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;
сведения о выполнении мероприятий комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики;
информацию, характеризующую личность и поведение несовершеннолетнего, его образ жизни, отношение к учебе или работе, характеристику на членов семьи (при необходимости);
акты контрольного обследования;
информацию о применении мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей в случае и порядке, которые предусмотрены законодательством;
информацию об изменении ситуации в семье, находящейся в социально опасном положении;
заключение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с учета в связи с устранением причин и условий, создавших социально опасное положение, или необходимости продолжения профилактической работы;
иные документы.
При постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, допускается ведение одного личного дела, в котором находятся документы как на несовершеннолетнего, так и на семью, находящихся в социально опасном положении.
29. После снятия несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении с учета, личное дело передается в установленном порядке в архив и хранится в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
30. Передача личного дела несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.