Решение Архангельского областного суда
от 31 мая 2013 г. N 3-10
Определением Верховного Суда РФ от 11 сентября 2013 г. N 1-АПГ13-6 настоящее решение отменено
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре Баевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 31 мая 2013 г. дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующими пункта 7 статьи 19 Закона Архангельской области от 4 апреля 1996 г. N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области" (в редакции областного закона от 28 апреля 2012 г. N 461-30-ОЗ) в части слов "утверждаемым Архангельским областным Собранием депутатов", дефиса второго пункта 2 решения Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 "Об областном законе "О государственной службе Архангельской области" и приложения N 2, утвержденного решением Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 "Об областном законе "О государственной службе Архангельской области" (в редакции постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593),
установил:
решением Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 принят Закон Архангельской области "О государственной службе Архангельской области" (действующий в редакции областного закона от 28 апреля 2012 г. N 461-30-ОЗ), подписанный главой администрации Архангельской области.
Согласно пункту 7 статьи 19 Закона Архангельской области от 4 апреля 1996 г. N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области" порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Архангельской области и должности государственной гражданской службы Архангельской области, определяется Положением, утверждаемым Архангельским областным Собранием депутатов.
Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов и государственные должности государственных служащих Архангельской области (дефис второй пункта 2 решения от 4 апреля 1996 г. N 201).
Согласно приложению N 2, Положение (действующее в редакции постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593) содержит следующие нормы.
1. Названное Положение определяет порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее именуется - ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим на 16 августа 1995 г. и позднее государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, и государственные должности государственных служащих, определенные Реестром государственных должностей государственной службы Архангельской области (в ред. постановления Архангельского обл. Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593).
2. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается:
лицам, замещавшим государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, и уволенным в связи с прекращением полномочий, при этом доплата к пенсии устанавливается в порядке и на условиях, определенных при исчислении ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы;
лицам, замещавшим государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, и уволенным в связи с прекращением полномочий вследствие инвалидности, полученной в результате исполнения полномочий государственных органов, либо ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, наступившего не позднее месяца после увольнения в связи с прекращением полномочий; при этом ежемесячная доплата к пенсии устанавливается без истребования стажа: инвалидам I и II групп - в размере 60 процентов, инвалидам III группы - в размере 50 процентов месячного денежного содержания по должности, занимаемой на день прекращения исполнения указанных полномочий (абзац введен постановлением Архангельского обл. Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593);
лицам, замещавшим государственные должности государственных служащих области, согласно Реестру, и уволенным с государственной службы в связи с сокращением численности аппаратов органов государственной власти области либо выходом на государственную пенсию.
3. Лицам, имеющим стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии (в случаях, установленных названным Положением), и уволенным по одному из оснований, предусмотренных пунктом 2 названного Положения, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается только после назначения государственной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. постановления Архангельского обл. Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593).
4. Ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственных служащих, предусмотренные Реестром, устанавливается при наличии стажа государственной службы не менее 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин.
При стаже государственной службы 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 50 процентов месячного денежного содержания государственного служащего. Сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год стажа государственной службы сверх 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии не может превышать 60 процентов месячного денежного содержания государственного служащего.
5. Стаж государственной службы государственного служащего области, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, включает в себя периоды государственной службы на государственных должностях, определенных в приложении N 1.
6. Размер ежемесячной доплаты к пенсии исчисляется из расчета 1/4 части денежного содержания лица, обратившегося за надбавкой к пенсии, за любые 4 месяца подряд в течение последних двух лет работы на государственных должностях государственной службы.
При исчислении размера ежемесячной доплаты к пенсии по ранее занимаемой государственной должности месячное денежное содержание определяется с учетом изменений в централизованном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации оклада по этой должности.
7. В состав месячного денежного содержания (заработной платы), учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии, включаются:
должностной оклад;
надбавка за квалификационный разряд;
надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы;
надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
премии, выплачиваемые по результатам государственной службы (работы), кроме премий, носящих единовременный характер.
Премии для исчисления месячного денежного содержания учитываются в размере 1/12 их суммы за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения с государственной должности либо достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, с учетом проведенного в централизованном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации повышения должностных окладов в периоды после выплаты премий.
8. Заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии подается руководителю органа государственной власти, в котором заявитель замещал государственную должность, по форме согласно приложению N 2.
Руководитель органа государственной власти принимает решение о направлении документов в комиссию администрации области.
Документы, прилагаемые к заявлению:
- трудовая книжка;
- документ о размере денежного содержания по государственной должности за любые 4 месяца подряд в течение последних двух лет работы;
- в необходимых случаях - документ, подтверждающий установленную группу инвалидности (дефис введен постановлением Архангельского обл. Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593);
- в необходимых случаях - документ, подтверждающий специальный стаж (выслугу) на государственной службе (в ред. постановления Архангельского обл. Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593).
В тех случаях, когда доплата назначается пенсионеру, проживающему за пределами области, дополнительно предоставляется справка о размере назначенной пенсии.
9. Решение об установлении ежемесячной доплаты к пенсии (в процентном отношении к ежемесячному денежному содержанию) принимается комиссией администрации области и оформляется согласно приложению N 3.
О принятом решении в 10-дневный срок в письменной форме сообщается заявителю. В случае отказа в установлении ежемесячной доплаты к пенсии излагается его причина.
10. Решение об установлении ежемесячной доплаты к пенсии направляется в управление социальной защиты населения администрации области, которое определяет размер ежемесячной доплаты к пенсии и оформляет соответствующее решение согласно приложению N 4.
11. Уведомление о размере установленной ежемесячной доплаты к пенсии направляется заявителю управлением социальной защиты населения администрации области по форме согласно приложению N 5.
12. Ежемесячная доплата к пенсии выплачивается одновременно с государственной пенсией органом социальной защиты населения, производящим выплату пенсии, в порядке, установленном для выплаты пенсии, на основании поручения управления социальной защиты населения администрации области по форме согласно приложению N 6.
13. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с государственной должности и назначения государственной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. постановления Архангельского обл. Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593).
14. Размер месячной доплаты к пенсии индексируется в порядке, устанавливаемом областным законом "Об утверждении соответствующих расходов по пенсионному обеспечению государственных служащих".
15. При замещении государственной должности или выезде на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается. Возобновление выплаты ежемесячной доплаты к пенсии осуществляется применительно к порядку установления этой доплаты.
Получатель доплаты обязан сообщить органу социальной защиты, производящему ее выплату, о поступлении на государственную должность в течение 5 дней, а также о выезде на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
16. Финансирование расходов на доплаты к пенсиям осуществляется финансовым управлением администрации области в централизованном порядке через областное управление социальной защиты населения, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, и государственные должности государственных служащих Архангельской области, содержит действующие приложения: N 2 - форма заявления об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии, N 3 - форма решения комиссии администрации Архангельской области об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии, N 4 - форма решения Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области об определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии, N 5 - форма уведомления Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии, N 6 - форма поручения Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области на выплату, приостановления, прекращения выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии.
Первоначальный текст решения Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 и Закона Архангельской области от 4 апреля 1996 г. N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области" опубликован в печатном издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", N 13, 1996.
Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593, создающее действующую редакцию Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов и государственные должности государственных служащих Архангельской области, опубликовано в печатных изданиях "Волна", N 42, 23 октября 2012 г., "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва", N 34, 2012.
Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими указанных положений. В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые положения противоречат Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Уставу Архангельской области, законам Архангельской области. По утверждению прокурора Архангельским областным Собранием депутатов допущено нарушение процедуры принятия нормативного правового акта (в одном чтении, без учета мнения Губернатора Архангельской области). Оспариваемые положения не отвечают общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленности.
В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Пугачева С.В. заявление поддержала.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов Чувашева О.А. не согласилась с заявленными требованиями.
Представитель Губернатора Архангельской области Хоробров А.А. полагал заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Выслушав прокурора и представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу требований части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судебной проверке по настоящему делу подлежат взаимосвязанные действующие положения пункта 7 статьи 19 Закона Архангельской области от 4 апреля 1996 г. N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области" в части слов "утверждаемым Архангельским областным Собранием депутатов", дефиса второго пункта 2 решения Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 "Об областном законе "О государственной службе Архангельской области" и приложения N 2, утвержденного решением Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 "Об областном законе "О государственной службе Архангельской области".
С учетом требований частей 1, 2 статьи 253 ГПК РФ оспариваемая норма Закона Архангельской области "О государственной службе Архангельской области" подлежит проверке на соответствие федеральным законам, другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Уставу Архангельской области, а решение Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 и утвержденное им Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, и государственные должности государственных служащих Архангельской области - также на соответствие законам Архангельской области.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации каждому в соответствии с целями социального государства гарантируется социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, относится к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, что предусмотрено статьей 73 Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2002 года, на основании которого в настоящее время федеральным государственным служащим назначаются пенсии за выслугу лет, предусматривается, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7).
До 1 января 2002 года федеральным государственным служащим назначалась ежемесячная доплата к государственной пенсии согласно Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих". Этим же Указом Президента Российской Федерации субъектам Российской Федерации рекомендовалось устанавливать доплаты к государственным пенсиям за счет собственных средств.
Принятый в соответствии с указанными нормами Закон Архангельской области от 4 апреля 1996 г. N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области", статьей 19, регулируя основные вопросы пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Архангельской области, должности государственной гражданской службы Архангельской области, и членов их семей, устанавливает круг лиц, обладающих правом на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, условия для назначения такой доплаты и ее размер, порядок индексации.
По смыслу пункта 7 статьи 19 Закона Архангельской области от 4 апреля 1996 г. N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области", оспариваемого прокурором в части слов "утверждаемым Архангельским областным Собранием депутатов", законодательному (представительному) органу следовало принять подзаконный акт (по отношению к областному закону) в виде положения, в котором конкретизировался порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Архангельской области и должности государственной гражданской службы Архангельской области (в тексте положения использована терминология - лица, замещавшие государственные должности Архангельской области, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, что согласуется со статьей 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Ни действовавший Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2449-1 "О Краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" (статьи 1, 27, 28, 64), ни Устав Архангельской области (принятый решением Архангельского областного Собрания депутатов от 23 мая 1995 г. N 36, действовавший в редакции решения от 5 октября 1995 г. N 87) (статья 22) не устанавливали перечень вопросов, по которым рассматриваемое правовое регулирование допускалось исключительно в форме принятия областных законов.
Приведенными нормативными правовыми актами не разграничивались случаи принятия областных законов либо решений, что прокурором не оспаривается.
Такая правовая конструкция как включение отсылочной нормы, не может служить основанием для признания ее несоответствующей федеральному законодательству, поскольку указанное допускается при правовом регулировании.
Что касается ссылки прокурора на статью 30 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которой в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с названным Федеральным законом и обеспечения преемственности власти устанавливается переходный период - два календарных года со дня вступления в силу названного Федерального закона, и утверждение прокурора о необходимости к 6 октября 2001 г. приведения решения Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 в соответствие с названным Федеральным законом, то их следует признать несостоятельными.
Данная норма обеспечивает приведение законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с требованиями названного Федерального закона, однако не имеет обратной силы применительно к регулированию процедуры ранее принятых нормативных правовых актов.
Следует также отметить, что согласно подпункту "и" пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут оформляться иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По делу не усматривается, что рассматриваемые правоотношения должны регулироваться исключительно законами субъекта Российской Федерации, таких требований в подпунктах "а" - "н" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не содержится.
В этой связи представляется, что Архангельской областное Собрание депутатов имело полномочия внести изменения и дополнения в приложение N 2 "Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности при непосредственном исполнении полномочий государственных органов и государственные должности государственных служащих Архангельской области" к решению Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 "Об областном законе "О государственной службе Архангельской области", оформляя решение по вопросу, отнесенному пунктом 7 статьи 19 Закона Архангельской области от 4 апреля 1996 г. N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области" к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания недействующими пункта 7 статьи 19 Закона Архангельской области от 4 апреля 1996 г. N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области" в части слов "утверждаемым Архангельским областным Собранием депутатов", дефиса второго пункта 2 решения Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 "Об областном законе "О государственной службе Архангельской области", а также в целом приложения N 2, утвержденного решением Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 "Об областном законе "О государственной службе Архангельской области".
В тоже время отдельные положения приложения N 2, утвержденного решением Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 "Об областном законе "О государственной службе Архангельской области", противоречат федеральному законодательству, другим нормативным правовым актам Архангельской области, имеющим большую юридическую силу.
Так, из содержания абзаца третьего пункта 2 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности при непосредственном исполнении полномочий государственных органов и государственные должности государственных служащих Архангельской области (далее по тексту - Положение) следует, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается как для лиц, замещавшим государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, и уволенным в связи с прекращением полномочий вследствие инвалидности, полученной в результате исполнения полномочий государственных органов, так и для лиц, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, наступившего не позднее месяца после увольнения в связи с прекращением полномочий. При этом ежемесячная доплата к пенсии устанавливается без истребования стажа.
Указанные положения не соответствуют пунктам 1, 3 статьи 19 Закона Архангельской области от 4 апреля 1996 г. N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области", поскольку расширяют круг лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, устанавливая более льготные условия назначения рассматриваемой доплаты по сравнению с областным законом, что является превышением делегированных полномочий по принятию порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии.
Пункт 5 оспариваемого прокурором Положения в целях определения периодов государственной службы на государственных должностях имеет отсылку к приложению N 1, которое утратило силу согласно постановлению Архангельского областного Собрания депутатов от 29 октября 2008 г. N 1961 "Об областном законе "О внесении изменений в отдельные областные законы".
В настоящее время рассматриваемый вопрос регулируется Законом Архангельской области от 3 июня 1997 г. N 27-9-ОЗ "О порядке исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации государственных гражданских служащих Архангельской области и лиц, замещающих государственные должности Архангельской области, для установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии".
Пункт 7 Положения устанавливает, что в состав месячного денежного содержания (заработной платы), учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии, включаются, в частности, надбавка за квалификационный разряд; премии, выплачиваемые по результатам государственной службы (работы), кроме премий, носящих единовременный характер.
Данные положения не соответствуют статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункту 1 и подпункту 5 пункта 3 статьи 9 Закона Архангельской области от 23 июня 2005 г. N 71-4-ОЗ "О государственной гражданской службе Архангельской области", устанавливающих иные составляющие денежного содержания гражданского служащего.
Абзац второй пункта 8 Положения наделяет руководителя органа государственной власти правом принимать решение о направлении документов в комиссию администрации области.
В соответствии с абзацем первым пункта 9 Положения решение об установлении ежемесячной доплаты к пенсии принимается комиссией администрацией области и оформляется согласно приложению N 3.
Однако такой орган как комиссия администрации области не существует, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Архангельской области от 3 июня 1997 г. N 27-9-ОЗ "О порядке исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации государственных гражданских служащих Архангельской области и лиц, замещающих государственные должности Архангельской области, для установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии" стаж государственной гражданской службы Российской Федерации государственных гражданских служащих Архангельской области и лиц, замещающих государственные должности Архангельской области, для установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии со статьей 19 областного закона от 4 апреля 1996 года N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области" исчисляется комиссией по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Состав комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области. В состав комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии подлежат включению представители исполнительных органов государственной власти Архангельской области, Архангельского областного Собрания депутатов и иных государственных органов. Положение о комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии утверждается указом Губернатора Архангельской области.
Из содержания пунктов 10, 11, 12 и 16 Положения и приложений 3, 4, 5 и 6 к нему следует, что полномочиями при назначении, оформлении, финансировании, выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии наделяются управление социальной защиты населения администрации области, финансовое управление администрации области.
Приведенная норма не соответствует статье 8 Устава Архангельской области, статье 3 Закона Архангельской области от 20 мая 2009 г. N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области", согласно которым в систему исполнительных органов государственной власти Архангельской области входят Правительство области, администрация Губернатора области и Правительства области, агентства и инспекции области.
Структурой исполнительных органов государственной власти Архангельской области, утвержденной указом Губернатора области от 19 октября 2009 г. N 32-у, предусмотрено создание министерства труда, занятости и социального развития области.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что размер месячной доплаты к пенсии индексируется в порядке, устанавливаемом областным законом "Об утверждении соответствующих расходов по пенсионному обеспечению государственных служащих", однако такой областной закон отсутствует.
При этом порядок индексация размеров ежемесячных доплат к трудовой пенсии установлен пунктом 6 статьи 19 Закона Архангельской области от 4 апреля 1996 года N 40-22-ОЗ "О государственной службе Архангельской области".
Таким образом, перечисленные нормы не отвечают критерию формальной определенности, устанавливают для правоприменителя неопределенность, неясность условий принятия решений, связанных с назначением, выплатой рассматриваемых доплат, не согласующихся с действующим федеральным, областным законодательством.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, он признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Поскольку подлежащие признанию недействующими положения применялись, на их основании реализованы права граждан (что лицами, участвующими в деле не оспаривалось), указанные нормы следует признать недействующими со дня вступления решения в законную силу.
В силу части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу приложение N 2, утвержденное решением Архангельского областного Собрания депутатов от 4 апреля 1996 г. N 201 "Об областном законе "О государственной службе Архангельской области" (в редакции постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1593), в части абзаца третьего пункта 2, пунктов 5 и 7, абзаца второго пункта 8, абзаца первого пункта 9, пунктов 10, 11, 12, 14 и 16, приложений 3, 4, 5 и 6.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 31 мая 2013 г. N 3-10
Текст решения официально опубликован не был
Определением Верховного Суда РФ от 11 сентября 2013 г. N 1-АПГ13-6 настоящее решение отменено