Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Архангельской области от 27 ноября 2012 г. N 528-пп в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства
Архангельской области
от 14 сентября 2010 г. N 262-пп
Долгосрочная целевая программа
Архангельской области
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области
на 2011-2013 годы"
19 октября 2010 г., 14 октября 2011 г., 5 июня, 27 ноября 2012 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование программы |
- |
долгосрочная целевая программа Архангельской области "Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 28 июля 2010 года N 222-пп Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2016 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1230-р |
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области |
Основной разработчик Программы |
- |
министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области |
Цель Программы |
- |
формирование и развитие в Архангельской области эффективного и конкурентоспособного туристского кластера, обеспечивающего увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие Архангельской области, при эффективном использовании и сохранении туристско-рекреационных ресурсов Архангельской области |
Задачи Программы |
- |
Повышение степени использования туристско-рекреационного потенциала Архангельской области; привлечение инвестиций на развитие инфраструктуры туризма и внедрение механизмов государственно-частного партнерства; увеличение въездного и внутреннего туристского потока в Архангельскую область; интеграция Архангельской области в российский туристский рынок и развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма; повышение доступности и качества образовательных услуг в сфере туризма и гостеприимства, увеличение количества занятых в сфере туризма |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
номерной фонд коллективных средств размещения; инвестиции в основной капитал коллективных средств размещения и ресторанов; количество койко-мест в коллективных средствах размещения; количество работающих в коллективных средствах размещения; количество работающих в туристических фирмах; объем платных туристских услуг, оказанных населению; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения; численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения; численность иностранных граждан, въезжающих в Архангельскую область с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2011-2013 годы. Первый этап - 2011-2012 годы - этап разработки проектов, проектно-сметной документации и нормативной правовой базы, подготовки кадров, продвижения регионального туристского продукта; второй этап - 2013 год - этап реализации программ и проектов, подготовки кадров, продвижения туристского потенциала с акцентом на международный рынок, подведение итогов Программы, формирование предложений на дальнейший период |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
рекламно-информационное продвижение туристско-рекреационного комплекса Архангельской области; информационное и научное сопровождение государственного регулирования развития туризма в Архангельской области; содействие развитию инфраструктуры туризма и привлечение инвестиций в сферу туризма; содействие повышению качества туристских услуг и расширению ассортимента туристских региональных продуктов; поддержка развития системы подготовки кадров для туристской индустрии Архангельской области; поддержка развития молодежного и детско-юношеского туризма |
Исполнители Программы |
- |
агентство по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области; организации туристской индустрии Архангельской области |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы - 27716,046 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 16521,936 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 925,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 1756,09 тыс. рублей; внебюджетные источники - 8413,02 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности Программы |
- |
увеличение номерного фонда коллективных средств размещения на 50 номеров; увеличение объема внутреннего туристского потока (численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения) на 19 процентов; увеличение численности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения, на 14 процентов; увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, и платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 21 процент; увеличение численности работников, занятых в туристской индустрии, на 12 процентов; повышение инвестиционной привлекательности сферы туризма; создание дополнительных рабочих мест; стимулирование развития смежных со сферой туризма отраслей экономики; расширение межрегионального и международного партнерства в сфере туризма |
Система организации контроля |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области, Правительством Архангельской области в форме утверждения ежегодных отчетов о реализации Программы |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Правовой основой разработки долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011-2013 годы" являются:
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 06 мая 2008 года N 51;
областной закон от 07 июля 1999 года N 149-23-ОЗ "О туризме в Архангельской области";
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренная распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48;
Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 28 июля 2010 года N 222-пп.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем разработки федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма. На основании статьи 5 областного закона "О туризме в Архангельской области" вопросы туристской деятельности контролирует и координирует соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области.
Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года туризм отнесен к числу приоритетных отраслей региональной экономики. Отрасль выступает "локомотивом" развития региона, оказывая заметное стимулирующее влияние на развитие секторов экономики, вовлеченных в организацию обслуживания туристов и производство комплексного туристского продукта.
Архангельская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, который используется не в полной мере. Существует значительный резерв для увеличения въездного туристского потока и повышения вклада туризма в развитие региональной экономики. Например, в 2008 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, регион посетило 386,5 тыс. человек. Этот показатель почти в 1,5 раза меньше величины туристского потока, чем в Республике Карелия, в 3 раза меньше, чем в Вологодской области. Вместе с тем при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры Архангельская область способна принимать в год до 1 млн. туристов.
В области сложились хорошие условия для рекреации и развития различных видов туризма: культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, экологического, водного, событийного, сельского. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области рассматривают туризм в качестве приоритетного направления устойчивого развития территорий, что подтверждается наличием муниципальных целевых программ по развитию туризма в 7 муниципальных образованиях (Котласский, Красноборский, Устьянский, Коношский, Лешуконский, Мезенский, Плесецкий муниципальные районы). Идет формирование ведомственных и долгосрочных целевых программ по развитию туризма в 3 муниципальных образованиях (Вельский, Холмогорский, Шенкурский муниципальные районы), а также программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов с учетом комплекса мероприятий, направленных на развитие сферы туризма.
Анализ развития туристской индустрии в Архангельской области за период 2004-2007 годов свидетельствует о позитивных изменениях в сфере туризма. Так, в среднем ежегодно на 5-10 процентов увеличивалось количество граждан Российской Федерации и иностранных государств, размещенных в коллективных средствах размещения. Среднегодовое увеличение номерного фонда составило 3 процента, ежегодный рост объема туристских услуг, оказанных населению, - 40-60 процентов. Значительно увеличилось число граждан, занятых в туристской отрасли, уровень средней заработной платы составляет около 10 тыс. рублей.
Вместе с тем стоит отметить существенную положительную тенденцию в сфере туризма в 2008 году, достигнутую благодаря реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области "Развитие туризма в Архангельской области (на 2007-2009 годы)". Так, на 32,5 процента увеличилось количество граждан Российской Федерации и иностранных государств, размещенных в коллективных средствах размещения, на 18 процентов увеличился номерной фонд коллективных средств размещения, в 2,4 раза вырос объем оказанных населению туристских услуг. Отмечено стремительное развитие сети гостевых домов (47 гостевых домов по состоянию на 01 января 2009 года).
По состоянию на 01 января 2010 года на территории Архангельской области распределение коллективных средств размещения по муниципальным образованиям Архангельской области представлено в следующей таблице.
Число коллективных средств размещения
по городским округам и муниципальным районам Архангельской области
Городские округа и муниципальные районы |
Гостиницы и аналогичные средства размещения |
Гостевые дома |
1 |
2 |
3 |
Городские округа |
|
|
Город Архангельск |
8 |
- |
Город Коряжма |
4 |
- |
Город Новодвинск |
4 |
- |
Северодвинск |
13 |
- |
Муниципальные районы |
|
|
Вельский муниципальный район |
7 |
3 |
Верхнетоемский муниципальный район |
3 |
- |
Вилегодский муниципальный район |
1 |
1 |
Виноградовский муниципальный район |
2 |
- |
Каргопольский муниципальный район |
2 |
6 |
Коношский муниципальный район |
1 |
3 |
Котласский муниципальный район |
9 |
5 |
Красноборский муниципальный район |
2 |
8 |
Ленский муниципальный район |
2 |
- |
Лешуконский муниципальный район |
2 |
1 |
Мезенский муниципальный район |
1 |
3 |
Няндомский муниципальный район |
3 |
- |
Онежский муниципальный район |
3 |
4 |
Пинежский муниципальный район |
2 |
6 |
Плесецкий муниципальный район |
2 |
- |
Приморский муниципальный район |
8 |
1 |
Устьянский муниципальный район |
2 |
4 |
Холмогорский муниципальный район |
- |
3 |
Шенкурский муниципальный район |
1 |
1 |
Итого |
82 |
49 |
Анализ развития туристской индустрии, представленный выше, подкрепляет важность и обоснованность применения программно-целевого метода при развитии сферы туризма. Основной проблемой, решение которой предполагается осуществить в рамках настоящей Программы, является низкая эффективность использования туристско-рекреационного потенциала ввиду недостаточной информации о туристских ресурсах и региональных продуктах в России и за рубежом, неразвитости туристских брендов Архангельской области. Коэффициент загрузки коллективных средств размещения составляет в среднем около 50 процентов. Фактор сезонности существующих региональных туристских продуктов сдерживает развитие новых видов туризма, климатически и традиционно присущих региону. Необходима более активная и правильно выстроенная рекламная стратегия продвижения Архангельской области на профессиональных туристских рынках, учитывающая сегментацию туристского рынка и его целевую аудиторию.
Серьезными факторами, сдерживающими развитие туризма, являются слабая инфраструктура, высокая степень износа материально-технической базы, ограниченные возможности инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры по приему туристских потоков, отсутствие комфортабельного автотранспорта и морских пассажирских судов, несоответствие цены качеству предоставляемых туристских услуг. Необходимо сформировать систему продвижения инвестиционных проектов в сфере туризма на российские и международные рынки инвестиций, что невозможно без совершенствования нормативной правовой базы и внедрения механизмов государственно-частного партнерства.
Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо государственное участие в решении проблем по обеспечению туристско-рекреационных комплексов инженерной инфраструктурой, что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства для создания туристских комплексов, а также сопутствующей инфраструктуры.
В последние годы в субъектах Российской Федерации накоплен определенный положительный опыт использования проектного метода в сфере туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства. Однако для успешной реализации принципов государственно-частного партнерства на территории Архангельской области необходима разработка нормативной правовой базы и практическое внедрение механизмов государственно-частного партнерства через совместную реализацию приоритетных, ключевых туристских инвестиционных проектов.
В соответствии с Концепцией развития туризма в Архангельской области развитие туризма предполагается выстраивать на принципе эффективного освоения территории с использованием механизмов пространственного планирования посредством создания туристских рекреационных центров (территорий).
Перспективы развития туристских рекреационных центров (территорий)
Архангельской области
Туристско-рекреационная территория |
Планы развития |
1 |
2 |
1. Туристско-рекреационная территория Онежского и Приморского муниципальных районов и Соловецкого архипелага |
1) создание туристско-рекреационного кластера в районе деревни Летняя Золотица Приморского муниципального района. С этой целью предполагается строительство дороги поселок Кянда - деревня Летняя Золотица, современного туристического комплекса с объектами размещения различной категории комфортности, приема и обслуживания туристов на материковой части Архангельской области, а также создание в районе деревни Летняя Золотица транспортно-логического центра с перспективой открытия регулярной линии морского сообщения между Соловецкими островами и деревней Летняя Золотица для организации регулируемых групповых экскурсионных поездок на архипелаг; 2) создание туристического спортивного комплекса "Онега" в Онежском муниципальном районе. С этой целью предполагается строительство лыжно-биатлонного стадиона, двух гостиниц на 20-40 номеров, коттеджного комплекса (семь коттеджей на одну семью, восемь коттеджей на 2-3 семьи, три коттеджа на 4 семьи), трех кафе, трех развлекательных центров, детского спортивно-тренировочного лагеря, автостоянок |
2. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Устьянского и Вельского муниципальных районов |
развитие конкурентоспособного спортивно-оздоровительного комплекса "Малиновка" в Устьянском муниципальном районе как объекта спортивного туризма на Северо-Западе Российской Федерации с учетом туристских ресурсов Вельского муниципального район. С этой целью планируется строительство лыжно-биатлонного комплекса, подъездных дорог и автостоянок на 315 мест, 64 коттеджей, рассчитанных для проживания 160 человек, VIP-гостиницы на 10 номеров, ресторана и банного комплекса в VIP-зоне с инженерными сетями, сноуборд-парка, конюшни, приобретение и монтаж системы искусственного снегообразования, кафе на 100 посадочных мест, создание сети организаций общественного обслуживания |
3. Туристско-рекреационная территория Каргопольского муниципального района с учетом секторальной территории федерального государственного учреждения "Национальный парк "Кенозерский" в Каргопольском и Плесецком муниципальных районах |
создание центра культурно-познавательного и экологического туризма в Каргопольском муниципальном районе с учетом ресурсов федерального государственного учреждения "Национальный парк "Кенозерский". С этой целью предполагается расширение сети гостевых домов в Каргопольском и Плесецком муниципальных районах, строительство автомобильных дорог |
4. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория городов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, острова Кего |
создание центра делового, событийного и круизного туризма в городе Архангельске с учетом ресурсов культурно-познавательного и спортивного туризма городов Новодвинска и Северодвинска, острова Кего. С этой целью предполагается строительство комплексного делового выставочного центра в городе Архангельске, развитие причальной инфраструктуры для приема и обслуживания прибывающих пассажирских судов с туристскими целями, развитие базы отдыха "Мечка" в городе Новодвинске, приобретение комфортабельных автобусов для организации экскурсионного обслуживания туристов |
5. Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Котласского и Красноборского муниципальных районов |
создание центра лечебно-оздоровительного и культурно-познавательного туризма в Котласском и Красноборском муниципальных районах. С этой целью предполагается реконструкция корпусов лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Солониха", создание музейно-культурного центра на базе Дома-усадьбы художника им. А.А. Борисова в Красноборском муниципальном районе, создание сети малых средств размещения (гостиницы малой вместимости и гостевые дома) и точек питания в Котласском и Красноборском муниципальных районах, строительство автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную доступность объектов туристского показа |
Межмуниципальная туристско-рекреационная территория Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципальных районов |
создание комплексного маршрута сельского, культурно-познавательного и активного туризма в Пинежском, Мезенском и Лешуконском муниципальных районах. С этой целью предполагается строительство туристской деревни в поселке Красная Горка Пинежского муниципального района, создание сети гостевых домов в Пинежском, Мезенском и Лешуконском муниципальных районах, строительство автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную доступность маршрута |
Туристская рекреационная территория Холмогорского муниципального района |
создание единого туристского маршрута "Родина М.В. Ломоносова - Холмогорские просторы". С этой целью предполагается осуществить капитальный ремонт Дома Бажениных под гостиницу на 30 мест и музей судостроения на Севере; строительство обсерватории в селе Холмогоры, гостиницы в селе Холмогоры на 60 спальных мест, лыжного стадиона в селе Матигоры с роллерной трассой, гостевого дома в селе Ломоносово на 25 спальных мест с услугами питания (кафе на 50 посадочных мест) |
Острой является проблема хаотичности развития и функционирования туристского рынка, обусловленная отсутствием эффективного механизма планирования и регулирования этого развития, недоступностью образования, отвечающего современным тенденциям туристской индустрии, отсутствием профессиональных кадров, обслуживающих сферу туризма.
Сказывается также отсутствие научных и маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать развитие рынка и своевременно реагировать на его изменения, определять зоны наибольшего благоприятствования для развития туризма на территории Архангельской области.
Программно-целевой метод позволяет решить весь комплекс существующих задач по созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.
Сравнительный анализ долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации (Вологодская, Ленинградская, Калининградская, Мурманская области) показывает необходимость включения в программы инвестиционного компонента, предусматривающего создание новых и реконструкцию существующих объектов туристской инфраструктуры, с целью обеспечения участия субъектов Российской Федерации в федеральных программах, проектах и конкурсах с перспективой получения целевых средств на реализацию туристских проектов.
Основные принципы реализации настоящей Программы - приоритетная поддержка развития туристской инфраструктуры на основе использования механизмов государственно-частного партнерства, выстраивание системы эффективного продвижения туристско-рекреационного потенциала Архангельской области, углубление межотраслевой координации в сфере туризма, внедрение научно обоснованных инноваций в процессы развития туризма в Архангельской области.
Настоящей Программой определена система организационных, технических и научных мероприятий, выполнение которых позволит обеспечить формирование отраслевого туристского кластера в рамках реализации Концепции развития туризма в Архангельской области, а также создаст предпосылки для привлечения бюджетных и внебюджетных инвестиций для реализации масштабных инвестиционных проектов в сфере туризма.
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Настоящая Программа разработана для достижения следующей основной цели:
формирование и развитие в Архангельской области эффективного и конкурентоспособного туристского кластера, обеспечивающего увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие Архангельской области при эффективном использовании и сохранении туристско-рекреационных ресурсов Архангельской области.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
повышение степени использования туристско-рекреационного потенциала области;
привлечение инвестиций на развитие инфраструктуры туризма при использовании механизмов государственно-частного партнерства;
увеличение въездного и внутреннего туристского потока в Архангельскую область;
интеграция Архангельской области в российский туристский рынок и развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма;
повышение доступности и качества образовательных услуг в сфере туризма и гостеприимства.
Программа взаимосвязана с федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2018 годы)", которая предусматривает участие субъектов Российской Федерации в конкурсе на финансирование туристских инвестиционных проектов.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2011 до 2013 года.
Выполнение Программы осуществляется поэтапно:
первый этап - 2011-2012 годы - этап разработки проектов, проектно-сметной документации и нормативной правовой базы, подготовки кадров, продвижения регионального туристского продукта;
второй этап - 2013 год - этап реализации программ и проектов, подготовки кадров, продвижения туристского потенциала с акцентом на международный рынок, подведение итогов Программы, формирование предложений на дальнейший период.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
Наименование целевых показателей |
Единица измерения |
2008 год (базовый) |
2009 год (оценка) |
2010 год (оценка) |
Значения прогнозных показателей |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||
1. Номерной фонд коллективных средств размещения |
единиц |
4737 |
4740 |
4750 |
4780 |
4800 |
4850 |
2. Инвестиции в основной капитал в коллективные средства размещения и рестораны |
млн. руб. |
25,5 |
80,0 |
100,0 |
110,0 |
110 |
120 |
3. Количество койко-мест в коллективных средствах размещения |
единиц |
9289 |
9290 |
9300 |
9340 |
9400 |
9500 |
4. Количество работающих в коллективных средствах размещения и прочих местах временного проживания |
тыс. чел. |
1,19 |
1,19 |
1,21 |
1,24 |
1,30 |
1,36 |
5. Количество работающих в туристических фирмах |
чел. |
250 |
250 |
260 |
262 |
275 |
289 |
6. Объем платных туристских услуг, оказанных населению |
млн. руб. |
746,3 |
745,0 |
760,0 |
798,5 |
854,3 |
914,1 |
7. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
млн. руб. |
841,8 |
840,0 |
850,0 |
900,7 |
963,7 |
1031,1 |
8. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
376,8 |
375,0 |
380,0 |
399,4 |
423,3 |
448,6 |
9. Численность иностранных граждан, въезжающих в Архангельскую область и размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
9,7 |
9,7 |
9,8 |
10,1 |
10,6 |
11,1 |
III. Перечень программных мероприятий
Достижение целей и решение задач Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам следующих мероприятий:
организация рекламно-информационного продвижения туристско-рекреационного потенциала Архангельской области;
информационное и научное сопровождение государственного регулирования развития туризма в Архангельской области;
содействие развитию инфраструктуры туризма и привлечение инвестиций в сферу туризма;
содействие повышению качества туристских услуг и расширению ассортимента туристских региональных продуктов;
поддержка развития системы подготовки кадров для туристской индустрии Архангельской области.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на соответствующий год реализации Программы.
Реализацию Программы предполагается осуществлять на основе государственных контрактов, заключенных государственным заказчиком с исполнителями мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленные сроки.
Создание в южном кластере Архангельской области образовательного центра для подготовки и переподготовки кадров для туристской отрасли предполагается осуществить на базе Устьянского туристского информационного центра муниципального учреждения культуры "Пилигрим" ввиду наличия успешного опыта развития туризма на территории Устьянского района (ежегодное количество въезжающих на территорию района туристов составляет около 30 тыс. человек, что сопоставимо с посещаемостью Соловецких островов), межмуниципального и международного сотрудничества в сфере туризма, а также удобного географического положения с охватом близлежащих южных муниципальных образований Архангельской области (Вельский, Котласский, Красноборский, Каргопольский, Няндомский, Шенкурский, Ленский, Верхнетоемский, Коношский, Вилегодский муниципальные районы). Финансирование мероприятия осуществляется с учетом выделения средств из местного бюджета в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие туризма в муниципальном образовании "Устьянский муниципальный район на 2012-2014 годы" и софинансирования из областного бюджета в рамках настоящей Программы.
Отбор инвестиционных проектов, направленных на капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры, создаваемых туристских объектов осуществляется в 2012 году на конкурсной основе с учетом соблюдения требований к инвестиционным туристическим проектам в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 года N 644.
Предоставление субсидий муниципальным образованиям Архангельской области осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса среди муниципальных образований Архангельской области на право получения субсидий из областного бюджета на реализацию приоритетных мероприятий по развитию туризма, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 17 июля 2012 года N 310-пп.
Организации туристской индустрии Архангельской области участвуют в реализации мероприятий Программы путем их софинансирования за счет собственных средств.
Предоставление государственной поддержки организациям туристской индустрии на строительство и реконструкцию средств размещения (гостиницы, туристские базы, гостевые дома) осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением об оказании государственной поддержки организациям туристской индустрии по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на строительство и реконструкцию средств размещения на территории Архангельской области, утверждаемым постановлением Правительства Архангельской области.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование следующих рабочих документов:
организационного плана действий по реализации программных мероприятий;
плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий;
проектов, соглашений (договоров, контрактов), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий;
перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается осуществить за счет следующих источников:
средств областного бюджета, необходимых для реализации системы программных мероприятий;
средств местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области;
средств федерального бюджета;
внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 27716,046 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 16521,936 тыс. рублей, местных бюджетов - 1756,09 тыс. рублей, федерального бюджета - 925,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 8513,02 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год исходя из возможностей областного бюджета.
Предоставление субсидий местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление бюджетных инвестиций в инвестиционные проекты, направленные на капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры, создаваемых туристских объектов, осуществляется из средств областного и местного бюджетов с учетом обязательного привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2018 годы)".
Средства федерального, областного и местных бюджетов предполагается направлять на капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости (сети энергоснабжения, водопроводные и канализационные сети, очистные сооружений и т.п.).
Привлечение внебюджетных средств определено в долевом участии организаций туристской индустрии в рекламно-информационных проектах, выставочной деятельности, мероприятиях по поддержке электронной (интерактивной) туристской карты Архангельской области, реализации туристских инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе для реализации в рамках настоящей Программы и федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2018 годы)".
Софинансирование мероприятия по созданию на юге Архангельской области центра по подготовке и переподготовке кадров для туристской отрасли будет осуществляться из средств местного бюджета муниципального образования "Устьянский муниципальный район" на основании заключенного соглашения с государственным заказчиком Программы в рамках ведомственной целевой программы "Развитие туризма в муниципальном образовании "Устьянский муниципальный район на 2012-2014 годы".
Реализация Программы также позволит привлечь дополнительные средства международных фондов и туристских организаций на развитие сферы туризма в Архангельской области.
Финансирование мероприятий Программы (пункты 1.4, 2.1 и 5.1 перечня мероприятий Программы) предполагается осуществить в рамках реализации международного проекта "Государственно-частное партнерство в сфере туризма в Баренцевом регионе", финансируемого по программе приграничного сотрудничества России и Европейского Союза "Европейский инструмент соседства и партнерства Коларктик".
Распределение объемов финансирования Программы по источникам,
направлениям расходования средств и годам
(тыс. рублей, в ценах 2012 года) | ||||
Источники и направления финансирования |
Объем финансирования всего |
В том числе |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. Всего по Программе |
27616,046 |
5222,0 |
15077,446 |
7316,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
16521,936 |
3843,0 |
7678,936 |
5000,0 |
местные бюджеты |
1756,09 |
- |
1356,09 |
400,0 |
федеральный бюджет |
925,0 |
425,0 |
- |
500,0 |
внебюджетные источники |
8413,02 |
954,0 |
6042,42 |
1416,6 |
2. Капитальные вложения, всего |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
3. НИОКР, всего |
4917,886 |
- |
4917,886 |
- |
в том числе: |
|
|
|
- |
областной бюджет |
217,886 |
- |
217,886 |
- |
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные источники |
4700,0 |
- |
4700,0 |
- |
4. Прочие нужды, всего |
22698,16 |
5222,0 |
10159,56 |
7316,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
16014,05 |
3843,0 |
7461,05 |
5000,0 |
местные бюджеты |
1756,09 |
- |
1356,09 |
400,0 |
федеральный бюджет |
925,0 |
425,0 |
- |
500,0 |
внебюджетные источники |
3713,02 |
954,0 |
1342,42 |
1416,6 |
VI. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых
социально-экономических (экологических) результатов от реализации Программы
Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий сформирует в Архангельской области эффективный и конкурентоспособный туристский кластер, обеспечивающий увеличение вклада туризма в социально- экономическое развитие Архангельской области при эффективном использовании и сохранении туристско-рекреационных ресурсов Архангельской области.
Экономический эффект Программы будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса, а также путем увеличения въездного и внутреннего потоков, что позволит обеспечить создание дополнительных рабочих мест, пополнение бюджетов всех уровней и рост валового регионального продукта.
По итогам реализации Программы будут получены следующие результаты, определяющие ее социально-экономическую эффективность:
увеличение объема внутреннего туристского потока (численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения) на 19 процентов;
увеличение численности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения на 14 процентов;
увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению на 21 процент;
увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 21 процент;
увеличение численности работников, занятых в туристской индустрии на 12 процентов.
К ожидаемым результатам реализации Программы также следует отнести следующее:
формирование привлекательного туристского имиджа Архангельской области;
интеграция Архангельской области в российский и зарубежный туристский рынок;
повышение качества туристского обслуживания, сохранение и рациональное использование природного и культурного наследия;
решение задач по повышению инвестиционной привлекательности сферы туризма;
разработка и реализация маркетинговой стратегии туризма в Архангельской области;
формирование, развитие и продвижение региональных туристских брендов;
развитие деятельности Архангельского областного туристского информационного центра, создание туристских информационных ресурсов, издание печатной продукции;
увеличение доходов от туризма в консолидированный бюджет области.
Главные социальные эффекты Программы:
создание условий для удовлетворения потребностей населения в полноценном отдыхе, укрепления здоровья, экологической безопасности, приобщения к природным и культурным ценностям, расширения кругозора и контактов;
повышение вклада туризма в решение проблемы занятости, открытие новых вакансий в организациях, занимающихся непосредственным обслуживанием туристов, и в смежных отраслях;
развитие самозанятости населения и альтернативных форм занятости;
снижение социальной напряженности на территориях, испытывающих трудности с вовлечением населения в традиционную хозяйственную деятельность;
вовлечение молодежи в развитие туризма в муниципальных образованиях Архангельской области;
возрастание интереса местного населения к туристским ресурсам Архангельской области, развитие внутреннего туризма.
Методика оценки степени достижения целевых показателей Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Методика оценки эффективности Программы производится в соответствии с приложением N 2 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па (далее - Порядок разработки и реализации целевых программ Архангельской области).
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области (государственный заказчик).
Государственный заказчик Программы отвечает за подготовку и реализацию программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Контроль за ходом реализации Программы включает в себя ежеквартальную и итоговую отчетность о реализации мероприятий Программы, рациональном использовании исполнителями Программы выделяемых им средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений.
В целях повышения эффективности за контролем реализации Программы распоряжением министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области образуется рабочая группа.
Государственный заказчик ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложениям N 4 и 5 Порядка разработки и реализации целевых программ Архангельской области и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик ежегодно, до 01 марта, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области отчет о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов) по форме согласно приложениям N 2, 4-6 Порядка разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик после доведения министерством финансов Архангельской области лимитов бюджетных обязательств на текущий год представляет в срок до 01 марта текущего года в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области план реализации Программы на текущий год согласно приложению N 7 Порядка разработки и реализации целевых программ Архангельской области.
Государственный заказчик Программы после получения заключения о реализации Программы от министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области представляет в Правительство Архангельской области отчет о реализации Программы по итогам за год (итоговый отчет о реализации Программы в целом) по форме согласно приложениям N 4 и 6 к Порядку.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), осуществляется в установленном порядке в соответствии с Порядком разработки и реализации целевых программ Архангельской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.