11 мая 2010 г.
В соответствии со статьями 6 и 63 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 26 июня 2007 года), Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", областным законом от 23 июня 2005 года N 66-4-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Архангельской области" (с изменениями на 07 февраля 2007 года), в целях формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Архангельской области администрация Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной комплексной системе мониторинга окружающей среды Архангельской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации |
И.Ф. Михальчук |
Постановлением Правительства Архангельской области от 11 мая 2010 г. N 140-пп в настоящее Положение внесены изменения
Положение
о региональной комплексной системе мониторинга
окружающей среды Архангельской области
(утв. постановлением администрации Архангельской области
от 18 июня 2008 г. N 136-па/17)
11 мая 2010 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели и основы функционирования региональной комплексной системы мониторинга окружающей среды Архангельской области (далее - РКСМ), а также регулирует порядок получения, обработки, предоставления и распространения информации о состоянии окружающей среды и тенденциях ее изменения на территории Архангельской области.
2. РКСМ функционирует в целях:
получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, своевременного и достаточного информационного обеспечения органов государственной власти и органов местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды, осуществления контроля в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития Архангельской области;
формирования информационных ресурсов о состоянии окружающей среды для обеспечения потребностей государства, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
3. В целях настоящего Положения под государственным мониторингом окружающей среды понимается комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, осуществляемая органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством в сфере охраны окружающей среды (далее - государственный экологический мониторинг).
II. Субъекты и структура РКСМ
4. РКСМ входит в состав государственной системы наблюдения за состоянием окружающей среды Российской Федерации.
5. Организация деятельности РКСМ заключается в создании системы организационно-правовых отношений между самостоятельными субъектами РКСМ, каждый из которых осуществляет в пределах своей компетенции экологический мониторинг на территории Архангельской области.
6. Субъектами РКСМ являются:
1) агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области;
2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области, исполнительные органы государственной власти Архангельской области в соответствии с их компетенцией по осуществлению государственного экологического мониторинга, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области;
3) специализированные организации, уполномоченные осуществлять экологический мониторинг;
4) природопользователи - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридические лица, осуществляющие в соответствии с требованиями действующего законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы и (или) при осуществлении которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду;
5) государственное учреждение Архангельской области, осуществляющее сбор, хранение и обработку поступающей информации о состоянии окружающей среды и тенденциях его изменения (далее - информационно-аналитический центр).
7. Общее руководство организацией деятельности РКСМ осуществляет агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области.
8. Взаимоотношения между субъектами РКСМ регулируются настоящим Положением и договорами (соглашениями), заключаемыми в установленном порядке между агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный экологический мониторинг (их территориальными органами по Архангельской области).
9. Субъекты РКСМ при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга взаимодействуют в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации, системы социально-гигиенического мониторинга и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в качестве единой цифровой картографической основы принимается цифровая карта Архангельской области, используемая в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Архангельской области РКСМ функционирует как подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
10. РКСМ формируется на основе единого организационного, методологического и метрологического объединения информационных и измерительных систем, средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды в целях обеспечения сопоставимости информации между действующими на территории Архангельской области отдельными системами, принадлежащими организациям различных форм собственности, а также с целью организации и обеспечения функционирования единого фонда данных экологического мониторинга Архангельской области (далее - фонд), включая моделирование и создание специализированных информационных географических систем (далее - геоинформационные системы).
11. РКСМ формируется:
из государственных территориальных служб наблюдения за состоянием компонентов природной среды и их учреждений;
из территориальных служб наблюдения за состоянием окружающей среды исполнительных органов государственной власти Архангельской области;
из служб наблюдения природопользователей за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду.
12. РКСМ состоит из базовых функциональных, специализированных и обеспечивающих подсистем.
13. Базовые функциональные подсистемы РКСМ включают в себя службы наблюдения за состоянием компонентов природной среды, источниками антропогенного воздействия и зонами их влияния на окружающую среду. Указанные службы наблюдения осуществляют следующие виды экологического мониторинга (включая мониторинг фонового состояния и уровней загрязнения):
мониторинг атмосферного воздуха;
мониторинг водных объектов (поверхностных водных объектов в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния дна и берегов водных объектов, состояния водоохранных зон, водохозяйственных систем и сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, а также количественных показателей водопотребления и водоотведения, состояния подземных водных объектов, в том числе качества подземных вод, состояния континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации);
мониторинг состояния недр (геологической среды), включая наблюдения за состоянием недр, связанные с использованием подземных вод, мониторинг опасных геологических процессов;
мониторинг земель, в том числе почвенного покрова;
лесопатологический мониторинг;
экологический мониторинг на особо охраняемых природных территориях;
мониторинг объектов животного и растительного мира, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Архангельской области;
мониторинг источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду;
мониторинг состояния окружающей среды на территории объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах зон воздействия этих объектов на окружающую среду.
14. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб наблюдений, осуществляющих:
мониторинг состояния водных биологических ресурсов, в том числе состояния водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов;
социально-гигиенический мониторинг (в части воздействия химических и радиационных факторов среды обитания человека на состояние здоровья человека, качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы).
15. К обеспечивающим подсистемам относятся:
топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых электронных карт и геоинформационных систем;
электронные системы передачи данных.
16. В РКСМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.
17. Субъекты РКСМ осуществляют экологический мониторинг в соответствующих базовых функциональных подсистемах РКСМ в соответствии с законодательством в сфере охраны окружающей сред и правовыми актами, регулирующими их деятельность.
18. Для оценки состояния окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду природопользователи организуют мониторинг источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду.
Порядок и основания организации природопользователями мониторинга источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
III. Информация, содержащаяся в РКСМ.
Предоставление и распространение информации РКСМ
19. Сбор, хранение и обработка информации, поступающей от базовых функциональных и специализированных подсистем РКСМ, осуществляется в фонде.
Фонд является государственной информационной системой Архангельской области и представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информации о состоянии окружающей среды в Архангельской области и тенденциях его изменения, а также информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку.
Оператором фонда является агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области, который осуществляет свои полномочия через информационно-аналитический центр.
Информационно-аналитический центр осуществляет непосредственное ведение фонда, включающее в себя получение, хранение и обработку данных экологического мониторинга, указанных в пункте 20 настоящего Положения, предоставление и распространение информации, содержащейся в фонде.
Ведение фонда осуществляется на единой организационной, методической и информационной основе.
Для централизованного учета информации в составе фонда формируется каталог информационных данных фонда и организуется мониторинг актуализации данных фонда.
20. Основными источниками для формирования фонда являются:
1) данные наблюдений опасных и неблагоприятных явлений и факторов окружающей среды:
физические, химические и биологические (для водных объектов) показатели и (или) их совокупность, характеризующие состояние окружающей среды;
опасные явления, обусловленные погодно-климатическими причинами (половодья, сильные морозы, засухи и др.);
неблагоприятные явления погоды (осадки, усиление ветра, резкие изменения температуры и др.);
изменения климата;
2) информация об источниках антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе об объектах размещения отходов производства и потребления, включая информацию об установленных нормативах и (или) лимитах допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативах на образование отходов производства и потребления и лимитах на их размещение;
3) данные наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и его загрязнением, полученные при осуществлении мониторинга атмосферного воздуха, включая сведения, полученные собственниками объектов - источников антропогенного воздействия:
фоновый уровень химического и радиоактивного загрязнения;
уровень химического и радиоактивного загрязнения в районах расположения источников антропогенного воздействия и уровень воздействия этих источников;
уровень химического и радиоактивного загрязнения в селитебных зонах;
4) данные наблюдений за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, полученные при осуществлении мониторинга водных объектов, мониторинга состояния водных биологических ресурсов и социально-гигиенического мониторинга, включая сведения, полученные в результате наблюдений собственниками водных объектов, водопользователями и недропользователями:
состояние дна и берегов водных объектов, а также состояние водоохранных зон;
состояние водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений;
объемы вод при водопотреблении и водоотведении на водных объектах;
состояние зон санитарной охраны источников водоснабжения;
качество воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
состояние водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы;
состояние поверхностных водных объектов в части количественных и качественных (физических, химических и биологических) показателей водных ресурсов, состояние континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации;
фоновый уровень физического, химического и биологического загрязнения поверхностных водных объектов;
уровень физического, химического и биологического загрязнения водных объектов в районах расположения источников антропогенного воздействия и уровень воздействия этих источников;
состояние подземных водных объектов, включая качество подземных вод по физическим, химическим и биологическим показателям;
состояние водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов;
5) данные наблюдений за состоянием недр (геологической среды), в том числе за состоянием подземных вод, минеральных ресурсов и экзогенных геологических процессов, полученные при осуществлении мониторинга недр (геологической среды):
режим уровня и физический, химический и биологический состав подземных вод;
режимные наблюдения экзогенных геологических процессов (речная эрозия, карст, оползни, обвалы, овраги и т.п.);
состав, запасы, размещение объектов и объемы добычи минеральных ресурсов;
выделение культурных и научных геологических ресурсов;
уровень антропогенного воздействия на геологическую среду;
6) данные наблюдений за состоянием земель, в том числе за применением пестицидов, развитием сельскохозяйственных культур, вредителей и сорняков, полученные при осуществлении мониторинга земель и социально-гигиенического мониторинга:
сведения о правовом режиме земель, учете их количества и качества, геоботаническая и почвенная оценка состояния земель;
фоновый уровень физического, химического и биологического загрязнения почв;
состояние земель сельскохозяйственного назначения, уровень их физического, химического и биологического загрязнения, включая агрохимические показатели;
результаты лабораторных анализов за применением пестицидов;
уровень накопления в почвах и продукции растениеводства радиоактивных веществ;
уровень физического, химического и биологического загрязнения почв в населенных пунктах, санитарно-защитных зонах предприятий;
агрометеорологические наблюдения состояния почв (температура, влажность, глубина промерзания и оттаивания и т.п.);
7) данные лесопатологического мониторинга и лесоустройства в части таксации лесов, данные наблюдений за состоянием земель лесного фонда, полученные при осуществлении мониторинга земель;
8) данные наблюдений за объектами животного мира и их использованием, полученные при осуществлении мониторинга объектов животного мира:
распространение, численность и физическое состояние объектов животного мира;
изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении;
9) данные наблюдений за состоянием водных биологических ресурсов и их использованием, полученные при осуществлении мониторинга водных биологических ресурсов:
распространение, численность (запасы) и физическое состояние водных биологических ресурсов;
добыча водных биологических ресурсов;
объемы рыбохозяйственной мелиорации водных объектов;
объемы искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и данные по их акклиматизации;
акватории нереста промысловых рыб;
10) данные наблюдений за состоянием компонентов природной среды особо охраняемых природных территорий, полученные при осуществлении экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях:
государственный кадастр особо охраняемых природных территорий;
наблюдения на выделенной опорной сети за режимом развития природных и антропогенных факторов, обусловливающих состояние компонентов природной среды данных территорий;
11) данные государственной статистической отчетности по следующим формам:
N 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха";
N 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды";
N 2-тп (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления";
N 2-тп (радиоактивность) "Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду";
N 2-тп (радиоактивные вещества) "Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников";
N 4-ос "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах".
21. Информация, указанная в пункте 20 настоящего Положения, предоставляется в фонд субъектами РКСМ.
Информация, полученная территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области, предоставляется в фонд в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми между агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный экологический мониторинг (их территориальными органами по Архангельской области).
22. Фонд включает в себя:
информацию о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, сформированную на основе наблюдений за происходящими в окружающей среде физическими, химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв и последствиями этого влияния на растительный и животный мир;
совокупность нормативных правовых актов и методических документов, регулирующих оценку, анализ и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, специализированной информации для обеспечения разработки рекомендаций по своевременному предотвращению выявленных негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды.
23. Информация, содержащаяся в фонде, подразделяется на информацию общего назначения и специализированную информацию в области охраны окружающей среды и природопользования.
К специализированной относится информация, для получения которой требуется дополнительная обработка данных в виде анализа. Иная информация, содержащаяся в фонде, относится к информации общего назначения.
24. Информация, содержащаяся в фонде (за исключением информации ограниченного доступа), распространяется среди неопределенного круга лиц путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Информация, содержащаяся в фонде (за исключением информации ограниченного доступа), предоставляется субъектам РКСМ в соответствии с настоящим Положением по двусторонним протоколам информационного взаимодействия.
Информация, содержащаяся в фонде, является общедоступной. Распространение и предоставление информации, содержащейся в фонде, осуществляется на безвозмездной основе.
25. Информационно-аналитический центр предоставляет необходимую информацию из фонда в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Архангельской области от 18 июня 2008 г. N 136-па/17 "Об утверждении Положения о региональной комплексной системе мониторинга окружающей среды Архангельской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 1 июля 2008 г. N 25(1138)
Постановлением Правительства Архангельской области от 23 июля 2013 г. N 338-пп настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 7 августа 2012 г. N 346-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 11 мая 2010 г. N 140-пп