Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2012 г. N 370-пп в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства
Архангельской области
от 27 июля 2010 г. N 210-пп
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области
на 2010-2020 годы"
2 ноября 2010 г., 10, 31 мая, 11 октября, 6 декабря 2011 г., 24 апреля, 11 мая, 28 августа, 9 октября, 20, 27 ноября, 18 декабря 2012 г., 19 февраля 2013 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 февраля 2013 г. N 52-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области
на 2010-2020 годы"
Наименование Программы |
- |
долгосрочная целевая программа Архангельской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 года N 273 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2446-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- |
министерство энергетики и связи Архангельской области |
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство энергетики и связи Архангельской области; министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области; министерство здравоохранения Архангельской области; министерство образования и науки Архангельской области; агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области; министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области; министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области; агентство по делам архивов Архангельской области; агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области; агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области; министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области; агентство по организационному обеспечению деятельности мировых судей Архангельской области; администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области |
Основные разработчики Программы |
- |
министерство энергетики и связи Архангельской области; государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Региональный центр по энергосбережению" |
Цель Программы |
- |
повышение эффективности использования энергоресурсов в Архангельской области; обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы |
Задачи Программы |
- |
информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения (задача N 1); подготовка кадров в области энергосбережения (задача N 2); проведение обязательных энергетических обследований объектов государственной (областной) и муниципальной собственности (задача N 3); поэтапный переход на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями приборов учета (задача N 4); снижение энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов относительно уровня 2007 года (задача N 5); увеличение к 2020 году доли энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Архангельской области, до 30,59 процента (задача N 6) |
Целевые показатели и индикаторы Программы |
- |
Целевые показатели перечислены в приложении N 2 к настоящей Программе |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2010-2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Перечень подпрограмм |
- |
нет |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
формирование энергосберегающего поведения, информационная поддержка энергосбережения в Архангельской области; повышение квалификации государственных гражданских служащих Архангельской области, работников государственных учреждений Архангельской области, муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, управляющих организаций, членов товариществ собственников жилья в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; обязательные энергетические обследования бюджетных учреждений Архангельской области; поэтапный переход на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями приборов учета; создание генерирующих мощностей, функционирующих на основе альтернативных источников энергии; постепенное замещение привозного топлива, используемого в коммунальных котельных, на виды топлива, производимые (добываемые) на территории Архангельской области; оснащение приборами учета энергетических ресурсов жилых помещений малоимущих граждан, проживающих в Архангельской области; выявление и постановка на учет в территориальном органе федеральной исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесхозяйных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение); разработка программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также выполнение мероприятий в сфере энергосбережения организаций с участием государства |
Исполнители Программы |
- |
органы исполнительной власти Архангельской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области; организации жилищно-коммунального комплекса; собственники и наниматели жилых помещений |
Объемы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 19 080 573,5 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 4 811,5 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1 915 982 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 2 225 751 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 14 934 029 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы |
- |
обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы для зданий, подлежащих обязательному оснащению приборами учета; снижение потребления тепловой энергии к 2020 году на 796 942 Гкал; снижение потребления электроэнергии к 2020 году на 58 456 тыс. кВт*час; снижение потребления воды к 2020 году на 1 357 791 куб.м; снижение в сопоставимых условиях затрат областного бюджета на оплату коммунальных услуг государственных учреждений Архангельской области на 220 млн. рублей ежегодно; снижение в сопоставимых условиях затрат местных бюджетов на оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений Архангельской области на 1 185 348 тыс. рублей в течение реализации Программы; снижение к 2020 году на 849 129 тонны количества валового выброса парниковых газов СО2 (эквивалент); снижение к 2020 году на 836,96 тонны количества выброса NOx; снижение к 2020 году на 9 956,4 тонны количества выброса взвешенных веществ VOC; снижение к 2020 году объема сброса сточных вод на 1 640 924 куб.м; улучшение предоставления жилищно-коммунальных услуг для социально-значимых объектов (учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта) и населения Архангельской области; замещение 144 971 т.у.т в год привозного топлива, используемого в муниципальных котельных, на топливо, производимое (добываемое) на территории Архангельской области, в том числе на биотопливо; экономия 5829 т.у.т (дизельного топлива) в год, используемого в качестве топлива для дизель-электростанций, установленных в децентрализованных районах Архангельской области, при реализации проекта по вводу мощностей, функционирующих на основе альтернативных источников энергии |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется министерством энергетики и связи Архангельской области и Правительством Архангельской области в форме утверждения ежегодной отчетности о ходе реализуемой Программы. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1. Общее описание Архангельской области
Архангельская область расположена на севере Европейской части России. Ее побережье на протяжении 3 тыс. км омывают холодные воды трех арктических морей - Белого, Баренцева и Карского.
Площадь территории Архангельской области - 587 тыс.кв.км. Численность населения - 1,3 млн. человек, городское население составляет около 1 млн. человек.
С января 2006 года на территории области находятся 229 муниципальных образований:
7 городских округов;
19 муниципальных районов;
24 городских поселения;
179 сельских поселений.
Административным центром является город Архангельск, основанный по указу царя Ивана Грозного от 05 марта 1584 года в устье реки Северной Двины. К крупным городам относятся Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма, Мирный.
Близость морей и океанов заметно сказывается на климате, который является переходным между морским и континентальным. Зима обычно длинная (до 250 дней) и холодная, с температурой наружного воздуха в среднем до минус 26 градусов и сильными ветрами. Средняя температура летом около 15 градусов тепла.
Плотность населения 2,2 человека на 1 кв. км. В городах проживает 74,7 процента, в сельской местности - 25,3 процента населения. Средний возраст населения 37 лет. Трудоспособное население составляет 64,3 процента его численности.
2. Сырьевые ресурсы
На территории Архангельской области используется широкий спектр различных видов топливно-энергетических ресурсов, в том числе природный и сжиженный углеводородный газ, мазуты, бензин, дизельное топливо, угли различных месторождений, торф, дрова и прочие. Суммарное годовое потребление первичных ресурсов в 2009 году составляет 10,8 млн. тонн в пересчете на условное топливо. Среди них основную долю (до 85 процентов) занимают привозные ресурсы и только 15 процентов - местные виды топлива. В основном это древесина, отходы деревопереработки и отходы целлюлозно-бумажной промышленности. В структуре привозных ресурсов значительная часть (43 процента) приходится на нефтепродукты, 28 процентов - на природный газ и 19 процентов - на уголь.
Источниками биоресурсов в Архангельской области являются отходы лесохозяйственной деятельности (свыше 5 млн. кубометров отходов). Более 2 млн. кубометров отходов, включая отходы лесосек, рассредоточены по территории Архангельской области. Также потенциальным ресурсом для утилизации являются около 500 тыс. кубометров горбылей и реек и сухостой в междуречье Северной Двины и Пинеги, где на площади 2 млн. гектаров усыхает 200 млн.кб.м еловых лесов.
Приоритетным направлением в вопросах обеспечения энергоэффективности и энергоресурсобережения является развитие сектора возобновляемой энергетики. Определены следующие стратегические цели использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива для Архангельской области:
рациональное сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов;
снижение экологической нагрузки от деятельности ТЭК;
обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива, в первую очередь районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;
снижение расходов на дальнепривозное топливо и оптимизация региональной энергетической политики.
Например, в Архангельской области планируется реализация мероприятий, направленных на создание генерирующих мощностей (путем модернизации/реконструкции существующих и строительства новых, функционирующих на основе альтернативных источников энергии.
3. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации
в Архангельской области
Энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации в 2-3 раза выше, чем у стран Европы и Америки.
В настоящее время экономика Архангельской области характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями по России.
Существующий уровень потребления и энергоемкости экономики и социальной сферы Архангельской области приводит к следующим негативным последствиям:
увеличению доли бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг в муниципальном и областном бюджетах;
опережающему росту затрат на оплату коммунальных услуг в расходах на содержание областных и муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки населения и т.п.;
росту затрат организаций на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при потреблении энергетических ресурсов на территории Архангельской области, прежде всего - в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях и организациях жилищно-коммунального комплекса.
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение долгосрочной целевой программы энергосбережения.
4. Производство энергии и энергоснабжение
В Архангельской области электроснабжение потребителей осуществляется:
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" - от трех тепловых электростанций;
блок-станциями, принадлежащими промышленным организациям области;
децентрализованными дизельными электростанциями организаций коммунального комплекса.
В общем балансе электрической энергии, потребляемой в Архангельской области, доля вырабатываемой электроэнергии составляет:
электростанциями ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" - 47,8 процента;
блок-станциями промышленных организаций - 36,4 процента;
дизельными электростанциями организаций коммунального комплекса, в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях в отдаленных районах - около 0,1 процента.
Электроэнергия, полученная Архангельской энергосистемой с Федерального оптового рынка электроэнергии, составляет 15,7 процента.
На территории Архангельской области более 30 тыс.км электрических сетей различного уровня напряжения (от 0,4 до 220 кВ), из них более 4 тыс.км - муниципальные и ведомственные электрические сети.
Потери в муниципальных электрических сетях напряжением 0,4-35 кВ достигают 30 процентов вследствие их изношенности и несоответствия нормативным параметрам. Физических износ сетей составляет 60-80 процентов.
Отпуск тепловой энергии потребителям осуществляется от станций ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2", прочих генерирующих компаний и от 803 котельных, работающих как на привозных видах топлива (каменный уголь, мазут, дизельное топливо), так и на местных видах (отходы деревообработки, древесные пелетты, дрова).
На 2010 год 330 котельных работают на каменном угле, 41 котельная - на природном газе, 19 котельных - на мазуте, 11 котельных - на дизельном топливе. Местные виды топлива (биотопливо) используют для работы в 389 котельных Архангельской области.
Удаленность ряда северных территорий, где осуществляется децентрализованное энергоснабжение и использование исключительно привозного топлива, приводит к тому, что тарифы на электрическую и тепловую энергию в Архангельской области одни из самых высоких в Северо-Западном федеральном округе.
5. Базис долгосрочной целевой программы
Настоящая программа определяет комплекс системных мероприятий, направленных на реализацию проектов и технологий по повышению эффективности использования топлива и энергии в организациях бюджетной сферы.
При разработке учитывались требования Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 года N 273 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.
При разработке перечня целевых показателей и экономического эффекта по мероприятиям в сфере энергосбережения учитывался дефлятор стоимости продукции и услуг естественных монополий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды на период до 2020 года (таблица 1).
Таблица 1
Дефлятор стоимости продукции и услуг
(в %, за год к предыдущему году)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды |
114,4 |
115,5 |
112,8 |
111,0 |
110,5 |
110,0 |
109,5 |
109,0 |
108,5 |
108,0 |
107,5 |
6. Областные объекты социальной сферы, их энергопотребление
В базовом 2009 году перечень государственных (муниципальных) учреждений Архангельской области насчитывал 1610 учреждений, располагающихся почти в 5360 зданиях, строениях и сооружениях.
Таблица 2
Сектор |
Количество учреждений, шт. |
Площадь, |
Годовое потребление энергии, млн. кВт*ч |
Доля |
|
1. |
Образование, наука и культура |
1075 |
3216,124 |
876,83 |
65,5 |
в том числе государственные учреждения Архангельской области |
124 |
779,216 |
205,50 |
|
|
2. |
Здравоохранение |
177 |
980,955 |
374,91 |
28 |
в том числе государственные учреждения Архангельской области |
112 |
399,1 |
162,80 |
|
|
3. |
Прочие потребители |
358 |
381,95 |
86,84 |
6,5 |
в том числе государственные учреждения Архангельской области |
100 |
164,291 |
30,50 |
|
|
|
Всего |
1610 |
4579,029 |
1338,58 |
100 |
7. Потенциал энергоэффективности Архангельской области
и распределение суммарного потребления топливно-энергетических ресурсов
В Архангельской области существует значительный потенциал энергосбережения в зданиях школ, больниц, детских садов, административных зданиях, в жилищном секторе, а также в секторе жилищно-коммунального хозяйства.
По имеющимся оценкам экспертов, потенциал энергосбережения Архангельской области составляет 3241,7 тыс. тонн условного топлива в год, в том числе:
за счет использования возобновляемых источников энергии - 1121,2 тыс. тонн условного топлива в год;
на источниках теплоснабжения - 865 тыс. тонн условного топлива в год;
на тепловых сетях - 133 тыс. тонн условного топлива в год.
В конечном потреблении - 1122,5 тыс. тонн условного топлива в год.
8. Жилой фонд Архангельской области,
его классификация по зданиям и объемам энергопотребления
В базовом 2009 году перечень жилого фонда включал 166 677 зданий с отапливаемой площадью 18 005,6 тыс.кв.м, в том числе с централизованным теплоснабжением - 17 719 тыс.кв.м. Годовое энергопотребление жилым фондом составило 7 341 млн. кВт*ч/год.
Годовое приведенное к кВт*ч/кв. м потребление энергии многоквартирными жилыми домами Архангельской области в разрезе по многоквартирным домам и остальным жилым домам приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сектор |
Кол-во объектов, шт. |
Общая площадь, тыс.кв.м |
Годовое потребление энергии, млн. кВт*ч/год |
Доля |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Многоквартирные жилые дома |
42 534 |
22 529,1 |
5 637,9 |
76,8 |
|
Из них дома в муниципальной собственности |
13 721 |
7 268 |
1 820,6 |
24,8 |
2. |
Остальные жилые дома |
124 143 |
6 776,9 |
1 703,1 |
23,2 |
|
Всего |
166 677 |
29 306 |
7 341 |
|
На территории Архангельской области деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также управляющих компаний сопровождается значительными затратами на оплату энергоресурсов и воды. Договоры на их поставку, заключенные на основе расчетов по нормативам или по выработке, отражают объемы реализации, которые значительно отличаются от фактического потребления.
В базовом 2009 году среднее удельное водопотребление на одного жителя составило 117 л/сут. Непроизводственные потери в электрических сетях в ряде случаев достигают 40 процентов и более. Такая же ситуация сложилась в части потребления тепловой энергии на отопление жилых домов. Удельный расход тепловой энергии в данном случае составляет 0,23204 Гкал/кв. м в год. В 2009 году в целом по Архангельской области доля потерь коммунальных ресурсов при производстве, распределении и транспортировке тепловой энергии составила 9,6 процента, по водоснабжению - 33,2 процента и электроэнергии - 21,3 процента.
На территории Архангельской области практически отсутствует система учета отпуска и расходования энергоресурсов на розничном рынке, что не позволяет выстраивать экономически выгодные и эффективные отношения между производителями, сетевыми организациями и потребителями коммунальных услуг.
Таким образом, не решена главная задача, декларируемая статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - о переходе на инструментальный учет объемов потребленных энергетических ресурсов жилым фондом Архангельской области.
В рамках настоящей Программы определено количество подлежащих установке приборов учета тепловой и электрической энергии, приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также стоимость монтажных и пуско-наладочных работ (таблица 4).
Таблица 4
Количество общедомовых приборов учета
потребляемых энергоресурсов и воды, подлежащих установке в 2012-2020 годах
N |
Муниципальное образование |
Количество многоквартирных домов на территории муниципального образования |
Необходимое количество приборов учета |
Сметная стоимость установки приборов учета, тыс.руб. |
Итого по муниципальному образованию, тыс.руб. |
||||||
тепло |
электро-снабжение |
ХВС |
ГВС |
тепло |
электро-снабжение |
ХВС |
ГВС |
||||
1 |
"Город Архангельск" |
6035 |
180 |
897 |
1858 |
1003 |
26424,0 |
26910,0 |
58898,6 |
45135,0 |
157367,6 |
2 |
"Город Коряжма" |
246 |
137 |
5 |
192 |
189 |
20111,6 |
150,0 |
6086,4 |
8505,0 |
34853,0 |
3 |
"Котлас" |
1300 |
103 |
405 |
547 |
87 |
15120,4 |
12150,0 |
17339,9 |
3915,0 |
48525,3 |
4 |
"Мирный" |
170 |
72 |
1 |
137 |
144 |
10569,6 |
30,0 |
4342,9 |
6480,0 |
21422,5 |
5 |
"Город Новодвинск" |
274 |
121 |
188 |
201 |
193 |
17750,7 |
5640,0 |
6371,7 |
8685,0 |
38447,4 |
6 |
"Северодвинск" |
1478 |
888 |
824 |
1075 |
888 |
130358,4 |
24720,0 |
34077,5 |
39960,0 |
229115,9 |
7 |
"Вельский муниципальный район" |
2966 |
10 |
438 |
472 |
124 |
1468,0 |
13140,0 |
14962,4 |
5580,0 |
35150,4 |
8 |
"Верхнетоемский муниципальный район" |
1521 |
0 |
45 |
26 |
20 |
0,0 |
1350,0 |
824,2 |
900,0 |
3074,2 |
9 |
"Вилегодский муниципальный район" |
940 |
0 |
112 |
81 |
0 |
0,0 |
3360,0 |
2567,7 |
0,0 |
5927,7 |
10 |
"Виноградовский муниципальный район" |
1602 |
0 |
206 |
0 |
0 |
0,0 |
6180,0 |
0,0 |
0,0 |
6180,0 |
11 |
"Каргопольский муниципальный район" |
1010 |
0 |
26 |
2 |
0 |
0,0 |
780,0 |
63,4 |
0,0 |
843,4 |
12 |
"Коношский муниципальный район" |
2888 |
4 |
118 |
94 |
44 |
586,8 |
3540,0 |
2979,8 |
1980,0 |
9086,6 |
13 |
"Котласский муниципальный район" |
877 |
10 |
42 |
33 |
0 |
1467,0 |
1260,0 |
1046,1 |
0,0 |
3773,1 |
14 |
"Красноборский муниципальный район" |
1039 |
0 |
10 |
13 |
0 |
0,0 |
300,0 |
412,1 |
0,0 |
712,1 |
15 |
"Ленский муниципальный район" |
2418 |
0 |
27 |
24 |
0 |
0,0 |
810,0 |
760,8 |
0,0 |
1570,8 |
16 |
"Лешуконский муниципальный район" |
520 |
0 |
0 |
50 |
0 |
0,0 |
0,0 |
1585,0 |
0,0 |
1585,0 |
17 |
"Мезенский муниципальный район" |
472 |
0 |
371 |
52 |
1 |
0,0 |
11130,0 |
1648,4 |
45,0 |
12823,4 |
18 |
"Няндомский муниципальный район" |
1441 |
2 |
387 |
27 |
0 |
293,6 |
11610,0 |
855,9 |
0,0 |
12759,5 |
19 |
"Онежский муниципальный район" |
1806 |
4 |
80 |
257 |
46 |
587,2 |
2400,0 |
8146,9 |
2070,0 |
13204,1 |
20 |
"Пинежский муниципальный район" |
2043 |
8 |
446 |
65 |
32 |
1173,6 |
13380,0 |
2060,5 |
1440,0 |
18054,1 |
21 |
"Плесецкий муниципальный район" |
3903 |
22 |
93 |
58 |
15 |
3229,6 |
2790,0 |
1838,6 |
675,0 |
8533,2 |
22 |
"Приморский муниципальный район" |
701 |
29 |
100 |
81 |
12 |
4257,2 |
3000,0 |
2567,7 |
540,0 |
10364,9 |
23 |
"Устьянский муниципальный район" |
2569 |
0 |
290 |
48 |
23 |
0,0 |
8700,0 |
1521,6 |
1035,0 |
11256,6 |
24 |
"Холмогорский муниципальный район" |
1581 |
1 |
192 |
245 |
0 |
146,8 |
5760,0 |
7766,5 |
0,0 |
13673,3 |
25 |
"Шенкурский муниципальный район" |
1298 |
1 |
95 |
44 |
0 |
146,8 |
2850,0 |
1394,8 |
0,0 |
4391,6 |
Итого по Архангельской области |
41 098 |
1 592 |
5 398 |
5 682 |
2 821 |
233705,6 |
161940,0 |
180119,4 |
126945,0 |
702710,0 |
9. Состояние учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества,
используемых для передачи энергетических ресурсов
Органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в 2010 году выявлены бесхозяйные объекты недвижимого имущества, используемые для передачи энергетических ресурсов.
Организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, осуществляется на основании законодательства Российской Федерации.
10. Энергосервис
Энергосервисный договор (контракт) - это договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Указанный договор предполагает выполнение энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств энергосервисной компании. Оплата за работы, выполненные энергосервисной компанией, производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий.
В рамках реализации программных мероприятий, а также с целью содействия развитию энергосервиса в Архангельской области разработан макет типовой документации на проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного (муниципального) контракта на проведение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на условиях энергосервиса.
Основными задачами внедрения энергосервисных контрактов являются:
формирование механизмов, обеспечивающих привлечение целевых инвестиций в энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
снижение энергопотребления и эффективное использование энергетических ресурсов;
формирование действенных стимулов к энергосбережению во всех секторах экономики Архангельской области.
Главным условием использования энергосервисных контрактов при реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях является наличие энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования учреждения.
С целью содействия осуществлению конкурсных процедур и заключению договоров на проведение энергетических обследований в рамках настоящей Программы также разработан пакет типовой конкурсной документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного (муниципального) контракта на выполнение работ по проведению обязательного энергетического обследования и составление по его результатам энергетического паспорта.
11. Топливно-энергетический баланс Архангельской области за 2007-2009 годы
На сегодняшний день в энергетическом комплексе Архангельской области сложилась непростая ситуация. Спад промышленного производства привел к невостребованности топливно-энергетических ресурсов и спаду их производства. Организации, занимающиеся выработкой первичных видов энергии, претерпели кризисы различных направлений, которые складывались из-за недофинансирования отрасли и устаревания техники и технологии. Капитальные затраты были направлены на восстановление начального состояния и поддержания набранного уровня их развития.
По сравнению с уровнем 1998 года объем валового регионального продукта к 2009 году вырос в сопоставимых ценах почти в 2 раза. Такая динамика прироста регионального продукта сопровождалась соразмерным ростом потребления топливно-энергетических ресурсов Архангельской области.
До 2000 года использование основных видов носителей сокращалось под влиянием спада производства и составило в 2000 году 8,5 млн. т.у.т. (чем меньше масштаб использования топливно-энергетических ресурсов, тем чувствительнее он к колебаниям активности со стороны крупных потребителей). Рост активности в последующий период наблюдался во всех сферах экономики Архангельской области. Следующий период характеризуется устойчивой динамикой возрастания потребления топливно-энергетических ресурсов и в 2007 году потребление составило 8,9 млн. т.у.т., или возросло на 4,7 процента по сравнению с 2000 годом. Достаточно высокий темп экономического роста потребовал прироста производства электроэнергии в 1,3 раза.
В период 2007-2009 гг. произошло снижение потребления топливно-энергетических ресурсов - до 8,6 млн. т.у.т. в 2009 году, или на 3,4 процента.
В использовании валовой массы первичной энергии и ее эквивалентов ключевое значение имеет сектор преобразования топливно-энергетических ресурсов.
Наиболее энергоемкими отраслями в Архангельской области являются:
производство целлюлозы;
производство бумаги и картона;
трубопроводный транспорт.
Единый топливно-энергетический баланс Архангельской области за 2007-2009 годы (приложение N 4 к настоящей Программе) разработан в соответствии с методикой ЗАО "Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике" и используется для анализа динамических рядов при оценке потенциала энергоэффективности и рационального использования ресурсов, а также для формирования прогноза потребления ресурсов для выполнения Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года.
12. Постепенное замещение привозного топлива,
используемого в коммунальной энергетике, на виды топлива,
производимые (добываемые) на территории Архангельской области
Долгосрочное социально-экономическое развитие Российской Федерации подразумевает преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и использования альтернативных видов энергии.
В Архангельской области государственная политика, направленная на применение технологий, основанных на сжигании биотоплива, и эффективное использование энергоресурсов, была принята на основе результатов структурного анализа и выявления скрытых резервов региона.
Учитывая географические, климатические особенности, имеющиеся лесные ресурсы в Архангельской области, целесообразным является принятие решения о переводе коммунальной энергетики на возобновляемые источники энергии, в том числе переход к биоэнергетике. За счет использования возобновляемых источников энергии имеется возможность реализовать до 35 процентов от существующего потенциала энергосбережения.
Для достижения такого результата необходимо решить следующие задачи:
реконструкция существующих и строительство новых котельных с применением технологий, основанных на сжигании биотоплива, строительство заводов по производству биотоплива;
внедрение инновационных технологий в производство и передачу локальными котельными области тепловой энергии;
обеспечение рационального комплексного использования лесных ресурсов и снижение вредных выбросов в атмосферу;
оптимизация бюджетных расходов и ограничение роста энерготарифов в Архангельской области.
II Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основными целями Программы являются:
повышение эффективности использования энергоресурсов в Архангельской области;
обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Задачи на 2010 год
1. Снижение в сопоставимых условиях объема потребления бюджетными учреждениями энергетических ресурсов в течение 2010 года не менее чем на три процента от объема фактически потребленного бюджетными учреждениями в 2009 году.
2. Оснащение отдельно стоящих зданий бюджетных учреждений Архангельской области приборами учета тепловой энергии (44 комплектами), электрической энергии (76 комплектами), холодной воды (60 комплектами), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
3. Оснащение отдельно стоящих зданий бюджетных учреждений муниципального подчинения приборами учета тепловой энергии (265 комплектами), электрической энергии (130 комплектами), холодной воды (277 комплектами), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
4. Оснащение зданий многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии (1073 комплектами), электрической энергии (1481 комплектами), холодной воды (1625 комплектами), горячей воды (372 комплектами), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
5. Мониторинг энергопотребления зданий, в которых располагаются бюджетные учреждения.
6. Реконструкция котельных на биотопливе в поселке Брин-Наволок Холмогорского района, поселках Боброво, Луговое и Лайский Док Приморского района Архангельской области и котельной лесозавода N 23 города Архангельска
Задачи на 2011 год
1. Снижение в сопоставимых условиях объема потребления бюджетными учреждениями энергетических ресурсов в течение 2011 года не менее чем на шесть процентов от объема фактически потребленного бюджетными учреждениями в 2009 году.
2. Оснащение отдельно стоящих зданий многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета, тепловой энергии (264 комплектами), электрической энергии (1111 комплектами), холодной воды (139 комплектами), горячей воды (112 комплектами), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
3. Проведение обязательных энергетических обследований 97 зданий бюджетных учреждений областного подчинения.
4. Проведение обязательных энергетических обследований бюджетных учреждений в муниципальных образованиях.
5. Заключение и реализация энергосервисных договоров (контрактов), в том числе и договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора.
6. Мониторинг энергопотребления зданий и помещений, в которых располагаются бюджетные учреждения.
7. Строительство новых котельных и теплоэлектроцентралей.
Задачи на период 2012-2020 годы
1. Снижение в сопоставимых условиях объема потребления энергетических ресурсов к 2014 годах не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленного бюджетными учреждениями в базовом 2009 году.
2. Проведение обязательных энергетических обследований 302 государственных учреждений Архангельской области.
3. Проведение обязательных энергетических обследований 803 бюджетных учреждений в муниципальных образованиях.
4. Выполнение мероприятий по энергосбережению согласно энергопаспорту энергетических обследований.
5. Оснащение отдельно стоящих зданий многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии (1 592 комплектами), электрической энергии (5 398 комплектами), холодной воды (5 682 комплектами), горячей воды (2 821 комплектом), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
6. Заключение и реализация энергосервисных договоров (контрактов), а также договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора.
7. Мониторинг энергопотребления зданий и помещений в бюджетных учреждениях после выполнения энергосберегающих мероприятий.
8. Строительство генерирующих мощностей (путем модернизации/реконструкции существующих и строительства новых), функционирующих на основе биоресурсов, вторичных энергетических ресурсов, а также альтернативных источников энергии.
Сложившаяся система контроля за потреблением коммунальных услуг не стимулирует работников организаций к обеспечению режима энергосбережения. Персонал зданий в большинстве случаев не имеет должной квалификации и обеспечивает только поддержание текущего состояния систем энергопотребления.
Процесс энергосбережения можно обеспечить только программно-целевым методом с целевым выделением средств на реализацию энергосберегающих мероприятий и при создании органов управления энергосбережением.
Наибольший и быстрый эффект могут дать мероприятия по установке современных систем автоматизации потребления тепловой энергии, модернизации систем внутреннего освещения с целью внедрения энергосберегающих ламп и светильников и создания систем управления освещением.
Вместе с тем данные мероприятия необходимо проводить параллельно с подготовкой обслуживающего персонала или передачей зданий на обслуживание энергосервисным организациям.
Без надлежащей эксплуатации дорогостоящее оборудование будет выходить из строя, что потребует дополнительных бюджетных средств. При разработке проектов реконструкции и модернизации инженерного оборудования муниципальных зданий желательно обеспечить унификацию оборудования, что позволит обеспечить оптовые закупки запасных частей к нему и снизить их стоимость.
Процесс по повышению энергетической эффективности в зданиях, находящихся в областной и муниципальной собственности, должен иметь постоянный характер, планироваться по срокам проведения мероприятий, выделения средств, а не ограничиваться отдельными, разрозненными мероприятиями, для чего при Правительстве Архангельской области и в муниципальных образованиях создается система управления по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов энергоресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития Архангельской области, решение которой обеспечивается данной программой.
Целевые показатели в разрезе задач представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап с 2010 по 2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются.
IV. Перечень программных мероприятий
В рамках настоящей Программы определены мероприятия, реализующие основные задачи, сформулированные статьями 13 и 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Основными мероприятия настоящей Программы являются:
формирование энергосберегающего поведения, информационная поддержка энергосбережения в Архангельской области;
повышение квалификации государственных гражданских служащих Архангельской области, работников государственных учреждений Архангельской области, муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области, организаций жилищно-коммунального хозяйства, управляющих организаций, членов товариществ собственников жилья в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обязательные энергетические обследования бюджетных учреждений Архангельской области;
поэтапный переход на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями приборов учета. Перечень программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010-2020 годы";
строительство генерирующих мощностей (путем модернизации/реконструкции существующих и строительства новых), функционирующих на основе биоресурсов, вторичных энергетических ресурсов, а также альтернативных источников энергии;
оснащение приборами учета энергетических ресурсов жилых помещений малоимущих граждан, проживающих в Архангельской области;
выявление и постановка на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесхозяйных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение).
Перечень программных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 февраля 2013 г. N 52-пп раздел V настоящего приложения изложен в новой редакции
V. Механизм реализации Программы
1. Государственный заказчик-координатор Программы - министерство энергетики и связи Архангельской области.
Правительство Архангельской области и исполнительные органы государственной власти Архангельской области в рамках реализации Программы осуществляют полномочия в соответствии со статьями 4 и 5 областного закона от 27 апреля 2011 года N 276-21-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Архангельской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области - государственные заказчики Программы участвуют в реализации Программы как главные распорядители бюджетных средств по соответствующим направлениям.
2. Муниципальные образования Архангельской области участвуют в реализации Программы путем финансирования из местных бюджетов мероприятий муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включенных в Программу.
В целях реализации программных мероприятий осуществляется отбор исполнителей мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) вправе привлечь на договорной основе для выполнения функций заказчика-застройщика специализированную организацию. Заказчики организовывают выполнение работ подрядными организациями, своевременно предъявляют претензии к исполнителям работ, контролируют графики производства работ, осуществляют иные функции заказчика. Расчеты с подрядчиками осуществляются за фактически выполненные объемы работ. Авансирование производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
Исполнители мероприятий Программы обеспечивают выполнение необходимых работ и оказание услуг в соответствии с условиями заключенных контрактов и несут ответственность за качество и сроки исполнения обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Привлечение внебюджетных средств для реализации программных мероприятий осуществляется в инициативном порядке исполнителями соответствующих мероприятий.
Средства федерального бюджета выделяются на условиях софинансирования расходных обязательств Архангельской области на реализацию мероприятий Программы.
4. Средства областного бюджета на реализацию мероприятий раздела 3 приложения N 3 к Программе предоставляются государственным учреждениям Архангельской области (далее - государственные учреждения) в виде субсидий на иные цели. Отбор государственных учреждений осуществляется по инициативе государственных заказчиков Программы.
Порядок отбора государственных учреждений, а также порядок определения стоимости проведения обязательных энергетических обследований в выбранных государственных учреждениях основывается на следующих критериях:
объемы энергопотребления государственных учреждений по каждому виду энергоносителя;
количество и назначение зданий, строений и сооружений, в которых располагаются государственные учреждения;
площадь зданий, строений и сооружений, в которых располагаются государственные учреждения.
5. Реализация мероприятия пункта 4.1 приложения N 3 к настоящей Программе за счет средств областного бюджета производится на основании представленных в министерство энергетики и связи Архангельской области в указанные сроки муниципальных адресных программ, предусматривающих поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов.
Механизм реализации данных мероприятий предусматривает установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах в соответствии с техническими условиями ресурсоснабжающих организаций и переход на оплату коммунальных услуг населением по показаниям этих приборов с учетом требований Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Реализация указанных мероприятий осуществляется министерством энергетики и связи Архангельской области во взаимодействии с администрациями муниципальных образований Архангельской области, на территории которых утверждены муниципальные адресные программы, предусматривающие поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов, - исполнителями Программы.
Оснащение объектов многоквартирного жилищного фонда муниципальных образований Архангельской области приборами учета осуществляется на условиях софинансирования расходов, включающих стоимость приборов учета и работы по их установке и вводу в эксплуатацию.
Органы местного самоуправления в течение года формируют предложения по включению многоквартирных домов в соответствующие муниципальные адресные программы на основании заявок товариществ собственников жилья, управляющих организаций, выбранных собственниками помещений в многоквартирных домах, - исполнителей Программы.
В приоритетном порядке предусматривается финансирование оснащения коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления ресурсов тех многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципальных образований Архангельской области, подавших заявки на предоставление финансовой поддержки на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Предоставление и расходование субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления энергоресурсов и воды осуществляется согласно порядку, утверждаемому постановлением Правительства Архангельской области.
Информация о достигнутых и планируемых показателях по поэтапному переходу на отпуск потребителям энергоресурсов и воды в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в разрезе муниципальных образований Архангельской области, имеющих соответствующие адресные программы, представлена в приложении N 5 к настоящей Программе.
Адресный перечень многоквартирных домов, оснащаемых коллективными (общедомовыми) приборами учета в 2012 году, представлен в приложении N 6 к настоящей Программе.
При финансировании мероприятий Программы из местных бюджетов порядки отбора муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области разрабатывают и утверждают органы местного самоуправления.
6. Порядок оснащения государственных учреждений приборами учета тепловой, электрической энергии, а также воды и природного газа по реализации мероприятия пункта 4.2 приложения N 3 к настоящей Программе основывается на следующих условиях:
выбираются государственные учреждения с максимальным энергопотреблением;
определяется необходимость установки приборов учета на границе балансовой принадлежности;
рассчитывается стоимость установки приборов учета для каждого государственного учреждения.
7. Средства областного бюджета на реализацию мероприятий раздела 5 приложения N 3 к Программе предоставляются государственным учреждениям в виде субсидий на иные цели. Отбор государственных учреждений осуществляется по инициативе государственных заказчиков Программы.
Отбор государственных учреждений для проведения мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, основывается на данных энергетических паспортов и отчетов, составленных по итогам энергетических обследований, порядок и условия проведения которых регламентируются законодательством Российской Федерации, а также нормативными и методическими документами, регулирующими проведение энергетических обследований.
Средства областного бюджета выделяются на реализацию первоочередных мероприятий, содержащихся в энергетических паспортах государственных учреждений, с учетом следующих критериев:
объемы энергопотребления государственных учреждений по каждому виду энергоносителя;
количество и назначение зданий, строений и сооружений, в которых располагаются государственные учреждения;
площадь зданий, строений и сооружений, в которых располагаются государственные учреждения;
наличие проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение об обоснованности стоимости работ и о соответствии требованиям нормативной документации по составлению смет, - в отношении объектов, подлежащих модернизации;
наличие сметной документации, имеющей положительное заключение об обоснованности стоимости работ и о соответствии требованиям нормативной документации по составлению смет, - в отношении объектов, подлежащих капитальному ремонту.
наиболее высокий обоснованный потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
наименьшие сроки окупаемости мероприятий.
Средства областного бюджета на реализацию мероприятий инвестиционного характера предоставляются государственным учреждениям в виде субсидий на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Архангельской области.
Отбор объектов, финансирование которых осуществляется в форме капитальных вложений, а также определение объемов финансирования производится в соответствии с Порядком формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 298-пп (далее - Порядок формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы).
8. По пункту 7.1 приложения N 3 к настоящей Программе отбор объектов, финансирование которых осуществляется в форме капитальных вложений, а также определение объемов финансирования производится в соответствии с Порядком формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы.
9. Отбор мероприятий для включения в раздел 8 приложения N 3 к настоящей Программе осуществляется с учетом положений Порядка формирования перечней мероприятий в области охраны окружающей среды на территории Архангельской области и на территории Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 17 декабря 2007 года N 233-па.
При отборе мероприятий учитывается:
актуальность и значимость природоохранных мероприятий соответственно для Архангельской области и Ненецкого автономного округа;
эффективность решения обозначенных проблем с помощью реализуемых природоохранных мероприятий;
оценка необходимости реализации природоохранного мероприятия за счет средств областного бюджета;
привлечение иных дополнительных источников финансирования;
включение мероприятия в аналогичную долгосрочную целевую программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципального образования Архангельской области;
наличие разработанной и утвержденной проектно-сметной документации.
Средства областного бюджета на реализацию мероприятий раздела 8 приложения N 3 к Программе, не вошедших в состав мероприятий областной адресной инвестиционной программы, предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области в виде субсидий на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности согласно сводной бюджетной росписи областного бюджета, доведенным лимитам бюджетных обязательств и предельным объемам финансирования.
Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области предоставляют субсидии бюджетам поселений Архангельской области в порядке межбюджетных отношений.
Субсидии на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности предоставляются в рамках реализации мероприятий раздела 8 приложения N 3 к Программе с учетом выполнения следующих условий:
наличие утвержденной муниципальной целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащей объекты, в отношении которых предполагается реализация мероприятий по модернизации и капитальному ремонту;
наличие соглашения между министерством энергетики и связи Архангельской области и органом местного самоуправления о предоставлении субсидии на реализацию заявленных мероприятий;
софинансирование реализации заявленных мероприятий за счет средств бюджета муниципального образования Архангельской области в размере не менее 10 процентов от сметной стоимости реализации мероприятия;
наличие проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение об обоснованности стоимости работ и о соответствии требованиям нормативной документации по составлению смет, - в отношении объектов, подлежащих модернизации;
наличие сметной документации, имеющей положительное заключение об обоснованности стоимости работ и о соответствии требованиям нормативной документации по составлению смет, - в отношении объектов, подлежащих капитальному ремонту.
Реализация мероприятий, источниками финансового обеспечения которых являются субсидии на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, осуществляется в срок, предусмотренный Программой.
В случае если на реализацию мероприятия в очередном финансовом году предусмотрено предоставление субсидий на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, то средства субсидий могут быть израсходованы на покрытие кредиторской задолженности, образовавшейся в результате досрочного завершения реализации данного мероприятия в предшествующем году.
Органы местного самоуправления ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство энергетики и связи Архангельской области отчет о целевом использовании бюджетных средств по форме, утвержденной данным министерством.
К отчетам прилагаются сводные реестры платежных документов, являющиеся их неотъемлемой частью, с копиями платежных поручений на бумажном носителе, подписанные уполномоченными должностными лицами и заверенные печатью, а также пояснительная записка о ходе проведения работ в соответствии с календарным планом.
Отчеты об использовании субсидий на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности представляются в установленном порядке до их полного освоения.
Непредставление в установленные сроки отчетов является основанием для приостановления финансирования из областного бюджета.
В случае выявления министерством энергетики и связи Архангельской области или органом местного самоуправления, которому предоставляется субсидия, невозможности использования субсидии на установленные цели, либо отсутствия необходимости использования субсидии на установленные цели, либо нарушения условий предоставления субсидии указанные средства подлежат возврату в областной бюджет.
Сводный отчет об использовании субсидии представляется органом местного самоуправления в министерство энергетики и связи Архангельской области до 20 января года, следующего за годом, в котором осуществлялось предоставление субсидии.
За нецелевое использование субсидии и недостоверность предоставляемых сведений органы местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство энергетики и связи Архангельской области осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления условий соглашений, а также за целевым использованием средств субсидии.
Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области осуществляет контроль за целевым использованием средств субсидии.
В случае выявления нарушения настоящего Порядка и условий муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях реализации мероприятий раздела 8 приложения N 3 к Программе соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством энергетики и связи Архангельской области письменного требования о возврате.
При неисполнении получателем субсидии данного требования в установленный срок министерство энергетики и связи Архангельской области вправе обратиться с требованием о возврате субсидий в суд.
10. Реализация мероприятий раздела 13 приложения N 3 к Программе осуществляется министерством энергетики и связи Архангельской области во взаимодействии с органами местного самоуправления, подавшими заявки на предоставление соответствующих субсидий. Одним из условий предоставления субсидий муниципальным образованиям Архангельской области является наличие муниципальной программы энергосбережения, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В рамках данных программ муниципальные образования Архангельской области обеспечивают софинансирование реализации мероприятий по модернизации и капитальному ремонту объектов топливно-энергетического комплекса из местных бюджетов.
Предоставление и расходование субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на реализацию мероприятий по модернизации и капитальному ремонту объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на реализацию мероприятий по модернизации и капитальному ремонту объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 05 февраля 2013 года N 32-пп.
11. Реализация мероприятий раздела 14 приложения N 3 к Программе осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области во взаимодействии с органами местного самоуправления, подавшими заявки на предоставление соответствующих субсидий.
Предоставление и расходование субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на реализацию мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым постановлением Правительства Архангельской области.
12. Реализация мероприятий раздела 15 приложения N 3 к Программе осуществляется государственными заказчиками и их подведомственными учреждениями во взаимодействии с органами местного самоуправления.
В целях осуществления предынвестиционной подготовки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности исполнители данных мероприятий осуществляют разработку документации, являющейся основой для дальнейшей реализации инвестиционных проектов, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
13. Реализация мероприятий раздела 16 приложения N 3 к Программе осуществляется министерством энергетики и связи Архангельской области.
Отбор мероприятий для включения в данный раздел основывается на следующих условиях:
обеспечение снижения удельного расхода топлива при производстве тепловой и электрической энергии;
обеспечение снижения технологических потерь при передаче тепловой и электрической энергии;
сокращение зон децентрализованного электроснабжения.
Средства областного бюджета на реализацию данных мероприятий предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области в виде субсидий на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности согласно сводной бюджетной росписи областного бюджета, доведенным лимитам бюджетных обязательств и предельным объемам финансирования.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 февраля 2013 г. N 52-пп в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 19 080 573,5 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 4 811,5 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 1 915 982 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 2 225 751 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников - 14 934 029 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы из внебюджетных источников включают в себя средства бюджетных учреждений, определенных в рамках реализуемых энергосервисных договоров (контрактов).
Объемы финансирования Программы из средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год.
Объемы финансирования Программы из средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам, направлениям расходования средств и годам
Таблица 5
Источник финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе |
||||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 Год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
1. Всего по Программе |
19 080 573,5 |
403 663 |
1 897 672,5 |
833 079 |
4 124 502 |
3 252 431 |
2 619 801 |
2 044 056 |
2 017 397 |
706 625 |
666 543 |
514 804 |
2. Федеральный бюджет |
4 811,5 |
- |
4 811,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Областной бюджет |
1 915 982 |
- |
6 127 |
65 770 |
271 129 |
270 645 |
274 849 |
281 045 |
239 119 |
172 927 |
172 927 |
161 444 |
4. Местный бюджет |
2 225 751 |
22 384 |
179 214 |
115 643 |
258 368 |
192 430 |
211 145 |
409 850 |
421 870 |
161 876 |
144 095 |
108 876 |
5. Внебюджетные источники* |
14 934 029 |
381 279 |
1 707 520 |
651 666 |
3 595 005 |
2 789 356 |
2 133 807 |
1 353 161 |
1 356 408 |
371 822 |
349 521 |
244 484 |
* В том числе средства, полученные за счет сэкономленных энергетических ресурсов бюджетными учреждениями.
Внебюджетные источники финансирования Программы
Необходимый объем финансирования Программы за счет внебюджетного источника средств составляет 14 934 029 тыс.руб.
Внебюджетное финансирование включает в себя:
собственные средства собственников помещений в многоквартирных домах, участвующих в реализации Программы (в части установки общедомовых приборов учета энергетических ресурсов);
внешние инвестиции;
финансовые средства производителей энергосберегающего оборудования;
финансирование за счет ресурсоснабжающих организаций с последующим возмещением за счет сэкономленных денежных средств (в части установки приборов учета в бюджетных учреждениях);
энергосервисный договор (контракт).
VII. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
Программа предусматривает проведение обязательных энергетических обследований объектов государственной (областной) и муниципальной собственности, выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение в бюджетных учреждениях, подготовку квалифицированных кадров в сфере энергосбережения, информационное сопровождение, пропаганду энергосбережения, а также установку приборов учета всех энергоносителей.
Реализация Программы предполагает достижение экономического, экологического и социального эффекта.
В целом оценка эффективности реализации Программы будет производиться на основе системы целевых показателей, которые выражены в количественных и качественных характеристиках.
Система показателей обеспечит мониторинг реализации поставленных задач и достижение намеченных в рамках Программы целей за отчетный период, а также позволит своевременно вносить уточнения или изменения в Программу.
Методика оценки степени достижения целевых показателей Программы приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.
Оценка эффективности Программы осуществляется по методике, представленной в приложении N 2 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па.
VIII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы и Правительство Архангельской области.
Государственный заказчик-координатор Программы обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Корректировки и изменения в Программу, в том числе по включению в нее новых мероприятий, осуществляются в установленном порядке по представлению государственного заказчика-координатора.
Контроль за ходом исполнения Программы включает квартальную и ежегодную отчетность о реализации программных мероприятий.
Государственные заказчики Программы отвечают за реализацию Программы в части мероприятий, исполнителями которых они являются, обеспечивают подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении.
Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет государственному заказчику-координатору отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па (далее - Порядок разработки и реализации целевых программ Архангельской области), и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик Программы ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляет государственному заказчику-координатору отчеты о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов) по форме согласно приложениям N 2, 4-6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложениям N 4-5 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области отчет о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов) по форме согласно приложениям N 2, 4-6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности направляет в министерство финансов Архангельской области сведения об исполнении Программы по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор после получения заключения о реализации долгосрочной целевой программы от министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области представляет отчет о реализации долгосрочной целевой программы по итогам за год (итоговый отчет о реализации программы в целом) по форме согласно приложениям N 4 и 6 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области в Правительство Архангельской области.
Отчет, подготовленный по итогам реализации Программы за текущий год, рассматривается и утверждается на заседании Правительства Архангельской области.
Государственный заказчик-координатор Программы после доведения министерством финансов Архангельской области лимитов бюджетных обязательств на текущий год представляет до 01 марта текущего года в министерство экономичесокго развития и конкурентной политики Архангельской области план реализаци Программы на текущий год согласно приложению N 7 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.